Новый этап социально-экономической модернизации и стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира определяет необходимость дальнейшего развития системы образования. Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющимся мире. Многолетние исследования, проведенные ведущими учеными, доказали, что именно дошкольный возраст является чрезвычайно важным для формирования интеллекта, личности, социального и эмоционального развития человека. Вовремя полученное дошкольное образование имеет жизненно важное значение, как для каждого ребенка, так и для благополучия страны. Учитывая, что вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики, возникает необходимость обновления существующего государственного стандарта дошкольного образования.
Государственный стандарт дошкольного образования включает систему требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду. Стандарт задает правила организации педагогического процесса, определяет роль и место его участников, регулирует систему отношений дошкольной организации с семьей и сообществом.
факторами
- потребностью в сохранении и развитии дошкольных образовательных организаций, наиболее полном охвате детей дошкольным образованием, в оказании помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях;
- вариативностью форм дошкольного образования настоятельно требующих унификации в отборе содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как на основе специально предъявляемых требований возможно наиболее успешное обеспечение единого пространства детского развития;
- отсутствием научно-обоснованного перечня показателей физического, интеллектуального, психологического состояния дошкольников. Введение Госстандарта призвано определить объем ключевых компетенций детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
- необходимостью объединения усилий дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного воспитания и развития ребенка. Стандарт предлагает разнообразные механизмы взаимодействия и определяет пути реального вовлечения родителей в педагогический процесс дошкольной организации;
— риском возможного дисбаланса, когда при переходе к разнообразным организационным формам работы с дошкольниками возможно усиление внимания одним сторонам развития за счет снижения его к другим, не менее важным. Государственный стандарт призван предотвратить и обеспечить полноценное познавательное, художественно-эстетическое, социальное и физическое развитие ребенка.
История развития дошкольного образования в России статья
... дней. 1. Возникновение и развитие дошкольного образования в России. В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению ... наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Несмотря на тяжелое военное ...
В основу стандарта положена:
- концепция психологического возраста, как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику;
— научно-психологическое понимание, что детство — это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности и полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития.
- научное положение об амплификации и взаимосвязи всех сторон детского развития.
Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения является результатом совместной работы ученых, представителей органов образования всех уровней и практиков, что позволяет рассматривать его как метод социально-педагогического и психолого-педагогического прогнозирования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ, ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ, ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Дата введения 2007 год
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий стандарт устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения в дошкольных организациях, семье, уровню развития детей от рождения и до 6 лет и овладению ими ключевыми компетенциями.
1.2 Стандарт предназначен для применения:
- всеми дошкольными организациями Республики Казахстан, независимо от форм собственности, их типов и видов;
- учебными заведениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, при разработке учебных программ;
- институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, научно-исследовательскими институтами при разработке программ обучения работников дошкольной сферы и организации исследовательской деятельности;
- центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля над качеством воспитания и обучения;
- органами государственного управления и организациями РК, при проведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации дошкольных организаций.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007года, №319-III ЗРК.
Закон РК «О языках в Республике Казахстан», 11 июля 1997года, № 151-1.
Государственная программа развития системы образования в республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11 октября 2004 года, № 1459.
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».
Развитие инициативной речи детей 3 года жизни
... аспекты детской речи. 2. Рассмотреть развитие речи ребёнка 3 года жизни. 3. Изучить развитие инициативной речи у детей от 2-х до 3-х лет. 4. Провести экспериментальное исследование педагогических условий развития инициативной речи у детей 3 года жизни. 5. ...
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире».
СТ РК 1.2-98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан.
Порядок разработки государственных стандартов.
СТ РК 1.5- 2000 98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
ПР РК 40.1.01- 2000 «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования».
Постановление Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов» от 2 сентября 1999 года, № 1290.
3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ
В настоящем стандарте использованы следующие термины c соответствующими определениями:
3.1 Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.
3.2. Амплификация – обогащение психических процессов развития
3.3.Аттестация
3.4 Базовая дошкольная общеобразовательная программа воспитания и обучения — нормативный документ, который определяет обязательный минимум содержания образования воспитанников организаций дошкольного воспитания в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
3.5 . Билингвизм — двуязычие, владение кроме родного, вторым языком.
3.5. Ведущий тип деятельности — деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
3.7. Готовность учиться – врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать умениями и навыками.
3.8 Ясли-сад – воспитательная организация для детей от 1 года до 6 лет, в котором воспитание детей раннего и дошкольного возрастов преемственно связано.
3.9 Детский сад – организация для общественного воспитания детей дошкольного возраста.
3.10 Диагностика психического развития — определение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
3.11 Дидактические игрушки – игрушки, предназначенные для развития и обучения детей.
3.12 Дошкольная общеобразовательная программа — программа, определяющая содержание дошкольного воспитания и обучения.
3.13 Дошкольная организация — осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей.
3.14 .Здоровый образ жизни — типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
3.15 Зона ближайшего развития — реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей;
Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности
... Общение детей со взрослыми в условиях дошкольного учреждения 1.1 Виды общения в социальной психологии Деятельность педагога связана с общением, коммуникацией. Именно повседневное общение с детьми является основой, на которой строится процесс обучения и воспитания дошкольников. Педагогическое общение ...
3.16 Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
3.17 Инклюзивное образование — процесс интегрированного обучения детей с особыми потребностями в дошкольных организациях общего типа, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
3.18 Инклюзивные дошкольные организации – организационная форма совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, которая является составной частью специального образования.
3.19 Инновационный процесс – комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, изобретений.
3.20 Интеграция — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
3.21 Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
3.22 Ключевая компетентность – совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.
3.23 Компетентность — уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3.24 Концепция — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда;
3.25 Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.
3.26 Личностно-ориентированный образовательный процесс — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом.
3.27 Медицинское обеспечение детей дошкольного возраста — контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры.
3.28 Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую, тонкую (ручную) и артикуляционную моторику.
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
... частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития У них интерес к игре и ...
3.29. Непрерывное образование — связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
3.30 Образовательная среда — целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяющаяся конкретными задачами которые это учреждение решает в своей деятельности, проявляющаяся в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваемая по тому эффекту в личностном, социальном и интеллектуальном развитии детей, которого эта среда позволяет достичь.
3.31 Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.
3.32 Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, навыков и умений.
3.33 Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
3.34 Открытое планирование – модель планирования, которая допускает отклонение от примерных планов и содержаний тематики воспитательной работы с учетом интересов детей к какой-либо деятельности, теме, явлению или возникшей ситуации;
3.35 Педагогика сотрудничества — модель педагогической деятельности, в которой требования педагога к детям в усвоении базового уровня знаний, умений и навыков неразрывно связаны с обязательным уважительным отношением к детям и оказанием помощи в обучении и развитии.
3.36 . Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между старым и новым как основа поступательного развития процесса.
3.37 Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза; процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.
3.38 Предшкольная подготовка – обязательное звено системы дошкольного образования, в рамках которой реализуется программа готовности ребенка 4-6 лет к школе. Предшкольная подготовка в государственных организациях образования является бесплатной.
3.39 Рефлексия- процесс познания человеком самого себя, внутренних психических актов, состояний и особенностей, своего внутреннего мира, осознания того, как он воспринимается другими и построения своего поведения с учетом возможных реакций других.
3.40 Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.
3.41 Сензитивные периоды развития – периоды в жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция.
3.42 Склонность — предрасположенность к чему-либо.
Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме
... дошкольного возраста 2.1. Библейский период В древнейший исторический период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции ... трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая ...
3.43 Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
3.44 Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
3.45 Способности — индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.
3.46 Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, обусловливающее способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции.
3.47 Тьютор — человек, сопровождающий ребенка на протяжении ряда лет, выстраивающий его траекторию развития;
3.48 Эмпатия — от греч. empatheia – сопереживание, способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.
4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:
- ГОСО — государственный общеобязательный стандарт образования;
- ДО – дошкольные организации;
- ДВО – дошкольное воспитание и обучение;
- ДОП – дошкольные общеобразовательные программы;
- МЦ – мини-центры.
МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан.
5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящий стандарт:
- предусматривает обеспечение единой государственной политики в области дошкольного образования;
- обеспечивает доступ детей к качественному дошкольному образованию;
- дает характеристику требованиям к развитию детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет;
- определяет базовое содержание дошкольного образования детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет, построенное на пяти образовательных областях и направленное на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетентностей;
- обеспечивает инновационность педагогического процесса, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;
- определяет содержание предметно-развивающей среды возрастных групп, как основного условия воспитания и обучения дошкольника;
- выдвигает требования к педагогам, работающим с детьми разных возрастов;
- рассматривает семью, как первичный социальный институт общества, обеспечивающий удовлетворение базовых потребностей ребенка.
5.2 Требования стандарта являются обязательными при:
- разработке образовательных программ;
- организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности, их типов и видов;
- разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций;
- финансировании дошкольных организаций;
- государственной аттестации и лицензировании деятельности дошкольной организации и педагогов;
- осуществлении мониторинга и контроля качества деятельности педагогов дошкольной организации, а также отслеживании развития детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет.
5.3. Стандартом предусматривается разработка дошкольных образовательных программ воспитания и обучения, которые подразделяются на:
Диплом «Повышение профессиональной компетентности педагогов ...
... ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОУ Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии ...
- основные (базовые, вариативные), включающие в себя основные направления развития ребенка, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;
- дополнительные, включающие приоритетные направления, обеспечивающие потребности населения в образовательных услугах, в соответствии с ключевыми компетентностями;
- специальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В ДОП должен соблюдаться светский характер воспитания и обучения.
5.4. Цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
Создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
5.5. Основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Казахстана;
- развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста;
- активизация интереса к познанию, любознательности;
- формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;
- реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;
- создание необходимых условий для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника;
- поддержка и развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста.
5.6. Дошкольные организации несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.
6. СТРУКТУРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящим Государственным общеобязательным стандартом регулируется деятельность основных институтов дошкольного воспитания и обучения:
6.1 .Семейное воспитание.
6.2. Дошкольные организации: государственные, частные, ведомственные (разные виды и типы).
6.3. Организации образования, при наличии соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиенических условий, в которых могут создаваться дошкольные группы с гибким режимом дня для детей от года до 4 лет, а также предшкольные группы и классы с 4 до 6 лет
В предшкольных классах общеобразовательных школ устанавливается наполняемость не более 25 детей, в дошкольных группах — не белее 20. В малокомплектных общеобразовательных школах по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость предшкольных классов и дошкольных групп.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
... формирования сенсорного развития, навыков и умений использования сохранных органов чувств и остаточного зрения у слабовидящих детей дошкольного возраста. Практика обучения и воспитания детей с нарушением зрения показала, что наличие нарушений в сенсорной ... системе специального образования формирование социальной компетентности в сфере воспитания у детей с нарушенным зрением сенсорных навыков и умений ...
6.4 .Дошкольные организации различаются:
по принадлежности:
по возрастному составу воспитанников:
- детские ясли,
- детские сады,
- ясли-сады.
по назначению:
общеразвивающие:
- ясли-сад,
- детский сад общего типа,
- детский сад на дому.
- дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.);
- мини-центр;
- ясельные и дошкольные группы в домах-малютки, детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предшкольные группы и классы.
коррекционные:
- ясли-сад;
- детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более лёгкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза и др.);
комбинированные:
- ясли-сад;
- комплекс «Детский сад-школа»;
- детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера
по режиму работы:
- дневные;
- круглосуточные;
- с гибким режимом.
6.4. Возможны новые модели и структуры дошкольных организаций.
7. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
7.1. В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:
- дети от рождения до 1 года
- от 1 до 2 лет
- от 2 до 3 лет
- от 3 до 4 лет
- от 4 до 5 лет
- от 5 до 6 лет
7.2. Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания на 1 сентября комплектуются следующие возрастные группы:
- I группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1 года)*
- II группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
- I младшая группа (от 2 до3 лет)
- II младшая группа (от 3 до 4 лет)
- I предшкольная группа (от 4 до 5 лет)
- II предшкольная группа (от 5 до 6 лет)
7.3. Возможно создание разновозрастных дошкольных групп.
8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
8.1. Содержание стандарта реализуется через следующие образовательные области: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум.
8.2. Ожидаемый результат развития детей раннего возраста — формирование следующих ключевых компетентностей:
- Здоровьесберегающая компетентность — как степень соответствия физического и нервно-психического развития ребенка возрастным критериям;
- владение двигательными действиями, развитие мелкой моторики;
____________________
* предпочтительно семейное воспитание детей от рождения до достижения одного года
- Сенсорно-познавательная компетентность как потребность к развитию познавательной активности детей, обогащению их представлений об окружающих предметах и явлениях на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
- Коммуникативно-языковая компетентность – как формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками на родном и других языках;
- Социально-эмоциональная компетентность — наличие навыков правилосообразного поведения, способность к позитивному восприятию окружающего мира;
- Творческая компетентность — как первичный интерес к основам знаний о музыке, искусстве и другим продуктивным видам деятельности.
8.3 . Ожидаемый результат развития детей от 3 до 5 лет — формирование следующих ключевых компетентностей:
Планирование воспитательно — образовательной деятельности ...
... планирования воспитательно-образовательной работы с детьми как направление методической работы дошкольной образовательной организации. Объект исследования : планирование как один из этапов методической работы в детском саду Предмет исследования : п ланирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми в дошкольной ...
- Здоровьесберегающая компетентность — привычка к здоровому образу жизни, сознательное отношение к сохранению здоровья, владение культурно-гигиеническими навыками.
- Общедвигательная компетентность – владение основными движениями, мелкой и крупной моторикой, применение физических навыков в нестандартных ситуациях.
- Коммуникативно-языковая компетентность – умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами; взаимодействие на родном и других языках.
- Познавательная компетентность — наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых познавательных потребностей;
- проявление любознательности, интереса к какой-либо деятельности, новым знаниям.
- Информационная компетентность – способность находить и применять информацию в различных жизненных ситуациях; понимание важности владения новой информацией для применения в повседневной жизни.
- Художественно-эстетическая компетентность – умение наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности;
- владение основами знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.
- Социальная компетентность — проявление интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение ориентироваться в системе социальных отношений, соблюдать установленные в обществе нормы и правила.
- Ценностно-смысловая компетентность — проявление ценностных отношений в разных видах деятельности, наличие нравственных представлений.
8.4. Ожидаемый результат развития детей 5- 6 лет — формирование следующих ключевых компетентностей:
— Здоровьесберегающая компетентность – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, сформированность потребности быть здоровым, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
- Общедвигательная компетентность – развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков, физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, творческий подход к выполнению различных физических упражнений.
- Коммуникативно-языковая компетентность — умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение ребенком языковыми нормами казахского, русского (других).
- Познавательная компетентность — наличие у ребенка знаний об окружающем мире и представлений о целостной картине мира, уровень развитости психических процессов, соответствующих возрасту, владение навыками познавательной деятельности.
- Информационная компетентность – наличие навыков работы с источниками информации, умение анализировать информацию, полученную из различных источников, умение обмениваться информацией.
- Индивидуально-творческая компетентность – умение проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы, выдвигать разные подходы в решении проблем.
- Художественно-эстетическая компетентность – проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности.
- Социальная компетентность — владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
- Ценностно-смысловая компетентность – сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.
9. МИНИМУМ БАЗОВОГО СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений. Содержание образовательной области одного возрастного периода накладывается на содержание образовательной области следующего возрастного периода.
В основу системы оценки компетентностного развития ребенка положен процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены три условных уровня:
1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия;
2 уровень – когда ребенок понимает, что он делает;
3 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.
Для отслеживания уровня развития компетентностей ребенка используется система индикаторов, позволяющая педагогам проводить диагностику и выстраивать планы индивидуального развития ребенка.
9.1 Образовательная область «Здоровье».
Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой.
9.1.1.Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
Содержание области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей компетентности и включает:
- овладение детьми культурно-гигиеническими навыками;
- освоение элементарных навыков самообслуживания;
- овладение достаточным объемом жизненно важных движений;
- использование разнообразных двигательных действий (ходьба, бег, ползание, перешагивание).
9.1.2 Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:
- самостоятельное выполнение гигиенических процедур;
- осознанное выполнение основных движений;
- овладение строевыми и спортивными упражнениями, знание своего тела;
- достаточную физическую активность;
- овладение элементарными навыками здорового образа жизни.
9.1.3.
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:
- самостоятельное творческое выполнение основных видов движений;
- демонстрацию развитых физических и волевых качеств;
- понимание возможностей своего тела;
- использование правил здорового образа жизни.
9.2.
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим вербальными и невербальными средствами.
9.2.1. Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- развитие разговорной речи детей;
- формирование первых навыков культуры общения;
- быстрое и активное развитие словаря;
- освоение правильной грамматической структуры речи;
- развитие общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция).
9.2.2.
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- возникновение новых возможностей в развитии связной речи;
- осуществление творческой речевой деятельности;
- формирование фонематического восприятия речи;
- умение правильно произносить звуки.
9.2.3.
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- содержательность и связность речи (диалог и монолог);
- речевое творчество;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- готовность к обучению грамоте и подготовку руки к письму.
9.3 Образовательная область «Познание»
Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем:
9.3.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование сенсорно-познавательной компетентности и включает:
- активное познание предметов ближайшего окружения;
- установление связи между назначением предмета и действиями с ними;
- представления о связи между природными явлениями;
- разнообразную деятельность в природе, уход за растениями и животными;
- усвоение системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм);
- способность группировать предметы по признакам (форма, цвет, величина.
9.3.2.
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:
- усвоение существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений;
- формирование обобщенных способов конструирования;
- развитие элементарной поисковой деятельности и экспериментирования;
- знание признаков и свойств растений, животных и человека, как живых существ, их связь со средой обитания, потребности для роста и развития;
- умение пользоваться всеми способами сенсорного анализа предметов и материалов для использования в разных видах детской деятельности;
- понимание простейших причинно-следственных связей между назначением предметов, их строением, материалами, из которых они сделаны;
- освоение элементарных трудовых навыков;
- умение воспроизводить информацию из доступных источников (книги, журналы, рассказы взрослых, телевидение).
9.3.3.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:
- накопление и обобщение знаний о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности;
- стремление понять и ценить предметы материальной культуры;
- способность экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной, поисковой деятельностью;
- владение некоторыми способами природоохранной деятельности;
- способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- умения работать с различными источниками информации.
9.4.
Образовательная область «Творчество»
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
9.4.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование творческой компетентности и включает:
- эмоциональный отклик на произведения народного искусства;
- умение создавать близкие образы формообразующими движениями с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина;
- различать высокое и низкое звучание музыкальной фразы, желание петь совместно со взрослыми;
- знания некоторых свойств изобразительных материалов и инструментов.
9.4.2.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование художественно-эстетической компетентности и включает:
- развитие художественного мышления;
- умение сравнивать художественные образы между собой;
- умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;
- умения узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;
- владение опытом элементарного музыцирования;
- знания о назначении предметов искусства и их создателях;
- способность эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;
- знания о некоторых видах народно-прикладного искусства;
- владение навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.
9.4.3.
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование индивидуально-творческой и художественно-эстетической компетентности и включает:
- умение различать и называть жанры живописи, виды прикладного искусства своего народа;
- умение различать и называть средства музыкальной и художественной выразительности;
- умение самостоятельно выбирать технические способы изображения в соответствии с характером образов;
- пользоваться голосом, телом, приемами игры на инструментах для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.
9.5 Образовательная область «Социум»
Цель : воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.
9.5.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социально-эмоциональной компетентности в семейных условиях, а также способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду и включает:
- развитие доброжелательных отношений к близким людям;
- обогащение представлений о людях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях;
- способность выражать отдельные состояния и потребности.
9.5.2.
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:
- развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;
- формирование социальных ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, владение культурой общения со сверстниками и близкими;
- освоение новых социальных ролей;
- приобщение к доступным формам гуманного и культурного поведения;
- накопление положительного опыта добрых чувств, поступков, взаимоотношений.
9.5.3.
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:
- освоение культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
- углубление представлений о семье и родственных отношениях;
- развитие умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
- самореализация способностей и потребностей в различных видах деятельности;
- развитие знаний о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознание себя как личности «Я – человек»;
- формирование поведенческих линий в коллективе и семье, развитие чувства и действия детей на совершение положительных поступков;
- знание культурных ценностей своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан.
10. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
10.1 Педагогический процесс организуется на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов.
10.2 Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих его инновационность и целостность.
10.3 Педагогический процесс организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой деятельности, труда, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
10.4. Педагогический процесс носит характер межпредметного, междеятельностного взаимодействия, создает оптимальные возможности для самореализации и самоутверждения каждого его участника.
10.5. Педагогический процесс предусматривает направляющую роль воспитателя и предполагает реализацию следующих функций:
- прогнозирование, проектирование и конструирование педагогического процесса;
- объективную диагностику результата педагогической деятельности;
- осуществление преемственных связей между наукой и практикой.
10.6. Педагогический процесс выстаивается на основе психолого-педагогической диагностики, обеспечивающей получение информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка и выработки индивидуальной траектории его развития.
10.7. Педагогический процесс осуществляется через образовательные области.
10.8. Требования к педагогическому процессу в образовательной области «Здоровье»:, Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечивает комфортное физическое и психическое самочувствие ребенка в детском саду;
- предусматривает создание условий для самостоятельной, двигательной деятельности детей;
- предусматривает соблюдение режима, выполнения режимных процессов и закаливающих мероприятий;
- способствует формированию культурно-гигиенических навыков;
- обеспечивает развитие тонкой и крупной моторики, движений в разных формах двигательной деятельности;
- предусматривает организацию подвижных игр и физических упражнений.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
- предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе игровых технологий не реже 2-х раз в неделю;
- способствует расширению области самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей;
- выстраивается на основе здоровьесберегающих технологий и оптимальных способов закаливания детей в течение года;
- предусматривает соблюдение режима дня, рациональную организацию режимных процессов на основе культурных традиций народов Казахстана;
- обеспечивает индивидуальную работу с детьми, отстающими в физическом развитии;
- предусматривает организацию спортивных праздников, развлечений, досугов, подвижных и спортивных игр.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
- предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе социоигровых технологий не реже 2-х раз в неделю;
- способствует освоению правил безопасного поведения в социуме, способов сохранения своего здоровья;
- обеспечивает использование возможностей режимных процессов для формирования телесной рефлексии;
- предусматривает самостоятельные подвижные, спортивные игры и упражнения.
Образовательная область «Коммуникация»:
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
- способствует раннему обучению языкам;
- выстраивается на основе игровых технологий;
- предусматривает ежедневное индивидуальное или подгрупповое общение с ребенком на различные, близкие ему темы; чтение казахских и других народных сказок, потешек и т.п.
произведений устного народного творчества, детских писателей;
- предусматривает проведение небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
- предусматривает создание игровых ситуаций общения с детьми;
- обеспечивает знакомство детей со стихами, сказками, рассказами детских писателей, рассказывание по картинам, иллюстрациям;
- предусматривает заучивание небольших стихов, произведений народного фольклора, организацию игр-драматизаций и накопление театрального опыта.
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет
- предусматривает речевую деятельность на основе родного языка, детского опыта и социальных ситуаций;
- создает условия для овладения государственным языком, воспитания интереса к иностранным языкам;
- обеспечивает организацию рассказывания по картинам, иллюстрациям, из опыта, по схемам, пересказывание рассказов и сказок;
- способствует творческому речевому развитию (сочинение сказок, речевые игры, импровизация);
- предусматривает создание условий для расширения круга общения;
- предусматривает изучение основ грамоты
Образовательная область «Познание»:
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
- способствует развитию познавательной деятельности каждого ребенка;
- предусматривает организацию сенсорно-дидактических игр;
- обеспечивает возможности изучения ближайшего окружения и природы;
- приобщает к элементарному совместному труду со взрослым.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
- предусматривает организацию элементарной экспериментальной деятельности;
- строится на основе интеграции познавательной, творческой, музыкальной, речевой деятельности детей;
- создает возможности для сенсорного анализа предметов и материалов, понимания причинно-следственных связей;
- предусматривает овладение элементарными математическими представлениями и способами конструктивной деятельности;
- обеспечивает доступ к различным источникам информации.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
- обеспечивает интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности;
- предусматривает интеграцию познавательной, речевой, творческой деятельности;
- способствует овладению элементарными способами природоохранной деятельности;
- предусматривает применение различных моделей взаимодействия педагога и ребенка;
- способствует усвоению математических понятий и представлений и реализации конструктивных способностей;
- способствует расширению информационного пространства ребенка.
Образовательная область «Творчество»:, Ранний возраст от рождения до 3-х лет
- предусматривает продуктивную творческую деятельность (рисование, лепку, конструирование), слушание музыкальных произведений;
- обеспечивает участие детей в музыкальных играх, развлечениях и праздниках, театрализованных представлениях, забавах, слушание рассказов, в том числе, с музыкальными иллюстрациями;
- создает возможности для рассматривания иллюстраций художников, предметов прикладного искусства.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
- предусматривает продуктивную творческую деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) не реже 1 раза в неделю;
- предусматривает организацию музыкальной деятельности совместно с музыкальным руководителем не реже 2-х раз в неделю;
- способствует самостоятельной творческой (музыкальной, художественной, театральной) деятельности детей в группе.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
- предусматривает продуктивную, творческую деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд не реже 2-х раз в неделю;
- организацию выставок детского творчества, концертов и др;
- предусматривает организацию музыкальной деятельности совместно с музыкальным руководителем не реже 2-х раз в неделю;
- направлен на создание атмосферы коллективной творческой деятельности по интересам и поиск новых творческих решений.
Образовательная область «Социум»: , Ранний дошкольный возраст (от рождения до 3-х лет)
- направлен на создание ситуаций сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- способствует соблюдению элементарных правил поведения, выполнению поручений взрослых;
- способствует адаптационным процессам.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
- предусматривает знакомство детей с ближайшим социальным окружением;
- обеспечивает интеграцию социального развития через другие образовательные области;
- способствует эмоциональному развитию.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
- предусматривает проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие успеха, овладение способами разрешения конфликтных ситуаций;
- построен на социоигровых технологиях;
- направлен на создание ситуации гуманистической направленности, побуждающей детей к проявлению заботы, внимания, помощи;
- предусматривает интеграцию социального развития через другие образовательные области.
11.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
11.1 Характеристика предметно-развивающей среды:
11.1.1. Среда должна соответствовать комплексу материально-технических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей;
11.1.2. Предметно-развивающая среда должна стать условием приобретения ребенком опыта взаимодействия со сверстниками, вещными объектами и моделирования различных социальных ситуаций и отношений;
11.1.3 Предметно-развивающая среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной и соответствовать содержанию образовательных областей;
11.1.4. Среда должна обеспечивать психофизическое здоровье детей, соответствовать критерию безопасности, способствовать их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, активности, уверенности ребенка, проявлению его творчества.
11.1.5. Среда должна быть сменяемой, полифункциональной, вариативной, динамичной, построенной с учетом специфики возрастного развития и чередования деятельности детей.
11.1.6. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности, т.е. удобства, безопасности.
11.2. Содержание предметно-развивающей среды
11.2.1. Содержание предметно-развивающей среды дошкольной организации должно соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.
11.2.2. Содержание среды должно закладывать основы первичного мировоззрения, способствовать успешной социализации ребенка;
11.2.3. Содержание среды должно предусматривать компоненты, формирующие полоролевую идентичность.
11.3. Особенности организации среды для детей раннего возраста от 0 до 3 лет
- Обеспечение ребенку возможности постоянного визуального контакта со взрослыми;
- Обеспечение возможности свободного манипулирования предметами и игрушками;
- Обеспечение условий игровой деятельности, выполнения физических упражнений, движений под музыку;
- Предоставление возможностей для речевого, сенсорного, познавательного, эстетического развития;
- Создание условий успешной адаптации
11.4. Особенности организации среды детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет)
- Стимулирование различных видов детской активности одновременно в многосложном пространстве;
- Обеспечение потребности ребенка в информации;
- Стимулирование развития родного, государственного и других языков;
- Создание атмосферы постоянного поиска, ситуаций успеха;
- Обеспечение возможностей для приобретения опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми, предметами, объектами;
- Поддержка творческих начинаний ребенка.
11.5.Особенности организации среды детей старшего возраста (5-6 лет)
- Обеспечение условий для формирования самостоятельности, креативности, самопознания, самореализации;
- Создание условий для формирования гражданских, патриотических чувств и этнической идентичности;
- Предоставление возможностей для развития когнитивных, физических, социальных, информационных навыков.
12.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
12.1 Педагог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье ребенка, за качество результатов своей деятельности в соответствии с психоло-физиологическими особенностями ребенка.
12.2 Педагог должен:
- владеть профессиональной компетентностью, включающей педагогические знания, аналитические и исследовательские навыки, умение организовать психолого-педагогическое сопровождение развития детей;
- иметь медико-психолого-педагогические знания о возрастных анатомо-физиологических особенностях и нервно-психической деятельности детей;
- обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и воспитания, создавать развивающую среду, позволяющую успешно формировать ключевые компетентности воспитанников;
- строить педагогический процесс на основе результатов диагностики освоения детьми ключевых компетентностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка и составлять индивидуально-развивающие программы.
12.3 Педагог организует педагогическое взаимодействие с родителями и другими членами семьи с целью создания необходимых условий для развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
- обладать профессиональной компетентностью, включающей педагогические знания, аналитические и исследовательские навыки, умение организовать психолого-педагогическое сопровождение развития детей;
- обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и воспитания, создавать развивающую среду, позволяющую успешно формировать ключевые компетентности воспитанников.
Образовательная область «Здоровье»:
- умеет определить проблемы в физическом развитии ребенка и проектировать перспективы его дальнейшего развития;
- достигает результатов положительной динамики в физическом развитии детей в течение года;
- выстраивает свою деятельность по физическому развитию и оздоровлению ребенка на основе тесного сотрудничества с семьей;
- понимает важность здорового образа жизни и прививает его детям.
Образовательная область «Коммуникация»:
- владеет грамотной, хорошо поставленной, эмоционально выразительной речью;
- способен научить ребенка основным, эффективным способам коммуникации;
- предполагает, как ребенок будет овладевать речевыми, коммуникативными знаниями и умениями;
- сообщает о результатах наблюдений и своих ожиданиях родителям ребенка, предлагает план совместной деятельности;
- может общаться на государственном, родном и других языках в пределах необходимого минимума, дает образцы правильной речи;
- наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.
Образовательная область «Познание»:
- представляет перспективу развития познавательной сферы каждого ребенка;
- владеет основами сведений в различных областях знаний;
- владеет эффективными способами передачи знаний детям;
- владеет современными информационными технологиями;
- сообщает о своих ожиданиях, результатах наблюдений интеллектуального развития ребенка родителям ребенка 1 раз в квартал.
Образовательная область «Творчество»:
- обладает эстетическим вкусом, способен привить его детям;
- выстраивает педагогический процесс на основе этнокультурных традиций народов Казахстана;
- проявляет свои творческие способности в какой-либо сфере деятельности;
- использует творческий потенциал каждого ребенка для его личностного роста.
Образовательная область «Социум»:
- владеет навыками позитивного разрешения конфликтных ситуаций;
- формирует у ребенка позитивное восприятие окружающего мира;
- готов служить примером для подражания в построении оптимальных социальных отношений;
- проявляет тактичность, эмпатию, уважает мнение ребенка;
- умеет включить каждого ребенка в общение со значимыми для него сверстниками;
- знает конкретные способы преодоления эмоционального неблагополучия, может обучить этому детей;
- владеет знаниями казахских народных обычаев, традиций.
13. СЕМЬЯ – ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТИТУТ, СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т.д.
Семейное воспитание — это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых условий для развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Семья как пространство жизнедеятельности, обеспечивает удовлетворение ребенком физиологических потребностей, потребностей безопасности и защиты, потребностей в принадлежности и любви, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она выступает источником информации о взаимоотношениях с людьми, дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми, обучает детей своеобразным эталонам поведения в обществе.
Семья рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Родители закладывают основы личности ребенка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребенка на успех во всех видах деятельности.
Семья определяет комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок посредством которых регулирует и контролирует готовность детей к жизни в обществе. Она формирует у ребенка представления о социальных связях, приобщает ребенка к основным общечеловеческим, моральным и культурным стандартам поведения.
Задачи семейного воспитания:, Ранний дошкольный возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечение социально-экономической, психологической защиты, и комфорта ребенка;
- создание максимальных безопасных условий для физического роста и развития ребенка, разнообразных возможностей для знакомства с окружающим миром, формирование интереса к познанию мира, развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;
- обеспечение эмоциональной поддержки и охрана эмоционального мира ребенка, чувства безопасности,
- удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
- обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- создание максимальных условий для физического роста и развития ребенка, обеспечение возможностей для знакомства с окружающим миром, формирование интереса к познанию мира;
- передача детям ценностей, традиций семьи и общества,
- создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я» для детей в семье;
- удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
- формирование первоначальных знаний о безопасности жизнедеятельности,
- развитие познавательных процессов, любознательности и пытливости, сообразительности;
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- обеспечение подготовки их к школе;
- создание условий для общественной жизни ребенка;
- развитие произвольных, волевых процессов и коммуникативных навыков;
- передача детям ценностей, традиций семьи и общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;
- развитие склонностей и интересов ребенка (технических, творческих, музыкальных, художественных, спортивных).
13.1. Родители (законные представители) имеют право выбора формы дошкольного образования с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.
13.2. Родители являются партнерами в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.
14. Требования к организации семейного воспитания, Образовательная область «Здоровье», Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечивать условия для удовлетворения физиологических потребностей ребенка, его роста, развития, сохранения и укрепления здоровья: проведение прогулок, экскурсий, приобретение физкультурного оборудования и игрушек;
- показывать пример ведения здорового образа жизни (режим, питание, двигательная активность);
- формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- проводить закаливающие мероприятия с учетом здоровья ребенка.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- создавать безопасные условия для физического развития ребенка и формирования двигательных навыков;
- формировать навыки личной и общественной гигиены;
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- развивать физические качества, интерес к физическим и спортивным упражнениям, первоначальные навыки спортивных игр и упражнений;
- помогать творчески использовать приобретенные навыки двигательной деятельности;
- обеспечивать возможность вести здоровый образ жизни.
Образовательная область «Коммуникация», Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- удовлетворять потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
- обучать его правильному произношению слов, знакомить с новыми словами и понятиями, предоставлять ребенку образцы грамматически правильной речи;
- приобретать детские книги, журналы, открытки и т.д.;
- читать и рассказывать сказки
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- расширять речевой опыт ребенка через чтение и пересказывание сказок, детских рассказов, рассматривание иллюстраций, фотографий;
- оказывать помощь в становлении творческой речевой деятельности ребенка (сочинение сказок, историй, инсценировании);
- учить устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- пробуждать интерес к овладению основами обучения грамоте;
- обеспечивать возможность общения на родном, государственном и других языках;
- воспитывать интерес к слову.
Образовательная область «Познание», Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- знакомить ребенка с окружающим миром;
- удовлетворять любопытство и любознательность ребенка;
- приобретать сенсорные, образные игрушки;
- организовывать семейные походы, экскурсии в театры, зоопарк, на природу.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- расширять знания об окружающем мире через ознакомление с ближайшим окружением (магазины, театры, зоны отдыха), рассказывать познавательные истории, читать детские книги о природе и явлениях общественной жизни;
- организовывать совместные просмотры детских фильмов, обсуждение увиденного;
- знакомить с развивающими компьютерными играми;
- формировать первоначальные математические и экономические знания, знания о безопасности жизнедеятельности на бытовом уровне;
- организовывать развивающие игры с ребенком.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- удовлетворять познавательный интерес и любознательность ребенка через совместную практическую, исследовательскую и поисковую деятельность;
- обучать развивающим компьютерным технологиям, пользоваться телефоном и другой бытовой техникой, пополнять знания о ее назначении;
- расширять математические и экономические знания, знания о безопасности жизнедеятельности;
- приобретать многофункциональные игры и игрушки, соответствующие возрасту.
Образовательная область «Социум», Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- способствовать позитивному отношению детей к окружающим взрослым и сверстникам;
- передавать детям ценности, традиции своего народа, семьи;
- обучать детей навыкам и умениям по оказанию помощи близким людям;
- привлекать детей к совместной деятельности со взрослыми
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- обеспечивать усвоение основ знаний духовно-нравственного поведения,
- формировать представления о новых социально значимых ролях ребенка (сын, дочь, член коллектива и семьи, товарищ, друг и др.);
- формировать адекватные поведенческие линии в коллективе и семье с использованием знаний о себе и другом человеке.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- формировать положительную мотивацию к учению в школе;
- развивать настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества;
- обеспечить освоение нового вида деятельности — учебной;
- воспитывать понимание значимости единства народов, важности межнациональных отношений и толерантности для сохранения мира в казахстанском обществе и на планете;
- формировать представления о национальных и общечеловеческих ценностях и их значении для личности, осознание себя «Я-человек», особенностей мужского и женского пола;
- знакомить с культурными ценностями своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан;
- создавать условия для самореализации ребенка в различных видах деятельности;
- формировать адекватную самооценку, самоконтроль и саморегуляцию.
Образовательная область «Творчество»., Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечивать материальные условия для развития изобразительных, конструктивных, музыкальных навыков ребенка;
- изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
- посещать кукольные спектакли, цирковые представления;
- наблюдать природные явления (цветение фруктовых деревьев, листопад, радуга и т.д.);
- слушать литературные и музыкальные произведения казахского и других народов фольклора;
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- предоставлять ребенку возможности свободно выражать свои творческие замыслы;
- посещать выставки, театры, музеи;
- обсуждать произведения искусства.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства;
- создавать ситуацию успеха;
- создавать возможности для творческого роста ребенка.
15. Основные направления сотрудничества дошкольной организации с семьей:
- повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей;
- включение родителей в деятельность дошкольной организации через различные формы взаимодействия (участие в проведении педагогических процессов, руководство кружками, работа родительских клубов) и оказание различных дополнительных услуг;
- участие в совместных с детьми творческих видах деятельности;
- участие в планировании деятельности дошкольной организации;
- обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и обучение личности в условиях семейного воспитания;
- участие родителей в создании предметно — развивающей среды в группах детского сада;
— участие в планировании деятельности дошкольной организации на всех уровнях, разработка сценариев, праздников, конференций, диспутов для родителей.
16. Обеспечение государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования
16..1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой уровня развития ребенка.
16.2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования обеспечивается обязательным исполнением нормативной документации.
16.3. Организация и контроль за деятельностью дошкольных организаций в соответствии с нормативными документами государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования осуществляется центральным и местными исполнительным органами в области образования.
16.4. Педагогическую работу с детьми в дошкольных организациях осуществляют специалисты с высшим, средним профессиональным педагогическим дошкольным образованием. Педагогические работники, не имеющие дошкольного педагогического образования, допускаются к работе с детьми в случае признания их профессиональной компетентности аттестационной комиссией. Педагогические кадры дошкольных организаций, проходят переподготовку и повышение квалификации в установленном порядке.