Актуальной проблемой для современного общества является способность быть успешным в постоянно меняющихся политических, социально-экономических условиях. В такой ситуации шанс человека продвигаться к поставленной цели напрямую зависит от его личностных качеств: активности, целеустремленности, открытости, инициативности, настойчивости. В связи с чем актуальность набирает тема ассертивного поведения личности. Это обусловлено тем, что ассертивность является интегральной характеристикой личности и включает в себя умение уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая права других.
Тема данного исследования актуальна тем, что для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать рядом качеств, присущих именно ассертивному типу поведения т.к. социальная сфера становится все более жесткой и требовательной. Такая ситуация приводит к тому, что одной из важнейших задач человека становится развитие уверенного поведения. Напрямую это оказывает влияние на студентов по причине того, что для них основной задачей является именно профессиональное становление. Ведь юношеский возраст — период, во время которого во многом определяется дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях, формируется стиль поведения.
Среди работ, занимающихся изучением ассертивности и ассертивного поведения, часто встречаются противоречия. Особенно это касается тем гендерных различий, а именно, существуют ли они вообще и на сколько значительны, а также взаимосвязи ассертивности и других характеристик личности. Что открывает научную проблему о степени влияния развитости различных качеств на уровень ассертивности личности, а также значение гендерной принадлежности на предрасположенность к ассертивному поведению.
Данная тема рассматривалась с множества сторон, существует много научных работ как теоретической, так и практической значимости. В рамках исследования проблемы ассертивности в зарубежной психологии можно выделить два основных направления. Первое — поведенческую модель успешного человека. Этому посвящены работы В. Каппони и Т. Новака, Г. Фенстрейхэйма приходящиеся на конец XX в.. Второе направление — исследует внутренний мир человека. Исследованию ассертивности посвящены работы представителей гуманистической психологии: Р. Альберти и М. Эммонса, Э. Берна, Дж. Вольпе, У. Джеймса, Ф. Зимбарда, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Рудестама, Р. Ульрихова, Э. Шострома во второй половине XX в. И в начале XXI в. В отечественной психологии проблема ассертивности рассматривалась в исследованиях Б.Г. Ананьева, Ф. Е. Василюка, И. В. Дубровиной, С. В. Ковалева, Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой, A. M. Прихожан, В. Г. Ромека в конце XX и в начале XXI в..
Модели поведения личности в конфликте
... выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте: Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск ... поведения в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Характеристика основных стратегий поведения людей в конфликте Характеристику основных стратегий поведения людей в конфликте можно представить виде трёхмерной модели: Принуждение – включает в ...
Целью данной исследовательской работы является анализ понятия и диагностики ассертивности у студентов.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу на тему: ассертивность и ассертивное поведение; рассмотреть сущность, структуру и принципы ассертивности
Ознакомиться с особенностями гендерных различий в ассертивном поведении
Изучить способы диагностики и развития уровня ассертивного поведения
Провести диагностики уровня развития ассертивного поведения
Объект: Ассертивность как интегративная характеристика личности
Предмет: особенности ассертивности участников исследования с разным типом направленности личности и гендерные различия ассертивного поведения.
Выдвинуто несколько гипотез:
Исследование проводилось на студентах Уральского Федерального Университета в количестве 30 человек. Техническое направление представляют группы второго курса: «электроэнергетика и электротехника», «теплоэнергетика и теплотехника», «прикладные математика и физика», «стандартизация и метрология» — 16 человек. Гуманитарное направление представляют группы второго и третьего курсов: «международные отношения», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление», «международный менеджмент» — 14 человек. Группа технического направления состоит в основном, из мужчин, а гуманитарного из женщин.
Эмпирическая часть проводилась по методике В. Г. Ромека — тест «Уверенность в себе». Тест был оформлен и распространен на виртуальной платформе. Рассылка осуществлялась по реальным учебным группам, участники которых по желанию проходили тестирование. Каждый имел возможность оставить свою электронную почту для получения результатов и подробной интерпретации.
1. Теоретическое изучение сущности и структуры ассертивного поведения
1.1 Понятие ассертивности как психологического феномена
1.1.1 Подходы и направления к изучению ассертивности
Ассертивность является одной из характеристик личностных свойств человека. Данный феномен относительно новый для науки, что выступает причиной несформированности общепринятого определения. В связи с этим, необходим анализ нескольких подходов и концепций к изучению феномена ассертивности. Для начала анализа нужно понять от куда появился данный термин и как он начал использоваться отечественными психологами.
Термин «ассертивность» происходит от английского «to assert» — настаивать. В простой интерпретации данный термин обозначает способность человека успешно отстаивать свою точку зрения, «настаивать на своем».[12] впервые понятие ассертивность появилось в работах американского психолога Э. Солтера, который предположил, что ассертивность — биологическое качество, присущее только здоровому человеку. Российские психологи стали использовать термин «ассертивность» с середины 90-х годов XX века. В эти годы была опубликована книга чешских психологов В. Каппони и Т. Новака «как сделать все по-своему». Чешские авторы, позаимствовав это слово из английских источников, широко распространили его по всей Европе и прочно внедрили в Россию. В обыденной речи данный термин употребляется редко. В психологии частым явлением является замена термина «Ассертивность» на синоним «Уверенность в себе»
Поведение людей в конфликте
... состоит в изучении сущности и особенностей поведения людей в конфликте. 1. Сущность конфликтов и их классификация Проблема конфликтов как конфликтов вообще, так и в частности подростковых конфликтов, ... Термин конфликт происходит от латинского слова «conflictus», что в переводе означает столкновение. Изучая определения конфликтов разных авторов, можно заметить, что в качестве источника конфликта ...
Для начала анализа разных подходов и концепций определим наиболее распространенное определение изучаемого термина. Согласно психологическому словарю, «ассертивность — способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно — в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения. [16]
Перейдем к анализу истории изучения данного феномена, опирающегося на работу А.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А. Солтера. Основана была на ключевых положениях гуманистической психологии. В теории А. Солтера ассертивность описывается как самый оптимальный, конструктивный способ межличностного взаимодействия. В отличие от деструктивных манипуляции и агрессии ассертивное поведение рассматривается как адекватность в определенной конкретной ситуации.
Альтернативная концепция, так же являющаяся одной из первоначальных, основана на трансактном анализе. Это понятие можно описать как отношение на уровне Взрослый — Взрослый. То есть такой субъект осознает свои цели, эмоции и побуждения, способен управлять ими, действует сообразно обстоятельствам, имеет гибкость в поведении, обладает умением действовать вежливо, но убедительно, не ущемляя при этом права и интересы другого человека. Ассертивный человек воспринимает себя как целостную личность и в тоже время также относится к объекту взаимодействия.
Позднее Дж. Вольпе, Р. Альберти, М. Эммонс и другие психологи бихевиорального направления заложили общие основы понимания феномена ассертивности. В данном подходе ассертивность определялась как следствие научения, приобретенная реакция успеха на социальный стимул. [14]
Ю.В. Щильцова отмечает, что существуют три подхода исследующих ассертивность с различных позиций. Первый подход предполагает, что ассертивность заключается в спонтанности поведения. Человек легко выражает свои чувства и желания и не чувствует потребности как-то обосновать их. По мнению авторов концепции, проявление спонтанности освобождает человека от ложных авторитетов, ритуалов и условностей и предоставляет возможность быть самим собой.
Второй подход в ассертивности выделяет настойчивость, значимость упорства для достижения целей выходит на первый план. Данная концепция возникла как альтернатива агрессивному и пассивному поведению, модели которых свойственны многим людям с нарушенной самооценкой.
Третий подход предлагает ассертивность рассматривать как адекватность. в данном случае ассертивное поведение проявляется в том, что человек в процессе взаимодействия с окружающими людьми гибко меняет свое поведение, согласно принятым стандартам, нормам и правилам, реагируя на конкретные обстоятельства. К. Рудестам подчеркивая аспект социальных взаимодействий в ассертивности, также отмечает, что ассертивное поведение — это самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, позволяющий противостоять агрессии и манипуляции [26].
Биологические основы Агрессивного поведения человека
... агрессивного поведения, нежели окружающая обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень наследуемости детьми черт своих биологических ... природы. Далее разберем самые современные теории агрессивного поведения человека. АНОМАЛИИ, ВЫЗВАННЫЕ ПОЛОВЫМИ ХРОМОСОМАМИ. Обычно клетки ... отметить, что хотя в основе проявления агрессии, безусловно, лежат биологические процессы, но они находятся ...
Данные точки зрения показывают родство понятий «ассертивность» и «спонтанность», «адекватность», «настойчивость». В работе Ю. В. Шильцовой на основе теоретического анализа делается вывод об отсутствии четкого разделения определений «ассертивность» и «уверенность в себе». Из чего становится очевидным причина уравнивания этих понятий.
В механизме развития ассертивности большую роль играет удовлетворение основных потребностей человека: в доверии, безопасности и защите, принадлежности, уважении, любви, самооценке и ощущении собственного достоинства, идентичности, самоактуализации [9].
В то же время психологическими факторами, способствующими развитию ассертивности, являются уверенность в себе, адекватная самооценка, способность к сотрудничеству, самоуважение и уважение других людей, принятие на себя ответственности за собственное поведение и наличие позитивных установок.
Отечественные ученые Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова определяют ассертивность через самоутверждение, но трактуют его более широко, как «самоутверждение через конструктивную деятельность». А. М. Прихожан, определяя содержательную характеристику ассертивности, акцентирует внимание на уверенности, отделяя это чувство от самоутверждения. В. Таннер и У. Холлиман показали, что дети с высокой агрессивностью проявляют деструктивные способы решения социальных конфликтов. Обучение детей конструктивным способам решения проблем привело к снижению уровня агрессивности.
Комплексным к определению ассертивности, на наш взгляд, является подход В. Г. Ромека. При определении содержания ассертивности в первую очередь анализируется качество уверенности как установки, позиции человека по отношению к себе, к окружающим людям, к возникшей ситуации, которую можно изменить. По мнению автора, ассертивность представляется особенно важным образованием личности, поскольку она рассматривается «с одной стороны, как устойчивая социально психологическая характеристика личности, базовым образованием которой является уверенность в себе, и с другой стороны, как процесс самоутверждения, включающий в себя использование стратегии уверенного (ассертивного) поведения». [18] Данное видение позволяет нам предположить, что ассертивность действительно является личностным качеством, но его проявление в деятельности предполагает возможность коррекции, совершенствования и тренировки.
1.1.2 Структура ассертивности и ассертивного поведения
Ассертивность в свою структуру включает несколько компонентов. В основу структурирования легли работы К. Стьюарт и В. Левис, рассматривавшие высокую самооценку, как компонент ассертивного поведения, Х. Уолкер и С. Мак-Коннелл — уверенность в себе, Дж. Вольпе — низкую тревожность, В. Таннер и У. Холлиман — конструктивную (низкую) агрессивность.
Объединяя разные подходы авторов в одну совокупность, структуру ассертивности можно представить в виде трех компонентов:
Когнитивный компонент ассертивности включает в себя адекватное оценивание ситуации, проявление гибкого мышления при решении проблемных ситуаций. Ассертивность также выражается в проектировании собственного развития и движения, определении своего «Я» в окружающем мире на основе ценностей своей жизни. Наполняемость когнитивного компонента является показатель самооценки. [27]
Аффективный компонент ассертивности включает эмпатичное принятие себя и других, уверенное поведение и проявление доверительных отношений. Данный компонент в совокупности может отражаться в следующем: человек стремиться к благополучию и безопасности других, спокойствию в меняющихся условиях деятельности, эмоционально свободен, позитивно оценивает собственные возможности. Наполняемость аффективного компонента является показатель уверенности в себе и низкий уровень тревожности. [13]
Поведенческий компонент ассертивности включает ответственность, настойчивость, готовность к проявлению рискового поведения, характеризуется низким уровнем агрессивности, проявление активного и настойчивого поведения, направленного на достижения поставленной цели.
Каждый компонент включает в себя несколько составляющих. Рассмотрим основные, наиболее значимые:
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию, за наше поведение и его последствия.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям.
Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не причиняя негативного воздействия на своего партнера по общению. Также ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека.
Демонстрация уверенности и позитивной установки. В этом случае это уверенность в своих действия и в том, что они приведут к поставленной цели. Позитивная установка не предполагает отсутствие представлений о каких-либо трудностях и препятствиях на пути, а дает понимание, что все разрешимо и, в конечном итоге, человек придет к желаемому результату.
Поиск простых выходов из сложных ситуаций. [7]
Ромек предлагает рассматривать другую точку зрения на составляющие компоненты ассертивного поведения, представленную А. Лазарусом. Уверенность в себе включает три компонента, взаимодействие которых приводит к общей уверенности. По А. Лазарусу уверенность — это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения. Для этого необходимо позволять себе иметь эти претензии, осмеливаться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и обладать для этого соответствующими навыками. Таким навыками Лазарус считает следующие:
умение открыто говорить о своих желаниях и требованиях
умение сказать «нет»
умение открыто выражать позитивные и негативные чувства
умение устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор[18]
В описании человека с высоким уровнем ассертивного поведения следует выделять следующие характеристики: самостоятельность, самоконтроль, независимость, настойчивость, напористость, решительность, смелость, целеустремленность.
Особую роль имеет самоконтроль личности. Он включает в себя эмоциональный и поведенческий контроли. Эмоциональные контроль представляет собой произвольное управление чувствами. Здесь не идет речи о том, что человек постоянно контролирует свои переживания и реакции. Предполагается, что человек имеет возможность абстрагироваться от эмоциональных переживаний, не показывать своих истинных чувств в ситуациях, требующих это. Вторая составляющая — контроль поведения, а именно целенаправленное изменение поведения в целом и в конкретных ситуациях. Человек способен изменить ход своих реакций на определенные стимулы с помощью самоконтроля и привести их к автоматизму, что изменит ход поведения в целом.
Следуя из вышеперечисленного, можно сделать такой вывод: ассертивное поведение возникает при сбалансированном слиянии агрессивного и пассивного поведения т.е. находится на стыке ваших потребностей и потребностей других людей. (рис.1)
Рисунок 1 — компонентное слияние, образующее ассертивное поведение
Для правильного понимания каким образом строится ассертивное поведение необходимо четко понимать его отличие от агрессивного и пассивного. Рассмотрим их отдельно.
Агрессия направлена на подавление потребностей других людей, пренебрежение их правами. В таком случае человек не задумывает об ответственности за свои действия. При таком поведении превосходство достигается путем унижения других, и «искусственным» возвышением себя. Агрессивное поведение ведет за собой негативные эмоции, что приводит к неблагоприятному отношению к агрессивному человеку. Если человек склонен к данному типу поведения, то ему приходится контролировать себя, что требует много усилий и энергии. Это может привести к пагубным последствиям: стрессовые состояния, развитие заболеваний и т.д. Агрессивный тип людей имеет ряд типичных признаков: бесцеремонно вторгаются в пространство других людей, имеют пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд, «родительские» жесты, склонны к угрозам, прерывают собеседника, используют оценивающие комментарии. Такой человек менее уязвим в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией. Следует понимать, что подсознательно за агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.
Пассивность в свою очередь влечет нарушение собственных прав и подавление своих чувств, что и другим позволяет их нарушать. Люди пассивного типа не чувствуют контроля над событиями, а иногда и над всей своей жизнью в целом, не имеют возможности действовать самостоятельно. Они бояться конфликтов и стрессовых ситуаций. Пассивное поведение не нацелено на разрешение проблем и конфликтов, главным является прийти к наименьшей ответственности и остаться нетронутым. Характеристики пассивного поведения: неустойчивый голос, избегание взгляда и телесных контактов, сутулость. Часто у пассивных людей находятся «защитники», проявляющие заботу. Одной из главных черт пассивного поведения является ограничение искренних негативных эмоций: гнев, презрение, огорчение и т.д. При пассивности неуверенное поведение часто активно проявляется.
Ассертивный человек, учитывая права окружающих, конструктивно и оптимально отстаивает свои. Демонстрируется позитивность и уважение к другим. Ассертивный человек целенаправленно берет ответственность за слова и действия, за свое поведение в целом. В таблице 1 представлены краткие характеристики пассивного, агрессивного и ассертивного поведения для наглядного сравнения и четкого понимания их различия.
Таблица 1 — Соотношение характеристик разных типов поведения
Пассивное поведение |
Агрессивное поведения |
Ассертивное |
||
Действующее лицо |
Ущемляет свои потребности |
Ущемляет потребности других |
Находит компромисс между потребностями и других людей и своих |
|
Испытывает беспокойство |
Ущемляет чувство других, вызывает негативные реакции |
Испытывает спокойствие и вызывает позитивные, либо нейтральные реакции в свою сторону |
||
Испытывает неудовлетворенность собой и чувство неловкости |
Испытывает чувство эмоционального дисбаланса |
Испытывает уверенность в своих действиях и четко видит последствия своих действий |
||
Не достигает желаемой цели |
Достижение желаемой цели с негативными последствиями |
Достигает поставленной цели с позитивным исходом |
||
Принимающее лицо |
Испытывает чувство вины, гнева, раздражения |
Возможно, чувство унижения |
Испытывает чувство удовлетворения |
|
1.2 Взаимосвязи ассертивности и других компонентов личности
Ассертивное поведение личности сопровождается рядом сопутствующих характеристик, взаимосвязь с которыми позволит рассмотреть данный феномен более подробно. Последующий анализ опирается на статьи В. П. Шейнова.
Ассертивность в большинстве случаев сопровождается низким уровнем тревожности. Дж. Вольпе считал, что тревожный человек не в состоянии выразить свои чувства, потому что «боится потерять друзей» и «боится потерять уважение». Обследованные им студенты, у которых тревожный характер, имели более низкий уровень ассертивности, поскольку они боятся непринятия и отрицательных оценок со стороны окружающих и находятся в стрессе, потому что не знают, как они должны взаимодействовать с другими людьми [22].
Обратная связь между ассертивностью и тревожностью была обнаружена М. Патерсоном и Г. Лезур-Лестером. Они позвонили утверждать, что чем выше уровень ассертивности, тем ниже уровень тревожности.
Индивиды с ассертивным поведением зачастую более успешны в жизни, что обусловлено компонентной составляющей этого феномена. Во многочисленных исследованиях установлена связь между показателями ассертивности и разными сторонами жизнедеятельности, например, удовлетворенностью карьерой, семейной жизнью и т.д. Более того, оказалось, что дискурсивная ассертивность входит в структуру научного мышления. Ассертивность является важным предиктором (предшествующим фактором) успеха в любой области бизнеса, особенно в управлении и на руководящих должностях. Это говорит о том, что уровень жизни и стиль жизни сопровождается сниженным беспокойством. [25]
Вышесказанное в совокупности приводит к тому, что ассертивный человек имеет высокую самооценку. Знание своей цены, наличие успеха, удовлетворенность совей деятельностью приводит к адекватно высокому оцениванию себя. Благодаря этому, они могут действовать в своих интересах и без излишнего беспокойства заявлять о своих правах; могут сказать «нет», если не хотят что-то делать; принимают похвалу и могут без затруднения сказать о своих чувствах. Все это делает жизнь таких людей проще, да и окружающие чувствуют себя с ними комфортнее; снижается уровень беспокойства и повышается уровень доверия в межличностных отношениях.
Мы подошли к тому, что существует тесная взаимная связь между понятиями «самооценка» и «ассертивность». Высокая самооценка способствует ассертивности, а ассертивность положительно воздействует на самооценку. Поскольку, ассертивное поведение отражает уверенность и уважение к себе и другим, представление ассертивного человека с низкой самооценкой невозможно. Согласно Э. Онур, низкая самооценка может сформировать агрессивные и пассивные личностные черты, в то время как высокая самооценка формирует ассертивные черты личности. [22]
Другие исследователи заметили, что человек в период стресса теряет высокий уровень самооценки. Индивиды с ассертивным поведением со стрессом справляются гораздо легче других типов, что говорит о сохранности самооценки на высоком уровне.
Большое значение ассертивное поведение имеет при преодолении страхов и стрессов. В когнитивном плане ассертивность чаще всего определяется как отсутствие тревожных мыслей. У. Крафт, У. Литвин и С. Барбер [25] обнаружили, что повышенный страх смерти значительно зависит от низкого уровня ассертивности. Люди с высоким уровнем ассертивности легче справляются с такими трагедиями, как смерть близкого человека.
Уровень ассертивности имеет значимую связь с чувством собственного достоинства. В работе Ф. Топа было доказано это утверждение, что согласуется с определением ассертивности как способности уверенно отстаивать свои права, не попирая прав других людей. В определениях ассертивности и самоуважения часто наблюдается сосуществование обоих терминов. Например, С. Риис и Р. Грэхам определили ассертивность, употребив термин самоуважение. Согласно этим авторам, под ассертивностью понимается четкое самовыражение, сообщение о своих мыслях и чувствах, обладание чувством самоуважения, осознание своих сильных и слабых сторон, принятие себя таким, каким вы являетесь. Результаты исследований ассертивности и самоуважения указывают на общие стороны и взаимосвязь между понятиями.
Уровень ассертивного поведения также зависит от возраста человека. В ряде исследований с возрастом уровень ассертивности повышается. Объяснением этому является то, что с возрастом люди обучаются навыкам взаимодействия, коммуникации, возрастает словарный запас, самоконтроль. Все это способствует более ассертивным действиям. Подтверждение этому нашли Т.Т. Лариджани с соавторами в своем исследовании на студентах. Однако нужно учитывать, что в других исследованиях также наблюдалось отсутствие тенденции к увеличению уровня ассертивности с возрастом. [23]
Наиболее актуальным для студентов и учащихся является воздействие ассертивного поведения на успехе в учебном процессе. Ассертивное поведение положительно соотносится с уровнем IQ и адаптацией. Студенты и учащиеся с высоким уровнем ассертивности добиваются больших успехов в обучении. Это говорит о том, что такие студенты, вероятно, чаще задают вопросы преподавателям либо обращаются за помощью при выполнении заданий и поэтому имеют лучшие результаты. Данный вывод соответствует результатам, полученным А. Бандурой [2], Дж. Мэддюксом и Л. Майер, а также Г. Ченом. Изучив уровень ассертивности и отзывчивости, исследователи пришли к выводу, что студенты с, достаточно, высоким уровнем уверенности в себе относились с большей степенью доверия к преподавателям. Когда сами учащиеся проявляли высокий уровень ассертивности степень доверия была еще больше. Также преподаватели проявляют больше инициативы в общении с ассертивными студентами т.к. ожидают от них определенного стиля общения, наиболее располагающего к себе. Людей с низким уровнем ассертивности преподаватели стараются не задействовать в ответственных мероприятиях. Это объясняется тем, что они не вызывают доверия и заставляются сомневаться в их ответственности. [25]
Как правило со стороны общественности человек, проявляющий ассертивное поведение, воспринимается значительно позитивнее, по сравнению с человеком обладающих низким уровнем этого качества. Этому свидетельствует сравнительный анализ разных типов поведения. Р. Вулфолк и С. Девер, Д. Халл и Х. Шредер изучили реакцию на неассертивное, ассертивное и агрессивное поведение. Они пришли к выводу, что ассертивность воспринимается более адекватной, нежели агрессия. Стоит заметить, что ни одно из этих исследований не выявило различий, связанных с полом испытуемых.
Восприятие информации также изменяется от способа ее преподнесения. Проблемы, обсуждаемые со стороны ассертивного поведения, воспринимаются менее трагично и эмоциональное, чем со стороны других типов поведения. Обвинительные заявления оцениваются отрицательно и вызывают более негативные эмоциональные и поведенческие реакции, чем ассертивные заявления. Гневные заявления, помимо реакции, вызывают эмоциональные ответы.
В исследованиях М. Симан и Дж. Эванс изучалась связь между локусом контроля и ассертивным поведением. Локус контроля — психологический фактор, характеризующий экстровертированный, либо интровертированный тип личности. Интровертированный тип воспринимают свою жизнь как контролируемую «изнутри», т.е. локус контроля внутренний. Экстровертированый тип считает свою жизнь зависимой от внешних сил и окружения. [25]
Можно предположить, что интерналы буду проявлять большую ассертивность в поведении т.к. они склонны к способности выстраивать реалистичные долгосрочные планы, имеют глубокое знание своего внутреннего мира, наиболее наблюдательны и независимы от общества. Экстерналы в свою очередь зависимы от общественного мира, экспрессивны и склонны к истеричности, что противоречит принципам ассертивного поведения.
Следует отметить, что тип направленности личности тоже имеет влияние на уровень ассертивности. Разные типы обладают рядом необходимых характеристик для их реализации. Так техническая направленность личности представляет собой реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Им свойственно максимальная точность, спокойность, высокий уровень самоконтроля. Это свидетельствует о тенденции к ассертивному поведению.
Теоретически можно предположить, что к гуманитариям чаще всего относятся экстровертированные типы т.к. они направленны больше на социум. Представители технических специальностей, в свою очередь, имеют малое отношение к социуму, что приводит к выводу о их интровертированности. Следуя из результатов исследований о связи ассертивности и локус контроля, можно сделать вывод, что люди с гуманитарной направленностью имеют меньший уровень ассертивности, а в свою очередь с технической направленностью больший. Это говорит о положительном влиянии ассертивности в трудоемких работах требующих максимальной концентрации, что необходимо людям в технических профессиях.
1.3 Гендерные различия ассертивного поведения
Теоретический анализ гендерных различий опирается на статьи В.П. Шейнова. В первую очередь ассертивное поведение будет иметь разный характер у мужчин и женщин по причине различия полоролевой социализации. Традиционная концепция полоролевой социализации описывает различия в воспитании будущих мужчин и женщин. В мальчиках, юношах воспитывается уверенность, дух соперничества, независимость и агрессивность, тогда как девочек, девушек растят как воспитателей их будущих детей, взращивают в них покорность, послушание, так что в итоге они ведут себя гораздо менее ассертивно, чем мужчины. По крайней мере, несколько исследований о полоролевых стереотипах выдвигают предположение, что ассертивное поведение является желательной чертой у мужчин и при этом нежелательной — у женщин. В настоящее время все больше авторов склонны к альтернативному мнению, что поведение полов «застенчивое» в равной степени.
В гендерном сравнении большое значение имеет показатель аффилиации. Термин от английского (affiliation) означает соединение, связь. Аффилиация — потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви; проявляется в стремлении взаимодействовать с окружающими. Многие авторы предположили, что женщины склонны определять себя в отношении к другим, в то время как мужчины рассматривают себя принципиально отдельно от других людей. Индивидуальная ассертивность, в том числе проявление гнева, представляет собой дилемму для женщин, которые опасаются, что ассертивность ставит под угрозу отношения и, таким образом, подавляют в себе самоутверждение из-за конфликта между их аффилиативными и ассертивными потребностями. Согласно У. Поллаку, юноши и мужчины склоны к минимизированию своих аффилиативных желаний, подчеркивая тем самым свою независимость и ассертивность[25].
Отмеченные гендерные различия, по предположениям, должны вносить значительные изменения в ассертивном поведении. Следуя из вышесказанного уровень ассертивности у мужчин должен быть выше, чем у женщин. Но исследования М.Линна и Дж.Хайда привели к другому заключению. Авторы сделали вывод: «Все увеличивающиеся признаки свидетельствуют о том, что гендерные различия в когнитивных и психосоциальных задачах всегда были относительно незначительными. А за последние два десятилетия они значительно уменьшились. Различия возникают в некоторых случаях и ситуациях, но не во всех». Большая часть противоречий может быть обусловлена тем, что исследователи были склонны полагаться на известные методики, такие как опросник половых ролей Бема и опросник PAQ представлений о себе, не принимая во внимание контекст ситуаций.
Исследования, проведенные в разных странах, показали, что ассертивное поведение женщин и мужчин имеет существенно различный характер. А также было замечено, женщины испытывают определенные трудности, когда пытаются стать ассертивными. Это было доказано в исследованиях разных авторов, которые имели разные результаты. К примеру, М. Эскин и Б. Муин с соавторами установили, что мужчины более ассертивны, чем женщины. Это, однако, противоречит результатам других исследований. Например, Т. Чандлером с соавторами показано, что в некоторых ситуациях женщины были намного ассертивнее мужчин. В то же в других исследованиях не обнаружили тенденции к большей ассертивности одного из полов.
Ложное представление, что мужчины более ассертивные складывается по нескольким причинам. Во-первых, мужчины больше склонны проявлять ассертивность в поведении, чем женщины, начиная с детства, с двухлетнего возраста. Объяснением этому может служить тот факт, что родители, учителя и сверстники более адекватно воспринимают ассертивное поведение мальчиков, нежели девочек. Устоявшийся годами такой тип социализации приводит к гендерной разнице в проявлении ассертивного поведения. Во взрослой жизни это ярко выражено в профессиональной деятельности. Мужчины более негативно относятся к женщинам, поведение которых на работе является ассертивным, чем к мужчинам, а также не склонны помогать таким коллегам-женщинам. [24]
Не смотря на противоречивые результаты исследований, наиболее ассертивными считаются мужчины. По причине более открытого ассертивного поведения, имеющего большой спектр ситуаций проявления, а так качественно значимыми характеристиками правления.
Выводы по главе
Новизна феномена ассертивности в психологической науке обуславливает отсутствие общепринятого определения и наличие противоречий между разными подходами и концепциями.
Первоначальными являются два направления изучения данного феномена. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А. Солтера. Основана была на ключевых положениях гуманистической психологии. Второе направление: строится на бихевиоральном подходе, которое представляется Дж. Вольпе, Р. Альберти, М. Эммонс. Альтернативная концепция основывается на трансактном анализе.
К определению ассертивности существует три подхода, которые показывают пересечение ассертивности с понятиями «спонтанность», «адекватность», «настойчивость». Из чего делается вывод об отсутствии четкого разделения определений «ассертивность» и «уверенность в себе». Определение В.Г. Ромека взято как комплексное.
В структуру ассертивности и ассертивного поведения входят следующие компоненты: Когнитивный компонент — адекватное оценивание ситуации, гибкость мышления; аффективный — принятие себя и других, уверенное поведение, доверительные отношения; поведенческий компонент — ответственность, настойчивость, конструктивная агрессия. Ассертивное поведение возникает при сбалансированном слиянии агрессивного и пассивного поведения т.е. находится на стыке ваших потребностей и потребностей других людей.
Ассертивность отражает уверенный тип поведения человека, который:
Берет полную ответственность за свое поведение
Способен отстаивать свои права, не нарушая прав других людей
Отдает себе отчет в своих чувствах и ясно выражает их
Знает свой внутренний мир
Проявляет гибкость в мышлении и поведении
Дает адекватную оценку ситуации, приближенную к объективной
Прогнозирует собственное развитие и цели
Проявляет доверительное отношение к окружающим и миру в целом
Феномен ассертивности рассматривается как интегральная характеристика личности по причине его сложной структуры.
Ассертивное поведение имеет множество взаимосвязей с другими характеристиками личности:
Низким уровнем тревожности
Высокой самооценкой
Наименьшим влиянием страхов и стрессов
Успешными результатами деятельности (карьера, семья, учеба)
Позитивным восприятием со стороны окружающих
В ряде исследований доказана связь ассертивности с возрастом: чем старше человек, тем выше уровень ассертивности. Объяснением этому является то, что с возрастом люди обучаются навыкам взаимодействия, прогнозирования, коммуникации, возрастает словарный запас, самоконтроль.
Уровень ассертивности зависит от типа локус контроля личности. Предположительно, интернальные личности будут проявлять большую ассертивность, по сравнению с экстерналами.
При работе с ассертивным поведением следует учитывать гендерные особенности. Ассертивное поведение имеет разный характер у мужчин и женщин. Основная причина — различия полоролевой социализации. Наиболее ассертивными считаются мужчины, по причине более открытого ассертивного поведения, имеющего большой спектр ситуаций проявления.
2. Диагностика ассертивного поведения
2.1 Организация и проведение исследования
2.1.1 Характеристика методики
Для диагностики ассертивности был выбран метод тестирования, а именно тест В. Г. Ромека «уверенность в себе». Российский психолог В. Г. Ромек разработал в 1997 году русскоязычный тест уверенности, который соответствует не только условиям России, но и дает данные, применимые в иной культурной среде. Данная характеристика необходима для нашего исследования по причине высокой вероятности наличия в выборке студентов разных культур.
Данный тест не предполагает причастности к определенной сфере деятельности, что позволяет использовать его на испытуемых, обладающих различными направленностями личности. Также структура теста универсальна для использования на мужчинах и женщинах.
Тест включает 30 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен ответить, выбрав одну из трех предложенных альтернатив.
Утверждения сгруппированы в 3 шкалы:
Шкала 1 — уверенность в себе — неуверенность в себе
Шкала 2 — социальная смелость — робость, застенчивость
Шкала 3 — инициатива в социальных контактах — пассивность [17]
Подробное описание методики можно изучить в приложении 3. Структуру теста, инструкцию и бланк можно изучить в приложении 2.
2.1.2 Характеристика выборки
Исследование проводилось на студентах Уральского Федерального Университета. Общее число испытуемых — 30 человек.
Женщины — 17 человек
Мужчины — 13 человек
Группа 1 включает 16 человек. В ее составе студенты технического направления, а именно групп второго курса: «электроэнергетика и электротехника», «теплоэнергетика и теплотехника», «прикладные математика и физика», «стандартизация и метрология». Большая часть группы мужчины.
Группа 2 включает 14 человек. Состоит из студентов гуманитарного направления, из групп второго и третьего курсов: «международные отношения», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление», «международный менеджмент». Большая часть группы женщины.
Группа 3 образована при выделении из общей выборки студентов мужского пола. Включает в себя людей разной направленности обучения в количестве 13 человек.
Группа 4 образована при выделении студентов женского пола. Включает студентов разных направлений в количестве 17 человек.
Возраст испытуемых в основном от 18 до 21 года. Этот период относится к юношескому возрасту, обладающим рядом особенностей ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития. К ведущему виду деятельности следует относить учебно-профессиональную деятельность. На этом этапе для человека характерна усиленная потребность в самостоятельном приобретении знаний. Главным является профессиональное самоопределение и мировоззрение. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь получением дееспособности и самостоятельности. Ответственность полностью переходит в руки самого человека. Далее следует выделить выход на трудовую деятельность, определение своего места в жизни. Данного периода сопровождается укреплением связей с социальной группой, к которой относится человек.
Характеристики каждого участника исследования приведены в общей сводной таблице и отдельных таблицах по группам в приложении 1.
2.1.3 Условия и ход проведения диагностики
Для достоверности полученных данных необходима выборка не менее 30 человек, что не позволяло использовать стандартный тип организации тестирования с помощью бумажных бланков. Во избежание трудностей с нахождением выборки и последующей обработке бланков, а также экономии материальных средств была выбрала организация диагностики на виртуальной основе с помощью интернет-тестирования.
Этапы диагностики:
Изучение структуры теста
Перенесение теста на базу «Google формы»
Составление инструкции для испытуемых, соответствующей новым условиям проведения
Распространение теста по реальным учебным группам необходимых направлений
Сбор данных в электронную таблицу на базе «Google таблицы»
Создание формул обработки полученных данных на базе «Excel»
Такой метод организации исследования имел ряд трудностей. Испытуемые из групп технического направления более активно проходили тестирование по сравнению с представителями гуманитарного направления. Пришлось прибегнуть к повторной рассылке теста в группе «международные отношения». Большое количество из них использовали возможность получить результаты теста (оставили адрес электронной почты).
Анализ результатов описательной статистики
Для выявления результатов был выполнен сравнительный анализ по U — критерию Манна-Уитни. Таблицы с полученными данными расположены в приложении 5.
Сравнительный анализ по группе между мужчинами и женщинами не выявил статистически достоверных различий (р>0,05).
Полученные данные опровергают гипотезу о более высоком уровне ассертивности у студентов-мужчин чем у студентов-женщин. Мы не можем говорить об отсутвии гендерно-половых особенностей в ассертивном поведении, но опровержение гипотезы свидетельствует об наименьшем влиянии этих особенностей на уровень ассертивности среди студентов.
Поставленная гипотеза имеет ряд возможных причин, послуживших ее опровержению:
Гипотеза была сформулирована после анализа практических исследований разных авторов, в которых ассертивность мужчин оказывалась выше в сравнении с женщинами. Возможно, аналогичные результаты не удалось проследить по причине другой структуры выборки. Так в исследовании П. Геллеря и С. Хобфолла участвовали представите мужского и женского пола уже обладающие профессией и некоторым стажем работы, а также и больших жизненным опытом. В нашем же исследовании принимали участия студенты, что может послужить причиной не устойчивым проявлениям ассертивного поведения. Также у студентов может отсутствовать полноценное знание собственной личности, по этому их ответы на утверждения теста могут отличаться от возможных реальных действий в представленных ситуациях.
Другой причиной может являться отсутствие контекстности. В нашем исследовании использованная методика состоит из обобщенных утверждений, касающихся различных сфер жизнедеятельности, в структуре текста не отражаются ситуации в которых могут проявиться полоролевые особенности. Степень различий в поведении мужчины и женщины сильно зависит от ситуации. Аналогичные результаты получили в своих исследованиях М. Линн и Дж. Хайд. Они пришли к следующему заключению: «Все увеличивающиеся признаки свидетельствуют о том, что гендерные различия в когнитивных и психосоциальных задачах всегда были относительно незначительными. А за последние два десятилетия они значительно уменьшились. Различия возникают в некоторых случаях и ситуациях, но не во всех».
Сравнительный анализ по U — критерию Манна-Уитни также не выявил статистически достоверных различий по группе между студентами технического направления и гуманитарного (р>0,05).
Полученные данные опровергают и вторую гипотезу о более высоком уровне ассертивности студентов с технической направленностью личность по сравнению с гуманитариями.
Выдвинутая гипотеза опиралась на качества необходимые для человека с технической направленностью личности (ответственность, дисциплинированность, гибкое мышление), для гуманитарной направленности в большей степени свойственны характеристики, не относящиеся к ассертивному типу (высокий уровень воссоздающего воображения, устойчивость внимания).
Одной из причин послужившей опровержению гипотезы может быть несформированность качеств необходимых для той или иной профессиональной деятельности. В исследовании принимали участие в основном студенты второго курса, что говорит о маленьком практическом опыте в выбранных профессиональных направлениях, что могло послужить низкой выраженности определенных качеств, а как следствие и заниженному уровню ассертивности.
2.3 Качественный анализ результатов диагностики
По методике тестирования «Уверенность в себе» были выявлены следующие результаты:
Рисунок 2 — данные по шкале «уверенность в себе»
Рассматриваемые данные представлены на диаграмме (рис.2)
По шкале «Уверенность в себе» среднее количество стенов набрали большая часть испытуемых — 57%. В повседневной деятельности такой человек может не отличаться от испытуемых с высокими показателями исследуемого признака. Иную характеристику имеют эти испытуемые при сложных ситуациях, требующих быстрое принятие решений, большую ответственность, вызывающих чрезмерные эмоции или при проблемных ситуациях именно для данной личности. Здесь возможно незначительное отклонение от уверенного поведения, например, потеря контроля над эмоциями. Но эти испытуемые способны воздерживаться от обвинения или переноса ответственности на других. Возможна излишняя критичность, принципиальность (проявление ригидного мышления) в некоторых ситуациях. В общем, эти испытуемые доверительно относятся к окружающему миру, несмотря на неуверенность в некоторых ситуациях.
10% испытуемых имеют низкие показатели, что дает возможность предположить о их неуверенности в себе. Отсутствие ассертивности проявляется не только в сложных ситуациях, но и в повседневной деятельности. Предположительно, испытуемые имеют низкую самооценку, часто обвиняют окружение в их ошибках и неудачах. В целом мир вызывает недоверие и представляется как мир трудностей и испытаний. Предположительно испытуемым тяжело адаптироваться, а также любая коммуникация вызывает ряд негативных эмоций. По внешнему виду представителей низких показателей видны все переживаемые эмоции по причине невластности над ними. Такие испытуемые часто безынициативные во избежание лишней ответственности.
Высокие показатели представили 30% испытуемых, что является признаком общей тенденции к ассертивному поведению. Среди них всего 1 человек набрал максимальное количество баллов. Следует предположить, что эти испытуемые в полной мере обладают характеристиками ассертивного типа поведения. Высокие оценки по шкале — 8-10 стенов — свидетельствуют о выраженной у испытуемого способности к принятию решений в сложных ситуациях за счет гибкого мышления, контроле собственных действий и их результатов. Характеристика испытуемых этой группы совпадает с подробно описанной характеристикой ассертивного типа поведения в главе 1.
Рисунок 3- Данные по шкале «Социальная смелость»
По шкале «Социальная смелость» результаты аналогичны предыдущей шкале (рис.3.).
Средние показатели представили 54% испытуемых. Испытуемые склонны к адекватной оценке своих навыков, но особо важные или трудные ситуации могут вызывать сомнения в успешном результате, что приводит к нестабильному эмоциональному состоянию. От сюда может появится нерешительность в социальных контактах, возникнуть давление авторитетной личности, а также усугубиться состояние при наличии публики. Но при самоконтроле наличие некоторых негативных эмоций не помешает эффективной деятельности.
Низкие показатели присущи 13% испытуемых, что, вероятно, свидетельствует о их социальной робости и застенчивости. Выбор той или иной альтернативы поведения может вызывать эмоции негативной категории. Это обусловлено тем, что при оценке своих навыков и способностей происходит их принижение. Испытуемые подвержены давлению со стороны авторитетов, даже просто их наличия. Наличие публики приводит к большому дискомфорту, иногда к невозможности осуществления деятельности.
33% испытуемых имеют высокие значения по данной шкале. Это говорит о том, что процесс выбора всегда сопровождается положительными эмоциями. Испытуемые адекватно оценивают свои возможности и способности, что заведомо приводит из к уверенности за результат своей деятельности. К авторитету они относятся позитивно т.е. не испытывают давление при общении с ним. Необходимые контакты не вызывают трудностей, легко справляются с коммуникативными задачами. Наличие или отсутствие публики не имеет значение при выполнении деятельности.
Рисунок 4 — Данные по шкале «Инициатива в социальных контактах»
По шкале «Инициатива в социальных контактах» результаты сильно отличаются по сравнению с предыдущими шкалами (рис.4).
Почти вся выборка (93,3%) имею средние показатели, что говорит о умеренно активном социальном общении у представленных испытуемых. Испытуемые способны к отстаиванию своих прав, а также к напоминаю обязанностей своего оппонента. Но следует отметить, что редко вызываются в лидеры, склонны к конформизму. Некоторая деятельность вызывает смущение или боязнь обидеть, задеть чувства другого. При незначительных ситуациях могут прибегнуть к умалчиванию.
Значение низких показателей сведено к минимуму (3,3% — 1 испытуемый), что говорит об отсутствии социальной пассивности в выборке. Испытуемым данного исследования не присущ страх обременить другого.
Высокие показатели имеет только один испытуемый (3,3%).
Предполагается, что испытуемые с таким показателем не бояться потребовать от других людей выполнения их обязанностей. Это говорит о том, что человек не бояться обидеть другого т.к. не считает высказывание о несоблюдении каких-либо норм обидным. Высокий показатель данной шкалы предполагает готовность к конструктивному общению.
В данной исследовательской работе результаты распределения выборки отличается от нормального.
Дальнейшие выводы основаны на дескриптивных данных (см. в приложении 4).
Дескриптивные статистические таблицы основаны на показателях по всей выборке и по каждой группе отдельно, что дает возможно разобрать более подробно результаты испытуемых.