Цель данного курсового проекта описать артикуляционные и акустические признаки, которые помогают нам различать согласные звуки. Данная цель предполагает решение следующих задач: освоить научную литературу.
Материал извлекался из научной и энциклопедической литературы.
Актуальность исследования связана с настоятельной необходимостью в изучении признаков артикуляции согласных звуков, а так же их акустических признаков.
Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).
Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. (Материал, относящийся к данному вопросу, прорабатывается студентами самостоятельно по фонетическому разделу любого учебника введения в языкознание).
Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п. (Материал, относящийся к данному вопросу, как и к предыдущему, прорабатывается студентами самостоятельно).
Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка.
Отсутствие ориентации на функцию звуков речи у акустического и артикуляционного аспектов фонетики и наличие такой ориентации у лингвистического ее аспекта дают основание для подразделения фонетики на собственно фонетику и фонологию. Фонология на правах функциональной фонетики входит в состав микролингвистики наряду с такими дисциплинами, как морфология, лексикология, дериватология (учение о словообразовании), синтаксис и др.
1.ОБ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Фонетическое описание предполагает характеристику звуковых единиц с трех точек зрения: как они произносятся, т. е. артикуляционный аспект речи; какие при этом возникают звуки, т. е. акустический аспект речи; и как эти звуки воспринимаются, т. е. перцептивный аспект речи. Относительная важность того или иного аспекта определяется конкретными задачами исследования или обучения, а в целом это абсолютно равноправные участники процесса речевой коммуникации, и каждый пользующийся звуковым языком человек обязательно реализует их в своей речевой деятельности.
Социально-психологические аспекты управления предприятием (на ...
... этой работы. Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному ... методов управления персоналом в организации все более возрастает. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.1 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Реализация функций и ...
Традиционная артикуляторная фонетика до настоящего времени оперирует довольно простыми признаками речевых артикуляций. Эти признаки были обнаружены и определены еще в то время, когда знания о физиологических механизмах артикуляции были ограниченны. В настоящее время наши представления о сущности артикуляторных речевых движений углубились и обогатились. Сам артикуляторный процесс может быть представлен как выполнение управляющей команды, задаваемой специальными центрами головного мозга. Наблюдаемая непосредственно или при помощи специальных методик
Механизмы артикуляции вырабатываются у человека в довольно раннем возрасте, а при изучении иностранного языка привычные механизмы мешают «правильному» произношению до тех пор, пока не выработаются новые механизмы. Изучение механизмов артикуляции требует использования сложных методик записи движения органов речи во время их работы — фото- и киносъемок губных артикуляций, рентгеносъемок артикуляций языка, мягкого нёба, регистрации движений нижней челюсти, голосовых связок, дыхательных движений и многих других физиологических параметров, влияющих на конечный результат речепроизводства.(1)
2.ПРИНЦИПЫ АРТИКУЛЯЦИОНННОЙ
Артикуляционный аппарат, или речевой тракт, человека содержит три основных компонента, обеспечивающих образование членораздельной
Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у ...
... дети дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Предмет обследования: коррекционная работа как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи. Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков ...
Поведение голосовых связок при фонетических классификациях также описывается очень «лаконично»: отмечается наличие или отсутствие колебательных движений и в некоторых случаях — их ослабление или усиление. Более детальные характеристики голоса необходимы при описании просодических свойств — как известно, мелодика, т. е. изменение частоты колебания голосовых связок, играет самую важную роль при интонационном оформлении высказывания.
Произносительные органы делятся на активные и пассивные — на основе их поведения при образовании звуков. Активные произносительные органы совершают движения, необходимые для образования звука: например, губы смыкаются при образовании смычных губных, язык поднимается вверх и продвигается вперед при образовании гласного.
Артикуляцию каждого звука принято описывать как
3. ОБЩЕФОНЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
Членораздельная речь представляет собой последовательность звуков разных классов — гласных и согласных. С точки зрения артикуляции существенны следующие различия между этими классами.
1. При произнесении гласных
2. В нормальных случаях гласные произносятся с обязательным участием голосовых связок, которые совершают периодические
Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом ...
... гласным звукам, а затем переходил к согласным, слогам и словам. Обучение звукам речи шло на основе подражания артикуляции ... коррекционных образовательных учреждениях. В настоящее время в отечественной сурдопедагогике создана система формирования устной речи у детей с ... директор Петербургского училища глухонемых В.И. Флери в своих работах обосновал необходимость обучения глухих словесной речи. Он писал ...
3. Положение произносительных
Принципы артикуляционной классификации, разработанные для гласных и согласных на основе их артикуляторных особенностей, различны.(3)
4.АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
При знакомстве с системой согласных фонем мы уже охарактеризовали основные артикуляционные признаки, по которым можно классифицировать согласные фонемы русского языка. Остановимся подробнее на каждом из этих признаков и охарактеризуем, как и в случае с гласными, основные аллофоны согласных фонем. Позицией, в которой реализуется основной аллофон согласной фонемы, можно было бы считать такую фонетическую позицию, которая обеспечивает максимальную независимость артикуляции согласного от окружающих его звуков; в этом отношении положение в сочетании типа «гласный + согласный», например от, ус, ил и т.д., кажется очень подходящим. Однако на самом деле это не так — во-первых, далеко не все согласные в русском языке возможны в абсолютном конце слова, а во-вторых, как показывают наблюдения над артикуляцией, наиболее удобной для согласного является позиция перед гласным. Поэтому будем считать, что основной аллофон каждой согласной фонемы произносится в соседстве с таким гласным, артикуляция которого меньше всего влияет на артикуляцию этого согласного. Заметим, что фонетически удобная для реализации основного аллофона позиция не совпадает с фонологической позицией, подтверждающей самостоятельность признака. Это хорошо видно на последнем примере: основанием для признания мягких согласных как самостоятельных фонем является то, что они употребляются перед непередними гласными, а для выявления их основных аллофонов нужно рассматривать их реализации именно перед передними гласными.
Рассмотрим артикуляции
Г у б н ы е образуются при активном участии губ. Губные образуются при полном смыкании обеих губ, поэтому они называются смычными. Время выдержки смычки определяется, как мы уже говорили при первом знакомстве с артикуляторным аспектом, специальной управляющей командой из речевых центров коры головного мозга. Обычно длительность смычки глухих согласных больше, чем длительность смычки звонких, а длительность сонантов меньше, чем длительность звонких шумных. Так что расположение губных согласных в принятом нами порядке как бы соответствует их собственной длительности — от самой большой для глухих до самой маленькой для сонантов. Правда, нужно заметить, что мягкие согласные, как правило, имеют большую длительность, чем соответствующие твердые.
Здесь мы говорим только об их относительной длительности, так как абсолютная зависит от темпа речи, от индивидуальных особенностей говорящего, от типа произнесения и т.д.
Развитие речи у глухих детей
... глухие дети для развития устной речи. Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих детей ...
Размыкание смычки происходит также в соответствии с артикуляторной командой «сверху» — не верьте тем авторам, которые пишут, что смычка раскрывается под напором воздуха, выходящего из легких! Раскрытие смычки — такой же активный процесс, как ее образование. При этом выходящий поток воздуха характеризуется большей силой при артикуляции глухих, раскрытие звонкой смычки согласных сопровождается более слабым воздушным потоком, а при раскрытии смычки носовых этот поток совсем слабый, поскольку еще во время смычки воздух выходит через полость носа благодаря тому, что небная занавеска опущена (Рис.1).
Голосовые связки не работают во время артикуляции глухих согласных и работают при образовании звонких и сонантов. О различии в артикуляции твердых и мягких согласных мы будем говорить применительно ко всем согласным — в специальном разделе этой главы. Губные щелевые согласные образуются в результате сближения нижней губы с краем верхних зубов и поэтому являются губно-зубными. По длительности отношения внутри этой группы подчиняются уже отмеченной закономерности: глухие длительнее звонких, а мягкие длительнее твердых. Воздушная струя выходит с большей силой при артикуляции глухих, чем при артикуляции звонких, а различия между глухими и звонкими по работе голосовых связок такие же, как для смычных согласных.
Рис.1
П е р е д н е я з ы ч н ы е образуются при активном участии передней части спинки языка. Большинство русских переднеязычных согласных является дорсальными, т. е. при их артикуляции самый кончик языка опущен вниз. Группа смычных согласных включает в себя взрывные и аффрикаты; смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами и твердым нёбом. Если не касаться особенностей артикуляции твердых и мягких согласных, то различия между глухими, звонкими и сонантами в этой группе такие же, как и в группе губных смычных.