Конфликты в системе государственного управления

Актуальность данной темы заключается в том, что общественная жизнь не представляется без столкновения различных идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших групп других сообществ. Постоянно возникают разногласия и противоречия различных сторон, зачастую перерастающие в конфликты.

Конфликт — трудноразрешимое противоречие; конфликты, происходящие в коллективе, делятся на объективные и субъективные. В основе объективного конфликта лежит реальная проблема. В субъективном конфликте объект отсутствует, что затрудняет его решение.

Выделяют четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Конфликт можно рассматривать как непосредственное столкновение сторон и как развивающийся процесс, в котором выделяются четыре этапа.

На первом этапе вступают в противоречие интересы оппонентов, и определяется объект конфликта, т.е. создается конфликтная ситуация.

На втором этапе происходит инцидент, т.е. действие, обостряющее конфликтную ситуацию.

Третий этап характеризуется кризисом отношений между оппонентами.

На этом этапе выделяются две фазы: конструктивная, на которой еще сохраняется возможность совместной деятельности оппонентов, и деструктивная, на которой сотрудничество между оппонентами уже невозможно.

На четвертом этапе конфликт завершается, т.е. устраняется причина, вызвавшая конфликт. На этом этапе крайне важно, чтобы объективный конфликт не трансформировался в субъективный.

Конфликты могут иметь функциональные и дисфункциональные последствия. Функциональные последствия для организации могут заключаться в том, что решение конфликта устраивает все стороны. В результате все чувствуют себя причастными к решению проблемы, совместно принятые решения охотно выполняются, оппоненты приобретают опыт сотрудничества. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит к плохим последствиям.

Однако конфликт часто вызывает дисфункциональные последствия, которые мешают достижению целей организации. К таким последствиям относятся неудовлетворенность, плохое состояние духа работника, что обуславливает текучесть кадров, представление об оппоненте как «враге», сворачивание взаимоотношений между конфликтующими сторонами, придание большего значения «победе» в конфликте, чем реальной проблеме и т.п.

Для преодоления конфликта используются структурные и межличностные методы. К структурным методам относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений. Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

5 стр., 2263 слов

Конфликтологическое консультирование в семейных конфликтах

... способ). преодоление эгоизма — пожалуй, самый сложный этап в решении конфликта, говоря простыми ... возможно, самая универсальная и наименее насильственная форма разрешения конфликта, но ее эффективность во многом определяется искусством и ... ответственность посредников, юридическая сила достигнутых соглашений о разрешении конфликта и др. Широкие слои общественности должны быть проинформированы ...

Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами влияние на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Основная цель управления конфликтами состоит в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному решению конструктивных. От эффективности управления конфликтом зависит стабильность в деятельности организации, на которую влияют: масштаб дисфункциональних последствий, устранение причин противоречий, вероятность противоречивых столкновений.

В этом руководитель организации имеет принципиальное преимущество, обеспечивающее ему стратегическое лидерство в конфликте, в его решении: право вырабатывать цели, способы и методы их достижения, обеспечивать их реализацию, анализ результатов.

Управление конфликтами как сложный процесс включает конкретные виды деятельности:

  • профилактика и предотвращение возникновения конфликта;
  • диагностика и регулирования конфликта на основе корректировки поведения его участников;
  • прогнозирование развития конфликтов и оценка их функциональной направленности;
  • разрешение конфликта.

Содержание управления конфликтами заключается в строгом соответствии этапов до их динамики.

Степень научной разработанности проблемы. Начало исследования феномена конфликта восходит к древней философии. Однако зарождение конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX века: Г. Зиммелю принадлежит заслуга введения в научный оборот понятия «социология конфликта».

Позднее на этой основе в той или иной форме различные аспекты конфликтов рассматривались в работах Г.Спенсера, М. Вебера, Ратценхофера, Гумпловича, У. Самнера, Ф. Тенниса, Л.Уорда, Ч. Кули, Р.Парка и других. В середине 50-х годов XX века появились новые теории социального конфликта, которые свидетельствовали об оформлении данного научного направления. Крупный вклад в разработку его теоретических и методологических проблем внесли Л. Коузер, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, Ч. Миллс. Общая теория конфликта, связанная с именами М. Вебера и Г. Зиммеля, послужила началом для возникновения к середине 20-ого века конфликтологии в качестве самостоятельной области социологии.

Р. Дарендорф в своих работах («Элементы теории социального конфликта», «Современный социальный конфликт» и др.) рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии. Наличие конфликтов — естественное состояние общества. Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, как считал К. Маркс, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты не всегда являются угрозой для данной общественной системы, более того, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений.

6 стр., 2970 слов

Управление конфликтами и методы их разрешения

... и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию. Цель данной работы заключается в рассмотрении стадий и фаз развития конфликта и методов управления конфликтами. ... что стороны конфликта воспринимают окружающую среду крайне субъективно и искаженно. Конфликтная стадия. Фазы этой стадии конфликта развертываются в такой последовательности: в какой- ...

Теоретический фундамент современной науки о конфликте заложил американский социолог Л. Козер («Функции социального конфликта»), давший глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества.

В отличие от Л. Коузера, другой американский социолог Т. Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, нуждающуюся в лечении. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Э. Мэйо, К. Боулдинг и другие западные социологи развивали ту или иную точку зрения на конфликты в обществе, что привело к повышенному интересу к проблеме конфликтов со стороны психологов и юристов. З. Фрейд, К. Юнг, а затем Э. Берн, К. Томас предложили различные типологии людей, учитывающие их поведение в конфликтных ситуациях. Так, К. Юнг разработал новую классификацию характеров людей, Э. Берн обосновал концепцию трансактного анализа, К. Томас предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации.

Отечественные ученые, которые стали активно заниматься проблемой конфликтов со второй половины ХХ в. провели серьезные монографические исследования. Ряд авторов внесл большой вклад в развитие конфликтологии: (В.В. Дружинин, Д.С. Конторов и М.Д. Конторов, А.В. Дмитриев), А.Г. Здравомыслов, и другие. Анализ вышеуказанных источников показывает, что в имеющейся научной литературе недостаточно разработаны теоретические вопросы, связанные с анализом конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих, основных факторов возникновения и их влияние в государственной и муниципальной сфере. Сложившиеся в современной науке подходы к изучению конфликтов не в полной мере раскрывают особенности технологии управленческого воздействия на конфликты, протекающих в государственно-административной сфере, что обуславливает потребность в дальнейших исследованиях в этой области.

Объект исследования — конфликты в системе государственного управления.

Предмет исследования — особенности разрешения и профилактики конфликтов в системе государственного управления.

Целью работы является анализ управления конфликтами в системе государственного управления.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обобщить теории управления конфликтами, существующие в западной и отечественной социологии;

2. Проанализировать конфликт как социальный феномен;

3. Изучить основные подходы в разработке управленческих решений в государственном учреждении в ходе практики нахождения выхода из конфликтной ситуации;

4. Провести анализ особенностей конфликтов в сфере управления государственных структур;

5. Рассмотреть механизмы управления конфликтами в СГУ и модернизацию управленческих решений в ГС.

Методологической основой исследования является совокупность наиболее общих принципов научного познания, составляющих основу теоретического и эмпирического уровней обобщения результатов социологического исследования. Система гуманитарного познания сложных социальных процессов определяет основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов социологии. Эту основу составили труды классиков философии и социологии.

12 стр., 5834 слов

Система функций управления социальной работой

... управления. И рассмотреть систему функций управления социальной работой. Задача: изучить содержание понятий «процесс управления» и «функции управления». рассмотреть содержание функций управления. Предметом исследования является система функции управления социальной работой. 1.Структура и функции управления 1.1. Процесс и общие функции управления, Функции управления Содержание действий и функций, ...

Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные нами в ходе анализа конкретных социологических исследований по теме, а также результаты анализа теоретического и эмпирического материала, содержащегося в отечественных и зарубежных источниках по отдельным направлениям исследуемой темы.

1.1 Конфликт: определение, функции, классификация

Конфликту присущи своеобразные свойства, отношения и внешние формы. Прежде чем давать определение понятия «конфликт», нужно рассмотреть некоторые из этих черт.13

Конфликт — это социальное явление, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем14.

Далее, конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Человек наделен специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Конфликт доказывает, что намерения и поступки человека направляются целевыми установками, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности, а вовсе не врожденными инстинктами.

Конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

Немаловажным является то, что конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

Конфликт — явление, которое можно прогнозировать и подвергать регулированию. Это объясняется самой природой возникновения конфликтных ситуаций, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.

Если суммировать все вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания, то можно дать следующее определение данного понятия: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Функция конфликта — определенное назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Долгое время считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. ученый Льюис Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта.

Если конфликт позитивно влияет на происходящие изменения, способствует повышению эффективности работы организации, стимулирует личность, то можно смело сказать, что конфликты выполняют позитивную функцию. Выделяют следующие конструктивные функции конфликта:

8 стр., 3693 слов

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

... урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе с точки зрения возможностей их законодательного совершенствования. конфликт интерес служащий коррупция В ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный (муниципальный) служащий и ...

  • формирование более четких границ между группами, структур, ответственных за принятие решения, укрепление внутреннего единства, усиление нормативного поведения.
  • помогает снять социальной напряженности и устранить стрессовой ситуации, помогает разрядить обстановку и снять напряжение, накопившееся.
  • получение информации об окружающей социальной среде.
  • нововведения, привлечение внимания к необходимости изменений.
  • создание и поддержание баланса сил, и в частности власти, социальный контроль.

Конфликт может привести к перераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, нового баланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации;

— создание новых социальных институтов. Конфликт является одним из родоначальников новых организаций и направлений деятельности. Большое число организаций возникло в процессе и в результате отделения групп сотрудников от материнской организации. Именно конфликт позволил им сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежних сослуживцев и руководителей.

  • конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности
  • конфликт может сдерживать более острый конфликт.
  • конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувство неполноценности, покорности и т.д.
  • конфликт является важным фактором социализации человека, развития его как личности.

Данные функции приводят к неудовлетворенности личности, могут разрушить групповое сотрудничество. Если конфликт приводит к ухудшению психологического климата, замедлению развития, стрессу, то можно считать, что он выполняет негативную функцию.

Возникают вследствие социально-психологической несовместимости людей, затрудняют принятие необходимых решений. Выделяют следующие диструктивные функции конфликта:

  • ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины;
  • уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами;
  • дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем;
  • неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга.
  • материальные и эмоциональные затраты;
  • конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.

Более того, он может вызвать и кризис общественного развития.

  • конфликт (военный) связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери.
  • конфликт может привести к стрессу, могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как ощущение подавленности, пессимизма и тревоги.
  • конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение ценностных ориентаций и образцов поведения.

Функции конфликтов:

Информацонно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей и позиций, противоборствующих сторон, так как

способствует получению информации о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований, об окружающей социальной среде, а также создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Информационно-познавательная функция имеет две стороны — сигнализирующую и коммуникативную.

3 стр., 1104 слов

Теория социального конфликта

... постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; разница в социальном положении различных социальных групп ...

Сигнализирующая функция. Данная функция сигнализирует об очагах социальной напряженности. Она выражается в том, что администрация начинает обращать внимание на нерешенные проблемы, обнаруживает недостатки в условиях и охране труда, выявляет произвол, различного рода злоупотребления служебным положением, начинает стимулировать сотрудников и реализовывать потребности, интересы и ценности коллектива. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации.

Коммуникативная функция выражается в том, что для обеих противоборствующих сторон крайне важно располагать информацией, позволяющей узнать о ресурсах, которыми располагает противник и сделать выводы о стратегии и тактике его поведения в данной конфликтной ситуации. Расширяя информационный потенциал, стороны усиливают коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объем информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода из конфликта.

Интегративная функция способствует объединению людей и установлению стабильности в обществе. То есть в данном случае разрешение конфликтной ситуации только сплачивает группы, в целом общество, а также способствует гармонизации общественных отношений.

Активизирующая функция конфликта активизирует социальные связи, придает взаимодействию сотрудников большую динамичность и мобильность; происходит усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства.

Инновационная функция конфликта способствует поддержке творческой инициативы, повышению активности и мотивации сотрудников к работе, стимулированию роста квалификации, генерированию новых и оптимальных решений.

Профилактическая функция способствует профилактике противоборств, ослаблению конфронтации в социально-трудовых отношениях и урегулированию разногласий на взаимной основе.

Также следует подчеркнуть, что ценность отмеченных выше позитивных и негативных функций «ситуативна», поэтому не стоит подходить к ним с оценочными категориями. Все происходящие во время конфликта трансформации единовременны и взаимосвязаны.

«Только послеконфликтный анализ может вывести реальную направленность конфликта».

Социальный конфликт — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т. д.).

Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности в их отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям — революциям, войнам, анархии.

4 стр., 1955 слов

Особенности управления сложными социально-экономическими системами: ...

... факт, что процесс управления на всех иерархических уровнях социально-экономической системы включает организационные, экономические, а также правовые формы воздействия на процесс социально-экономического развития: непосредственное ... участие органов государственной власти государства в выработке и обеспечении достижений национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. В числе ...

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т. д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп, идеологические и политические разногласия, конфессиональные противоречия, несовместимость индивидуальных и общественных ценностей и т. д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества порождает свои специфические конфликты. Здесь можно выделить политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты.

1. Политические конфликты — это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формируемыми целями по завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. К основным политическим конфликтам относятся19:

  • конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  • конфликты внутри парламента;
  • конфликты между политическими партиями и движениями;
  • конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявления политического конфликта было длительное противоборство между исполнительной и законодательной властью, которое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального Собрания и принятие новой Конституции России. Однако причины конфликта до конца не были устранены, и он перешел на новую стадию своего развития, приняв форму противостояния Президента и Федерального Собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью.

2. Социально-экономические конфликты — это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов).

Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии «трудовые коллективы — государственная администрация». Наряду с требованиями повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей по зарплате и выплате пенсий все чаще выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности.

6 стр., 2575 слов

Конфликты в государственно-административной сфере

... иные расхождения субъектов и объектов управления неизбежно провоцируют конфликты, предопределяя определенную форму человеческого поведения. Конфликтность таится уже в самой природе и организации государственной власти. Государственно-административной сфере органически присуща структурная ...

Массовые конфликты в экономической сфере нередко связаны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разработанная правовая база разрешения трудовых споров. Примирительные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создания более эффективной законодательной системы регулирования трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В современной России доминирующим фактором конфликтов была идея суверенитета территорий, народа или этнической группы. Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получении полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример — конфликт с Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты).

Следует отметить, что подобные конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической и социально- экономической сферах, в области межнациональных отношений, представляют собой наибольшую опасность для общества. В современной России, переживающей трудный переходный период, конфликты стали повседневной реальностью. Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) все участники должны проявлять склонность к компромиссу.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать напряженное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Полное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

11 стр., 5114 слов

Государственная власть как особая разновидность социальной власти

... и средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как внутри общества, так и за его пределами. Государственная власть - особый вид социального управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными ...

Большое значение имеет заключительная, постконфликтная стадия. На этой стадии должны быть окончательно устранены противоречия на уровне интересов и целевых установок, а также приняты меры по снятию социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

В современной России важно сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно реагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон. И здесь большую роль могут сыграть средства массовой информации, общественное мнение и другие институты гражданского общества.

Конфликты, являясь формой реальных общественных связей, выражают отношения социальных групп и общностей, взаимодействие личностей внутри этих социальных групп при несовпадении интересов, потребностей, мотивов и стимулов.

Если рассматривать государственную сферу, то здесь конфликт представляет собой специфическую форму взаимодействия институтов, организаций, социальных групп и индивидов. Такие факторы как иерархичность структур государственно системы, дифференциация управленческих ролей, различия статусов и интересов, а также ценностные, социокультурные и иные расхождения субъектов и объектов управления неизбежно ведут к конфликтам, предопределяя определенную форму человеческого поведения.

Как мы знаем, конфликты зачастую могут создавать значительную напряженность и способны привести к негативным последствиям. Однако если научиться управлять и контролировать конфликты, то они откроются с положительной стороны. Конфликты способны придать определенную динамику управленческим процессам, предотвращать нежелательное развитие событий, сплотить коллектив, рационализировать отношения в организации и т.д.

Классификацию конфликтов в государственной административной сфере можно произвести по следующим основаниям.

1. Конфликты на уровне государства:

  • конфликт между государством и обществом;
  • конфликт между государством и отдельными общественными институтами;
  • конфликты между государством и личностью.

Конфликты на уровне государства связаны с проблемой легитимности.

Принцип легитимности был сформулирован в рамках классической теории демократии (теории общественного договора).

Согласно утверждениям классических либералов, лишь та форма правления легитимна, которая гарантирует и обеспечивает всеобщее, сознательное и активное участие граждан в политическом процессе. Отсутствие авторитета и престижа власти, утрата общественного доверия может стать причиной конфликта между властью и обществом. Наиболее яркие проявления такого конфликта — гражданское неповиновение, сопровождающееся демонстрациями, пикетированием и забастовками.

2. Конфликты на уровне организации государственно — административной сферы:

  • конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной), органами особой компетенции (прокуратура РФ, Счетная палата РФ и др.);
  • конфликты между структурами внутри законодательной власти (Совет Федерации, Государственная Дума РФ), исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, агентства, службы), судебной власти (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные суды);
  • конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) структурами;
  • конфликты между государственно-административными структурами и государственными организациями, организациями частного сектора;
  • конфликты между федеральными, региональными органами государственного управления и органами местного самоуправления.

Данная группа конфликтов представляет собой противоречия, складывающиеся в органах государственной власти и управления. Конфликт между политическими и государственно-административными структурами характеризуется противоречиями принципов и критериев. В одних случаях политические силы ради стабилизации политической ситуации, сохранения политического режима подвергают мощному давлению государственные структуры на игнорирование целей социально-экономического развития государства, зачастую с нарушениями действующего законодательства. В других случаях определяющими могут стать закон и экономическая эффективность, на второй план отходит политико-идеологическая составляющая. Конфликт может развиваться и по иному сценарию, когда оппозиционные политические силы с помощью отдельных государственных структур оказывают давление на государственную власть. Чаше всего подобные конфликты проявляются в условиях переходного периода, когда органы государственного управления отклоняются от своего функционального предназначения и переходят к политическим методам достижения целей.

Главным источником противоречий конфликтов между государственно-административными структурами и государственными организациями, организациями частного сектора являются взаимопротивоположные стремления сторон: государственные органы пытаются усилить свой контроль, а государственные предприятия — освободиться от чрезмерной опеки с их стороны.

Сложнее и разнообразнее противоречия между государственными учреждениями и частным сектором. Их причины разнообразны: не исполнение или ненадлежащее исполнение государственными структурами своих обязанностей, отсутствие четких правовых норм и стандартов, коррупция, монополизм на рынке определенных услуг и др. Подобные конфликты, возможно, урегулировать посредством совершенствования стиля деятельности государственных органов и роста организованности частного сектора (образования различного рода союзов и ассоциаций, развития навыков использования судебных инстанций и т.д.).

Немаловажную роль могут сыграть различного рода коалиции между частными и государственными сегментами общества для решения конкретных экономических, правовых и социальных задач.

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, также могут способствовать предотвращению конфликтов государственных органов и частного сектора.

Самыми структурированными и в то же время самыми распространенными являются конфликты между государственными органами исполнительной власти. Причины данных конфликтов разнообразны, начиная от функциональной неопределенности и заканчивая корпоративными интересами служащих, различий в статусах и полномочиях. Преодолеть данные конфликты возможно посредством создания оптимальной структуры и системы распределения функций opганов исполнительной власти, оптимизации исполнения функций исполнительной власти на основе результатов функциональных обзоров.

Одними из самых сложных и опасных конфликтов являются конфликты между федеральными, pегиональными органами государственнoгo управления и органами местного самоуправления. Тенденции децентрализации государственного управления, проявившиеся в первой половине 90-х годов в России, обернулись сломом властной вертикали и потерей управляемости страной. Субъекты Российской Федерации, особенно представленные национальными образованиями, приобрели очень высокий уровень независимости от центра28. Органы местного самоуправления не подчинялись региональным властям, которые, в свою очередь, не вполне признавали федеральные власти. Конфликты между тремя уровнями властной вертикали привели к системному кризису

государственного управления. Особая роль при урегулировании подобного рода конфликтов отводится четкому определению организационной и структурно-функциональной схемы взаимодействия федерального, регионального и местного уровней управления. Обеспечение необходимых сдержек и противовесов, законодательное разграничение предметов ведения позволят создать оптимальное соотношение самостоятельности федерального центра, региональных и местных властей.

3. Конфликты на уровне государственного органа.

Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Следовательно, объект конфликтов в сфере государственного управления — распоряжение властью, а предметно- содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов. противоречие конфликт государственный

Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции.

Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, — если умело управлять конфликтами, возможно, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В принципе любой реальный конфликт уникален с точки зрения, как источников, причин возникновения, так и участвующих сторон, поведенческой мотивации последних, а также других аспектов конкурентного взаимодействия. Тем не менее, в связи со специфичностью внешних и внутренних отношений, существующих в государственно- административной сфере, можно выделить несколько наиболее распространенных здесь идеальных, чистых типов конфликтов:

1. Конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами);

2. Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов;

3. Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления;

4. Конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления;

5. Функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри государственных организаций и учреждений;

6. Неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями.

Противоречия между политическими и государственно- административными структурами отражают двоякий характер ориентаций макроуправленческой системы. Иными словами, в данном случае мы имеем конфликт принципов и критериев, которые, с одной стороны, ориентируют деятельность государственных институтов на закрепление и стабилизацию политической власти (что предполагает постановку перед государственными органами широких идеологических целей и приоритетов, способных в определенных случаях игнорировать как законы, так и цели социально- экономического развития государства и общества ради сохранения властвующего режима), а с другой — нацелены на макроэкономическое регулирование общественных отношений (когда определяющими становятся уже не политико-идеологическая целесообразность, а закон и экономическая эффективность).

На практике такого рода конфликты возникают, например, тогда, когда органы хозяйственного (макроэкономического) управления отклоняются от своего функционального предназначения и либо переходят к политическим методам достижения целей (т.е. используют внеэкономическое принуждение и аналогичные средства обеспечения чьих-то групповых интересов), либо же систематическим нарушением законов государства или ненадлежащим выполнением своих обязанностей провоцируют политически ощутимые формы общественного протеста. Толчком к возникновению подобного рода конфликтных ситуаций могут послужить и реорганизация (или планы реорганизации) государственного аппарата, не учитывающая нужды и интересы государственных служащих.

Наиболее острые формы конфликты рассматриваемого типа принимают тогда, когда отдельные ведомства пытаются встать на позиции, противоречащие политическому курсу правящего режима (или, если взять усложненный вариант, когда одни ведомства поддерживают линию законодательных органов вопреки позиции исполнительных, а другие — наоборот).

Подобные ситуации чаще всего складываются в условиях переходного периода, когда государственная власть подвергается мощному давлению со стороны оппозиционных сил или отдельных государственных структур.

Если «мятежные» ведомства поддерживает оппозиция или же конфликт имеет место в преддверии очередных выборов, то спор двух уровней государственной власти способен перерасти в открытое политическое противоборство, следствием которого, по крайней мере, теоретически, может стать падение существующего режима. Однако все же, как правило, подобные конфликты быстро гасятся политическими структурами. Возникновение даже малейшей угрозы правящему режиму со стороны государственных органов макроэкономического управления обычно оперативно ликвидируется с помощью рычагов вертикального давления и неразрывно связанных с ними механизмов персональной ответственности государственных администраторов, путем реорганизации министерств и кадровых назначений. В то же время, учитывая особую деликатность взаимоотношений политического и государственно-административного уровней управления, конфликты между ними редко принимают гласный, публичный характер.

Следует иметь ввиду и то, что в настоящее время немало высших и средних чиновников центральных органов государственного управления по долгу службы вынуждены решать не только сугубо административные, но и политические задачи. По сути дела подобные чиновники де-факто исполняют функции политической элиты. Макроэкономические подходы в их деятельности естественным образом переплетены с политическими. В результате в сложноорганизованных обществах объективно складываются механизмы, снижающие вероятность возникновения конфликтов между политическими и государственно-административными субъектами.

Конфликты между государственно-администратиаными структурами и организациями государственного и частного секторов, в свою очередь, можно подразделить на две группы: конфликты между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, а также между отдельными госпредприятиями, и конфликты между государственными учреждениями и частным сектором.

В первом случае главным источником противоречий являются взаимопротивоположные стремления сторон — государственные органы пытаются усилить свой контроль, а госпредприятия — освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств. Чаще всего подобные конфликты порождаются сложившейся системой хозяйствования и активностью групп интересов, представляющих различные категории госслужащих (врачей, учителей, пожарников и проч.), и, хотя порой могут

сопровождаться весьма бурными проявлениями протеста снизу, достаточно легко улаживаются за счет перераспределения материальных ресурсов и взаимного уточнения прав. Их развитие и урегулирование имеет, как правило, преимущественно институционализированный характер.

Сложнее и разнообразнее противоречия между государственными учреждениями и частным сектором. Их причинами могут стать как неполное исполнение государством своих обязанностей (например, по охране правопорядка, осуществлению финансового надзора и т.д.), монополизм на рынке определенных услуг, криминализация деятельности государственных органов, так и распространение несанкционированных государством форм экономической деятельности и т.п. Поскольку частный сектор менее сплочен и организован, а — в ряде стран, в частности, в России — судебный арбитраж часто бывает неэффективным, государственные структуры нередко оказываются победителями даже в тех случаях, когда на то нет никаких законных оснований (например, когда конфликт вызван взяточничеством и коррупцией в государственном аппарате).

Подобного рода ситуации провоцируют усиление моральной напряженности между государством и гражданским обществом.

Нельзя, однако, сбрасывать со счета и тот факт, что ресурсные возможности частных финансовых структур способны заставить государство менять правила игры на экономическом рынке, корректировать свои обязательства перед партнерами и даже производить те или иные кадровые перестановки в правительстве. Подтверждением может случить сегодняшняя практика проведения залоговых аукционов и «вторая волна» приватизации госсобственности в России, в ходе которых государству нередко приходится идти на серьезные уступки мощным структурам частного сектора.

В целом же, урегулирование конфликтов между государственными учреждениями и частным сектором зависит, с одной стороны, от совершенствования стиля деятельности государственных органов и роста организованности частного сектора (образования различного рода союзов и ассоциаций, развития навыков использования судебных инстанций и т.д.), а с другой — от возможностей создания различного рода коалиций между частными и государственными сегментами общества для решения конкретных экономических и социальных задач.

Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления государством наиболее характерны для государственно-административной сферы. Это не только самые распространенные, но и самые структурированные виды конкурентного взаимодействия. Среди конфликтов данного типа, как правило, различают:

а) Конфликты, порождаемые борьбой за ослабление зависимости от других вертикальных и горизонтальных структур, корпоративными интересами служащих, различиями в статусных и текущих полномочиях (объем функций в управлении, уровень морального признания и престижа и др.).

Как верно заметил еще Б. Гурней, подобные противоречия «зачастую являются лишь отражением частичного противоречия целей, преследуемых правительством» (к числу которых относятся, с одной стороны, усиление могущества и престижа страны, а с другой — экономический рост и стабилизация экономической конъюнктуры).

Особо остро такого рода конфликты протекают в периоды организационных преобразований в государственном аппарате, причем их источником могут стать не только требования увеличения ресурсов со стороны конкретных ведомств, но и попытки отдельных министерств, ведомств и организаций добиться сужения полномочий, их желание уйти от ответственности за решение той или иной проблемы.

б) Борьба за долю ведомства (организации) в бюджете. Как подчеркивают теоретики и практики государственного управления, авторитет и вес того или иного ведомства в государственном секторе зависят именно от доли средств, которую оно контролирует. в) Противоречия между органами, выполняющими координирующие функции (например, министерством экономики) и отраслевыми министерствами (например, министерствами электронной промышленности, приборостроения и т.п.).

(Как правило, наличие подобных конфликтов тщательно скрывается. Внутри корпоративные связи вообще мало афишируются и почти не становятся достоянием общественности.)

Конфликты в системе государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти30. Следовательно, объект конфликтов в системе государственного управления — распоряжение властью, а предметно- содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

Конфликты в системе государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции.

Конфликты в системе государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, — если умело управлять конфликтами, возможно, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

Конфликтность таится уже в самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в системе государственного управления. Первичный источник их находится в иерархичности структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления. Вторичным источником государственно-административных конфликтов являются нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих. Отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице тоже может порождать серьезные трения, как и отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах, в результате чего конфликт может разрастись. Еще один источник конфликтов — расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий. Как правило, они затрагивают проблемы путей реформирования общества и государства, справедливости или обоснованности принятого решения. Данные конфликты характерны для переломных и переходных эпох, когда ценностно-нормативная система еще не сложилась, и критерии оценки не имеют общепринятого характера. Серьезный источник конфликтов мы находим и в технологиях управленческой коммуникации, прежде всего — в недостатке или ошибочности информации или намеренном манипулировании ею. Любое искривление информации может вызвать конфликт в рамках описания типологии конфликтов в системе государственного управления.

Можно выделить следующие виды конфликтов:

  • конфликты между государством и обществом (проблема легитимности);
  • конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (например, между государством и политической партией);
  • конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;
  • конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека).

Специфика таких конфликтов в отличие от собственно политических, состоит в том, что любой конфликт по поводу государственного управления возникает и заканчивается в юридической форме и, так или иначе, связан с правовыми отношениями сторон. И, следовательно, субъекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия. Природа конфликтов в системе государственного управления многоаспектна, как, собственно, сложна природа и всех политических конфликтов, но «лидерство» нормативно-юридического начала в этих конфликтах очевидно.

На государственном уровне перераспределяются большие материальные ресурсы, отсюда возникают острейшие противоречия, закамуфлированные или же непроявленные для общественного мнения. К тому же, системе государственного управления при всей видимости структурной целостности свойственна функциональная раздробленность. Это выражается в стремлении отдельных правительственных и региональных структур к присвоению и дублированию управленческих функций других структур, в том числе, и вышестоящих государственных органов; в хронической несогласованности процессов планирования и бюджетного финансирования; в постоянной конкуренции электоральных и лоббистских методов представительства массовых и групповых интересов; в оспаривании официальных полномочий центров принятия решений неформальными и теневыми структурами и т.д. Отсюда можно говорить о специфике внешних и внутренних отношений государственного управления. Специалисты по государственному управлению по-разному подходят к определению видов конфликтов и способов их разрешения