Экономическое образование школьников

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России и характеризуется на начало 2000 года показателями:

  • общее число образовательных учреждений – 140398 единиц;
  • общая численность учащихся и студентов – 33 млн. человек;
  • общий выпуск учащихся и студентов – 3048 тыс. человек;
  • общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав) – 2831 тыс. человек

удельный вес расходов на образование из гос. бюджета 4,34 %.

В минувшем столетии образование из частного, семейного превратилось в первейшее общественное и государственное дело с быстрыми темпами роста подготовки специалистов: с 13 млн. человек в 1960 г., до 33 млн. – в настоящее время. В России практически ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений.

В последнюю треть ХХ в. в России, как и в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательные реформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административная регламентация сдерживали развитие всех типов школ, препятствовали творчеству, новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.

Образование в ХХI в. характеризуется такими признаками, как:

  • демократизация: общедоступность высшего образования;
  • создание системы непрерывного образования;
  • диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно-ориентированная система разноуровневых учебных заведений;
  • интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей;
  • международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;
  • превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;
  • трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно-ориентированным;
  • широкое распространение получают новые образовательные и информационные технологии;
  • коммуникации педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.

Осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, укреплена высшая и средняя специальная школа, обеспечены гарантии равноправия граждан в сфере образования, развилась система повышения квалификации и переподготовки кадров.

10 стр., 4972 слов

Система педагогического образования в России

... следующая система педагогического образования: педагогические техникумы (с 1937 г. - педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты ... России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические ...

Изменение государственного политического страны в 90-е годы позволило реализовать современные подходы к развитию современной системы образования.

Принятый в 1992 г. в новой редакции закон РФ «Об образовании» предоставил образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческих проблем, открыл перспективу развития негосударственного сектора образования.

Одним из положительных результатов образовательных реформ явился устойчивый рост поступающих в учреждения профессионального образования, а по относительной численности студентов (в пересчете на 10000 жителей) Россия вернула передовые позиции в мире.

К сожалению, сокращение объемов бюджетного финансирования в 90-х гг. в три раза превратило российскую систему образования в зону социального неблагополучия:

  • выпускники общеобразовательных учреждений России конца ХХ в. уступают по своим знаниям выпускникам 70-80-х гг.;
  • отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов – миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд за рубеж – факторы, несущие реальную угрозу снижения интеллектуального уровня и практического значения профессионального образования;
  • Накопившиеся за 90-е гг. проблемы могут привести к утрате завоеванных позиций в сфере образования, к дальнейшему отставанию от ведущих

В данной курсовой работе освещены наиболее актуальные проблемы современной педагогической науки и практики. Цель работы рассмотреть проблему разработки и внедрения новых педагогических технологий в школьный образовательный процесс в разрезе преподавания экономики.

В третьей главе курсовой работы (на основе рассмотренного образовательного стандарта для средней общеобразовательной школы по экономике) выполнен примерный конспект урока экономики по теме «Права собственности и стимулы» с использованием игровой технологии и технологии учебного сотрудничества.

Глава 1 Проблемы педагогики и образования в современных условиях

1.1 Основные методологические проблемы педагогической науки

Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающего поколения и условия организации педагогического процесса.

Педагогика как наука рассматривает человека в определенном ракурсе: в аспекте целенаправленной его социализации, приобщения к участию в жизни общества. Междисциплинарный характер педагогики проявляется в ее интегративной функции по отношению к другим наукам, участвующим в изучении образовательно-воспитательного процесса, но отличающимся от нее тем, что ни для одной науки этот процесс не является собственным и специфическим объектом исследования.

3 стр., 1360 слов

«Правовые основы правления образования» «Аттестация педагогических ...

... соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, совета учреждения ...

Педагогическая наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия, сущность которого заключается в том, что старшее поколение созданию максимально эффективной организации целостного педагогического процесса для подрастающего поколения. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного противоречия системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформы высшей и средней школы.

Педагогическая практика в настоящее время не располагает четко выверенными ориентациями системного подхода к реформированию образования. Педагогам необходимы определенные методологические идеи, позволяющие с научных позиций судить о государственной политике в области педагогики и образования.

Под методологией понимают область знаний, которая предназначена для поиска общих подходов к решению проблем различной степени сложности. Методология обеспечивает корректную постановку проблемы, выявление основных принципов и способов организации и осуществления соответствующей теоретической и практической деятельности.

В условиях обновления общества особенно актуальны методологические проблемы педагогической науки:

  • сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
  • предмет педагогики в условиях непрерывного образования;
  • диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночных отношений;
  • диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;
  • социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
  • социальные, философские и психолого-педагогические основы определения содержания образования;
  • диалектика социального и биологического в развитии личности;
  • диалектика и логика педагогического мышления.

Сейчас все большее распространение приобретают комплексные исследования, в которых принимает участие педагогика. Различают два основных вида комплексных исследований: монодисциплинарное исследование проблем, сходных по своей сущности, осуществляемых специалистами одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. При этом первое может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Педагогические исследования – монодисциплинарные в том смысле, что любой ряд проблем в педагогике рассматривается и решается в рамках этой науки. Не становится педагогическое исследование междисциплинарными тогда, когда исследователь, ощущая недостаток психологических знаний проводит психологическое исследование внутри педагогического или заказывает такое исследование специалисту-психологу. Изменяется позиция ученого, но не предмет и задачи науки.

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, ... Психология. М., 2006. 5.Столяренко А.М. Психология ... детьми ...

Таким образом, реализация интегрированной функции педагогики выступает в качестве следующих методологических условий развития и формирования педагогической теории:

  • необходимость определения собственного объекта и предмета педагогической теории, его отличия от тех, которыми занимаются другие науки;

сохранение специфических характеристик педагогической действительности на всех уровнях теоретического

ориентация на переход от теоретического знания к нормативному и тем самым к преобразованию педагогической действительности;

  • соответствие педагогической теории современным требованиям к любой теории как системе общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

1.2 Гуманизация образования и воспитания в современных условиях

Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.

Верный путь гуманизации образовательного процесса – это личностно ориентированное обучение, которое базируется на гуманистической психологии. Этот вид обучения создает благоприятные условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, отношений доверия, сотрудничества, сближения позиций, усиления роли эмоций и эмпатии. Гуманистически ориентированный педагог должен обладать:

  • безусловным позитивным отношением к ребенку;
  • принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к ребенку;
  • не ограничиваться формальным исполнением своих обязанностей, проявлять лучшие душевные качества, искренние чувства и эмоции;
  • способствовать становлению в каждом ребенке собственного достоинства, эмпатии и самоуважения.

Следует различать личностно ориентированную педагогическую практику и личностно ориентированную педагогическую науку. Первая, прежде всего, означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Вторая связана с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методы обучения и воспитания.

Гуманизация воспитания — это не прямое воздействие на личность, а субъективное взаимодействие, диалог, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам. В основе гуманистической идей воспитания лежат следующие идеи:

  • личностный подход в воспитании, предполагающий признание личности ребенка высшей социальной ценностью, уважение своеобразия каждого школьника, признание их личных прав и свобод;
  • природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
  • гуманизация межличностных отношений, предполагающая взаимоуважение педагогов и детей, доброту, внимание и терпимость к их мнению, создание комфортной психологической атмосферы;
  • учет влияния противоречивой окружающей среды на воспитание ребенка, создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте, предметно-практической деятельности.

Актуальной проблемой образовательных учреждений в современных условиях является развитие воспитательных систем.

18 стр., 8948 слов

Проблемы обучения детей-мигрантов

... воспитанию детей-мигрантов и на этой концептуальной основе разрабатываются социально-образовательные технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы ... актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. ... и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантам, беженцам. Важнейшей проблемой адаптационного образования является ...

Воспитательная система на создается и не задается извне. Она является результатом сложной работы коллектива образовательного учреждения, в котором важную роль играют исходный замысел авторов системы, творчество педагогов и детей. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности взрослых и детей. Поэтому она не может выглядеть одинаково в разных регионах и даже в соседних школах.

Гуманистической воспитательной системе противопоказаны жесткое программирование, тотальная упорядоченность, подчинение личности ребенка административным требованиям.

Для школ с гуманистическими воспитательными системами характерны признаки:

  • наличие разделяемого и принимаемого и взрослыми, и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
  • событийный характер организации деятельности, интеграция воспитательных воздействий через включение детей в коллективные творческие дела;
  • формирование здорового образа жизни образовательного учреждения, в котором преобладают позитивные ценности, порядок, динамизм;
  • педагогически целесообразная организация окружающей среды в самой школе и участие в педагогизации среды вне школы;
  • реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога.

Интеграция воспитательных воздействий может выходить за рамки одного образовательного учреждения, когда создается единая база воспитания детей разного возраста, и они включаются в разнообразную деятельность. В таком случае складывается воспитательная система микрорайона, поселка, города за счет функционирования школьных систем и педагогизации социальной среды в целом.

1.3 Педагогические технологии — формирование нового педагогического мышления

проблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребенку. Данная проблема возникла в силу колоссального социального напряжения, увеличения психологических нагрузок, падающих на личность и повышения требований к уровню развития человека на рубеже XX — XXI веков.

Можно выделить побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий:

  • необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода;
  • потребность в активизации познавательной деятельности каждого школьника, замена малоэффективных способов обучения детей более активными;
  • возможности экспертного проектирования технологической подготовки цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учащихся и педагога, обеспечивающие гарантированные результаты обучения.

Современные педагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, в их основе лежат определенные методологические позиции авторов. Технологическая цепочка педагогических действий строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем и, с другой стороны, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели измерения результатов деятельности.

7 стр., 3497 слов

Особенности социализации учащихся средней школы

... образования и социализации. Одно из направлений такого исследования заключается в поиске новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира. В ряде работ социализация ... Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только ... технологий к такому институту социализации как школа. На процессе социализации детей и подростков сказались подвижки ...

В новых условиях профессиональная деятельность учителя должна основываться не на прежней схеме указаний, подчинении воли ребенка, а на новой — помогать ребенку овладеть технологией саморазвития. На какие социальные, психологические особенности при этом опираться? Как соответствовать уровню развития ребенка? На эти и подобные вопросы эпохи рынка призвана ответить наука.

А как это лучше сделать? Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать у учителя новое педагогическое мышление. Содержание нового педагогического мышления соотносится с тремя структурными уровнями человека как субъекта-объекта воспитания и обучения: общесоциологическим, социально-групповым и индивидуально-личностным

Общесоциологический уровень обусловлен наличным составом функционирующих социальных институтов по воспроизводству человека в качестве целостного субъекта общественной жизни. Здесь речь идет о задачах социальной педагогики, изменении общественного сознания и нахождении адекватных средств ее осуществления на основе дифференцированного критического анализа прошлого опыта, господствующих теоретико-педагогических представлений и умонастроений.

Социально-групповой аспект педагогического мышления детерминируется конкретно-исторической обстановкой, динамической взаимосвязью различного рода концептов, интересов и коммуникаций, образующих ядро группового сознания. На этом уровне происходит своеобразная конкретизация ‘социального заказа» времени применительно к той или иной общественной группе, специфике того понятий иного пространства, которым она располагает и в пределах которого осознает и формирует свои потребности.

Индивидуально-личностный аспект выражает диалектику подхода к человеку как субъекту, обладающему уникальным миром своего «Я», системой индивидуализации, личностных параметров тех интеллектуальных и эмоциональных установок, посредством которых осуществляется его право на выбор, на самостоятельное решение.

12 стр., 5563 слов

Технология осуществления педагогического процесса

... технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем -- к управлению деятельностью учащихся. ... формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию ... и связаны с обучением и воспитанием, понимаемыми ... бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели ...

Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.

В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования

  • преобразование должно проходить как процесс диалектического осознания педагогического мышления, способного принимать самого человека не только в конкретно-историческом и социально-прагматическом разрезе, но и в широком культурологическом плане. Это позволит педагогике уйти от традиционной стандартизации однажды уже найденных принципов, невольно редуцирующих всю многозначность человеческой сущности к одному социально-классовому началу;

— новое педагогическое мышление должно не формально, а фактически овладеть диалектикой, ее тончайшим помогающим увидеть текучесть, подвижность любого явления в его сущности, покоящегося в определенных границах, обусловленных характером внутреннего противоречия.

  • новое педагогическое мышление не порывает с достижениями педагогической мысли, а в значительной мере учитывает ее классические образцы. Рассмотрим, например, классическое образование, которое составляет необходимый элемент подлинно гуманистического нравственного воспитания, основу формирования широкого кругозора. С бурным ростом промышленности и других областей практической деятельности возникла потребность в работниках определенного склада, что привело к возникновению особого технократического типа мышления, заземленного на конкретике чисто технологических решений. В результате великие ценности античной культуры, давшие в свое время мощный толчок развитию мировой мысли, были переведены в разряд второстепенных элементов образования и основная задача — гармонизация телесного и духовного в человеке, воспитания его высших духовных потенций оказалось задвинутой в последний ряд;

— важнейшим условием формирования нового педагогического мышления является не полный отказ от положений марксистской философии и переход к зарубежной антропологии, а критическое аналитическое сопоставление различных моделей воспитания, творческая переработка традиционных ценностей, создание биполярного контекста, содействующего формированию инициативной и ответственной личности, способной к самостоятельному усвоению старых и выработке новых культурных ценностей.

Диалектика современного общественного развития, таким образом, возвращает человеку нравственное достоинство свободной, ищущей мысли, возрождает его в качестве подлинного субъекта преобразования себя и окружающей жизни.

1.4 Дифференциация как одна из основных педагогических технологий

Образовательный процесс, при котором учитываются индивидуальные различия детей, их интересы, возможности, склонности и способности, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса — дифференциацией. Цели дифференциации обучения:

23 стр., 11452 слов

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования

... технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения". В образовании "педагогическая ... прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А ...

  • с психолого-педагогической точки зрения — в индивидуализации обучения, основанной на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика;
  • с дидактической точки зрения — в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе;
  • с социальной течки зрения — в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального общества в целях рационального использования каждого члена общества.

В педагогической литературе различают два близких термина «внутренняя дифференциация» и «внешняя дифференциация».

Внутренняя дифференциация предполагает различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Она основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся, проявляющихся в вариативности темпа изучения материала, дифференциации учебных заданий, выборе разных видов деятельности, определении характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно деление учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся, так и в форме системы уровневой дифференциации.

Особенность внутренней дифференциации на современном этапе — ее направленность не только на слабоуспевающих детей, что традиционно для школы, но и на одаренных детей.

Под внешней дифференциацией понимается создание на основе определенных принципов отбора (например, на основе интересов, склонностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам требования различаются.

Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной (жесткой) системы, например, выбор профильного класса или класса с углубленным изучением определенных предметов, либо в рамках элективной (гибкой) системы, например, свободный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядра образования. Сущность внешней дифференциации заключается в максимальном развитии склонностей и способностей школьников в избранной области знаний.

Различие профильного и углубленного изучения лежит в глубине соответствующих курсов, охвате ими контингента школьников.

Углубленное изучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников, который позволяет достичь высоких результатов и вместе с тем ограничивает число учащихся. Профильное же обучение мыслится как более демократичная и широкая форма дифференциации обучения на старшей ступени. В каждом из профилей преимущественное внимание уделяется группе профилирующих предметов, на которые отводится существенная доля общей учебной нагрузки. Тем самым для профилирующих предметов компенсируются потери учебного предмета за счет общего сокращения учебной нагрузки.

Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

7 стр., 3101 слов

«Компьютерные технологии в специальном образовании»

... темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. Цель написания реферата изучение компьютерных технологий в специальном образовании на примере дистанционного обучения детей с ...

Уровневая дифференциация, сохраняя многие черты традиционной технологии, содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является введение базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, определенного государственными образовательными стандартами. Базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Он выполняет несколько функций:

  • обеспечивает возможность различных моделей школы посредством диалектического разрешения противоречия между требованиями единства и многообразия школ;
  • задает нижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования, обеспечивает эквивалентность образования, полученного в разных типах школ;
  • освобождает учащегося от непосильной учебной нагрузки и направляет его усилия в область развития склонностей и интересов, формирования положительных мотивов к учению.

Обязательные результаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализации обучения. Это создает реальную базу для перехода от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. Ориентация на посильные и доступные большинству учащихся обязательные результаты обучения дает школьнику возможность на каждом уроке испытывать учебный успех. Из посредственного неуспевающего ученика ребенок превращается в человека, достойного уважения, удовлетворяющего государственным требованиям.

1.5 Инновации в образовательных учреждениях. Информационные технологии в системе управления школой

В педагогике несколько лет назад началось мощное движение, суть которого заключается в обновлении содержания, методов работы, управления, переходу к новому качеству образования. В педагогическую деятельность прочно вошло понятие «инновации», т.е. нововведения. Инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса, в образовательных учреждений; проявляются в деятельности всех категорий работников педагогической отрасли, по всей вертикали — на федеральном, региональном, местном уровнях. Инновационные процессы во многом определяют систему отношений человеке с профессией, становятся линией развития образования. Они нуждаются в научном осмыслении, в широком использовании передового опыта в массовой практике.

Необходимыми качествами подлинно инновационной деятельности являются социальная обусловленность и педагогическая целесообразность. Чтобы не было лженоваций, одной из насущных задач управления инновационным процессом является тщательное отслеживание, анализ, оценка нововведений. Поэтому современные руководители инновационных учебных заведений должны владеть навыками системного научного анализа, способностью выполнять экспертные функции, ориентироваться в разных концепциях, уметь организовать исследовательскую деятельность, научную экспертизу, Научное консультирование, создавать атмосферу научного поиска, интереса, признания, обмена мнениями, условия для творчества учителей.

Если попытаться классифицировать происходящие инновационные явления в учебных заведениях, то можно выделить несколько уровней.

Первый уровень — методологические инновации. Они определяются новыми подходами образовательных систем: решение проблем гуманизации, дифференциации и индивидуализации в образовании; реализация концепции развивающего обучения; апробация систем экономического и правового образования; внедрение интегративных дисциплин в учебный процесс и другие.

Второй уровень — институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования. Это прежде всего изменение статуса образовательных учреждений, создание профильных классов. Задача этих преобразований — решить сущностные, базисные проблемы совершенствования образовательного процесса.

Третий уровень — содержательный. Этот уровень должен обеспечивать высокое качество образования. Основываясь на федеральном стандарте базового образования, органы управления и учебные заведения разрабатывают региональные стандарты, школьный компонент образования. При этом надо исходить не из случайных обстоятельств (неожиданное появление специалистов, личный интерес учителя и т.д.), а из концепции развития учебного заведения, учитывать, прежде всего, интересы обучающихся.

Четвертый уровень — поиск и реализация новых образовательных технологий. К сожалению, многие руководители и учителя пытаются осуществить инновационные проекты старыми способами, наблюдается рассогласование между целевым, содержательным замыслом и способами его реализации. Необходим поиск новых образовательных технологий, например, компьютерных, диалоговых, игровых, проектных, которые готовят детей к самоактуализации, выбору вариантов решения, к активному включению в самообразование, в саморазвитие.

В условиях обновления системы образования у руководителей школ возрастает потребность в информации, максимально полной по объему, объективной и предельно конкретной. Для школы можно выделить административно-управленческий уровень информации (директор и его заместители), который включает в себя директивные и нормативные документы о системе управления в городе, районе, школе; учебные планы и программы; сведения о состоянии и результатах обучения, воспитания и развития учащихся в школе; сведения о руководителях школ и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы. Этот уровень информации имеет своей целью выявить отклонения в управлении образовательным процессом, оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть.

В некоторых образовательных учреждениях России, имеющих ЭВМ, формируются пять массивов информации в системе управления.

Первый массив — информация о внутришкольном контроле включает данные о состоянии преподавания учебных предметов и выполнении требований программ; об организации, содержании и результатах воспитательной работы; о состояний трудового воспитания и профориентации учащихся; о качестве знаний, умений и навыков учащихся; о выполнении решений вышестоящих органов управления образованием.

Второй массив содержит данные оперативной информации: ежедневной, еженедельной, ежемесячной.

Третий массив включает данные статистической отчетности школы.

Четвертый массив содержит данные о результатах учебной четверти и полугодия: качество преподавания учебных дисциплин, качество обучения учащихся, эффективность воспитательной работы с детьми, результаты методической работы, состояние учебных кабинетов и ТСО, состояние работы с родителями.

Пятый массив включает данные о результатах учебного года. Анализ информации по блокам осуществляется ежегодно, поэтому указанная информация целенаправленно накапливается. Это позволяет руководству школы эффективно регулировать педагогический процесс.

Актуальными проблемами педагогики остаются разработка критериев оценки инновационной деятельности школ; поиск образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования инноваций.

Резюмируя, отметим, что методология педагогической науки все активнее проникает из области научных исследований в область практики, то есть становится практикоориентированной.

Глава 2 Педагогические технологии

2.1 Понятие о педагогической технологии

Нет сомнения, что каждый в меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием «технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другой стороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процесс материального воздействия на материальное тело с целью получения продукта (результата) с заданными свойствами. Однако, несмотря на изначальную закрепленность этого понятия за сферой материального производства, оно уже давно применяется в гуманитарных сферах: науке, искусстве, культуре и т.д. Не исключением в этом ряду оказалось и образование. Нынче в профессиональном обиходе работников образования разного уровня терминологические сочетания типа «педагогические технологии», «технология обучения», «технология развития», «инновационные технологии» и другие можно расценивать как наиболее частотные.

Довольно долго под влиянием зарубежных взглядов педагогические технологии рассматривались у нас в плане оснастки учебно-воспитательного процесса различными материальными (техническим) средствами, усиливающими результативность дидактического общения учителя и учеников. В зависимости от доступности и употребляемости тех или иных средств можно говорить об аудиовизуальной технологии, компьютерной технологии и т.д. организации учебно-воспитательного процесса. однако здесь даже неспециалисту ясно, что любой набор технических приспособлений не имеет прямого отношения к технологизации учебного процесса, в лучшем случае ТСО могут выступать одним из ее факторов.

Серьезным вкладом в осмысление сущности педагогических технологий явились исследования, опирающиеся на функциональный, системный и принципы анализа педагогических явлений и процессов общего и частного характера. В зависимости от предмета, то есть образовательной плоскости, на которую проецируется технологическая парадигма можно выделить следующие модели технологической интерпретации образования:

Образовательные технологии – совокупность приемов и средств, определяющих общую стратегию развития единого федерального Их главная функция – прогностическая, связанная с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательного процесса подготовки кадров. Образовательные технологии отражаются, прежде всего, в концепциях развития и стандартах образования.

Педагогические технологии – это арсенал методов, приемов и средств обучения, а также рекомендации по их использованию в связи с достижением конкретных целей обучения. Педагогические технологии отражают тактику реализации образовательных технологий, обусловленную закономерностями функционирования системы «педагог – материальная среда – ученик». Поэтому под педагогическими технологиями можно подразумевать обобщенные методы реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от изучения определенного предмета.

Технологии обучения – представляют собой относительно полную характеристику пути освоения учащимися конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса. Технологии обучения вариативны, поскольку определяются содержанием и закономерностями усвоения того или иного учебного предмета и, как правило, в значительной степени рецептурны, поскольку максимально упрощают и формализируют педагогическую деятельность за счет нейтрализации личностного своеобразия педагога. В известной мере технологии обучения (дидактические технологии) соотносятся с традиционными прикладными педагогическими отраслями, именуемыми частными методиками.

Следует отметить, что современные педагогические технологии по отношению к традиционным дидактике и частным методикам не являются чем-то принципиально новым, революционным. Они лишь корректируют организацию учебно-воспитательного процесса в плане жесткой детерминированности взаимосвязи его цели и результата.

Именно этим обстоятельством и объясняется обязательное присутствие в модели учебно-воспитательного процесса таких технологических параметров, как: четкая постановка целей урока; содержания каждого элемента урока поставленной цели; постоянный контроль за ходом дидактического продвижения учащихся в соответствии с частными целями; заключительная оценка результата путем сличения его с целью урока. Такая модель организации дидактического процесса, по существу, является реализацией деятельностного подхода к обучению.

Наряду с детальной проработкой категории «цель», технологический подход к обучению предполагает также тщательное последнего в виде разбивки его на следующие эпизоды: постановка целей, конкретизация целей, циклы учебных процедур, оперативная обратная связь, коррекция промежуточных достижений, оценка результата. Это обеспечивает детальную алгоритмизацию действий учителя и учащихся, которая определяет весь ход обучения.

Но не стоит забывать, что учебно-воспитательный процесс не втискивается в прокрустово ложе технологических параметров и, следовательно, нет жестких правил моделирования хода обучения, стандартизации условий, определяющих ход последнего. Поэтому в отечественных педагогических технологиях всегда присутствуют проблемно-поисковая задача, возможность дифференцированного подхода к учащимся, апелляция к внутреннему миру учащихся. Именно в таком ключе были разработаны теории поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, проблемного обучения, оптимизации обучения и др.

2.2 Характеристика некоторых педагогических технологий

Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включению учащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи, выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализация объема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучения выступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий из микроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное, разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид, синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступным массовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может быть модель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий. Благодаря формализма в организации дидактического процесса и усилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функций программированного обучения в то же время создает исключительно благоприятные возможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученика учебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.

Большое внимание в последние годы уделяется развивающему обучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот вид обучения представляет собой особую систему организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется прежде всего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озоне ближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению к определенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, но решает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно образом, чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировало психическое развитие ребенка.

В настоящее время существует несколько систем развивающего обучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: система Л.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова – общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувств школьников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этой системы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержание образования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а также специфические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которых связано в основном с выполнением дидактических позиций: первичная ориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения, проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждый ученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактической программы.

Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающего обучения является проблемное обучение. Специфика этой технологии заключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагает такую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимально сочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.

В целом технология проблемного обучения во многом близка классической организации учебного процесса и содержит узловые позиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решения путем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутой гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективный способ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО).

Достоинствами этих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиеся осознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительные умения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность, ответственность, коммуникабельность и др.

Но не следует забывать, что существующие педагогические технологии не могут считаться универсальными средствами решения учебно0воспитательных проблем. Будучи результативными в одном направлении ( в обеспечении качественного освоения учебного материала), они в то же время не обеспечивают всестороннего развития личности учащихся, а в отдельных случаях способны деформировать ее. Более того, преподавание многих учебных предметов (прежде всего гуманитарных) совершенно не нуждается ни в какой технологии, ибо основывается на личностном общении учителя с учениками.

2.3 Условия применения педагогических технологий

Повсеместное использование термина «педагогические технологии» влечет за собой естественное учителей обратиться к отдельным вариантам организации учебно-воспитательного процесса, подходящим под данное понятие, с целью использования в собственной работе. Естественно, такое отношение к педагогическим технологиям профессиональным считать нельзя, поскольку любая педагогическая технология – системно организованная модель учебно-воспитательного процесса, которая результативна только при полной и целостной ее