Роль воспитателя в освоении детьми различных детских музыкальных инструментов

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений — строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты — нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

14 стр., 6787 слов

Особенности воспитания детей игрой

... воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в ... странам, в том числе и нашей. Воспитание и образование играют важную роль не только в развитии ... в специальных созданных частных дорогих школах. Дети рабочих и бедноты получали минимум знаний, которые необходимо знать для работы на производстве. Воспитание ...

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик).

Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.

Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

В старшей и подготовительной к школе группах обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах — струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом — дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором — подбирают попевки, на третьем — исполняют их по своему желанию.

Для визуализации и концентрации внимания дошкольников во время проведения музыкальных занятий рекомендуется устанавливать многофункциональные ширмы, фланелеграф, где могут прикрепляться музыкальные инструменты, а также иллюстрации, как самих инструментов, так и способов воспроизведения их звучания.

3.Организация работы музыкального уголка в группе.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются «детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми».[8]

15 стр., 7175 слов

Музыкальный инструмент скрипка

... ее возникновения и эволюции. Как и другие музыкальные инструменты, скрипка сформировалась в результате длительного и сложного процесса общего развертывания музыкальной культуры, сменой социальных условий, в которых ... странах показывают, что каждый культурный этнос обладал характерным именно для него набором смычковых инструментов. Различия между ними были настолько существенными, что никак не ...

Основная мебель обстановки музыкального уголка состоит из шкафа, полки или полочек для музыкальных пособий, пары столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, они должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Специалисты предлагают повесить в музыкальном уголке «портрет композитора, произведения которого дети поют или слушают». [4] Так же на стенах музыкального уголка размещают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, красочные плакаты, картинки с музыкальными

«На столике можно красиво расставить пособия и игрушки (детские музыкальные инструменты), которые побуждают ребят к музыкально-игровой деятельности. Те инструменты, которые дети знают и на которых умеют играть можно положить в музыкальный уголок для свободного, самостоятельного музицирования». [там же]

Существует определённый набор музыкальных инструментов, которые можно поместить в музыкальном уголке:

  • Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом. звучат очень красиво. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук;
  • резиновой — более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

11 стр., 5127 слов

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной ...

... музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. ...

Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.

К народным инструментам относится — свистулька, балалайка, гармонь, деревянные ложки.

В музыкальный уголок можно положить альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни. Можно наклеит такие же картинки и на пластинки для игрушечного проигрывателя.

Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявлять интересы каждого ребенка.

В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

Оформление музыкального уголка в младшей группе имеет свои особенности.

Младшие дошкольники любят играть в музыкальные игрушки, которые воспроизводят веселую плясовую мелодию (органчики, шарманки и т.д.).

Воспитателю следует обратить внимание детей на их звучание, предложить послушать веселую мелодию и объяснить, что можно под нее плясать.

В музыкальном уголке можно также поместить и неозвученные игрушки: картонные пианино, гармошки и др.

Очень любят малыши играть и с погремушками: они весело пляшут, звеня ими, поют, воспроизведя ритм песни, и т.д.

В музыкальный уголок желательно поставить заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. Дети с удовольствием играют с такими игрушками, так как они вызывают у них желание самим поплясать, спеть веселую песню.

Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать музыкально-игровую деятельность детей, действенно знакомить дошкольников с музыкой.

4.Руководство музицированием.

Роль воспитателя в развитии музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

Важной ролью воспитателя в руководстве музицирования детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом «художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом». [8]

7 стр., 3196 слов

Игрушка, история игрушки. Виды игрушек. Педагогические требования к игрушке

... может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующей их подбор. игрушка педагогический детский развитие 3. Виды игрушек Игрушки распределяются по видам игр, в ... игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении, можно использовать для сравнения, классификации. ...

Во время руководства музыцированием педагоги дошкольного воспитания применяют различные методы.

В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно- иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации.

В младшей группе под руководством воспитателя проводятся и музыкально-дидактические игры: на различение отдельных свойств музыкальных звуков («Птенчики и птичка», «Чей домик»), тембра музыкальных инструментов («Угадай музыкальную игрушку») и др. пособия к этим играм также хранятся в музыкальном уголке.

На каждом музыкальном занятии должно уделяться несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. В каждом виде музыкальной деятельности решаются эти задачи. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания дети учатся различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, «развивая ритмический слух, учится распевка, прохлопывается и выкладывается её ритм на фланелеграфе, а затем даются детям палочки, кубики, орешки, коробочки, с помощью которых дети пробуют пропеть и отстучать заданный рисунок».[1]

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально – образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем – непосредственно исполнительская деятельность. Среди педагогов-музыкантов, работающих с дошкольниками, не существует единого подхода к разучиванию музыкальных произведений. Одни ориентируются на цветовые, цифровые, буквенные или слоговые обозначения звуков. Другие используют нотную грамоту, что весьма затруднительно для детей дошкольного возраста. Делясь своим опытом в музыцировании музыкальные руководители рассказывают о своих творческих находках и разработкахнапример: «иллюстрированный способ записи нот при разучивании попевки, песенки на занятиях, который позволяет быстро и качественно обучить всех детей раннего возраста игре на детских музыкальных инструментах. Обучение проходит в интересной, увлекательной и игровой форме.