Артикуляционные и акустические признаки согласных звуков

Цель данного курсового проекта описать артикуляционные и акустические признаки, которые помогают нам различать согласные звуки. Данная цель предполагает решение следующих задач: освоить научную литературу.

Материал извлекался из научной и энциклопедической литературы.

Актуальность исследования связана с настоятельной необходимостью в изучении признаков артикуляции согласных звуков, а так же их акустических признаков.

Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. (Материал, относящийся к данному вопросу, прорабатывается студентами самостоятельно по фонетическому разделу любого учебника введения в языкознание).

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п. (Материал, относящийся к данному вопросу, как и к предыдущему, прорабатывается студентами самостоятельно).

Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка.

Отсутствие ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного аспектов фонетики и наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с такими дисциплинами, как морфология, лексикология, дериватология (учение о словообразовании), синтаксис и др.

1.ОБ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Фонетическое описание предполагает характеристику звуковых единиц с трех точек зрения: как они произносятся, т. е. артикуляционный аспект речи; какие при этом возникают звуки, т. е. акустический аспект речи; и как эти звуки воспринимаются, т. е. перцептивный аспект речи. Относительная важность того или иного аспекта определяется конкретными задачами исследования или обучения, а в целом это абсолютно равноправные участники процесса речевой коммуникации, и каждый пользующийся звуковым языком человек обязательно реализует их в своей речевой деятельности.

15 стр., 7313 слов

Социально-психологические аспекты управления предприятием (на ...

... этой работы. Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному ... методов управления персоналом в организации все более возрастает. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.1 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Реализация функций и ...

Традиционная артикуляторная фонетика до настоящего времени оперирует довольно простыми признаками речевых артикуляций. Эти признаки были обнаружены и определены еще в то время, когда знания о физиологических механизмах артикуляции были ограниченны. В настоящее время наши представления о сущности артикуляторных речевых движений углубились и обогатились. Сам артикуляторный процесс может быть представлен как выполнение управляющей команды, задаваемой специальными центрами головного мозга. Наблюдаемая непосредственно или при помощи специальных методик артикуляция является лишь конечным результатом сложной деятельности разных участков речевого тракта. Эта деятельность включает в себя не только определенные движения языка, губ и других органов речи, но и координацию этих движений, распределение их во времени; например, чтобы произнести смычный носовой сонант [m], мы смыкаем губы на определенный промежуток времени, и за время до размыкания губ должны включиться в работу голосовые связки, опуститься небная занавеска, начаться продвижение воздушной струи из легких, и все эти артикуляторные движения согласованы друг с другом во времени, и каждое из них зависит еще и от того фонетического окружения, в котором произносится этот согласный: в словах марка, мрак, муж, зима, ритм артикуляции этого согласного очень сильно различаются, поскольку управляющие команды «учитывают», из какого положения нужно прийти к артикуляции губного смычного и что нужно еще сделать, чтобы затем перейти к артикуляции следующего звука. Заметим, что все эти движения производятся нами абсолютно без всякого сознательного контроля, это такие действия, которые можно назвать механизмами артикуляции (речепроизводства).

Механизмы артикуляции вырабатываются у человека в довольно раннем возрасте, а при изучении иностранного языка привычные механизмы мешают «правильному» произношению до тех пор, пока не выработаются новые механизмы. Изучение механизмов артикуляции требует использования сложных методик записи движения органов речи во время их работы — фото- и киносъемок губных артикуляций, рентгеносъемок артикуляций языка, мягкого нёба, регистрации движений нижней челюсти, голосовых связок, дыхательных движений и многих других физиологических параметров, влияющих на конечный результат речепроизводства.(1)

2.ПРИНЦИПЫ АРТИКУЛЯЦИОНННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ЗВУКОВ

Артикуляционный аппарат, или речевой тракт, человека содержит три основных компонента, обеспечивающих образование членораздельной речи: дыхательные органы, работа которых во время речепроизводства создает необходимые аэродинамические условия; гортань и голосовые связки, поведение которых определяет характер произносимого звука (гласный, сонант, звонкий согласный, глухой согласный) и мелодику высказывания в целом; надгортанные полости — полость глотки, ртовая полость, полость носа. При описании артикуляции самое большое внимание обычно уделяют конфигурациям надгортанных полостей — собственно говоря, именно движения в этой части речевого тракта и называют артикуляторными. Относительно дыхательного компонента принимается исходное положение об обязательности выдоха при произнесении гласных и согласных; различия между гласными и согласными связаны и с различиями в характере речевого выдоха, который может быть более сильным при образовании некоторых согласных и совсем слабым при образовании гласных. Речевое дыхание отличается от нормального, физиологического дыхания и регулируется такими фонетическими факторами, как темп речи, тип интонационного оформления и др.

15 стр., 7324 слов

Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у ...

... дети дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Предмет обследования: коррекционная работа как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи. Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков ...

Поведение голосовых связок при фонетических классификациях также описывается очень «лаконично»: отмечается наличие или отсутствие колебательных движений и в некоторых случаях — их ослабление или усиление. Более детальные характеристики голоса необходимы при описании просодических свойств — как известно, мелодика, т. е. изменение частоты колебания голосовых связок, играет самую важную роль при интонационном оформлении высказывания.

Произносительные органы делятся на активные и пассивные — на основе их поведения при образовании звуков. Активные произносительные органы совершают движения, необходимые для образования звука: например, губы смыкаются при образовании смычных губных, язык поднимается вверх и продвигается вперед при образовании гласного.

Артикуляцию каждого звука принято описывать как последовательность трех фаз: экскурсии, т. е. перехода произносительных органов из некоторого предшествующего состояния к состоянию, необходимому для производства данного звука; выдержки, т. е. сохранения достигнутого положения на протяжении некоторого времени; рекурсии — перехода к положению покоя или к артикуляции следующего звука. Исследования артикуляции в динамике, т. е. при произнесении связной речи, показали, что каждая из трех фаз может подвергаться различным модификациям. Рекурсия может совпасть с экскурсией предшествующего звука, экскурсия — с рекурсией следующего, а фаза выдержки часто вообще отсутствует. Вообще представление об отдельном звуке как некоторой самостоятельной звуковой единице не вполне соответствует истинному положению вещей, поскольку не отдельный звук является минимальной произносительной единицей.(2)

3. ОБЩЕФОНЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

Членораздельная речь представляет собой последовательность звуков разных классов — гласных и согласных. С точки зрения артикуляции существенны следующие различия между этими классами.

1. При произнесении гласных выдыхаемая воздушная струя не встречает преграды в речевом тракте, тогда как при образовании согласных обязательно возникает преграда в результате сближения артикулирующих органов или их полного смыкания; другим различием, связанным с поведением выдыхаемого воздуха, является сила выдоха. Гласные характеризуются меньшей силой выдыхаемой струи, согласные произносятся с большей силой выдоха.

2. В нормальных случаях гласные произносятся с обязательным участием голосовых связок, которые совершают периодические колебательные движения. Возможность производства шепотных гласных, т. е. гласных, произносимых без участия голосовых связок, — скорее, исключение, подтверждающее правило. Для образования согласных участие голоса не является обязательным.

27 стр., 13226 слов

Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом ...

... гласным звукам, а затем переходил к согласным, слогам и словам. Обучение звукам речи шло на основе подражания артикуляции ... коррекционных образовательных учреждениях. В настоящее время в отечественной сурдопедагогике создана система формирования устной речи у детей с ... директор Петербургского училища глухонемых В.И. Флери в своих работах обосновал необходимость обучения глухих словесной речи. Он писал ...

3. Положение произносительных органов при артикуляции гласных таково, что точно локализовать тот участок речевого тракта, который определяет свойства гласного, невозможно; согласные, наоборот, достаточно четко локализованы, так что определить «место образования» любого согласного в речевом тракте гораздо легче.

Принципы артикуляционной классификации, разработанные для гласных и согласных на основе их артикуляторных особенностей, различны.(3)

4.АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При знакомстве с системой согласных фонем мы уже охарактеризовали основные артикуляционные признаки, по которым можно классифицировать согласные фонемы русского языка. Остановимся подробнее на каждом из этих признаков и охарактеризуем, как и в случае с гласными, основные аллофоны согласных фонем. Позицией, в которой реализуется основной аллофон согласной фонемы, можно было бы считать такую фонетическую позицию, которая обеспечивает максимальную независимость артикуляции согласного от окружающих его звуков; в этом отношении положение в сочетании типа «гласный + согласный», например от, ус, ил и т.д., кажется очень подходящим. Однако на самом деле это не так — во-первых, далеко не все согласные в русском языке возможны в абсолютном конце слова, а во-вторых, как показывают наблюдения над артикуляцией, наиболее удобной для согласного является позиция перед гласным. Поэтому будем считать, что основной аллофон каждой согласной фонемы произносится в соседстве с таким гласным, артикуляция которого меньше всего влияет на артикуляцию этого согласного. Заметим, что фонетически удобная для реализации основного аллофона позиция не совпадает с фонологической позицией, подтверждающей самостоятельность признака. Это хорошо видно на последнем примере: основанием для признания мягких согласных как самостоятельных фонем является то, что они употребляются перед непередними гласными, а для выявления их основных аллофонов нужно рассматривать их реализации именно перед передними гласными.

Рассмотрим артикуляции основных аллофонов согласных, различающихся по активному действующему органу.

Г у б н ы е образуются при активном участии губ. Губные образуются при полном смыкании обеих губ, поэтому они называются смычными. Время выдержки смычки определяется, как мы уже говорили при первом знакомстве с артикуляторным аспектом, специальной управляющей командой из речевых центров коры головного мозга. Обычно длительность смычки глухих согласных больше, чем длительность смычки звонких, а длительность сонантов меньше, чем длительность звонких шумных. Так что расположение губных согласных в принятом нами порядке как бы соответствует их собственной длительности — от самой большой для глухих до самой маленькой для сонантов. Правда, нужно заметить, что мягкие согласные, как правило, имеют большую длительность, чем соответствующие твердые.

Здесь мы говорим только об их относительной длительности, так как абсолютная зависит от темпа речи, от индивидуальных особенностей говорящего, от типа произнесения и т.д.

14 стр., 6773 слов

Развитие речи у глухих детей

... глухие дети для развития устной речи. Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих детей ...

Размыкание смычки происходит также в соответствии с артикуляторной командой «сверху» — не верьте тем авторам, которые пишут, что смычка раскрывается под напором воздуха, выходящего из легких! Раскрытие смычки — такой же активный процесс, как ее образование. При этом выходящий поток воздуха характеризуется большей силой при артикуляции глухих, раскрытие звонкой смычки согласных сопровождается более слабым воздушным потоком, а при раскрытии смычки носовых этот поток совсем слабый, поскольку еще во время смычки воздух выходит через полость носа благодаря тому, что небная занавеска опущена (Рис.1).

Голосовые связки не работают во время артикуляции глухих согласных и работают при образовании звонких и сонантов. О различии в артикуляции твердых и мягких согласных мы будем говорить применительно ко всем согласным — в специальном разделе этой главы. Губные щелевые согласные образуются в результате сближения нижней губы с краем верхних зубов и поэтому являются губно-зубными. По длительности отношения внутри этой группы подчиняются уже отмеченной закономерности: глухие длительнее звонких, а мягкие длительнее твердых. Воздушная струя выходит с большей силой при артикуляции глухих, чем при артикуляции звонких, а различия между глухими и звонкими по работе голосовых связок такие же, как для смычных согласных.

Рис.1

П е р е д н е я з ы ч н ы е образуются при активном участии передней части спинки языка. Большинство русских переднеязычных согласных является дорсальными, т. е. при их артикуляции самый кончик языка опущен вниз. Группа смычных согласных включает в себя взрывные и аффрикаты; смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами и твердым нёбом. Если не касаться особенностей артикуляции твердых и мягких согласных, то различия между глухими, звонкими и сонантами в этой группе такие же, как и в группе губных смычных.