Причины детской агрессии

Курсовая работа
Содержание скрыть

Что такое агрессия?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету . Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции , а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые мало известны. В результате по-прежнему большинство взрослых – и родителей и педагогов – склонны упрощенно воспринимать детство как период жизни беспроблемный и беззаботный. Как часто, слушая жалобы или просто глядя на детей, мы говорим или думаем про себя: «Мне бы его проблемы!» Такое отношение к детству делает нас особенно нетерпимыми к негативным поступкам детей: обнаруживая детскую ложь, агрессию, мы легко становимся враждебными к ребенку, которого еще пять минут назад, казалось бы, безоблачно и беззаветно любили. Как правило, взрослые стремятся при этом подавит у ребенка желание ударить, отобрать, сказать что-то обидное другому человеку. В такие моменты мы забываем о своей ответственности за будущее наших детей, поскольку, загоняя внутрь непонятные детские проблемы, стоящие за их агрессивными проявлениями, мы не столько способствуем искоренению агрессии, сколько создаем условия, ухудшающие психологическое самочувствие ребенка и всю систему его отношений с миром.

По причине отсутствия фундаментальных исследований в области изучения детской агрессивности уровень и глубина представлений о детской агрессии остаются прежними, отражающими только внешние аспекты этого феномена.

1. Особенности детской агрессии

Сегодня с особенной остротой встал вопрос: как научить ребенка жить в мире с миром людей и вещей, несмотря на все разнообразие интересов и опыта каждого из нас? Поиски ответа на этот вопрос логично будет начать с уточнения самого понятия «агрессия» и механизмов ее возникновения.

Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка. Характерные для каждого человека способы поведения в трудных ситуациях и отношение к окружающим начинают складываться на ранних этапах развития личности, в процессе активного включения ребенка в систему общественных отношений, осознания себя и своего места в ней.

13 стр., 6134 слов

Психология эмоций

... очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или ... а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье ... пространству и его освоению приводит к тому, что ребенок научается ходить. Подстегиваемый интересом к окружающим предметам, к ...

Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у определенной категории детей агрессия сохраняется и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается.

Значительные расхождения между различными авторами проводящими исследование агрессии, возникают уже при попытке определить содержание самого понятия «агрессия». Наряду с определением агрессии как сильной активности, стремления к самоутверждению или как стремления к подчинению себе других людей или к обладанию другими объектами, встречается понимание под агрессией чувств, оскорбляющих, ранящих партнера и направленных на его уничтожение . Наиболее распрстраненными в зарубежной психологии определениями агрессии можно считать следующие:

1) основанное на оценке поведения: «агрессия — это любой вид поведения, приносящий вред другому»;

2) основанное на оценке намерения: «агрессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому».

Надо сказать, что широко распространенная сегодня тенденция рассматривать агрессию с позиций моральных норм и без учета возрастных аспектов данной проблемы существенно затрудняет понимание механизмов агрессивного поведения в детском возрасте. Ведь в отличие от взрослых у детей еще недостаточно развиты нравственные представления, все поведение ребенка сохраняет тесную связь с переживаниями, вызванными конкретными (частными) событиями, а жизнь насыщена критическими периодами, обостряющими проблемы построения правильных взаимоотношений с окружающими.

Дошкольное детство — наиболее ответственный возраст в силу насыщенности сензитивными и кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности ребенка. Поэтому и отношение к детской агрессии должно быть особым. Главное в том, что каждый ребенок встает перед выбором: что поможет ему построить нормальные взаимоотношения с миром – агрессия или гуманность?

В предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми» А. Г. Асмолов пишет: «Вряд ли …сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли …к все нарастающей волной детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жесткости, а не воспитание миролюбия» .

18 стр., 8522 слов

Поддержка детей в детских домах

... закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. Целевая установка всех детских домов – это социальная защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение ...

При всей болезненности вопросов детской преступности и жестокости нам представляется неоправданным сведение к ним проблемы агрессии у детей. Более того, практика убедительно доказывает: преступность и жестокость зачастую оказываются почти прямым следствием неадекватного понимания причин детской агрессии, нашего неумелого обращения с ней или бессилия в оказании помощи трудному ребенку.

Ребенок дошкольного возраста — существо преимущественно эмоциональное, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы ребенка служат основными показателями его психического развития в норме и при различных родах отклонения. Часто наблюдаемая в среде взрослых тенденция упрощать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, понимать дошкольное детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма тесно связана с тем, что взрослый лишает ребенка права на негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия и т. п.).

И вместо того чтобы обучить ребенка конструктивным способам выражения и преодоления испытываемых состояний, налагает на них запреты и ограничения. При таком подходе к детским эмоциям, где на первое место выходит подавление нежелательных переживаний ребенка, резко повышается риск нарушений нервно-психического развития детей и их дальнейшей социализации в целом.

Проблема детской агрессии и агрессивности актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации нормы и отклонений в развитии, и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, лечения и т. д.) ребенка соответственно этой дифференциации. В этой связи на первый план выходит вопрос о диагностических критериях которые могли бы быть использованы в этих целях.

Мы считаем, что агрессию у дошкольников можно рассматривать в двух основных вариантах:

  • когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относятся к отклонениям формирования личности;
  • когда агрессивные действия приобретают генерализованный, малодифференцированный характер, становятся ведущей (или одной из основных) формой поведения и являются свидетельством отклонений формирования личности.

степени тяжести агрессивных проявлений

1. Частота и легкость их возникновения

2. Степень неадекватности агрессии

3. Фиксируемостъ на агрессии

4. Степень напряженности в агрессивных действиях

5. Форма агрессии.

6 . Степень осознаваемости агрессивных действий. Проблема в том, что, с одной стороны, осознавание ребенком своих агрессивных проявлений говорит о больших возможностях его личностного развития. Однако сформировавшиеся агрессивные установки ребенка могут стать еще одним препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий.

2. Причины детской агрессии

детской агрессии

«Семейные» причины

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его Неприятие детей родителями 1 не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

12 стр., 5525 слов

Проявление агрессии в детском возрасте

... включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок. [5, с.19] Агрессия как ... и на уровне социальной группы. Что же такое детская агрессия? Чаще всего это именно запас энергии в ... страха, подавленности). 1.2. Структура агрессии Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, ...

Безразличие или враждебность со стороны родителей.

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Разрушение эмоциональных связей в семье.

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил, ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть под горячую руку.

В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. Его агрессия — это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

3 стр., 1182 слов

Агрессивность в спорте и влияние на спортивный результат

... задолго до того, как он приходит в спорт. Это формирование происходит различными способами. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения ... общих проявлений личности, обуславливающих успех в спорте. К числу таких черт следует отнести: сензитивность, эмоциональную устойчивость, активность в преодолении препятствий. В целом личностные ...

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится «и мамки и няньки». Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он — небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся — вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся — держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку, — я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.

Диаметральная природа возникновения агрессии — у детей вечно занятых родителей. Их агрессия — это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитает, чем не заметит».

«Взрослое» восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение, или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять — значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат — неадекватные, агрессивные реакции.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

4 стр., 1969 слов

Профилактика детской агрессивности

... социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания. Понятие детской агрессивности Проблема отклонения в поведении - ... отношений); Эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод (данное явление, возникающее в семье, может негативно повлиять на становление человеческого характера). Иной точки зрения ...

Отказ в праве на личную свободу

Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начинает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно, и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и Отказ в праве на личную свободу 1 границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

«Личные» причины

Подсознательное ожидание опасности

Часто к психологам с просьбами о помощи обращаются родители малышей с чрезмерными проявлениями совершенно немотивированной агрессивности.

В личных беседах с родителями этих детей выясняются некоторые общие для всех случаев факты. Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом. Мы знаем по себе, что очень испуганный человек в большинстве случаев мыслит и действует неадекватно ситуации. Когда ребенок напуган, он иногда перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.

Неуверенность в собственной безопасности

Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения. Ребенок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждет «удара». Удивительно ли, что он боится приближающейся руки? Откуда ему знать, каково ее намерение — погладить или ударить? Тем более, что он всегда подсознательно настроен на плохое. Такой ребенок в ответ на невинное утверждение: «Сегодня плохая погода» ответит с вызовом: «Ну и что?!» Если родитель поддается на вызов, проигрывают оба. Главное в такой ситуации, — убедить ребенка в том, что на него никто не нападает и, следовательно, он может спрятать «колючки» и расслабиться.

2 стр., 865 слов

Возрастание агрессивности среды

... структуры и функций печени и мозга. Кислотообразующие осадки, в свою очередь, увеличивают агрессивность поверхностных вод (по данным морской лаборатории в Вудс-Холе, в средних широтах Северного ...

Личный отрицательный опыт

Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

Эмоциональная нестабильность

Источником агрессивности у детей 2 — 6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми, и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с не мотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

Недовольство собой

Недовольство собой 1 Еще одна причина агрессивности — недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования — немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Повышенная раздражительность

Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности. Обидчивый и раздражительный ребенок может выдернуть стул из-под другого ребенка, который случайно занял место, на которое ему хотелось сесть. Проявлением пассивной агрессии можно считать отказ ребенка от обеда, если «его» место заняли в то время, когда усаживались за еду. Если в общей суматохе и толкотне детской группы (например, когда все дети одновременно одеваются на прогулку) кто-нибудь толкнет такого ребенка, он может получить в ответ яростный удар. Дети с подобной личностной характеристикой во всех случайных происшествиях склонны видеть намеренное причинение вреда себе, а во всех негативных поступках, в том числе своих собственных, обвинять кого угодно и что угодно, но только не себя. Такой ребенок никогда ни в чем не виноват. Кто угодно, только не он.

Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чрезмерный комплекс вины уводит его в страх и депрессию, откуда недалеко и до самоубийства.

Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление

Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией. Если ребенок выспался, хорошо себя чувствует, надел любимый костюм и получил на завтрак любимые сосиски, он может достаточно спокойно отреагировать на провоцирующую ситуацию. А на следующий день его поведение будет откровенно агрессивным. Воспитатели детских садов знают, когда и почему это происходит. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

16 стр., 7705 слов

Диагностика агрессивности подростков

... самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне ... изменений. 2.1 . Основные психологические особенности подростков Подростковый возраст – это граница ... направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом ... Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», ...

Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.

Влияние продуктов питания

Агрессивность ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью. Многочисленными исследованиями доказано влияние холестерина, содержащегося в крови на агрессивность человека (в том числе, саму агрессию).

Так, пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина ведет к пассивной агрессивности. Так что не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров, все нужно в меру, и организм нередко мудрее нас.

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

Если вам кажется, что ваш ребенок проявляет повышенную агрессивность, обратите внимание не попал ли он под действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха. Не секрет, что чаще всего «горячие» конфликты возникают в жару. И это не удивительно, так как жара — стресс для нашего организма, особенно для не привыкших к жаре северян. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.

Теснота — еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не случалось «вписаться» в неприятную склоку в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. Желательно, поэтому, чтобы у ребенка была своя комната. Если такой возможности нет, нужно выделить ему собственный уголок в одной из комнат.

Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна. Когда мы работаем, сосредоточенно размышляем о чем-то, или разговариваем по телефону, мы хотим тишины. И если в это время дети гремят игрушками или издают дикие вопли, подобно индейцам, то рано или поздно нами овладеет раздражение, и мы сначала попросим, а в случае непослушания, прикажем им утихомириться. Точно так же реагируют на нежелательный шум и наши дети. Разве они могут делать уроки, если в комнате работает телевизор, включенный на полную громкость, или родители выясняют отношения?

У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен.

Тип темперамента и особенности характера как возможные причины агрессивности

Что темперамент нам готовит?

Предрасполагать к агрессивному поведению может и определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.

12 стр., 5640 слов

Исследование агрессивности как свойства личности

... Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности. агрессия мотивационная и агрессия инструментальная Объектом пристального ...

меланхолики

флегматики

Сангвиник

Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам.

Им также свойственна и пассивная агрессия, которая приводит к депрессиям, иногда стойким и затяжным. Под влиянием момента холерик способен совершить самоубийство.

Акцентуация характера

Акцентуацией называют отдельные черты характера, выделяющиеся в личности выше среднего уровня. Например, человек с педантичной акцентуацией характера будет стремиться к совершенству при выполнении любой работы, будь то правительственное задание или мытье тарелок после обеда. Он несколько раз проверит перед уходом, выключил ли электричество, запер ли входную дверь на замок и т. д. и т. п. Акцентуация ни в коей мере не является патологией. Если человек испытывает нервно-психические нагрузки, затрагивающие эту усиленную черту характера, он становится чрезмерно уязвимым. Современными исследованиями доказано, что наибольшая агрессивность присуща детям, обладающим циклоидной, эпилептоидной и лабильной акцентуациями характера. Расшифруем термины:

«лабильность»

«циклоидность»

«эпилептоидность»

Ребенок с лабильной акцентуацией характера будет находиться в постоянном поиске новых впечатлений и легко поддаваться влиянию окружающих. Собственного независимого взгляда на вещи у него нет. Он не умеет самостоятельно думать и тем более планировать действия. Напротив, ему свойственно действовать под влиянием момента, необдуманно и порой совершенно безрассудно. Такой ребенок предпочтет подчиняться, а не вести за собой, он никогда не будет заводилой в играх со сверстниками. Он легковерен и все, что ему говорят, принимает за чистую монету. Если вы отмечаете, что ваш ребенок чрезвычайно доверчив, склонен к импульсивным действиям под влиянием момента, легко поддается влиянию любого находящегося рядом человека, не способен оценивать свои поступки и выдает бурные, но непродолжительные и поверхностные эмоциональные реакции, — велика вероятность, что он обладает лабильной акцентуацией характера. Такой ребенок может проявлять агрессивность от страха, поддавшись влиянию другого человека, либо из желания не выделяться из своей группы, быть как все.

Циклоидная акцентуация характера отличается сменой периодов хорошего настроения периодами уныния и депрессии. То бурная радость, то не менее бурная печаль, постоянные эмоциональные перепады — из одной крайности в другую. Если ваш ребенок склонен к резкой смене настроений в зависимости от ситуации, или же его настроение и душевное состояние часто меняются без всякой видимой причины, — вероятно, он обладает циклоидной акцентуацией характера. Поведение ребенка в таком случае непредсказуемо и часто противоречиво. При этом ребенок никак не может достичь эмоционального равновесия, что раздражает его и предрасполагает к проявлениям агрессии.

Эпилептоидная акцентуация характера изначально предполагает крайнюю степень раздражительности и неспособность хоть сколько-нибудь сдерживать свои эмоции. В этом случае можно говорить уже не об агрессивных проявлениях, а о настоящей агрессии. Дети с эпилептоидной акцентуацией характера с самого раннего детства не переносят критики в свой адрес, нетерпимы к мнению окружающих. Они совершенно уверены, что правы могут быть только они. И потому любое мнение, отличное от собственного, встречают в штыки. Они невероятно вспыльчивы, под влиянием гнева ругаются, громко кричат, визжат, плюются, кусаются и дерутся. При этом они совершенно не контролируют свои действия. В детском саду и школе их характеризуют как детей импульсивных и конфликтных. Они трудно управляемы, поскольку не слушаются старших; под влиянием импульса склонны к побегам из дома.

Социально-биологические причины

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, «крутым». Неагрессивные дети в школе уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям настраивать своих детей к тому, чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, от своеобразной «табели о рангах», способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». На Западе существует такое явление, как подростковые банды. У нас в стране это явление не приобрело таких масштабов, хотя когда-то были «схватки боевые» в масштабах «двор на двор», да и теперь сложившиеся компании могут враждовать друг с другом. Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

Заключение

При нормальном ходе развития ребенок в дошкольном возрасте переходит к усвоению правил социального взаимодействия и кооперации, у него возникает потребность в социальном соответствии, он приобретает способность перешагнуть эгоцентризм своего восприятия и чувствования, способность к сопереживанию, повышается производительность поведения, осознанности целей. Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, оказываются серьезной преградой на пути развития системы социальных взаимоотношений ребенка. Эта разновидность агрессии у дошкольников очевидно, наиболее тесно связана с формированием агрессивности как личностной черты. При этом представляется очевидным что разработка эффективной программы профилактики и коррекции негативных сторон поведения и личностного неблагополучия ребенка должна быть осуществлена в рамках общей позитивной программы содействия развитию личности дошкольника.

Детей с агрессивным поведением в дошкольном возрасте гораздо больше, чем детей, в отношении которых реальной представляется угроза искаженного формирования личности, детей, агрессивных в истинном смысле этого слова. Изменив свое отношение к детской агрессии, поняв, что агрессия дошкольников — это такая же просьб о помощи, как слезы и слова, мы делаем шаг навстречу ребенку, которому требуется наше участие, чтобы понять этот сложный мир и научиться в нем жить, научиться созидать его. Требуется, потому что он — ребенок.

Итак, агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Приложение

Дет­ский пси­хо­лог Эд­ви­га Антье в кни­ге «Аг­рес­сив­ность» объ­яс­ня­ет при­чи­ны аг­рес­сив­но­го по­ве­де­ния де­тей раз­ных воз­рас­тов и со­ве­ту­ет ро­ди­те­лям, как луч­ше по­сту­пить, столк­нув­шись с по­доб­ны­ми ре­ак­ци­я­ми ре­бен­ка.

Дo 1 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии: го­лод, ки­шеч­ные ко­ли­ки, страх, чувст­во не­за­щи­щен­нос­ти, по­треб­ность в по­сто­ян­ном под­тверж­де­нии ма­те­рин­ской люб­ви.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:

Что де­лать:

Че­го не де­лать:

1–1,5 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии:

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:

Что де­лать:

Че­го не де­лать:

1,5–3 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии:

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:

Что де­лать:

Че­го не де­лать:

3–6 лет

При­чи­ны аг­рес­сии:

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:

Что де­лать:

Че­го не де­лать:

7–12 лет

При­чи­ны аг­рес­сии:

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:

Что де­лать:

Че­го не де­лать:

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/detskaya-agressiya/

Зденек Матейчик.

2. moikompas.ru

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – С.46-96.

4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н /Д., 2006. – С. 99-109.