Дидактические игры при обучении грамоте

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.

Поэтому важное место в работе с детьми принадлежит подготовке к обучению грамоте. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Подготовить их к обучению в школе, без страха идти в школу, не разочароваться в школьной жизни — является задачей подготовительного периода в детском саду.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки. Основной задачей становится формирование способа интонационного звука в слове, т.е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую.

Обучение в старшей группе д/с начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ — это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача — определение словесного ударения и различение ударных и бузударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания

Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки детей к обучению грамоте

22 стр., 10601 слов

«Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного ...

... Цель исследования:, Задачи исследования: 2. Изучить и проанализировать диагностики и методики подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. 3. Продиагностировать уровень подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР и организовать логопедическую работу в ...

1.1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

8 стр., 3630 слов

Развитие речи у ребенка

... лет. При развитии речевой функции у человека необходимо различать развитие сенсорной речи (т.е. понимание) и развитие экспрессивной речи (т.е. способности говорить). Способность понимать речь проявляется у ребенка уже во втором полугодии. Первоначально слово воспринимается ...

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

9 стр., 4422 слов

«Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста» ...

... на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как показали исследования, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа. На первом году занятий ... пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в ...

1.2. Современные требования к занятию по обучению грамоте

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие – спектакль, дети – учителя.

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
  4. Физминутки несут речевую нагрузку.
  5. Задания на словотворчество детей.
  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

5 стр., 2487 слов

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

... звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении сильно отличаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у детей ... годам. Особое значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и ... можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой ...

Некоторые варианты организации занятий с использованием: сюжетов сказок; элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; литературных персонажей; известных и придуманных игр; элементов сюжетно-дидактических игр; сюжетных и пейзажных картин; специально изготовленных пособий, рисунков, панно; настольно-печатных игр; сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

1.3. Организация сюжетно-тематических фронтальных занятий

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление).

Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение).

Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки. Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

12 стр., 5892 слов

Особенности организации занятий для детей дошкольного возраста

... дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста Принцип развивающего обучения., Принцип воспитывающего обучения. Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые ... создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих. В конце занятия формулируется общий итог ...

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука; показывается “профиль” звука на рисунке; уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные); находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель); звуки обозначаются цветными символами; определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша — здороваются,

со-шо-со-шо — удивляются,

су-шу-су-шу — сердятся,

сы-ши-сы-ши — прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда…) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

20 стр., 9874 слов

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры ...

... недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. [1, 2] Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Задачи: 1. ...

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в: снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки: подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

14 стр., 6696 слов

Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного ...

... интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся. В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в определении тактики работы над интонацией при преодолении заикания: устранении имеющихся ...

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях).

“Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”… Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если…” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи. Основная задача данного этапа: совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи: развитие воображения и творческой фантазии; развитие словотворчества; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты. Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач: познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; учить читать букву, слоги, слова; учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц” С коготочком на конце.

2 стр., 998 слов

Леворукий ребенок в школе

... ]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/levorukiy-rebenok-v-shkole/ 1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома, 2008г.-240 с; 2. Статья по теме: «Леворукий ребенок в школе», 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. - Знаете ли ... леворукого малыша при чтении, в случае если он сам не соглашается, в том числе и в случае знаете, что он понимает все буквы. Складывайте буквы из их составляющих, пишите ...

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия. Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз. В конце занятия детей может ожидать сюрприз. Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.

Глава 2. Методика работы по ознакомлению детей со слоговым строением слова

2.1. Ознакомление со слоговым строением слова

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).

Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).

Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»).

Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове).

Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

(возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе).

Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

«Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога.

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Md-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).

На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Ударение демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).

Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук — буква, чтение — письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

  1. Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук ?»).
  2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Ра ма Ра на По Ра Ко ра

  1. Составление схем слогов — слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный).

    А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

  2. Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
  3. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то — варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).
  2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
  3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).
  4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-…).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

а — а — а — о — о — о — о – а

рак — ра — ма — мо — ло — ко — о — са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра «Кто быстрее, кто больше ?».

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?».

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

  1. Труд, работа;
  2. День-ночь, высокий — низкий, далеко — близко, бежать — ходить.
  3. Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра «Сложи словечко».

Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: «На что похожа буква», «Учимся играя», «Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)», «Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)».

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф — из р, т — из г).

Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно».

«Звуковые» игры

(«Кто внимательнее?» — на выделение и определение звука, «Кто больше?» — на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажите словечко» малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх «Том — Тим» (или «Камень-Вата») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру «Перекличка», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А — Айболит, Б — Белоснежка, В — Винни Пух, Г — Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка — умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Дополнительные игры и игровые упражнения представлены в Приложении.

2.3. Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе

Программные задачи: Продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение.

Учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении.

Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять его при произношении.

Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу КТО? или ЧТО?

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.

Ход занятия:

Занятие начинается с сюрпризного момента. (Пришел мальчик Миша).

Он сообщает детям, что его не берут в школу, так как он ничего не

знает, ничего у него не получается, он просит детей помочь ему.

Дети соглашаются помочь мальчику Мише.

Первое задание: Логоритмика на звук Ш.

Мы пошли, пошли, пошли

Шишку взяли малыши

Дальше мы опять пошли

Что растет здесь? Камыши.

Ветер дует ш-ш-ш

Зашумели камыши

Ну а мы опять пошли

И к игрушкам подошли

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (Выполняют движения в соответствии со словами)

Второе задание: На ковре три обруча разных цветов и предметы, названия которых имеют звук Ш в разных позициях. Необходимо разложить предметы по обручам. В синий класть предметы со звуком Ш в начале слова, в красный — в середине, в жёлтый — в конце слова. При произнесении слова выделять звук Ш.

Третье задание: После выполнения второго задания дети переходят к столу, на котором набор картинок и две корзинки разных цветов.

Задача: В одну корзинку сложить картинки отвечающие на вопрос кто?, а в другую на вопрос что?

— Молодцы ребята, задания выполнили правильно!

Обращаемся к Мише с вопросом, всё ли он понял и запомнил. Михаил благодарит детей и просит их помочь сделать звуковой анализ его имени. Дети соглашаются.

Воспитатель предлагает детям пройти на свои места.

Мы пошли, пошли, пошли

На места к себе пришли

Потянулись, улыбнулись

И уселись помогать.

Четвёртое задание: Звукобуквенный разбор слова Мишка, деление его на слоги, определение ударного слога.

Мишка

Пятое задание: Составление детьми предложения по данной схеме. Определение количества слов в предложении, типа слов (предмет, действие; слово, отвечающее на вопрос как?).

— слово предмет –

— слово действие –

— слово отвечающее на вопрос Как? –

Воспитатель: Молодцы, ребята. Миша говорит мне, что вы очень помогли ему, он многое узнал и теперь он смело может идти в школу.

Ещё он мне сообщил, что у него для вас есть сюрприз, но его вам нужно найти:

Первая подсказка находится в конверте на шкафу, стоящем справа от двери в умывальную комнату, если к ней стоять спиной. (дети находят конверт)

«На стене, находящейся справа от Вас, между 5 и 6 нишей, стоит предмет прямоугольной формы на двух ножках. На нем лежит белый конверт с заданием.»

Дети находят конверт. Воспитатель читает задание.

«На противоположной стороне есть предмет, он белого цвета, на четырех ножках, на нем лежат коробки разного размера. Та коробка, которая находится между самой маленькой и самой большой и есть коробочка с призом для вас»

Дети находят коробку – в ней шоколадные конфеты. Воспитатель интересуется, что дети нашли. Есть ли в названии звук Ш и его местоположение в слове. После того как дети разобрали конфеты в коробке осталась одна.

Воспитатель: «Ой, а в коробке осталась одна конфета, что же мне с ней делать?»

Дети высказывают свое мнение.

В конце мальчик-Миша благодарит детей за помощь, обещает хорошо учиться, прощается и уходит.

2.4. Изучение уровня практического осознания элементов речи детьми шести лет явлений языка

Изучение практического осознания элементов речи детьми шести лет явлений языка обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения.

В эксперименте принимали участие дети старшей группы «Шатлык» в количестве 20 человек из детского сада «Сказка» с.Бакалы Бакалинского района Республики Башкортостан.

При исследовании давались следующие задания:

1. Скажи одно слово.

2. Скажи одно предложение.

3. Произнеси один звук.

4. Произнеси один слог.

5. Составить предложение из 2,3 слов.

6. Определить количество слов в предложении «Дети любят играть»? Назвать первое слово, второе, третье.

7. Разделить слова на слоги.

8. Подобрать слова из заданного количества слогов (2-х, 3-х, 1 слоговое).

9. Скажи один звук.

10. Определить количество звуков в слове дом.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Ответы оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные.

Результаты проведенного обследования представлены в таблице №1.

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Количественная оценка заданий в баллах

Общая оценка

Алчинова Алина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Азин Стас

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Большов Артем

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

3

Галеев Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Давлетова Диана

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

7

Егоров Игорь

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Ермолаев Азат

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

9

Закиров Рамзиль

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

3

Кагиров Руслан

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

7

Макаримова Ариана

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Нурлыгаянов Ильдус

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

8

Сагданова Ильнара

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

5

Садыков Ильдар

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

7

Тимофеева Диана

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тимофеева Лиана

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

8

Шумаев Егор

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

4

Хабибуллин Айназ

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

8

Шокуров Богдан

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

9

Ямичин Тимур

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

7

Яхина Амелия

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

6

На основе суммарной оценке всех сторон развития речи можно сделать вывод об уровне практического осознания детьми шести лет элементов языка Оценка в 10 баллов соответствует высокому уровню у 5 детей, 8-4 балла – среднему 13 ребенка, 3 и меньше баллов – низкому уровню осознания языковых элементов двое детей. Отсюда следует, что имеют высокий уровень практического осознания элементов языка 25% детей, средний уровень у 65 % детей, низкий уровень осознания элементов языка у 10% детей.

Вывод : В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что многие дети шести лет, справились с заданиями методики легко, но все же не все могут практически осознать элементы языка и речи. Поэтому необходимо систематическое обучение, которое позволит развивать интерес к языку, стремление познать его особенности, внимание к слову и его значению, повысить общую культуру речи. Важным условием в обучении языку является продолжение всех направлений работы по развитию речи и понимания того нового, что появляется в языковом сознании детей на каждом возрастном этапе.

Заключение

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. В подготовительной к школе группе, рекомендуется: дать детям представления о предложении; упражнять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/oznakomlenie-detey-so-slovom/

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

    родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с.

  2. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное

    воспитание. – 1986. — №3 – с. 4.

  3. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение»,

    1991. – 160с.

  4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
  5. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978.
  6. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму, книга для учителя, М.: Просвещение,
  7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: «Академия», 1998 — 433с.
  8. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий), Издат.: Учитель, 2004.
  9. Методику обучения детей делению слов на слоги и составлению их из слогов см. в соответствующих главах кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1979;
  10. Подготовительная к школе группа в детском саду/ Сост. Г. М. Лямина. Под ред. М. В. Залужской. М., 1975.

Приложение.

Игровые упражнения для закрепления понятий «Слог», «Ударение»

1. Прошагай слово.

Нужно произносить слово, одновременно шагая на каждый слог. Подбирать слова длинные и короткие – на один шаг, 2,3,4 шага.

2. Хлопай в ладоши

Нужно хлопками делить слова на части.

3. Купи вкусные продукты

из 2х частей: булка, калач, халва, вафли

из 3х частей: леденцы, конфеты, соломка, шоколад

4. Придумай имя кукле

Подбирайте вместе с ребёнком имена из двух слогов и из трёх.

5. Кто живёт в зоопарке

Вспомнить животных из 1,2,3 слогов

6. Позови слово

Это упражнение служит для отработки понятия «Ударение». Придумать любое слово и произнести его протяжным зовущим голосом: Ма`-ша, кош`-ка, во-ро`-на. Объясните ребёнку, что один слог слышится громче других – это ударный слог.

7. Задумать слова на заданный слог, например: ра – рак, рама, ракета, радио.

8. Добавить заданный слог, например: ла – жи…, бы…, да…, спа…, взя…

9. Разложить картинки на 3 части по количеству слогов в их названии: в одной части будут односложные картинки, во второй — двусложные и т.д.

10. Позвать игрушки и определить ударный слог в их названиях.

11. Назвать животное разными словами и определить количество слогов и ударение: кот-котик-котёнок-кошечка.

12. Подбросить кубик и посмотреть, сколько точек выпало. Придумать слово с таким количеством слогов.

13. Придумать слова с первым ударным слогом (са`нки), со вторым ударным (зима`) и т.д.

Используя эти несложные игровые задания, вы дадите ребёнку первоначальные сведения о звуковом и слоговом составе слова. Малыш будет хорошо подготовлен к освоению чтения и письма.

Пирамида

ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки:

  • на односложные слова: сом рак уж лук рысь стул мяч сыр гусь ключ и др
  • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др.
  • на трехсложные слова: собака пеликан тарелка малина корова попугай автобус сапоги лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка ворона кенгуру паровоз цыпленок

    ХОД ИГРЫ

    I вариант Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок.

В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, на- пример: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4).

Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II вариант Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Для настольной игры изготовляются карты с изображение пирамиды из квадратов (без кармашков).

(Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

ЦЕЛЬ Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки: лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка

  • на односложные слова: сом рак уж лук рысь гусь ключ сыр стул мяч и др.
  • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др.
  • на трехсложные слова: собака корова ворона пеликан попугай кенгуру тарелка автобус паровоз малина сапоги цыпленок и др.

    ХОД ИГРЫ

    I вариант Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок.

В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4).

Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II вариант Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков).

(Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.