Экологическое воспитание

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России — свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, непрерывное экологическое образование, экологическое образование школьников, студентов и многих других, в том числе и понятия экологическое воспитание дошкольников. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед дошкольным образовательным учреждением задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Такова актуальность данной работы.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

8 стр., 3671 слов

Природа психического. Психические особенности человека

... природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, ... Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной ... изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях ...

Целью данного исследования является определение основных направлений и условий эффективной организации экологического воспитания дошкольников.

Объект: система воспитания экологической культуры дошкольников.

Предмет: формирование системы знаний о природе в ход е экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  • Раскрыть сущность проблемы экологического воспитания дошкольников;
  • Изучить программы экологического воспитания дошкольников и её возможности для решения задач экологического воспитания;
  • Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования дошкольников;
  • Выработать рекомендации педагогам по улучшению условий организации экологического воспитания дошкольников.

Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры дошкольников достигается, если: обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; реализуются комплексные задачи экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Методологической базой исследования являются: работы О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс, методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко, работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др).

Экспериментальная база: муниципальное дошкольное образовательное учреждение №30 «Аист».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. [13]

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [21]

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи. [12]

20 стр., 9566 слов

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления ...

... детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный ... средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. Экологическое воспитание – новая ...

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН).

Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.[22]

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.[13]

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

16 стр., 7894 слов

Методика экологического воспитания дошкольников

... аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников. [20, ...

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.[11]

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).

Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

1.2. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде

Признание природы как самоценного субъекта взаимодействия, а не только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях.

Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи (К, Благосклонов, О. Гиляров, Д. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.).

Этическое отношение к природе стало возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить. О. Гиляров пишет: «У человека на современном этапе этика – это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут проблемами, которые касаются каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии». [5, с.132]

12 стр., 5798 слов

Роль экологической сказки в познании детьми природы

... потребительский навык очень хорошо усвоился. сказка дошкольник экологический воспитание А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование ... Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научит критически воспринимать окружающее…». Сказки называют «Экологическими сказками», ...

Именно в дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, — констатирует Л. С. Выготский, — не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями». [6, с. 9]

Формируя гуманистически направленное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что они понимают потребности других, а потому, что добро для них эмоционально объективировано позитивными оценками взрослых. Предпосылки развития моральных чувств у детей возникают слишком рано. По данным научных работников, сопереживания радости и горя проявляются у детей к полуторагодовалому возрасту. Благодаря особенной чувствительности ребенок переживает страх за других и прежде всего за тех, к кому чувствует симпатию. Такой страх является формой сочувствия, которое свидетельствует о способности к сопереживанию.

Сначала ребенок придерживается общепринятых норм поведения, чтобы заслужить одобрения взрослого, сохранить с ним добрые отношения. Однако в процессе развития, благодаря связи своих действий с позитивными эмоциональными переживаниями, ребенок начинает воспринимать эти нормы как что-то само по себе позитивное. Стремление придерживаться требований взрослых, а также усвоенных норм, выступает для нее в форме обобщенной категории «надо», но оказывается в начальной форме чувства долга как моральный мотив, который непосредственно направляет ее поведение.[23]

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе. Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности».[22,с.56] Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что « добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». [22,с.60] В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».[22,с.242]. Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро.

12 стр., 5747 слов

Спортивные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста ...

... физического воспитания дошкольников Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Цель курсовой работы: изучить значение спортивных игр как эффективного средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту. Задачи курсовой работы: Определить ...

Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Для воспитания у детей гуманного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное).

При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас – людей.

4 стр., 1785 слов

Теоретические основы исследования процесса социализации детей ...

... ребенка. Цель: – изучение особенностей процесса социализации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Достижение данной цели предполагает решение ряда 1. Изучить основные понятие и сущность процесса социализации. 2.Выявить специфику процесса социализации детей старших дошкольников ... господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне. Стилизованный способ осуществляет своё ...

Важной составляющей морально-ценностного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других. [4]

Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего – родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.

Морально-ценностное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает. Моральные поступки – беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде – начало создания активных ценностей. Сначала малыши присматривают за живыми существами вместе со взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые имеют систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех. Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц.[3]

Воспитатели дошкольных учреждений и родители уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него морально-ценностного отношения к природе. Потому что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам.[20] Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в природе всё красивое и интересное.

24 стр., 11764 слов

«Труд детей в природе»

... данной темы исследования: Труд детей в природе как путь формирования у дошкольников корректного отношения к природе Цель исследования: изучить пути формирования корректного отношения детей к природе и определить место труда в природе в данном процессе. Объект ...

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня экологической культуры дошкольников.

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей группы, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы.

Педагогический эксперимент проходит в два этапа.

Целью первого этапа эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Задачи эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е.

опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование., Инструкция к проведению.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

11 стр., 5207 слов

Экологическое воспитание дошкольников

... по повышению уровня экологического образования старших дошкольников. 3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников. Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников 1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками Самоценность дошкольного ...

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

  • Как называется животное (птица, насекомое)?
  • Что ты можешь рассказать о нем?
  • Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 — 15 баллов)

  • Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
  • Соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки.
  • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 — 12 баллов)

  • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
  • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 — 7 баллов)

  • Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Затрудняется назвать характерные признаки.
  • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
  • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование., Инструкция к проведению

  • Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  • Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

  • Для чего людям нужны комнатные растения?
  • Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

  • а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
  • б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
  • в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
  • г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 — 15 баллов)

  • Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 — 12 баллов)

  • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
  • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 — 7 баллов)

  • Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
  • Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
  • В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

  • Какие свойства песка ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует песок?
  • Какие свойства камней ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует камни?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 — 15 баллов)

  • Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
  • Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
  • При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 — 12 баллов)

  • Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
  • Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 — 7 баллов)

  • Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
  • Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4.

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование., Инструкция к проведению

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

  • Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
  • Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
  • С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
  • На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 — 15 баллов)

  • Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
  • Знает характерные признаки каждого времени года.
  • Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
  • По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.