В социологии понятие «институт» приобрело более широкое
Армия как социальный институт представляет собой систему социальных связей и отношений, существующих в вооруженных силах страны. Вообще под армией понимается совокупность сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и других военизированных сил государства.
Согласно политическому определению, армия есть орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного населения и включает совокупность всех вооруженных сил, находящихся на службе государства (сухопутные войска, военно-воздушные войска, войска противовоздушной обороны, военно-морские силы, а также силы боевого, специального, тылового обеспечения и формирование гражданской обороны).
Ученые, как правило, выделяют внутренние и внешние функции этого социального института:
а) внешние – сохранение неприкосновенности границ, обеспечение суверенитета государства, благоприятных условий для осуществления
— б) внутренние – обеспечение власти господствующей социальной группе, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, грозящих развалом государству, т.е. сохранение его территориальной целостности, воспитание у граждан готовности защиты своей Родины, формирование навыков нравственного
Из вышеизложенного С.М. Пузикова выделяла следующие признаки армии как социального института:
- а) это – учреждение государственное. Как и государство в целом, армия защищает интересы правящей элиты, определенной социальной группы. Используется при разрешении различного рода (внутренних и международных) конфликтов, когда исчерпаны мирные средства наведения порядка;
б) вооруженные силы – правовая организация, функционирование которой соответствует
- в) армия отличается от других социальных институтов тем, что обладает боевой мощью. Уже сам по себе этот факт нередко гарантирует
неприкосновенность законного порядка, позволяет государству не прибегать к насилию; - г) являясь жестко авторитарной, иерархической системой, армия очень чувствительна к социальным изменениям и общественным болезням, реформы здесь проходят особенно тяжело;
- д) будучи органической частью государства, армия порой выполняет и одиозные функции, т.е. используется не в общенациональных, а в местнических интересах отдельных политических деятелей или группировок.[5]
Возникновение армии обусловлено объективными потребностями социума в специфической военно-
Военно-социальная работа
... из актуальных задач военно-социальной работы - выработка предложений и рекомендаций к законодательно-нормативным актам в интересах решения социальных проблем в армии и на флоте. ... Сил. Социальные гарантии представляют собой условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными Конституцией и другими законами правами и свободами. Источник этих гарантий - государство. ...
Социально-политические условия возникновения армии
Как социальный институт армия реализует, прежде всего, потребность в защите государства от внешней агрессии. С точки зрения своей внешней формы (как внешняя и объективная реальность), армия обладает такими базовыми социальными характеристиками как принудительная сила, моральный авторитет и качество историчности.
Социальный институт армии формируется для решения
Помимо базовых характеристик социального института (принудительность, историчность и моральный авторитет), армия обладает и специфическими — боевая мощь, организованность, социокультурная ориентация на лояльность государству и повышенная властность межличностных отношений. Как традиционная социальная практика армия придает устойчивость социальному организму и интегрирует общество на основе общегосударственных интересов. Интеграционные возможности армии особенно востребованы в период трансформации российского общества, инициирующей ослабление действия основных социальных институтов, обеспечивающих устойчивость существования общества.
Социальный институт армии полифункционален. Его специфику определяет, с одной стороны, совокупность предписанных ему социальных функций, а с другой – главная (основная) социальная функция. Специфический характер выполняемых армией функций и задач определяет её природу, наличие таких признаков, как вооружённость и строго централизованное организационное единство. Последнее является основанием для привлечения армии к выполнению несвойственных функций в экстремальных ситуациях, когда возможности других институтов исчерпаны.
Формальные и неформальные социальные институты общества
... Их обязанность – осуществлять функции, которые возложены на данный социальный институт. Их права, обязанности и положение в социальной иерархии института жестко закреплены. Однако кроме формальных институтов в обществе существуют также институты неформальные. Они играют не менее ...
Особенности функционирования института армии в условиях трансформации общества определяются организованностью и иерархичностью ее структуры, процессом создания профессиональной армии и диверсификацией функций.
Если рассматривать армию как способ совместной деятельности военнослужащих, то она представляет собой форму
Ее главная цель состоит в удовлетворении общественной потребности в безопасности, а место в социальной структуре общества определяется способностью быть стабилизатором социального порядка в обществе рисков.
Армия – это чрезвычайно сложная организационная
С точки зрения ее структуры, социальная организация армии представляет собой совокупность взаимосвязанных и упорядоченных относительно друг друга социальных групп военнослужащих с различным социальным статусом, иерархизированных между собой определенным образом в зависимости от социальных позиций, занимаемых их членами в различных сферах жизни, связанных с военно-профессиональной деятельностью.
Элементами структуры военной организации выступают: акторы армейской службы, социальные функции (системообразующий фактор), нормативная практика и результаты функционирования.
С точки зрения содержательной стороны деятельности армии, ее структура представляет собой совокупность стандартизированных образцов поведения военных лиц, обеспечивающих реализацию функций армии. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для армейской
Социально-групповой социальный статус военнослужащего, обусловленный особенностями его
Как социальная организация армия, обладая устойчивостью
Неизменность корпоративных ценностей способствует стабильности положения военной организации и воспроизводству социального статуса военнослужащих. Однако не надо забывать, что ценностная система военнослужащих связана с типологическими особенностями личности военного человека. Важно, что в современных условиях проникновения либеральной идеи индивидуализма в систему общественных ценностей армия формирует
Совершенствование социальной структуры организации
... области разделения труда, мотивации членов организации, новые формы социального контроля и обоснованное принятие управленческих решений. 2.1. Дифференциация и интеграция При анализе организации как социомашинной системы ее структура может быть охарактеризована тремя ...
Эффективность функционирования социальной организации армии зависит от эффективности государства, так как она является политическим институтом и выполняет в обществе регулятивную, социально-ориентационную, идентификационную, коммуникативную, интегративную функции, а также функции адаптации и социализации.
Так же армию можно определить как военно-профессиональное сообщество, обладающее специфичностью в регуляции социальных отношений (общественная значимость, формализованность, жесткость, тотальность и др.), иерархичностью, стабильностью кадрового состава, корпоративностью и определенной закрытостью военно-профессиональной среды, а также регулирует военно-социальные отношения по обеспечению обороноспособности
Социальные отношения в армии отличаются неравенством в статусном отношении, так как эти статусы предписаны иерархией военных чинов. Однако армия отличается и увеличением числа девиаций, так как призыв в армию порождает отрыв от привычной действительности, окружающей человека, зачастую меняя его ценностные установки с ног на голову. Такие девиации, как самовольное оставление службы, побеги, дезертирство, дедовщина, высокий уровень самоубийств и сексуальные парафилии (
Вооруженные Силы настолько своеобразный социальный институт, что некоторые причины
Взаимоотношение армии и общества строится как напрямую, так и опосредовано – через целый комплекс общественных институтов (СМИ, партии, общественные организации и т.д.).
Смешанная система
Армию в системе социальных институтов рассматривали многие ученые. Немалый интерес представляют взгляды М. Галкина, В. Баратынского, К. Обручева, Д. Милютина и др. на особенность армии как социального института. Обычно наши и зарубежные социологи рассматривали армию, создаваемую на основе всеобщей воинской повинности (кстати, введенной в России еще в 1874 году) как некое «коллективное единство», обладающее следующей структурой:
1) стратифицированное «тело» армии (командный состав разных уровней — генералитет, офицерский корпус, младший состав, солдаты-новобранцы, строевики и сверхсрочники; номинальные группы — призывники, отставники);
2) этнос или духовная культура армии: солдатский фольклор, песни, жаргон, история частей, гимны, уставы и образы военнослужащих в официальной идеологии, искусстве и общественном мнении, военные знания и система обучения им;
3) материальная культура: казармы, плацы, клубы,
4) специфические социальные взаимодействия: уставные отношения, приветствия, система кар и наград, учения, парады и смотры, разнообразные боевые действия.
Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России
... воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач государственного строительства. Вместе с тем воины Вооруженных Сил являются прямыми наследниками всего лучшего, что было в традициях русской армии и флота. На ... и развитие традиций в армии государства Российского. Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, ...
Между всеми перечисленными элементами существуют особые функциональные связи, в которых господствует принцип командно-централизованного
Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной российской армии. Использование возможностей социологического анализа применительно к имиджу армии является достаточно продуктивным и в то же время конструктивным способом его осмысления.
Английское слово «image» означает «образ», «подобие». Однако в современной литературе, в том числе западной, посвященной проблемам социологии, социальной психологии, рекламы и пропаганды, это слово используется в сугубо специфическом значении, особенно в сочетании со словом «создание», «строительство» — «image-building». Словом «имидж» обозначают особого вида образы-представления, широко используемые различными институтами для формирования установок массового сознания. Любой имидж и имидж армии, в том числе, может конструироваться целенаправленно, или же его создание будет происходить непроизвольно, как побочный продукт какой-либо другой деятельности.