Бюджет Фонда социального страхования РФ

Тема данной курсовой работы актуальна, так как с 2010 года Фонд социального страхования принял ряд реформ, вследствие чего изменились его правовое положение, структура и размер источников привлечения средств, а также появились новые направления их использования.

Цель работы – анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и рассмотрение основных направлений повышения эффективности организации социального страхования.

В соответствии с поставленной целью для написания работы были поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы и выявить сущность ФСС, рассмотреть источники функционирования ФСС РФ, изложить основные задачи ФСС, проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС, определить проблемы и перспективы развития ФСС.

Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования.

Предметом исследования является формирование и расходование средств Фонда социального

Теоретической основой послужили труды таких авторов, как Гринкевич Л.С., Чапаев Н.М. и другие; нормативные акты, финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда.

Методологической основой исследования являются важнейшие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; ряд федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Методами настоящего исследования являются: изучение и традиционный анализ (вертикальный, горизонтальный) научной и практической литературы, сравнение и обобщение.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы бюджета ФСС» рассмотрены значение ФСС, его задачи и функции. В главе раскрыты источники формировании и направления использования средств Фонда.

Во второй главе «Анализ бюджета ФСС за 2009-2010 гг.» проведен детальный анализ доходных и расходных статей бюджета ФСС. Рассмотрена в динамике структура доходов и расходов, определена роль каждого доходного источника в формировании бюджета Фонда и основные направления осуществления расходов. Также выявлены основные факторы, влияющие на функционирование и формирование финансового механизма Фонда в современных условиях.

3 стр., 1154 слов

Расходы бюджетов на социальную сферу

... является рассмотрение особенностей финансирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить 1)Рассмотреть структуру расходов бюджета на соц. сферу; 2)Описать процесс финансирования социальной сферы; 3)Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу. бюджета на социальную сферу Расходы бюджета Важнейшей обязанностью государства является ...

В третьей главе «Проблемы и перспективы развития ФСС» выделены недостатки в функционировании ФСС и предложены направления по достижению более рационального функционирования финансового механизма фонда.

В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные выводы и рекомендации.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА ФСС

1.1 Основы деятельности ФСС

В современном обществе широкое распространение получило именно социальное страхование – система, которая гарантирует гражданам право на труд, заработок, социальную защиту, возмещение убытков, оказание социальной помощи.

Для целей управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации с 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства ФСС РФ не входят в состав каких-либо бюджетов и изъятию не подлежат.

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 г. Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Задачами фонда социального страхования являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования;
  • проведение разъяснительных мероприятий среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Руководство деятельностью ФСС РФ осуществляет Председатель Фонда, который назначается правительством РФ, так же, как и его заместители. Коллегиальным органом выступает правление, в состав которого входят Председатель, заместители, представители Центрального аппарата фонда, представители Минтруда РФ, Минфина РФ, Минздрава РФ, ЦБ РФ, представители профсоюза и пр. Для обеспечения текущей деятельности создан Центральный аппарат, в региональных отделениях – аппараты органов Фонда.

4 стр., 1546 слов

Фонд социального страхования в Российской Федерации, перспективы его развития

... место заняли социальные фонды. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; * обязательного медицинского * социального страхования; занятости (до 2001 г.). Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Ныне Фонд представляет ...

Деятельность отделений Фонда осуществляется на основании положения об отделении ФСС РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 05.01.1995 г. № 1. Отделения осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на территории субъектов РФ и переданными Фонду санаторно- курортными учреждениями в данных регионах. Отделения выполняют возложенные на них функции самостоятельно или через уполномоченные филиалы.

К основным функциям отделений относят:

  • осуществление контроля за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования на предприятиях;
  • регистрация, учет страхователей;
  • принятие решения о применении к страхователям финансовых санкций;
  • участие в разработке и финансировании региональных программ охраны здоровья работающих граждан и др.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов РФ.

Фонд социального страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов. Источники формирования и направления расходования средств определены

1.2 Доходы ФСС

Источники формирования Фонда подразделяются на налоговые и неналоговые поступления.

Таким образом, в бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст. 146 БК подлежат зачислению

—доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единого сельскохозяйственного налога;
  1. неналоговые доходы:
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления:
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;
  • прочие поступления.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБ РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

14 стр., 6965 слов

Сущность социального страхования

... обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерством труда и социального ...

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

1.3 Расходы ФСС

Направления расходования средств осуществляются в соответствии с ФЗ РФ от 16.07.199 г. «Об основах обязательного социального страхования» и постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 г. № 11 «Об утверждении инструкции о порядке расходования средств ФСС РФ» и рядом нормативно- правовых актов, регулирующих порядок назначения и выплаты пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда.

Средства расходуются по строго целевому назначению, согласно утвержденному бюджету фонда на каждый финансовый год.

Основные направления расходования средств включают:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;