Коррекция агрессивного поведения

Содержание скрыть

В последнее время во всем мире отмечается рост насильственных

Каждый человек способен стать агрессивным под влиянием различных опасностей или в ответ на враждебность окружающих. Дети рождаются с различной степенью энергичности; в будущем она оказывает влияние на поведение ребенка. Если ребенок агрессивен, то трудности испытывают не только он сам, но его окружение: родители, воспитатели, дети. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Данная проблема исследовалась многими

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между коррекцией агрессивного поведения дошкольников с одной стороны, и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях с другой. Указанные противоречия определяют тему исследования: « Агрессивное поведение дошкольников: диагностика и коррекция ».

Цель исследования – разработать программу коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ.

Объект исследования:, Предмет исследования

Гипотеза исследования : снижение агрессивности в поведении детей дошкольного возраста будет успешным при условии:

  • систематического использования игровых методов и приемов в процессе воспитания детей;
  • учета возрастных и психологических особенностей детей;

  • внедрения программы, способствующей становлению гармонично-развитой подрастающей личности.

  • В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

    • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

      41 стр., 20101 слов

      Психологические особенности развития личности детей дошкольного ...

      ... Цель дипломной работы - исследовать психологические особенности развития личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родной семье и детском доме. Объект исследования - дети дошкольного возраста. База исследования - ... и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления социальных ...

    • выявить психолого-педагогические особенности коррекции агрессивного поведения дошкольника;

    • исследовать уровень агрессии группы дошкольников ДОУ.

    • разработать и внедрить программу по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

    Методы исследования, Структура и объем работы, База исследования:, ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

    1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов

    В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме коррекции агрессивного поведения младших школьников в образовательном учреждении.

    Основу понятийного аппарата научных исследований в области агрессивного поведения

    Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. [1,с.88]

    В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

    В теориях, которые объясняют природу агрессивности, существуют отличные друг от друга подходы. Некоторые из них:

    Теория влечений. Одним из основоположников этой теории является 3. Фрейд. Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривается как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека — любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является приводить все органически живущее к состоянию безжизненности. Это злоба, ненависть. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности связывается со стадиями детского развития. В частности отмечается, что фиксация на фальной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на оральной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.

    Взгляды 3. Фрейда во многом разделялись и другими психологами.

    К. Лоренц утверждал, что периодическое внешнее выражение агрессии неизбежно, иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения. Поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагированна, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу [24,с.123].

    3 стр., 1226 слов

    Органы чувств и равновесия. Поведение и психика человека

    ... сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной жизнедеятельности человека. Поведение и психика, Потребности. Поведение и психика Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. ...

    Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, состязание и участие в спортивных соревнованиях.

    Однако большинство психологов не разделяют такого взгляда на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или она лишь поставляет энергию, позволяющую преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть, и пытается удовлетворить свои потребности.

    Агрессия — механизм, благодаря которому эти инстинкты и направляют на другие объекты, и в первую очередь на людей с целью их покорения или завоевания.

    Впоследствии многие психоаналитики отошли от жестких схем фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии, например А. Адлер.

    Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал, два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная «доброкачественная» агрессия, она имеет биологические корни, служит для выживания и затихает при исчезновении опасности. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия — деструктивность и жестокость, которые свойственны человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [41,с.90].

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

    Р. Бэрон и Д. Ричардсон сделали в своей книге исчерпывающий анализ теорий, показали разнообразие экспериментальных подходов, обобщений и выводов по этой проблеме и дали такое определение:

    Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [26,с.11] На первый взгляд, это определение кажется простым и тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, которые требуют более глубокого анализа:

    1. Агрессию надо рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.

    Действительно, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других: агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже хотя бы просто не симпатизировали тем, на кого направлены их агрессивные действия.

    5 стр., 2196 слов

    Агрессия и ее роль в обществе

    ... явно угрожающую позу. Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни. Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными ... поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия. Подозрительность - в ...

    2. Агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

    3. Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действия являются какие-либо негативные последствия.

    4. Только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.

    5. Об агрессии можно говорить лишь в том случае, когда жертва стремится избежать подобного обращения.

    Учитывая все эти условия, при которых американскими авторами рассматривается агрессия, остановимся на определении агрессии, которое дается в словаре практического психолога 1998 г. [66,с.45]:

    Агрессия — это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

    От агрессии следует отличать агрессивность, то есть готовность к агрессивному поведению, которая рассматривается как устойчивая черта личности. Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

    Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности человека.

    Басс и А. Дарки (1961) предложили такое определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Они выделяют пять видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

    Косвенная агрессия

    Физическая агрессия (физические действия против кого- либо)

    (вспыльчивость,

    грубость)

    (угрозы, крики,

    ругань и т. д.)

    (сплетни,

    злобные шутки)

    (крики в толпе,

    топанье и т. д.)

    (оппозиционная

    манера поведения)

    Рисунок 1 — Виды агрессии

    Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.[69,с.210]

    А какова точка зрения наших ученых?

    Кандидат педагогических наук, психолог Кузнецова считает, что агрессивное поведение станет понятнее, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии [31,с.15].

    Под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинения вреда другому человеку. Это конечно, узкая трактовка агрессии и агрессивности как свойства личности, в которой делается упор на наличие разрушительных тенденций. Ведь человек не может в своей жизни что-либо созидать, не имея способности к устранению, к разрушению препятствий, мешающих удовлетворению его потребностей. Агрессивность в человеческом обществе имеет специфические функции.

    4 стр., 1984 слов

    Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы ...

    ... приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133]. Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие ... и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение. Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. То есть поведение ... примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в ...

    Во-первых, она выступает средством достижения цели. Во-вторых, часто агрессивность является способностью замещать, блокировать потребности к переключению деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способность удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.

    Р. С. Немов предлагает две характеристики агрессивности:

    Агрессивность, понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.[46,с.213]

    Агрессивность — не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция) неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру.

    Е.И. Рогов считает, что под агрессивностью можно понимать свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений.

    Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. [55,с.39]

    В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

    Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

    Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

    Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

    Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

    На развитие агрессивного поведения могут влиять различные факторы. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, факторы формирования агрессивного поведения можно разделить на четыре довольно большие группы: социальные, биологические, индивидуально-личностные (психологические) и внешние.[20,с.80]]

    10 стр., 4922 слов

    Нарушения в поведении у детей

    ... критериев. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, ... нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции. Особо актуальной является проблема детской агрессии. Проблема агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, ...

    Биологические факторы.

    Одним из способов подтверждения биологической основы поведения человека является доказательство того, что люди, обладающие одинаковыми биологическими характерами, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, то можно считать подобное поведение наследственным.

    На сегодняшний день наиболее признанной считается теория Майера, которая говорит о том, что наследственность может детерминировать тот личностный порог, за которым начинается активация специфических реакций, связанных с агрессивным поведением. Зато окружающая среда может обусловливать пределы, внутри которых человек проявляет агрессию. Майер приходит к выводу, что «… человек, унаследовавший причинно- следственную цепочку» низкий порог возбудимости нервной системы — агрессивные реакции», в депривационной, фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружен любовью и в значительной степени защищен от жестокости и насилия, а также не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению [34,с.215].

    Убедительно выглядит мнение Н. Д. Левитова, который разрабатывал вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивая существование связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения.

    Социальные факторы.

    Как видно из определения агрессии, она не возникает в социальном вакууме, на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Например, слова, поступки или внешность жертвы могут провоцировать, фрустировать или раздражать нападающего, окружающие могут принуждать или подстрекать человека к совершению актов насилия.

    Фрустрация как предпосылка агрессии, привлекает наиболее пристальное внимание ученых.[20,с.176]

    Пресечение одним человеком целенаправленных действий другого может оказаться детонатором агрессии. Но фрустрация не всегда, а лишь иногда способствует агрессии, и проявление ее влияния зависит от нескольких опосредующих факторов: уровень фрустрации, испытываемой потенциальным агрессором; наличие посылов к агрессии; степень непредвиденности фрустрации; эмоциональные и когнитивные процессы фрустированного агрессора. Здесь обнаруживаются следующие закономерности.

    Посылы к агрессии могут усиливать агрессивные реакции. Причем возникновение ярко выраженной агрессии возможно даже при относительно невысоком уровне фрустрации, но в присутствии достаточно интенсивных посылов к агрессии.

    Академик А.В. Петровский в этой связи пишет: «Состояние личности, которая противоположна переживанию, свойственно человеку, осознающему перспективу, является фрустрация. Фрустрация возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, «барьерами», которые являются реально непреодолимыми или воспринимаются таковыми. [36, c .98]

    Возникающая фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть агрессия, иногда принимающая форму прямого нападения, а иногда выражающаяся в угрозах, грубости, враждебности, не только по отношению к тем обстоятельствам и лицам, которые повинны в создании «барьера», но и в отношении всех окружающих, на которых в этом случаи «срывается зло»…[36, с.112]

    6 стр., 2946 слов

    Массовая психология и политическое поведение

    ... массовая агрессия, представить условия возникновения агрессии, рассмотреть формы агрессивного поведения толпы. Реферат состоит из введения, параграфов, заключения и списка использованной литературы. §1. Психология толпы и ее виды. Целью психологии ... Все относительно в этом вопросе. Политическое поведение толпы, в принципе, вполне поддается контролю и управлению. Однако, это эффективно до ...

    Исследуя, каким образом фрустрация приводит к агрессивному поведению, Л. Берковец предложил, что психические процессы потенциального агрессора тоже предопределяют его реакцию на фрустрацию.

    Чтобы человек стал вести себя агрессивно, степень выраженности фрустрационной ситуации должна оказаться достаточной для актуализации отрицательных эмоций. Если же фрустрация не вызывает негативных чувств, то агрессии не будет. Берковец указал, что невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Если же человек предвкушает удовольствие при достижении какой — либо цели, то препятствия, возникающие на пути к ней могут расстроить его до такой степени, что подхлестнут к агрессивным действиям.

    Нападение. Атакующие поведения другого человека, например, сознательное причинение боли или оскорбительное действие — это особенно сильный возбудитель агрессии. Преднамеренное причинение боли порождает ответную атаку, вызванную желанием отомстить.

    В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что принимаемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате она имела место, не столько преодоления агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий. В тоже время наказание, заставляя ребенка, раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности. [37, c .87]

    Внешние факторы.

    Агрессию не всегда порождают слова или поступки других людей. Во многих случаях ее вызывают или усиливают факторы, тесно не связанные с процессами социального взаимодействия. К примеру, агрессия может усилиться факторами, которые можно назвать внешними по отношению к людям и взаимоотношениям. Из наиболее важных внешних факторов агрессии одни являются элементами естественного окружения, другие включают в себя ситуационную информацию, третьи влияют на самосознание.

    Эмпирические данные дают возможность предполагать, что на агрессию могут влиять физические параметры окружающей среды. Различные ученые (Пэйдж, Мосс, Адаме) изучали целый ряд факторов, включая темноту, выпадения вулканического тепла и фаза Луны. Но наибольшее внимание исследователей привлекли, жара, боль, теснота и шум.

    Педагогические факторы.

    Исследования показали, что с одной стороны, когда взрослые, заранее не делают свое отношение к агрессии ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в личности агрессивности, с другой стороны — снисходительность в поведении взрослых приводит к тому, что у детей не возникает желание усваивать социально-приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

    8 стр., 3988 слов

    Развитие творчества детей в играх и хороводах (6 лет)

    ... чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. 1.Значение развития детского игрового творчества Игра как одно из удивительных ... смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации. Музыкальные игры. а) сюжетные: передача образов различных персонажей ... развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической ...

    Одной из причин агрессивного поведения также может быть чувство пренебрежения, которое ощущает на себе ребенок, или шоковые ситуации раннего детства. За агрессивностью часто скрывается отчаяние ребенка, который ищет понимания и любви. Чем больше такому ребенку запрещают, ругают его, не проявляя к нему чувства любви, тем больше проявляются взрывы агрессии, которые могут привести к неврозу (нарушению самообладания).

    В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Я.М. Кларина считают, что развитие ребенка на этом этапе является своего рода фундаментом для последующих этапов развития ребенка, человека в обществе. Именно в этот период у ребенка складываются отношения к себе и миру, закладывается основа мировоззрения. Следовательно, корни всех проблем, в том числе и причины агрессивности, нужно искать именно в периоде дошкольного и младшего школьного возраста. [49,с.90]

    Итак, анализ психолого-педагогической литературы, позволил сделать следующий вывод. Понятие агрессивности дается различными психологами по-разному, нет единого подхода к пониманию этого явления и нет единой формулировки понятия агрессивности. В своей работе мы будем опираться на формулировки Немова Р.С., который предлагает две характеристики:

    Агрессивность — свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.

    Агрессивность — не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция) неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру.

    1.2. Характеристика агрессивности в дошкольном возрасте

    Обсуждая проблему агрессивности в дошкольном возрасте нельзя не отметить, что в поведении детей происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения, уменьшается за счет роста более социализированных форм, таких как оскорбление или соперничество [1, с.89].

    Результаты исследований показывают, что у дошкольников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек — вербальная. Позднее у мальчиков младшего возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и еще одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

    После 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия более склонны к агрессивным действиям, чем дети не видевшие их. Есть и другая позиция ученых, которые считают, что переживания своих чувств у экрана дает детям возможность тут же «разрядиться», и тем самым уменьшить их агрессивность. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности.

    2 стр., 982 слов

    Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

    ... дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления виртуальной реальности в обычную жизнь. Агрессия, причины ее возникновения и возможное влияние компьютерных игр на агрессивность подростка ...

    Причины агрессивного поведения у каждого из детей свои. У одного — желание развлечься, у другого — слабость товарища вызвала ярость, у третьего — таким образом, подсознательно активизируется своя слабость, которую он пытается побороть таким способом, у четвертого возможность удостовериться в своей силе.

    В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжких — это физическая агрессия, что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для окружающих. В более легких случаях агрессия выполняет защитную функцию и может снижаться, благодаря воспитательным взаимодействиям, направленным на ее преодоление, на преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с реальной ситуацией. Ребенок в них особенно напряжен, не получает облегчающей эмоциональной разрядки в результате своих агрессивных проявлений.

    По мнению Степановой агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. Такой ребенок дразнит сверстников, ломает, рушит постройки других, часто обижает животных.[12,с.90]

    Агрессивность поведения в дошкольном возрасте выражается в упрямстве, в стремлении возражать, отказываться; в драчливости и вспыльчивости; в приступах гнева, ярости, негодования; в желании обидеть, унизить, оскорбить; во властности, потребности настаивать на своем, в неумении понять интересы другого; в самоуверенности, завышенной самооценке.

    Дети с неуправляемой, чрезмерной агрессивностью, со своей жаждой мучить и разрушать — это в основном дети не любимые, не желанные, часто оставляемые одни. Они более всего характеризуются слабой контактируемостью с окружающими. Дома они не находят своего признания и не получают ни в чем одобрения. А чтобы быть в центре внимания они становятся агрессивными. Неуправляемая, чрезмерная агрессия является здесь «отдушиной», реакцией предохранительного клапана: дети причиняют другим боль, потому что сами страдают. В важные для себя периоды жизни они ощущали нехватку теплоты родительского дома, и им недостает человека, который бы о них по-настоящему заботился.

    Эмоциональное неблагополучие у дошкольника может возникать в разных ситуациях, например при переживаниях неуспеха в каком-либо виде деятельности. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей.

    Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит насколько ребенок в целом чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

    Известные детские психологи Репина Т. А., Мухина В. С предлагают следующие типы детей, в зависимости от их положения в группе сверстников:

    «Предпочитаемые» дети находятся в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту и обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльными, за уверенность в себе и т. д. Однако, дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».[11,с.327]

    «Пренебрегаемые, изолированные дети». Часто чувствуют к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаясь в его тень, и таким образом получают его защиту. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками.

    Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как оценивают их взрослые, но и от мнения сверстников.

    Краткая классификация проявлений агрессии дошкольника:

    1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения).

    2.Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для своего.

    3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность).

    4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные, а у других связываются с проявлениями активности, настойчивости.

    Существует и пассивно — агрессивное поведение. Дети с таким поведением выражают свою враждебность не сразу, а откладывают на будущее, «забывая» о ней, слоняясь без дела, проявляя упрямство, сопротивление или своенравие. Родители часто жалуются, что ребенок непослушен, не реагирует на повторные замечания. Эти дети не успевают на занятиях. У них прослеживается выраженный негативизм в раннем детском возрасте, нарушение аппетита, сложности с обучением туалету.

    1.3. Игровая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения дошкольников

    Одним из эффективных методов коррекции агрессивного поведения дошкольников в детском сообществе является игра, она служит своеобразным полигоном успеха, источником адаптации, способствует формированию положительной самооценки, уверенности в себе.

    Игра – великое изобретение человека; она имеет огромное значение для его биологического, социального и духовного развития. [9, с.115]

    Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе коррекционной работы агрессивного поведения дошкольника

    Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на раз­

    Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической

    1. подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ре­ бенка в физической деятельности, цель которых — упражнение , развитие и укрепление мускулов;

    2. игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и на блюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние;

    3. игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формиро­ ванию наблюдательности и правильности суждений;

    4. эмоциональные игры, в которых происходит развитие чув ствительности, альтруистических чувств и чувства обществен­ ности;

    5. артистические игры — это разнообразные живописные, ар­ хитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей;

    6. игры, направленные на упражнение воли.

    Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

    Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».[8,с.150]

    Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

    Существует целый ряд игр направленных на совершенствование навыков взаимодействия в коллективе, на умение подчиняться и брать на се­ бя ответственность за деятельность всей группы. Фактически — это деловые игры в миниатюре, которые мог ут быть использованы для тренинга общения, формирования творческого, мобильного коллектива, моделирования различных ситуаций. Эти игры способствуют распределению социальных ролей в коллективе, налаживанию коммуника тивных связей и взаимопониманию в коллективе. Основная задача таких игр — научить участников ориентироваться в различных обстоятельствах, дать объективную оценку своему поведению, учитывать возможность дру­гих людей, устанавливать с ними контакт, влиять на их интересы, потреб­ности и деятельность, не прибегая к атрибутам жесткой авторитарности, к приказу.

    Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошколь­

    В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом.

    Основным принципом игровой коррекции агрессивного поведения детей, по мнению

    Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и ка­честв ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характе pa , переносят на куклу свои недостатки, которые достав­ляют им неприятности.

    Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адек­ватные формы психического реагирования.

    В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и соци­ально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающи­ми, повышает самооценку, позволяет проверить себя в раз­личных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [10,с.18].

    При коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется комплексная психолого-педагогическая игровая диагностика. Психолого-педагогическая игровая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

    Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений агрессивности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка [10,с. 69].

    Игровая психолого-педагогическая диагностика — система предупре­дительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей [10,с.89].

    Основными средствами игровой педагогической коррекции агрессивности, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны пе­дагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.

    Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности. Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

    Одним из важнейших факторов коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста является создание среды, способствующей созданию игрового продукта, т.е. преобразоваться в педагогическое явление игра может толь­ ко в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сооб щается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания. Так, реализация игрой функции средства вос­ питания происходит в том случае, когда педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуру игры, на взаимоотношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр и т. д. В этом случае игра решает задачи и коррекционного вос­ питания, и детского развития.

    Среди условий можно выделить следующее:

    1. В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность дошкольников наиболее продуктивным является осозна­ние взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Корректное вмешательство взрослых в детскую игру в целях коррекции агрессивного поведения младших школьников не только допустимо, но и весьма желательно.

    2. Игровые коррекционные приемы приносят результат в тех случаях, если педагог применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

    3. Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих проблемах, переживаниях, обращаются к нему за советом и помощью.

    4. Лечение гиперактивных детей обязательно должно включать специальные игры, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для таких детей. Для гиперактивных детей не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).

    Итак, анализ ресурсов детских игр приводит к выводу об их значимости в решении проблемы коррекции агрессивного поведения дошкольников . При правильной постановке руководства детскими играми они воспитывают, развивают в ребенке милосердие и па­ мять, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интел­лект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность — словом, всё, что составляет богатство челове­ ческой личности.

    Выводы по 1 главе

    Изучение понятийно

    Агрессивность — свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.

    Агрессивность — не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция) неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру.

    Весь комплекс причин агрессивности сводится к 4 группам тесно

    — психологического характера

    — педагогического характера

    — биологического характера

    — социального характера

    Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко подается коррекции и при правильной организации жизни ребенка не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и родителей.

    Анализ специальной литературы показал, что

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/agressivnost-kak-proyavlenie-professionalnoy-dezadaptatsii/

    ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    2.1. Выявление агрессивного поведения, Объект исследования:, Цель исследования:

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    • подобрать группы методов, позволяющих выявить характер и причины возникновения агрессивности у детей;

    • провести диагностическое обследование детей;

    • осуществить анализ полученных результатов.

    Методы:

    1. Наблюдение.

    2. Беседа.

    3. Эксперимент.

    Ход исследования

    В самом начале работы важно собрать сведения из предшествующей жизни (семейные ситуации, данные о родителях, братьях, сестрах и их взаимоотношениях).

    Непосредственно перед, Как общаются дети друг с другом?, Есть ли в группе лидеры?, Проявляется ли у детей агрессивность?, Во время беседы необходимо было учитывать, что мы пока получаем субъективную информацию., Методика 1.

    Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

    Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

    Результаты диагностики агрессивного поведения представлены в таблице 1., Таблица 1, Результаты диагностики агрессивного поведения

    (констатирующий эксперимент)

    И т о г

    Г.

    К.

    +

    +

    +

    +

    4

    И.

    С.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    11

    М.

    М.

    +

    +

    +

    3

    П.

    Г.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    11

    П.

    М.

    +

    +

    2

    С.

    Д.

    +

    +

    2

    С.

    В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    9

    С.

    Д.

    +

    +

    2

    С.

    Н.

    +

    1

    С.

    Д.

    +

    1

    У.

    Е.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    9

    Щ.

    Н.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    11

    Примечание: «+» – ДА, присутствуют; «-» — НЕТ, отсутствуют.

    Фрагменты:

    1. Рассерженный, «впадает в бешенство».

    2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

    3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

    4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

    5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

    6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

    7. Портит общественную и личную собственность.

    8. Негативно относится к замечаниям.

    9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

    10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

    11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

    12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

    13. Ведет себя непристойно.

    14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

    15. Подражает хулиганским проделкам других.

    16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

    17. Пристает к более слабым.

    18. Дерется не соответствующим образом.

    По результатам наблюдения можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

    Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

    Низкий уровень агрессивности у семи детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

    Результаты представим графически на рисунке 2.

    Результаты представим графически на рисунке  1

    Рисунок 1 — Уровень агрессивности детей

    (констатирующий эксперимент)

    Методика 2.

    Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

    Инструкция:, Оборудование:, Интерпретация:, Таблица 2, Симптокомплексы теста «Несуществующее животное»

    Симптом

    Балл

    1

    Сильная, уверенная линия рисунка.

    0,1

    2

    Неаккуратность рисунка.

    0,1

    3

    Большое количество острых углов.

    0,1,2

    продолжение табл.2

    4

    0,1

    5

    Крупное изображение.

    0,1,2

    6

    Голова обращена вправо или анфас.

    0,1

    7

    Хвост поднят вверх, пышный.

    0,1

    8

    Угрожающее выражение.

    0,1

    9

    Угрожающая поза.

    0,1

    10

    Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

    0,1,2

    11

    Хищник.

    0,1

    12

    Вожак или одинокий.

    0,1

    13

    При нападении дерется традиционным способом.

    0,1

    14

    Ночное животное.

    0,1

    15

    Другие признаки.

    0,1

    Результаты оценивания детских рисунков показали что:

    1. детей набрали – 0,6 – 0,8 балла, высокий уровень агрессии

    2 детей набрали – 0,2 – 0,5 балла, средний уровень агрессии

    1. детей набрали — 0 – 0,2 балла, низкий уровень агрессии

    Уровни агрессивного поведения детей отображены на рисунке 2.

    Уровни агрессивного поведения детей отображены на рисунке  1

    Рисунок 2 — Уровни агрессивности детей по 2 методике

    Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает (см. приложение 1).

    Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

    На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

    Сравнив полученные результаты наблюдения и методики «Рисунок несуществующего животного» можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика «Рисунок несуществующего животного» позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.

    Методика 3. Цветовой тест Люшера.

    Цель: Выявить эмоциональную напряженность детей путем неосознанной реакции на цветовые эталоны, определить проявления агрессивных реакций у испытуемых.

    Оборудование: восьми цветовой ряд карточек, окрашенных в синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.

    Инструкция:, Интерпретация:, Таблица 3, Результаты проведения цветового теста Люшера

    Ф.И.

    Ц

    В

    Е

    Т

    А

    Г.К.

    ж

    кр

    си

    се

    з

    ч

    ф

    ко

    И.С.

    ч

    ж

    кр

    ф

    ко

    з

    се

    си

    М.М.

    си

    ж

    се

    си

    кр

    з

    ко

    ч

    П.Г.

    кр

    ко

    ч

    ф

    си

    з

    се

    ж

    П.М.

    се

    ж

    си

    з

    кр

    ко

    ф

    ч

    С.Д.

    ж

    си

    кр

    з

    се

    ф

    ко

    ч

    С.В.

    ф

    з

    ч

    ко

    кр

    си

    ж

    се

    С.Д.

    кр

    ж

    си

    се

    з

    ко

    ф

    ч

    С.Н.

    си

    ж

    з

    кр

    се

    ч

    ко

    ф

    С.Д.

    з

    кр

    ж

    ф

    се

    си

    ко

    ч

    У.Е.

    ч

    ф

    з

    ко

    си

    кр

    ж

    се

    Щ.Н.

    з

    ч

    ф

    ко

    кр

    си

    се

    ж

    Данные подтвердили результаты, полученные из предыдущих диагностик. То есть дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью. Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый.

    Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый.

    Таким образом, из 100% детей, 42% — дети с ярко выраженным агрессивным поведением, а 51% — дети с менее выраженными агрессивными реакциями.

    Вывод:

    Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный.

    Любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных упражнений с детьми.

    2.2. Разработка и внедрение программы по коррекции агрессивного поведения детей

    На основе проведенной диагностической работы по выявлению агрессии у детей мы разработали программу по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста методами игры.

    Целью программы является научение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

    Задачи:

    • развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости;

    • обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

    • обучение способам конструктивного выражения агрессии;

    • формирование позитивных эмоций;

    Схематическое построение программы представлено на рисунке 3., ПРОГРАММА

    коррекции агрессивного поведения

    Цель :

    коррекция психологических особенностей личности дошкольников

    Задачи:

    • развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости;

    • обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

    • обучение способам конструктивного выражения агрессии;

    • формирование позитивных эмоций;

    Методы реализации программы:

    1. беседа,

    2. наблюдение

    3. игротератия

    Средства реализации:

    1. устные,

    2. наглядные,

    3. технические

    Формы реализации программы:

    1. групповые формы работы

    2. игровые технологии

    3. индивидуальное взаимодействие

    4. конкурс

    Рисунок 3 —

    Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Петрусинского, К. Рудестама, Л.М.Семенюка.

    Коррекционная программа состоит из цикла занятий. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.

    Занятия проводились внеурочное время. Каждое занятие может длиться от 40 минут до 1,5 – 2 часов в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, проработанности эмоциональных проблем, более конкретных задач каждого занятия.

    В кабинете, где проходили занятия, постоянно висел «Листок гнева». Цель этого листа – дать возможность ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, в частности на листок. С этой же целью была сделана совместно с детьми кукла «Бобо», эту куклу ребенок мог спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, не причиняя другим детям боль, ребенок, становится, более спокоен в повседневной жизни.

    Структура занятий:

    Все занятия имеют одинаковую структуру, при этом, возможно, менять местами или опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных целей, задач каждого занятия.

    В общем виде занятия состоят из:

    1. Ритуала приветствия, ритуала прощания;

    2. Бесед, лекций, дискуссий;

    3. Проведение коммуникативных игр, игр для тренировки психических процессов;

    4. Подвижных игр и динамической релаксации;

    5. Упражнения аутогенной тренировки, дыхательных упражнений.

    В структуре занятия чередуются модули напряжения и расслабления; совместной и индивидуальной работы; их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.

    Программа коррекции агрессивного поведения включает в себя 12 занятий., Занятие №1

    Время — 1,5 часа. Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.

    Лекция – беседа с детьми об агрессивном поведении.

    Цель: дать

    Игра «Пятнашки».

    Цель: сплочение, установление контакта, доверие к партнеру.

    Назначается водящий, он догоняет остальных игроков и «пятнает» их – хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать: «Не догонишь!», «Я быстрее!».

    «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить детей. Более сложный вариант пятнашек – когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить.

    Игры – упражнения, Разыгрывание ситуаций.

    1. Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

    Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их., Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее., Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним., Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

    2. «Строители».

    Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:

    Удобно ли тебе будет жить в этом доме?, Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

    Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

    После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей., Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению., Совместные настольные игры., Игра «Конструктор»., В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

    Игра «Жмурки»

    Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг и хлопают в ладоши. При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать. Он становится водящим. Как и в пятнашках говорятся шуточные угрозы.

    Другой вариант игры, когда игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их.

    Ритуал прощания., Занятие №2

    Время – 40 минут. Лекция «От слов своих…». Цель: дать представление детям о том, как наша речь, слова влияют на нашу жизнь, здоровье.

    «Почесать спинку»

    Инструкция

    Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий мас­саж. (Назовите имена двух ребят из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями пле­чи стоящих перед ними ребят. Когда Олег и Ольга завершат мас­саж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не «вернется» к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.

    Игра «Прятки».

    Это всем известная детская игра, в которую необходимо внести для большей эффективности некоторые дополнения. Водящий сопровождает поиск словами с сердитой интонацией: «Где же он, сейчас я его найду». Найденный последним становится ведущим. Когда игра будет освоена, усложните её тем, что сначала приглушайте свет, потом с подготовленными детьми можно свет и выключить и играть в темноте.

    «Карикатура».

    В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.

    Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

    «Кулачок».

    Ребенку в руку дается какая-нибудь мелкая игрушка. Затем просят ребенка сжать кулачок крепко – крепко, и несколько секунд просят подержать кулачок сжатым, затем раскрыть руку, она расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

    Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

    Ритуал прощания, Занятие №3

    Время 1,5 часа. Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.

    Введение. Вводиться понятие тренинга, правила, дается установка на совместную работу.

    «Снежный ком».

    «Знакомство по парам».

    Беседа о дружбе. Вводится понятие ответственности за себя и других. Понятие об общении.

    «Общение в паре».

    «Хлопки». Цель: отдых, разрядка.

    Игра «Полоса препятствий»

    Необходимо построить полосу препятствий из стульев, коробок, пуфиков, — горки, тоннели, кочки. Игроки преодолевают препятствия. Можно подбадривать ребёнка словами: « Молодец! Быстрей! Ура!»

    Игра «Смелые мыши» , направленная на коррекцию страхов.

    Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем надо поменяться ролями.

    Ритуал прощания., Занятие №4, Время 1,5 – 2 часа. Цель: представления об уверенном, неуверенном, агрессивном поведении

    «Путаница».

    «Мальчик/ девочка наоборот».

    Игра «Привидение».

    На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными и пугает их громкими криками: — у – у – у. Тот, кого он поймал, становится ведущим.

    «По кочкам».

    Упражнение способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.

    Ритуал прощания., Занятие №5.

    Время 1,5 часа. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности, снятие тревожности, отреагирование негативных эмоций.

    Ритуал приветствия.

    «Прорвись в круг».

    Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить., Игра «Выражение чувств».

    Сказка «Змейка». Цель: отреагирование негативных эмоций, разрядка гнева, агрессивности, снятие тревожности. Обучение релаксации, отработка отреагирования негативных эмоций.

    Игра « Пчёлка в темноте »

    Взрослый говорит текст, ребёнок выполняет: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (используются стулья, диваны в качестве цветов).

    Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом).

    Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей).

    Взошло солнце (материал убирается) и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.

    Ритуал прощания., Занятие №6

    Время 1,5 – 2 часа. Цель: исследования себя, осознание своих эмоций, актуализация «Я — состояний», «Я — мотиваций», процессов мотивации и волевой регуляции.

    Ритуал приветствия., Игра «Дракон и его хвост».

    Игра « Сражение». Цель: разрядка, выход энергии.

    Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из – за укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

    Ритуал прощания., Занятие №7

    Время 1,5 часа. Цель: Умение высказать, принять отказ или согласие о ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

    Ритуал приветствия., Обсуждение понятия «просьба», отношение к просьбе. Упражнение «Пирог с начинкой

    Игра «Злые — добрые кошки».

    Цель: разрядка, выход энергии.

    По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

    Игра « Боксёр»

    Играть так же как и в игру «Каратист», только вместо движений ногами делать движения руками., Ругаемся овощами, фруктами и ягодами»

    Ругаем друг друга с сердитым выражением лица и с сердитым интонированием: «Ты – капуста». В ответ : «А ты – редиска». «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается если слышны какие — нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем называем друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты — колокольчик, «А ты – розочка».

    Ритуал прощания., Занятие №8

    Время 1,5 часа. Цель: работа с обидами, обучение релаксации, создание предпосылок для более свободного выражения чувств.

    Ритуал приветствия.

    Беседа о том, что такое обида, обсуждение ситуаций. Упражнение «Детские обиды». Умение выразить обиду, осознание своего отношения к ней.

    Игра — «Ящик с «обидками»., Материалы: картонный ящик и газета.

    Ребенок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если его обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

    Когда ребенок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки, объясняя ему, что он всегда может воспользоваться бумажными комками наедине в своей комнате, когда почувствует сильное напряжение и желание злиться.

    Ритуал прощания., Занятие №9, Время 2 часа. Цель: как справиться с раздражением, плохим настроением, снятие тревожности., Ритуал приветствия.

    «Мое тайное место». Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности.

    Упражнение «Аукцион» — осознание форм поведения, как справиться с плохим настроением,

    Игра «Буратино».

    Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

    Воспитатель говорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком. «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, тело словно деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабимся и размякнем».

    Игра «Капризная лошадка».

    Игра помогает коррекции упрямства, негативизма, агрессии.

    Воспитатель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями. «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать Ей мама говорила: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду» — говорила она. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась она стала довольной и весёлой, она весело скакала и ржала: Иго – го.»

    Ритуал прощания., Занятие №10

    Время 1,5 – 2 часа. Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций, снятие тревожности. Восстановление позитивного эмоционального состояния.

    Ритуал приветствия.

    Игра «Пара ласковых».

    Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» ребенку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого.

    Освобождение от своих негативных качеств упражнение «Монстр».

    «Магазин желаний».

    Обучение релаксации., Медитация «Дивная роза»., Цель: расслабление, прощение себя и других.

    Игра «Снеговик», направленная на расслабление, снятие напряжения .

    Воспитатель и ребёнок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

    Воспитатель говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

    Игра «Ты — лев!»

    Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!

    Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева., Подведение итогов занятий., Ритуал прощания.

    2.3. Анализ эффективности разработанной коррекционной программы, Цель исследования:

    Задачи:

    1.Провести психодиагностическое исследование по выявлению агрессивного поведения у детей

    2.Сравнить полученные результаты с результатами констатирующего эксперимента.

    тест Люшера

    Оборудование:

    Восьмицветовой ряд карточек, окрашенных в синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый цвета.

    Инструкция:

    Ребенку предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный цвет из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

    Интерпретация:, Таблица 4, Данные проведения цветового теста Люшера

    (контрольный эксперимент)

    Ф.И.

    Ц

    В

    Е

    Т

    А

    Г.К.

    ж

    з

    кр

    си

    се

    ко

    ф

    ч

    И.С.

    ж

    кр

    ч

    з

    ф

    се

    ко

    си

    М.М.

    се

    ж

    з

    ф

    кр

    ко

    си

    ч

    П.Г.

    ко

    кр

    ч

    си

    з

    ф

    ж

    се

    П.М.

    ж

    си

    з

    кр

    се

    ф

    ко

    ч

    С.Д.

    ж

    кр

    з

    си

    се

    ф

    ко

    ч

    С.В.

    си

    з

    кр

    ж

    се

    ко

    ф

    ч

    С.Д.

    кр

    ж

    се

    си

    з

    ко

    ч

    ф

    С.Н.

    з

    ж

    кр

    си

    се

    ч

    кр

    ф

    С.Д.

    з

    кр

    ж

    ф

    си

    се

    ко

    ч

    У.Е.

    ф

    ч

    з

    ко

    си

    кр

    се

    ж

    Щ.Н.

    з

    ж

    ч

    ф

    се

    ко

    кр

    си

    Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать вывод о наметившихся позитивных изменениях в проявлении агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Цветовые выборки агрессивных детей изменились. Более предпочитаемыми цветами стали желтый, зеленый, синий. Они характеризуются устойчивым эмоциональным состоянием, самоконтролем. Это свидетельствует о том, что изменился характер проявления агрессивного поведения детей в процессе коррекционной работы, улучшилось эмоциональное состояние детей данной группы.

    Для более объективного анализа изменения агрессивного поведения детей было проведено анкетирование воспитателя, работающего с данными детьми.

    Ответы воспитателя на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева. Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание учителя. В случае возникновения конфликта дети сами разрешали его.

    В частности Гриша П., по рассказам родителей, стал очень много рисовать дома, на вопрос, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтоб не причинят ее другим».

    Таким образом, можно сказать, что дети научились системе управления своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями. Так как механизмом становления агрессии в первую очередь, является семья.

    В связи с этим мы наметили дальнейшую перспективу работы с агрессивными детьми. Одной из важных перспектив является работа с их родителями:

    1. Знакомство с семьями агрессивных детей. Выяснение причин агрессивности ребенка у родителей.

    2. Консультации с родителями.

    3. Анкетирование родителей.

    4. Проведение семинаров. Цель: изменить установку родителей на своего ребенка; объяснить родителям механизм появления гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения, освоить некоторые игровые техники.

    5. Проведения психотерапевтической работы с родителями. Цель: вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, и собственных агрессивных поступках; проанализировать их. Научить родителей управлять собственной агрессией и проявлять ее конструктивно.

    Исходя из результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям агрессивных детей.

    2.4. Рекомендации родителям по общению с агрессивными детьми

    1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые не эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

    2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

    3. Широко используйте игротерапию. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, смотрите на его самочувствие. Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком.

    Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

    • обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма

    • уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества

    • улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения

    • освоить групповые правила поведения

    • наладить контакт между родителями и детьми

    • развить ловкость, координацию движений

    4.Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

    5. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

    Выводы по 2 главе

    Исходя из целей исследования вся опытно — экспериментальная работа состоит из трех частей, в которые включены наиболее оптимальные методы и методики диагностики и коррекции агрессивного поведения детей.

    Первый этап, – констатирующий эксперимент. В него вошли: метод наблюдения, проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста.

    Второй этап – коррекционная работа. Она состояла из разработки, и апробировали коррекционной программы для детей, проявляющих агрессивное поведение. Цель программы: научение детей системе управления своим агрессивным поведением; развитие способности понимать, осознавать и принимать детьми своего чувства гнева. Занятия состояли из игр, направленных на реализацию поставленных целей.

    Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли — Цветовой тест Люшера и анкетирование учителя. Эти методики позволили отметить некоторые результаты коррекционного воздействия. Дети стали доброжелательнее, спокойнее.

    Исходя из результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям агрессивных детей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Анализ психолого-педагогической литературы и проведенная экспериментальная работа позволили сделать общие выводы:

    Проблема агрессивности детей является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей.

    Исходя из актуальности проблемы, ее современности мы поставили перед собой цель:

    В процессе решения этой цели и конкретных задач, мы рассмотрели теоретико-методические основы нашего исследования, представили анализ, посвященный проблеме агрессивного поведения , провели экспериментальную работу по выявлению детей дошкольного возраста с агрессивным поведением,