Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти..
Объектом исследования является федеральные целевые программы РФ.
Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
- дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
- изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
- разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.
Поставленные в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.
Во второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».
В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения
Метод исследования — сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.
Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.
Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем
... средств реализации государственной политики, влияющих на производственные, экономические и социальные процессы в пределах компетенции федеральных и региональных властей. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального, научно-технического развития, ...
Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
1 Понятие Федеральных целевых программ в РФ
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.
Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.
Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:
Управление стратегией развития социально-экономических систем
... и свободное развитие человека . Управление сложными социально-экономическими системами представляет собой процесс реализации стратегий, в рамках которого достижение целевых функций в среднесрочной перспективе обеспечивается программами и проектами, ... Зайцев, М.И. Соколова это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения ...
- направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
- более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
- более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
- высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
- наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
- возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.
2 Структура федеральных целевых программ
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Целевая программа состоит из
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
- основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
- перечень программных мероприятий;
- обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
- механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
- оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 » О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация «.
Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
3 Федеральные целевые программы, действующие в РФ
Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.
Реализация ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.
Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд», Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
В 2010 году на территории Российской Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы).
Рисунок 1
Доля ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд. руб).
На основе этой диаграммы можно сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% — 8,5%, так в 2010 году этот показатель составил — 7,53%, а в 2011 году — 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП — будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).
В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году -14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей
Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ
Год |
Объемы бюджетных ассигнований, млн руб |
|||
ГКВ |
НИОКР |
Прочие нужды |
Всего |
|
2010 |
462047.8180 |
104436.2520 |
206112.8644 |
772596.9344 |
2011 |
551804.9939 |
152850.4965 |
217415.9457 |
922071.4361 |
2012 |
457581.5272 |
176683.0655 |
213865.8071 |
848130.3998 |
2013 |
419663.5524 |
185976.1987 |
200528.8324 |
806168.5835 |
Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде — рисунок 2.
Рисунок 2
Объемы бюджетного финансирования федеральных целевых программ (млн руб)
Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» — они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте — «НИОКР».
Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 (по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году.
Рисунок 3
Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета)(млн рублей)
Также необходимо определить приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).
Рисунок 4.
Бюджетное финансирование федеральных целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов(млн рублей).
В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.
Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:
В 2011 — ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 88,4 млрд. руб.
Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением.
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»
1 Основные данные о ФЦП «Жилище»
В ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы (далее — Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, — преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы «Жилище» добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.
2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы
Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.
Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Внесены изменения постановлениями Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575, от 6 октября 2011 г. № 825, от 27 декабря 2011 г. № 1161, от 20 июля 2012 г. № 745, от 22 ноября 2012 г. № 1204, от 30 апреля 2013 г. № 389, от 12 октября 2013 г. № 923,от 18 апреля 2014 г. № 359, от 18 октября 2014 г. № 1076.
Государственный заказчик — координатор Программы — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Государственные заказчики Программы — федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации
Основной разработчик Программы — Министерство регионального развития Российской Федерации
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (далее — национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
- повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы являются:
стимулирование развития жилищного
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- повышение качества коммунальной инфраструктуры;
- проведение научно-исследовательских работ.
По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение
формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
- обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
- государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
- разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства
Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:
- упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного
развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
- комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
- комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.
Кроме того, в рамках Программы необходимо:
- обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
- совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
- совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
- развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
- совершенствовать систему защиты прав граждан — приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
Ресурсное обеспечение Программы:
Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета — 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы — 0,46 млрд. рублей;
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 109,96 млрд. рублей;
- за счет средств внебюджетных источников — 219,58 млрд.
рублей, в том числе за счет средств инвесторов — 0,39 млрд. рублей, молодых семей — 219,19 млрд. рублей.
Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные — Приложение 3).
Рисунок 5
Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)
А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 (исходные данные — Приложение 3).
Рисунок 6
Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)
Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):
- улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);
- повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году — 4,8 года);
- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — с 12 до 30 процентов;
- увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
- строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
- увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
- содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 — 2015 годах 172 тыс. молодых семей;
- улучшение жилищных условий в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс.
семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
- завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;
- завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
- совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;
— переселение в 2011 — 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)
Государственный заказчик-координатор: Минстрой России; государственные заказчики: Минстрой России, другие федеральные органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации,Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации.
Ключевые программные мероприятия на 2014 год
Понаправлению«капитальныевложения»:
- обеспечение служебным жильем прокуроров и следователей;
- обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;
обеспечение жильем молодых ученых и
обеспечение жильем иных категорий граждан Управлением делами Президента Российской Федерации на основании решений Президента Российской Федерации.
По направлению «прочие нужды»:
- обеспечение жильем граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;
- вынужденные переселенцы;
- граждане — участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица;
- граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);
- оказание содействия в обеспечении жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры;
- Обеспечение жильем молодых ученых путем предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений;
- обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих путем предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
- приведение объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;
- переселение граждан, проживающих в г.
Норильск и г. Дудинка и модернизация коммунальной инфраструктуры г. Норильска.
Программа нуждается в корректировке в части:
- приведения объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы в 2014-2015 годах в соответствие с параметрами Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;
- Передачи ФАНО России полномочий государственного заказчика мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и определения нового механизма его реализации.
Проект постановления, предусматривающий указанные изменения, возвращен Минэкономразвития России письмом от 22 августа 2014 г. № 20259-ЕЕ/Д17и на доработку в Минстрой России.
На 2014 год заключено 172 государственных контракта (соглашения) на сумму 3 099,49 млн. рублей — 27,3 % от объема годовых бюджетных назначений в рамках процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов (11 339,05 млн. рублей), в том числе по направлениям:
- «капитальные вложения» — 70 контрактов на сумму 611,86 млн. рублей;
- «прочие нужды» — 102 контракта на сумму 2 487,63 млн. рублей.
Стоимость работ, выполняемых в 2014 году по 41 переходящему контракту прошлых лет, составила 308,99 млн. рублей, по заключенным с 1 января 2014 г. 131 контракту составила 2 790,50 млн. рублей. Контракты длительностью более одного года не заключались.
Бюджетные ассигнования в объеме 26 366,52 млн. рублей расходуются вне процедуры размещения заказа и заключения государственных контрактов, в том числе:
- подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» — 22 562,97 млн. рублей;
- мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих — 3 473,88 млн. рублей;
- мероприятия по обеспечению постоянным жильем молодых ученых — 263,02 млн. рублей;
- расходы на управление реализацией программы — 66,65 млн. рублей.
Объем финансирования в 2014 году за счет средств федерального бюджета составляет 37 705,57 млн. рублей, в том числе по направлению «капитальные вложения» (бюджетные инвестиции) — 4 945,79 млн. рублей, «прочие нужды» — 32 759,78 млн. рублей.
Освоено в первом полугодии 2014 г. за счет средств федерального бюджета 15 382,68 млн. рублей — 40,8 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» — 290,70 млн. рублей, «прочие нужды» — 15 091,98 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г. суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составили 15 688,35 млн. рублей — 41,6 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» — 383,49 млн. рублей, «прочие нужды» — 15 304,86 млн. рублей.
Объем софинансирования в 2014 году, предусмотренный утвержденной программой, составляет 70 936,42 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по направлению «прочие нужды» — 23 002,55 млн. рублей, за счет внебюджетных источников по направлению «прочие нужды» — 47 933,87 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г. средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников не привлечены.
Практические результаты реализации ФЦП за год (2014):
- Уровень обеспеченности населения жильем составит 23,8 кв. м на человека;
- доля семей, которые смогут приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств возрастет до 27%;
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составит 34,5 тыс. семей;
- количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составит 18,2 тыс. семей;
- будет обеспечено жильем 7,4 тыс. семей в рамках реализации мероприятий по обепечению жильем отдельных категорий граждан.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП
1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП
В настоящее время одной из целей государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.
Главные проблемы в этой области
Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы.
Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.
Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Обязательства федерального бюджета формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.
Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.
В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.
Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд).
Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения государственных капитальных вложений.
Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.
В статье 192 Бюджетного кодекса говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.
Отмеченные недостатки свидетельствую о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем, подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ.
Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования фонда развития регионов.
Назрела необходимость внесения коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально — путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в принципе недостаточно.
2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и распределения средств для реализации того или иного мероприятия между различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.
На практике целевые программы стали скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов, нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.
Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.
Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, автором сделаны
Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации
Федеральные целевые программы — гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.
На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.
Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь сложным комплексным методом, позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/federalnyie-tselevyie-programmyi-v-oblasti-sotsialnoy-zaschityi/
Нормативно-правовые документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)
— Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд»(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
— Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 — ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы
Книги и учебные пособия
5. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2010.
— Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010
— Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2009
— Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос. фонд правовых проблем, 2011.
— Ратнер Н.М. Региональные диспропорции: оценка и пути преодоления. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010
— Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. М., 2009
Периодические издания
11. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2011. — № 5
— Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион: экономика и социология. — 2010. — № 6
— Интернет-источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/federalnyie-tselevyie-programmyi-v-oblasti-sotsialnoy-zaschityi/
— #»809567.files/image007.jpg»>
Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год
Основные показатели эффективности реализации программы «Жилище» 2011-2015год
Объемы финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год