Одной из ключевых проблем общественного развития является вопрос об определении места и роли государства в системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретаете период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической модели. Именно такие радикальные преобразования проводятся в современной России.
Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого системного кризиса отечественной модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности производства,
Реализация объективно существующей потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит грамотного финансового регулирования системы.
Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических
Объектом исследования выступила система финансового регулирования
Предметом исследования явились: финансовые отношения; финансовая политика государства; правовое и методическое обеспечение процесса управления финансами.
Методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений ...
... аспекты методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса; 2. Провести антикризисный финансовый анализ деятельности компании ... в нашей стране вывели положение, что общественно-экономическая формация, устранившая частную собственность, исключает и саму ... «кризис», но по существу отражали те же процессы. Однако наступление кризиса определяется не тем, какими ...
Методологическую основу исследования составили: диалектический способ познания; системный подход; принципы формальной логики; методы экономического анализа и синтеза; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».
2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.
3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.
4. Выявить специфику отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.
5. Изучить организацию финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовую базу, выявить проблемы в данной сфере.
6. Предложить мероприятия по
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование
Анализ точек зрения современных авторов относительно содержания термина «финансовое регулирование» показал, что в экономической литературе нет однозначного подхода к рассмотрению данного феномена, однако наиболее часто говорится о финансовом регулировании социально-экономических процессов и о приоритетной роли государства в данной сфере (табл. 1).
Таблица 1. – Интерпретация термина «финансовое регулирование» современными российскими авторами
Сущность понятия |
|
Романовский М.В. |
Финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально- |
Позднякова Т.А. |
Финансовое регулирование – это организуемая государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях |
Грязнова А.Г. |
Под финансовым регулированием понимается воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других 3 . |
Барулин С.В. |
Финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность органов государственной (муниципальной) власти и менеджмента организаций по воздействию на различные объекты регулирования путем принятия финансовых регулирующих мер с целью достижения стратегических целей и решения тактических задач финансовой политики 4 . |
Барышникова Н.Л. |
Финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов управления организаций по воздействию на экономику. Отдельные отрасли и структуру через совокупность элементов финансовых форм, методов, механизмов государственного и корпоративного стимулирования или сдержания 5 . |
Неоднозначность трактовки тех или иных понятий – характерная особенность современного этапа формирования отечественной теории финансового регулирования. Единства взглядов сегодня не наблюдается в подходах и к определению данного регулирования, и к выде лению его структурных элементов. Причем, судя по доступным источникам, попытки эти немногочисленны. На фоне повышенного внимания к проблемам государственного регулирования в целом и к рассмотрению различных аспектов его финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.
Обобщив различные интерпретации понятия «финансовое регулирование», можно сказать, что это – процесс целенаправленного и последовательного применения государством и хозяйствующими субъектами совокупности форм и методов финансового воздействия стратегического и практического характера на социально-экономические объекты или процессы для оказания действенного влияния на микро– и макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Финансовое регулирование представляет собой организованную государством и хозяйствующими субъектами деятельность по эффективному использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. В самом общем смысле целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро– и макроуровнях экономики.
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы
Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое — через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.
В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам
Однако действие косвенных элементов
По мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы, используемые в процессе финансового регулирования:
- налоги и неналоговые платежи в
бюджет; - финансовые льготы и санкции;
- эксплуатационные расходы бюджетных организаций;
- общие и целевые субсидии для
государственных заказов; - доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных
предприятий.
В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. «Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название «монетаризма».
Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в
Моделям регулирования свойственна