Данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что 3% детей рождается с недостатком интеллекта, а 10% детей — с другими недостатками.
Одним из недостатков развития — является нарушение зрительной функции. Прослеживается тенденция к увеличению числа детей со зрительной патологией, диагнозы отягощаются, число детей-инвалидов увеличивается. А это означает существенное ограничение жизнедеятельности, возрастание социальной дезадаптации, которая обуславливается состоянием зрительных функций, приводящим к нарушениям в развитии, затруднениям в общении, обучении. Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включение их в систему коллективных отношений требует от педагога дополнительных мер, усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка.
Объектом данного исследования является социальная адаптация слепых и слабовидящих детей.
Предмет исследования — трудности социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Цель исследования: выявить основные трудности социальной адаптации детей со зрительной патологией. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить общие закономерности социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
2. Опираясь на основные положения о социальной адаптации, определить основные меры и способы социализации детей с нарушениями зрения.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Общее понятие социальной адаптации
Во многих исследованиях под адаптацией понимается приспособление к окружающим условиям. Соответственно сложной природе человека, адаптация имеет разные аспекты: биологический, психологический, социальный. Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называют социальной адаптацией. Социализация — усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Термин «социализация» имеет множество интерпретаций. Но при всем различии подходов, как правило, подчеркивается адаптационная функция социализации, которая позволяет людям реализовать свои возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами и обществом в целом, а также определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии. В этом процессе человек усваивает «опыт поколений», получает статусную позицию и ролевой набор.[6]
Особенности социальной адаптации подростков
... социальной адаптации старшеклассников выше, чем уровень социальной адаптации подростков. Практическая значимость: результаты исследования весьма актуальны в практике работы школьных психологических служб в работе с подростками ... за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации (4, С.440). Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных ...
В широком смысле понятие «социализация» включает в себя понятие социальной адаптации. Близость этих понятий, представляется важным, тем не менее, обуславливать их значение контекстом употребления, так как отождествление не во всех случаях методологически оправдано.
С позиций социоцентризма адаптация проявляется в следовании социальным нормам, а отклонение от них рассматривается как снижение социальной адаптации. Таким образом подчеркивается социальный аспект адаптации: человек живет в обществе, и обществу не безразлично, каким образом он удовлетворяет свои потребности. В соответствии с этим критерием, выделяют два типа адаптации: адекватную и неадекватную. Адекватная адаптация — это такой процесс, в ходе которого потребности удовлетворяются социально приемлемыми способами. Неадекватная адаптация — это процесс, который осуществляется с помощью социально не одобряемых, девиантных способов поведения.[10]
Источником социальной адаптации является сама личность, ее внутреннее стремление к развитию, а не только влияние внешних по отношению к ней условий. Любое общественное преобразование личность оценивает с точки зрения приобретений и потерь. Социальные перемены, способствующие реализации актуальных потребностей, принимает и поддерживает, препятствующие — отвергает. Если в общем виде адаптация представляет собой соответствие между актуализированными и удовлетворенными потребностями человека, то социальная адаптация — это социальный процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого осуществляется реализация актуальных потребностей личности в рамках институциональной среды.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности и социальной группы. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень ) со спецификой окружающей среды; целей, ценностей, ориентаций личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде.[6]
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Социальная адаптация в этом контексте может рассматриваться как показатель степени вовлеченности личности в этот процесс.
Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае изменения их социального окружения или своего статуса в нем.
Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.[5]
1.2 Факторы социальной адаптации
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.[31]
Социальная адаптация человека на рынке труда
... является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Из всех видов адаптации можно выделить психологическую, как основную при адаптации работников к новым условиям труда. В психологии адаптацию ...
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
- макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);
- по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);
- по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
— микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др.[13]
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи. Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).
Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
Школа как агент социализации личности
... школьного образования в процессе социализации личнгости. 1.1 Школа как фактор социализации Социализация Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: Учебное пособие. - М., 2004. - С.25 - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и ...
В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Без учета влияния макрофакторов социализации нельзя разработать научно обоснованную даже региональную программу социализации и воспитания подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной.[16]
Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной. Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации — это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.[21]
Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов — общечеловеческие; индивидуальные различия природных данных.
Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей. Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями
... адаптацию и интеграцию в общество.[26] Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и ...
Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением. Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.[9]
Глава 2. Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей
2.1 Социальная адаптация детей с нарушениями зрения
Ведущая идея советской тифлопедагогики — воспитание в коллективе — опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами нарушения зрения. Большая заслуга в том, что идея воспитания в коллективе стала ведущей идеей воспитательной системы советской специальной школы, принадлежит видным государственным деятелям и педагогам Н. К. Крупской и А. В. Луначарскому, которые в короткий исторический срок сумели привлечь к созданию новой специальной школы слепых таких тифлопедагогов, как А. Б. Бирилев, В. И. Гандер, А. М. Щербина, Б. И. Коваленко, а также известных ученых П. П. Блонского, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского и др.
Н. К. Крупская не только помогала, но и сама лично разрабатывала принципы и пути развития теории и практики воспитания в специальных школах. Она считала, что в специальной школе должны быть созданы условия для успешного преодоления дефекта в развитии каждого ребенка.
Советские тифлопедагоги показали, что трудности включения слепого в активную трудовую жизнь общества связаны не столько с недостатком зрительных восприятий, сколько с тем, что слепой с самого раннего детства выпадает из системы общения со сверстниками и становится «объектом» жалости окружающих. Теория и практика воспитания слепых подтвердили, что осуществление нормального хода развития ребенка с тяжелыми дефектами зрения возможно только в целесообразно организованной деятельности детского коллектива.[12]
Детский коллектив как фактор доразвития высших психических функций, по словам Л. С. Выготского, находится в руках педагога и дает ему возможность программировать личность и управлять ее развитием. На основе поведения и общения слепого ребенка с окружающими людьми, его социального опыта складываются определенные качества личности.
Человек с дефектом зрения, так же как и человек с нормальным зрением, — существо общественное. Он постоянно входит в общение с другими людьми, по-разному проявляет себя в общении и в различных видах деятельности.
Ребенку с дефектом зрения коллектив необходим как стимул индивидуального развития. Только коллектив поможет сформировать у ребенка такие качества личности, как преданность общественным интересам, непримиримость к эгоизму и иждивенчеству. Положительное влияние коллектива может проявиться в поддержке неуверенного ученика в делах и интересах, соответствующих его способностям, в корректировке с помощью товарищей каких-то особенностей личности, мешающих его успешному развитию, в осуждении общественным мнением его ошибок.[13]
От того, какую позицию займет ребенок с дефектом зрения в коллективе, во многом зависит формирование его личности. Однако активность слепого в общении не возникает спонтанно. Для этого необходима целая система педагогических воздействий. В ее основе лежит понимание трудностей, стоящих перед ребенком с тяжелыми нарушениями зрения. Эти трудности, как отмечали В. С. Мерлин, В. С. Сверлов, Б. И. Коваленко и др., выражаются в том, что слепой и слабовидящий уже с детства лишены самостоятельности в передвижении, в ориентировке, а это усложняет установление контактов с сестрами и братьями, которые исключают слепого из игр и общих занятий.
Социальная интеграция инвалидов с патологией слуха
... Социальная интеграция является своего рода итогом социальной работы, достигаемым вследствие реабилитации (медико-социальной, профессионально-трудовой, социально-бытовой, социально-психической, социально-правовой). Предлагаемая дипломная работа посвящена социальной интеграции инвалидов ... наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное ...
Отсюда возникают и особые задачи, которые призваны разрешить тифлопедагогика и практика воспитания слепых и слабовидящих: формирование способов ориентировки ребенка в малом и большом пространстве на основе сохранных анализаторов и обеспечение условий для организации общения его со сверстниками. Другая задача связана с тем, что слепые и слабовидящие живут и работают среди зрячих людей, и школа должна научить детей общаться, контактировать и сотрудничать не только с людьми, имеющими дефекты зрения, но и со зрячими людьми.[14] Известный тифлопедагог В. А. Гандер писал: «Слепой ребенок готовится к жизни среди зрячих. Он должен войти в среду зрячих как полноправный ее член, поэтому воспитание должно поставить себе целью подготовить его к жизни».[5]
Наиболее эффективную систему формирования личности в коллективе создал А. С. Макаренко. Он показал, что главный итог воспитания личности в коллективе — ее общественная направленность, он раскрыл признаки коллектива, этапы и перспективы его развития.
Интересны и важны для тифлопедагогики положения А. С. Макаренко о межколлективных связях. Он указывал на опасность замыкания первичного коллектива в кругу узких интересов данной группы детей. Важно, чтобы первичный коллектив был связан с другими коллективами, с общешкольным коллективом, осуществляющим связь со всем обществом. Для ребенка с дефектом зрения особенно важно, чтобы он испытывал воздействие разнообразных первичных коллективов, в том числе и коллективов зрячих детей, в каждом из которых он имел бы возможность занимать ту или другую позицию, проявляя свои способности (в одном он ученик, в другом октябренок, пионер, комсомолец, в третьем спортсмен, член хорового, танцевального или другого кружка и т. д.).
Деятельность ребенка в различных коллективах дает ему возможность более широкого общения, возможность включаться в систему многообразных связей, отношений, полнее воспринять социальный опыт. Эти связи, особенно в школе-интернате, создают основу для общего благоприятного эмоционального климата в коллективе, для организации общения между старшими и младшими воспитанниками, между ровесниками, общения со взрослыми, учителями и воспитателями, работающими в других классах[11].
В современной тифлопсихологии сложились предпосылки для обоснования нового научного направления: психологии социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, предметную область которого составляют проблемы толерантного взаимодействия, оптимизации процессов полноценной социальной интеграции и самореализации незрячих и слабовидящих людей; важной практической задачей направления является разработка способов социально-психологической поддержки и оптимизации адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Проблемы адаптации людей с глубокими нарушениями зрения в тифлопсихологии преимущественно рассматриваются в контексте теории компенсации и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В то же время в тифлологии теоретико-методологическими основаниями при раскрытии общих и специфических проблем адаптации инвалидов по зрению являются основные концептуальные положения и теоретические подходы, сложившиеся при изучении феномена адаптации в разных областях психологических. В исследованиях, посвященных проблеме адаптации, представлены различные подходы: гомеостатический, в русле которого адаптация рассматривается как свойство живой саморегулирующейся системы, обеспечивающее устойчивость к условиям внешней среды, и как процесс достижения равновесия организма с внутренней и внешней средой, а также как динамическое состояние, проявляющееся в устойчивом уровне активности и взаимосвязи функциональных систем, наступившее в результате приспособления; комплексный, в рамках которого акцент делается на понимание адаптации не только как процесса приспособления, но и как результата взаимодействия в системе «человек-среда» — преобразования среды и самого себя, и системно-структурный подход, в котором подчеркивается иерархическое строение процесса адаптации, в котором выделяются взаимосвязанные между собой низшие и высшие уровни адаптации[6].
Медико-социальные проблемы детей инвалидов, их социальная защита
... Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Права инвалидов и интеграция в общество Инвалидность -- не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, ...
Личностный подход позволяет рассматривать адаптацию в различных условиях существования прежде всего как актуализацию внутренних ресурсов личности во взаимодействии с окружающим миром и самим собой . Проблемы адаптации инвалидов по зрению в тифлопсихологии в основном рассматриваются с позиций гомеостатического и комплексного подходов. Наличие глубокой зрительной патологии — врожденной или приобретенной — как и любого другого дефекта, может приводить к нарушению равновесия и взаимодействия человека с предметной и социальной средой и обусловливать нарушения на всех уровнях функционирования человеческой психики — психофизиологическом, психологическом, личностном, социально-психологическом.
Изучение личностных аспектов социальной адаптации слепых и слабовидящих показывает необходимость использования интегративного подхода, включающего в себя рассмотрение адаптирующейся личности на основании синтеза различных областей человекознания: психофизиологии, общей и коррекционной психологии, социологии, философии, социальной психологии и других наук. Данный подход предполагает, что личность в ходе адаптации выступает как активный субъект этого процесса. Интегративный подход к изучению социальной адаптации инвалидов по зрению является наиболее перспективным в русле нашего исследования. Адаптация слепых и слабовидящих в соответствии с идеями интегративного подхода, понимается нами как процесс восстановления равновесия человека с предметной и социальной средой, приспособление к деятельности, общению, себе самому, жизни в целом, проявление личностной активности в условиях, обусловленных наличием глубоких нарушений зрения. В результате процесса адаптации образуется новая, более сложная система (взаимодействия личности с окружающей предметной и социальной средой), которая приобретает новые качества. Адаптированность личности инвалидов по зрению обусловливает процесс их социальной интеграции[10].
Социальная интеграция включает в себя социальную адаптацию, под которой подразумевается процесс приспособления инвалида к социальной среде (социальная адаптация инвалидов с приобретенным дефектом включает в себя приспособление к жизни в новых условиях, отличных от условий жизни до приобретения дефекта; социальная адаптация инвалидов с врожденным дефектом включает в себя приспособление к жизни в обществе людей, не имеющих дефекта).
Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания ...
... инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов ... неудачный процесс социализации; ь ... социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, ...
К критериям социальной интегрированности относятся учебная деятельность, трудовая занятость, общественная активность, досуговая деятельность, удовлетворенность материальным положением, наличие или отсутствие трудностей во взаимодействии с людьми, наличие собственной семьи, ощущение себя полноценным членом общества, удовлетворенность жизнью в целом, социально-психологическая адаптированность. К критериям социально-психологической адаптированности относятся — доминирующий эмоциональный фон, уровень пространственной, хозяйственно-бытовой, межличностной адаптации, аутоадаптации.[10]
В фундаментальных классических и современных научных исследованиях представлен всесторонний анализ интеграции как социокультурного феномена, заложены методологические предпосылки к изучению процесса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов по зрению. Если за рубежом изучение социальной интеграции людей с ограниченными возможностями имеют достаточно длительную историю — Aйшервуд М.,1991; Abbring I., Meijer C.,1994; Berrigan C., Taylor D.,1997; Bishop V.,1986; Booth T., Potts P.,1983; Haan A. ,1998; Hegarty S., Pocklingtion K., Lucas D.,1981; Scheel K.,1986; Tillman M.H., Williams C., 1968; Winser M.A.,1993, то в нашей стране данная проблематика только в последние десятилетия начинает привлекать пристальное внимание исследователей Агеева Н.В., 2006; Герасименко О.А., Дименштейн Р.П.,2001; Гудонис В., 1993; Егорова Т.В., 2002; Зайцев Д.В., 2003; Зотова А.М., 1997; Кантор В.З., 2005; Малофеев Н.Н., 1997; Хворостьянова Н.И., 1999; Шипицына Л.М., 2002; Элланский Ю.Г., Пешков С.П.,1995; Ярская В.Н.,1997; Ярская-Смирнова Е.Р., 2002.[8] В современной коррекционной педагогике и психологии интеграция рассматривается как конечная цель деятельности специальных коррекционно-образовательных учреждений, обучения и воспитания детей, имеющих психофизические нарушения. В то же время, интеграция — это процесс и результат включения людей с ограниченными возможностями в социум посредством разнообразных социальных и образовательных практик, которые не являются феноменом только последних десятилетий, а органично вплетены в процесс эволюции человеческого общества. Несмотря на значительное количество исследований по проблеме социальной интеграции инвалидов по зрению недостаточно разработанным остается вопрос о показателях успешной интеграции в общество инвалидов по зрению.
Проведенный теоретический анализ позволил предложить комплексные критерии социальной интегрированности и разработать структурно-функциональную модель интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения. Основой социальной интеграции выступает диалогическое взаимодействие инвалидов по зрению и общества, включение незрячих и слабовидящих в различные аспекты социальной жизни на равных правах. Интеграция как диалог складывается из двух «встречных» процессов: социальная адаптация инвалидов как личностная активность по достижению гармоничного взаимодействия с социальной средой и толерантность общества как принятие равных прав и возможностей инвалидов. Значимыми объективными критериями интегрированности являются: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие. Социальная адаптированность выражается в уровневых характеристиках приспособления инвалидов по зрению к социальной и бытовой среде, к межличностным отношениям, к себе самому. Включенность в социокультурную среду определяется объективными проявлениями социальной активности, доступности информации, проведения досуга. Социальное благополучие представляет собой интегральную характеристику качества жизни человека в обществе, выражающуюся в достижении позитивного социального статуса и выражается в таких показателях, как общее состояние здоровья, наличие работы, образования, успешных деловых, дружеских и семейных отношений, возможности продуктивного, активного проведения досуга. В качестве основных субъективных критериев интегрированности выступают: самооценка адаптированности, самооценка личностной и социальной активности, направленной на включение в общество, удовлетворенность уровнем интеграции (социальным взаимодействием, качеством жизни, деятельностью).
Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями ...
... понятие "социальная адаптация молодых людей с ОВЗ" посредством анализа содержания категорий: социальная адаптация, лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), реабилитация. Выявить личностные особенности, затрудняющие процесс социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Определить специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в ...
Интеграция инвалидов по зрению в общество определяется совокупностью внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. Объективными факторами, внешними по отношению к отдельному индивиду являются социальные факторы — социальная политика, толерантность общества. Каждый фактор определяет функции, обеспечивающие определенные аспекты процесса интеграции.
Социальная политика как деятельность органов государственной власти и управления по регуляции и гармонизации отношений инвалидов и общества, достижению баланса интересов инвалидов как социальных групп, повышению качества жизни, выполняет интенциональную функцию (ИФ) — определяет перспективы и стратегии интеграции, направляет деятельность различных социальных институтов, координирует усилия различных организаций, разрабатывает законодательную базу, систему социальных мер по включению инвалидов в общественную жизнь, формирует жизненную безбарьерную среду.
Толерантность общества как система социальных установок на равноправное взаимодействие с инвалидами по зрению, реализует в процессе интеграции инклюзивную функцию (ИнФ) — обеспечивает благоприятную социальную среду, включение (инклюзию) инвалидов по зрению во взаимодействие с обществом зрячих людей.
Социальные факторы обеспечивают включение инвалидов в социальную среду, создание условий для их равноправного взаимодействия со зрячими, равные гражданские права и возможности. Социальные факторы интеграции влияют на ее психологические составляющие, но непосредственно выступают предметом исследования других наук: социологии, юриспруденции, теории социальной работы и т.д. В связи с этим в данной работе мы рассматриваем данные факторы на теоретическом уровне исследования для того, чтобы выделить значение психологических факторов включения инвалидов в общество.
Субъективными, внутренними факторами социальной интеграции являются личностные факторы, определяющие готовность отдельных членов общества (как инвалидов по зрению, так и зрячих людей) к интеграции, признанию равных возможностей, партнерскому диалогическому взаимодействию.
На основе анализа и систематизации основных подходов к адаптации и интеграции, рассмотрения феноменов личностного адаптационного и интеграционного потенциала, нами были определены новые для коррекционной психологии понятия, отражающие личностные факторы интеграции: адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению и личностный потенциал толерантности зрячих людей. Адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению выполняет в интеграции самореализационную функцию (СФ), то есть, обеспечивает внутреннюю готовность инвалидов по зрению к партнерскому взаимодействию, стремление к самораскрытию, развитию способностей и личностному росту в процессе включения в общество на равных правах. Личностный потенциал толерантности зрячих выполняет фасилитационную функцию (ФФ) в процессе интеграции. Фасилитация понимается в данном случае как облегчение усилий, благоприятное воздействие, поддержка, повышение эффективности деятельности и взаимодействия инвалидов по зрению.
Данные понятия подлежат операционализации и могут быть представлены в виде совокупности диагностируемых и измеряемых показателей, которые выявлены в эмпирическом исследовании.[6]
Адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению — это интегральное личностное образование, представляющее собой систему разноуровневых индивидуально-типологических и личностных характеристик, опосредующих субъектную активность незрячих и слабовидящих людей в процессах включения в различные социальные группы и общество в целом, общения, выполнения социально-значимых видов деятельности. Структурная модель адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению включает в себя четыре базовые составляющие, взаимосвязанные между собой: коммуникативные свойства и установки, ценностно-смысловые характеристики, обеспечивающие сознательную активность личности, неосознаваемые механизмы личностной активности (Эго-защиты, неосознаваемые компоненты жизненного опыта), биосоциальные характеристики и аномальные факторы (индивидуально-типологические свойства, пол, возраст, степень зрительного нарушения, время утраты/снижения зрения, длительность жизнедеятельности в условиях зрительной депривации).
Личностный потенциал толерантности зрячих людей представляет собой, по сути, «интеграционный потенциал социального большинства». Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. Он определяет готовность людей к принятию других культур и образов жизни, к партнерскому равноправному общению. Коммуникативная толерантность выступает ядром личностного потенциала толерантности зрячих людей в общении с незрячими. Структурная модель личностного потенциала толерантности людей с нормальным зрением к инвалидам по зрению включает в себя три основных компонента: толерантное сознание, толерантная личность, установки толерантного взаимодействия.
В центре внимания данного исследования находятся личностные факторы, опосредующие адаптацию и включение в общество инвалидов по зрению, поскольку психология социальной интеграции и адаптации инвалидов, в первую очередь, предполагает выявление личностных и индивидуально-типологических характеристик, отношений, установок и ценностей зрячих и незрячих людей, опосредующих их готовность к равноправному взаимодействию. Анализ междисциплинарных исследований позволил выделить основные положения базовых методологических парадигм изучения социально-психологических и личностных факторов интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями, практической социальной и психологической работы с инвалидами.
Первую парадигму, наиболее традиционную для психологической науки и практики, можно обозначить как «нормоцентрическую», или естественнонаучную. В данной парадигме инвалидность понимается как дефект, нарушение, негативное состояние организма, влекущее за собой дисбаланс в отношениях с людьми, с самим собой, невозможность выполнять необходимые для члена общества виды деятельности (труд, бытовое самообслуживание, обучение, общение и т.п.).
Отношение общества к людям с ограниченными физическими возможностями, в том числе и к незрячим, в данной парадигме выражается в основном в сегрегации и исключении — эксклюзии. Интеграция инвалидов в общество приравнивается к адаптации, определяемой как приспособление инвалида к социуму, достижение равновесия между индивидом и средой, заключающееся в способности инвалида к самообслуживанию, специальному обучению, посильной трудовой деятельности в особых условиях. Интеграция осуществляется в основном посредством социальной политики как обеспечения комфортного уровня жизнедеятельности через систему пособий и льгот, а основным инструментом интеграции служат ассистивные технологии — средства, дающие возможность инвалидам приблизиться к социальной норме. Подлинная интеграция в обществе при таком подходе невозможна — инвалид не может признаваться большинством людей как равный, занять достойное место в социуме.
Вторая теоретико-методологическая парадигма социальной интеграции инвалидов-гуманистическая, или личностно-ориентированная. В психологической науке рассматриваемой модели интеграции инвалидов соответствуют идеи экзистенциально-гуманистического подхода. В соответствии с концепциями К. Роджерса [1994], А. Маслоу [1999], В. Франкла [1995] и др., включенность человека в общество определяется, в первую очередь, возможностью саморазвития и самореализации на основе партнерских отношений с людьми, принятия различий в образах жизни, установления доверительных контактов, переживания человеком осмысленности своей жизни, которое складывается в диалоге с окружающими миром, другими людьми, обществом в целом. В то же время, направленность на других людей, социально-полезную деятельность — необходимое условие интеграции человека в социум и удовлетворенности собственной жизнью. В коррекционной психологии гуманистические принципы заложены в России еще в начале 20 века Л.С.Выготским, который определял отклонения в развитии как особый способ развития, не тождественный болезни. Инвалидность в гуманистическом понимании рассматривается как один из признаков, отличающих людей (таких, как, к примеру, пол, возраст, тип конституции и т.п.), признается одним из нормальных вариантов развития человека. Интеграция инвалидов в общество связывается, прежде всего, с устранением социальных барьеров, мешающих инвалиду получить достойный социальный статус, иметь оптимальное качество жизни. Основная стратегия интеграции — это стратегия инклюзии, при которой люди с ограниченными возможностями рассматриваются как активные и трудоспособные граждане. Важным является и изменение самосознания людей с ограниченными возможностями, переход от пассивности, установок на неполноценность и иждивенчество к активной жизненной позиции.
Рассмотренные парадигмы — нормоцентристская и гуманистическая — не являются взаимоисключающими, и могут быть приняты обществом на основе дополнительности, взаимообогащения[10].
Результаты изучения роли защитных механизмов в процессе социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению показали, что существуют общие и специфические тенденции в их проявлении у зрячих и незрячих людей. Наиболее часто инвалиды по зрению и нормально видящие используют механизмы проекции, отрицания и рационализации. Это косвенно может свидетельствовать о негативных переживаниях, связанных с проблемами в адаптации, не зависящих от наличия или отсутствия зрительной патологии. адаптация нарушение зрение сопровождение
В то же время, выявлена специфика преимущественного использования определенных защитных механизмов, обусловленная наличием зрительной патологии. Менее часто инвалиды по зрению прибегают к регрессии и к замещению; чаще используют компенсацию. Результаты анализа характеристик психологической автобиографии подтверждают частое использование защитных механизмов инвалидами по зрению. Они в целом позитивно оценивают собственный жизненный путь, однако более центрированы на прожитой части жизни. Это может выступать неосознаваемым личностно-смысловым барьером в определении жизненных целей и перспектив.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что механизмы психологической защиты проявляются в реагировании на жизненные события и ситуации как у адаптированных, так и у дезадаптированных инвалидов по зрению. Инвалиды по зрению с более высоким уровнем адаптированности, чаще используют такой механизм защиты, как «отрицание»; инвалидам, обладающим выраженными тенденциями к дезадаптации, свойственно использование гиперкомпенсации[8].
Для выявления базовых причин, лежащих в основе связей характеристик социально-психологической адаптации с осознаваемой и неосознаваемой активностью личности инвалидов по зрению и определения личностных ресурсов адаптации в условиях глубоких нарушений зрения, нами был применен факторный анализ показателей ценностно-смысловой сферы и неосознаваемых механизмов психической активности. Результаты факторного анализа позволяют выделить три психологических компонента социальной адаптации данной категории инвалидов по зрению: саморегуляторный (общей осознаваемой личностной активности); когнитивные защитные механизмы; аффективно-эмоциональные защитные механизмы. Таким образом, защитные механизмы выполняют амбивалентную роль в процессе социально-психологической адаптации инвалидов по зрению. Позитивный смысл защитных механизмов в адаптации заключается в том, что в ряде случаев они являются средством приспособления человека к чрезмерным нагрузкам, требованиям реальности, сохранения или восстановления душевого равновесия в условиях зрительной депривации. В то же время, частое их использование может приводить к искажению картины мира, стремлению к внутреннему равновесию и отказу от адекватного решения жизненных проблем, самореализации личности.
Анализ и обобщение эмпирических результатов позволили выявить три основных типа внутренних противоречий между адаптацией и включением в общество, проявляющихся у инвалидов по зрению. Каждый тип характеризуется выраженностью определенных личностных характеристик инвалидов по зрению — внутренних барьеров адаптации и интеграции.
Первый тип, Второй тип, Третий тип
На основе всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:
1. Социальная адаптация слепых и слабовидящих есть процесс восстановления равновесия человека с предметной и социальной средой, приспособление к социальному взаимодействию, деятельности, общению, себе самому, жизни в целом в условиях, обусловленных наличием глубоких нарушений зрения; социальная адаптированность опосредует успешность интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения.
2. Социальная интеграция людей с глубокими нарушениями зрения представляет собой процесс и результат включения в общество на основе предоставления равных прав и реальных возможностей участия во всех видах и формах социокультурной жизни (образование, досуг, трудовая, общественно-политическая деятельность и др.) совместно с другими членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.
3. Базовыми критериями социальной интегрированности инвалидов по зрению выступают уровневые характеристики ее основных структурных составляющих: объективными критериями интегрированности выступают: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие; субъективными критериями интегрированности являются: самооценка адаптированности, самооценка личностной и социальной активности, направленной на включение в общество, удовлетворенность уровнем интеграции (социальным взаимодействием, качеством жизни, деятельностью).
4. Интеграция инвалидов в общество определяется совокупностью внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, выполняющих определенную ведущую функцию, роль в процессе ее осуществления:
- объективными, внешними по отношению к отдельному индивиду являются социальные факторы — социальная политика, выполняющая интенциональную функцию в интеграции, толерантность общества, реализующая инклюзивную функцию;
— внутренними, субъективными личностными факторами интеграции выступают системы личностных характеристик, опосредующих готовность к интеграции всех субъектов взаимодействия: адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению, который выполняет самореализационную функцию, и личностный потенциал толерантности зрячих людей, осуществляющий фасилитационную функцию в процессе интеграции.
5. Структура личностного потенциала толерантности нормально видящих людей к незрячим и слабовидящим включает в себя три основных составляющих: толерантное сознание, толерантная личность, толерантное поведение и взаимодействие, опосредованные гендерными особенностями и наличием опыта взаимодействия с незрячими:
- основой толерантного сознания выступают адекватные реалистичные представления о незрячем человеке как о полноценной социально активной личности;
- толерантное взаимодействие проявляется в способности к принятию индивидуальности окружающих людей, их права на самовыражение и вариативность способов жизни, безоценочности в восприятии личности другого, способности к децентрации, гибкости и адаптивности в общении, умении прощать промахи и ошибки партнера по общению, понимании многообразия позитивных и негативных состояний и переживаний людей, способности оказать помощь и поддержку в сложных жизненных ситуациях;
— личностная опосредованность толерантности представлена на всех уровнях ее структурной организации — доминирующие эмоциональные состояния, личностные черты, социально-психологические характеристики, особенности самосознания, ценностно-смысловой сферы личности, осмысления и переживания жизненного опыта, неосознаваемые механизмы личностной активности.
6. Личностными ресурсами толерантности выступают: высокая коммуникативная толерантность, связанная с эмоциональной стабильностью, оптимизмом и удовлетворенностью жизнью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, самопринятием, целостностью субъективной временной перспективы; коммуникативно-диалогическая направленность в общении, гуманистическое отношение к людям, стремление к сотрудничеству, эмпатия, стремление к интимно-личностному доверительному общению.
7. Личностными барьерами толерантности являются:
- интолерантность, связанная с такими характеристиками, как упрощенный искаженный образ незрячего человека, негативный психоэмоциональный фон, низкая коммуникабельность, консерватизм, эгоцентризм, авторитарная направленность в общении, склонность к компромиссам, дисгармоничность Я-концепции, неудовлетворенность жизнью, избегание негативных переживаний, примитивные защитные механизмы;
- формальная толерантность, опосредованная такими личностными характеристиками, как индифферентная коммуникативная направленность, установка на избегание конфликтов, преобладание психологических защит по типу отрицания, вытеснения;
- демонстративная толерантность, предполагающая конформизм, альтроцентризм, манипулятивную направленность в общении.
8. Основными составляющими структуры адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению выступают: коммуникативные свойства и установки, обеспечивающие установление контактов с другими людьми; ценностно-смысловые характеристики, определяющие направленность осознаваемой активности личности; Эго-защиты и особенности психологической автобиографии, отражающие неосознаваемые механизмы личностной активности; биосоциальные характеристики и аномальные факторы (индивидуально-типологические свойства, пол, возраст, степень зрительного нарушения, время утраты зрения, стаж слепоты / слабовидения).
9. Выявлен характер влияния биосоциальных характеристик и аномальных факторов на социальную адаптацию и включение в общество инвалидов по зрению:
- влияние семейного статуса на характер социально-психологической адаптации и интеграции связано со снижением навыков общения у одиноких инвалидов по зрению, преобладанием негативного агрессивно-враждебного эмоционального фона, что осложняет построение взаимоотношений в социально-значимом окружении, побуждает конфликт личностных смыслов взаимодействия и совместной деятельности;
- возрастная специфика социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению связана с более высоким образовательным уровнем людей зрелого возраста, наличием семьи, обеспечивающей интенсивность и богатство общения, стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами;
- молодым людям свойственны проблемы в общении, снижение тонуса, чувство вины, следствием чего является наличие проблем адаптации к взаимодействию с окружающими;
- половая специфика социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению связана с более выраженной способностью женщин к гибкому эмоциональному реагированию на внутренние и внешние аспекты жизнедеятельности, их меньшей подверженностью внутриличностным конфликтам и менее выраженным стремлением к общению в связи с опасением потерпеть неудачу;
- мужчины в большей степени социально фрустрированы, но менее склонны к уходу от решения проблем, что способствует их личностной адаптивности;
- они проявляют более выраженную коммуникативную активность, но в конфликтных ситуациях ригидны, проявляют конформизм либо доминирование;
- степень тяжести зрительной патологии в большей степени воздействует на психоэмоциональное состояние и коммуникативную сферу инвалидов по зрению: у слепых респондентов усиливается интенсивность негативных эмоций, переживание чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха, что обусловливает проблемы в социально-психологической адаптации и интеграции;
- слабовидящие обладают более выраженной авторитарностью и позитивным отношением к прошлому;
- время утраты зрения и длительность жизни в условиях зрительной патологии формирует противоречивый характер социально-психологической адаптации и интеграции: у слепорожденных инвалидов по зрению более выражены эмоциональный дискомфорт, проблемы в сфере интимно-личностных отношений и низкая оценка отношений с коллегами по работе, которая сочетаются со сниженным стремлением к самосовершенствованию;
- индивидуально-психологическими факторами, опосредующими процесс социально-психологической адаптации и интеграции слепорожденных инвалидов по зрению, выступают эмоциональность и педантичный тип акцентуации характера;
- у людей с большей длительностью жизни в условиях зрительной патологии более выражены негативное отношение к себе, напряженность в межличностных контактах с близкими людьми, что осложняет процесс их социальной адаптации;