Изменение адаптационного потенциала под действием однократной статической нагрузки у юношей и девушек 20-21 годов

Введение, Актуальность

Тренеру, спортивным врачам и спортивным физиологам приходится заниматься такими вопросами, как рациональный выбор и дозировка физических нагрузок в зависимости от здоровья и функционального состояния, диагностикой физической работоспособности и толерантности нагрузки, контролем адаптации к физическим нагрузкам, причём, не только здоровых спортсменов, но и тех, кто приступил к тренировкам после перенесённых травм и заболеваний, а также предупреждением и диагностикой предпатологических и патологических состояний при неадекватной нагрузке, контролем за лицами с отклонениями в состоянии здоровья, физической реабилитацией. В основе механизма действия физических упражнений любого вида на организм лежит взаимоотношение силы раздражителя (объём и интенсивность нагрузки) и состояния организма (здоровье, функциональные возможности, физическая подготовленность, индивидуальные особенности реагирования), что и определяет эффективность физической тренировки (Журавлёва А.И., Граевская Н.Д, 1993).

Всё это и послужило поводом для проведения исследований и изучения адаптационного потенциала у занимающихся спортом юношей и девушек и у тех, кто спортом не занимается.

Рабочая гипотеза: предполагается, что уровень адаптационного потенциал у юношей и девушек, занимающихся спортом, выше, чем у юношей и девушек, не занимающихся спортом.

Объект исследования –, Предмет исследования, Глава 1. Обзор литературы

1.1 Основные положения теории адаптации Селье-Меерсона

Под влиянием занятий спортом и в мышечной, и в костной, и в сердечнососудистой системах происходят прогрессивные морфологические изменения, которые обеспечивают приспособляемость организма спортсмена к высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам. Любые изменения в одном органе или группе органов, возникшие под влиянием занятий спортом, влекут за собой согласованную морфологическую перестройку во всех других органах и системах организма. Эта взаимообусловленность морфологических изменений в организме спортсмена отражает сущность биологического приспособления его к физическим нагрузкам.

адаптация»

а) фенотипические приспособления (индивидуальная адаптация), когда адаптационный акт осуществляется в течение жизни индивидуума под влиянием изменившихся факторов среды;

б) генотипические приспособления (видовая адаптация), являющиеся врождёнными и отражающие видовую приспособленность.

33 стр., 16183 слов

Воспитание девушек

... об истории обучения и воспитания девочек в России. А так же различие особенностей мальчиков и девочек. Объектом изучения моей курсовой являются девушки. Предметом изучения является воспитания девушек. Задачи: 1. изучение литературы; ... Ей должны в первую очередь заниматься родители и школа. Но загруженность школы настолько велика, что эта проблема отодвинута на второй план. В настоящее время ...

Большинство работ медицинского профиля посвящено изучению фенотипической адаптации и её морфологическому проявлению на различных уровнях организации человеческого организма. В этом плане рассматривается адаптация организма к гипоксии, к физическим нагрузкам, к воздействию климатических условий и т.п.

При рассмотрении адаптации необходимо отметить два важных фактора:

Всякая адаптация возникает под влиянием раздражения в течение некоторого периода времени: от нескольких минут до многих поколений. В качестве примеров можно привести соответственно адаптацию органов чувств и генетические сдвиги в организме.

Адаптация характеризуется адекватностью сдвигов в организме изменениям внешней среды. Значение вклада отечественных учёных в изучение адаптации трудно переоценить. Об этом свидетельствуют основополагающие работы школ А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, И.П. Павлова, П.К. Анохина. П.К. Анохин (1962) отмечает, что адаптивные реакции играют роль своеобразного буфера, призванного смягчить эффект воздействия внешней среды и предотвратить сдвиги в течении жизненно важных процессов.

Несмотря на то, что взгляды исследователей на основное содержание понятия «адаптация» ещё не в полной мере согласованы, всё же можно очертить круг основных явлений, которые попадают под это понятие. Под адаптацией понимаются те приспособительные изменения в организме, которые отражают расширение его функциональных возможностей, увеличение работоспособности, повышение сопротивляемости внешним воздействиям.

Важнейшим фактором адаптации является автоматизм работы систем организма. Сюда относится обеспечение актов внешнего дыхания и деятельности сердечно-сосудистой системы. Каждому органу, каждой функциональной системе присущи собственные ритмы и диапазоны приспособляемости.

тотальный

Срочная адаптация по Ф. З. Меерсону (1981) – это по сути экстренное функциональное приспособление организма к совершаемой этим организмом работе. Долговременная адаптация по Ф. З. Меерсону (1981) и В. Н. Платонову (1988, 1997) – структурные перестройки в организме, происходящие вследствие накопления в организме эффектов многократно повторенной срочной адаптации,так называемый “кумулятивный эффект”.

В процессе долговременной адаптации по Ф. З. Меерсону (1981) растет масса и увеличивается мощность внутриклеточных систем транспорта кислорода, питательных и биологически активных веществ, завершается формирование доминирующих функциональных систем, наблюдаются специфические морфологические изменения во всех органах, ответственных за адаптацию. В целом представление о процессе адаптации Ф. З. Меерсона (1981) и его последователей укладывается в концепцию, согласно которой вследствие многократного повторения “стрессовых” воздействий на организм столь же многократно запускаются механизмы “срочной” адаптации, оставляющие “следы”, которые уже инициируют запуск процессов долговременной адаптации. В дальнейшем происходит чередование циклов “адаптация” — “деадаптация” — “реадаптация”. При этом “адаптация” характеризуется увеличением мощности (функциональной и структурной) физиологических систем организма с неизбежной гипертрофией рабочих органов и тканей. В свою очередь “деадаптация” — потеря органами и тканями свойств, приобретенных ими в процессе долговременной адаптации, а “реадаптация” — повторная адаптация организма к неким действующим факторам (в спорте – к “физическим нагрузкам”).

8 стр., 3695 слов

Механизмы адаптации организма

... стресс как одна из адаптационных реакций организма на чрезмерные воздействия (в ее классическом понимании) не играет какой-то значительной роли в механизмах развития адаптации организма спортсмена к тренировочным ... их отростки), которая управляет деятельностью скелетных мышц (тела) и органов чувств. Эта часть нервной системы в большой степени контролируется нашим сознанием. То есть мы способны ...

В срочных адаптационных реакциях можно выделить три стадии:

Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это проявляется в резком увеличении частоты сердечных сокращений (ЧСС), вентиляции легких, потребления О2, накопления лактата в крови и т. д.

Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

Переход в третью стадию характеризуется нарушением баланса между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и деятельность внутренних органов, исчерпанием углеводных ресурсов организма и др. Слишком частое предъявление организму спортсмена требований, связанных с переходом в третью стадию срочной адаптации, может неблагоприятно сказаться на темпах формирования долговременной адаптации, а также привести к отрицательным изменениям в состоянии различных органов.

Формирование долговременной адаптации проходит четыре стадии:

Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.

Во второй стадии, на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок, интенсивно протекают структурные и функциональные преобразования в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии происходит необходимая гипертрофия органов, отмечается слаженность функционирования различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность системы в новых условиях.

Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, в стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов.

-Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении, недостаточном отдыхе. Она характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы и выражается чаще всего в нарушении процесса обновления структур, гибели отдельных клеток и замещении их соединительной тканью, что в конечном счете приводит к более или менее выраженной функциональной недостаточности.

1.2 Адаптационные изменения

Сердечно-сосудистая система

Сердце, адаптированное к физической нагрузке, обладает высокой сократительной способностью. Но оно сохраняет высокую способность к расслаблению в диастоле при высокой частоте сокращений, что обусловлено улучшением процессов регуляции обмена в миокарде и соответствующим увеличением его массы (гипертрофией сердца).

Гипертрофия — нормальный морфологический феномен усиленной сократительной деятельности (гиперфункции) сердца. Если плотность капиллярного русла на единицу массы сердца при этом повышается или сохраняется на уровне, свойственном нормальному миокарду, гипертрофия происходит в обычных физиологических рамках. Сердечная мышца не испытывает недостатка в кислороде при напряженной работе. Более того, функциональная нагрузка на единицу сердечной массы падает. Следовательно, и тяжелая физическая нагрузка будет переноситься сердцем с меньшим функциональным напряжением.

70 стр., 34606 слов

Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации школьников

... школу. Провести диагностику по социальной адаптации младших подростков и выявить причины дезадаптации. Разработать комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности в адаптации, в соответствии с ... периоде их школьной жизни. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в ...

Истощение источников энергии при напряженных нагрузках стимулирует синтез белковых структур клеточных элементов: как сократительных, так и энергетических. Если истощение источников энергии превышает физиологические нормы, может наступить перенапряжение, срыв адаптации. В нормально развитом сердце на 1 мм 3 мышечной массы в покое раскрыты 2300 капилляров. При мышечной работе раскрываются дополнительно около 2000 капилляров. Долговременная адаптация обеспечивается усилением биосинтетических процессов в сердечной мышце и увеличением ее массы. При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Масса сердца увеличивается в пределах 20-40%. Капиллярная сеть растет пропорционально увеличивающейся массе. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно.

Морфологические перестройки сердца проявляются в увеличении как мышечной массы, так и клеточных энергетических машин — митохондрий. Увеличивается также масса мембранных систем. Иначе говоря, чувствительность сердца к симпатическим влияниям, усиливающим его функции, при мышечной работе повышается. Одновременно совершенствуются и механизмы экономизации: в покое и при малоинтенсивной нагрузке сердце работает с низкими энергозатратами и наиболее рациональным соотношением фаз сокращения.

Если сократительная масса сердца увеличивается на 20-40% , то функциональная нагрузка на единицу массы уменьшается на соответствующую величину. Это один из наиболее надежных и эффективных механизмов сохранения потенциальных ресурсов сердца.

Спортсмены, имеющие физиологически гипертрофированное сердце, хорошо адаптируются к физическим нагрузкам умеренной мощности. Восстановительные процессы отличаются высокой скоростью. Полезная производительность сердца возрастает по сравнению с нетренированным примерно в два раза. Между тем нагрузка на единицу массы тренированного сердца при максимальной работе возрастает до 25%. Иначе говоря, перегрузка такого сердца практически исключается даже при весьма напряженной мышечной работе, характерной для современного спорта.

Увеличение ЧСС и сократительной способности сердца — естественные адаптивные реакции на нагрузку. Не случайно ЧСС сохраняет свою значимость как показатель адаптации сердца при использовании любых, самых современных функциональных проб с физической нагрузкой. Мышечная работа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. Поэтому увеличение минутного объема кровотока при работе — один из наиболее надежных механизмов срочной адаптации к динамической нагрузке. В нетренированном сердце взрослого человека резервы повышения ударного объема крови исчерпываются уже при ЧСС 120-130 уд /мин. Дальнейший рост минутного объема происходит только за счет ЧСС. По мере роста тренированности расширяется диапазон ЧСС, в пределах которого ударный объем крови продолжает увеличиваться. У высокотренированных спортсменов и детей он продолжает нарастать и при ЧСС 150-160 уд /мин.

38 стр., 18854 слов

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения, ...

... с дизартрией при ДЦП по формированию произносительной стороны речи. 4. Проанализировать полученные результаты. В данной работе были ... коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка ... Структура исследования: Объем дипломного исследования составляет 67 страниц. Всего проанализировано 62 работы. Речевая функция играет ...

В самой сердечной мышце срочные адаптацтонные изменения проявляются в мобилизации энергетических ресурсов. Первичными субстратами окисления в сердечной мышце служат жирные кислоты, глюкоза, в меньшей степени — аминокислоты. Энергия их окисления аккумулируется митохондриями в виде АТФ, а затем транспортируется к сократительным элементам сердца.

При повышении ударного объема крови сокращения сердца учащаются. Происходит это вследствие более эффективного использования энергии АТФ. Повышение сократительной способности сердца сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы (Я. М. Коц, 1983).

Система дыхания

Мышечная работа вызывает многократное (в 15-20 раз) увеличение объема легочной вентиляции. У спортсменов, тренирующихся преимущественно на выносливость, минутный объем легочной вентиляции достигает 130-150 л/мин и более. У нетренированных людей увеличение легочной вентиляции при работе является результатом учащения дыхания. У спортсменов при высокой частоте дыхания растет и глубина дыхания. Это наиболее рациональный способ срочной адаптации дыхательного аппарата к нагрузке. Достижение предельных величин легочной вентиляции, что свойственно высококвалифицированным спортсменам, является результатом высокой согласованности актов с сокращением дыхательных мышц, а также с движениями в пространстве и во времени: расстройство координации в работе дыхательных мышц нарушает ритм дыхания и приводит к ухудшению легочной вентиляции.

Систематическая мышечная деятельность сопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры. Отчетливо растет мощность дыхательных движений. Скорость движения воздушной струи у спортсменов достигает 7-7,5 л/с на вдохе и 5-6 л/с на выдохе. У нетренированных людей мощность вдоха не превышает 5-5,5 л/с, выдоха — 5 л/с.

Важным физиологическим механизмом повышения эффективности внешнего дыхания является закрепление условнорефлекторных связей, обеспечивающих согласование дыхания с длительностью выполнения отдельных частей целостного акта (например, при плавании).

В этом отчетливо проявляется системный характер управления физиологическими функциями (Я. М. Коц, 1983).

Система крови

Первичной ответной реакцией системы крови на физическую нагрузку являются изменения в составе форменных элементов крови. Наиболее отчетливы сдвиги в так называемой белой крови — лейкоцитах. Миогенный лейкоцитоз характеризуется преимущественным увеличением зернистых лейкоцитов в общем кровотоке. Одновременно происходит разрушение части лейкоцитов: при напряженной физической нагрузке резко уменьшается число эозинофилов. Структурный материал, образующийся при их распаде, идет на пластические нужды, на восстановление и биосинтез клеточных структур.

Физическая нагрузка, связанная с эмоциональными напряжениями, вызывает более значительные сдвиги в составе крови. Увеличение числа эритроцитов в крови — надежный инструмент повышения устойчивости к мышечной гипоксии. Нормальная лейкоцитарная формула после физических нагрузок восстанавливается, как правило, в течение суток. Система так называемой красной крови восстанавливается медленнее: через 24 часа отдыха сохраняются и увеличенное число эритроцитов, и незрелые их формы — ретикулоциты. У спортсменов 16-18 лет после напряженной мышечной работы появляются также и незрелые формы тромбоцитов. В результате мышечной деятельности активизируется система свертывания крови. Это одно из проявлений срочной адаптации организма к воздействию физических нагрузок. В процессе активной двигательной деятельности возможны травмы с последующим кровотечением. Программируя “с опережением” такую ситуацию, организм повышает защитную функцию системы свертывания крови. Это своеобразная адаптация впрок, на случай повреждений при мышечной работе. Восстановление системы свертывания крови происходит в течение 24-36 часов после нагрузки (Я. М. Коц, 1983).

1.3 Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в процессе адаптации

Структурные изменения на клеточном и органном уровнях при физических нагрузках начинаются с мобилизации эндокринной функции, и в первую очередь — гормональной системы гипоталамус—гипофиз—надпочечники. Схематически это выглядит следующим образом. Гипоталамус преобразует нервный сигнал реальной или предстоящей физической нагрузки в эфферентный, управляющий, гормональный сигнал. В гипоталамусе освобождаются гормоны, активирующие гормональную функцию гипофиза. Ведущую роль в выработке адаптивных реакций среди этих гормонов играет кортиколиберин. Под его влиянием освобождается адренокортикотропный гормон гипофиза (АКТГ), который вызывает мобилизацию надпочечников. Гормоны надпочечников повышают устойчивость организма к физическим напряжениям.

В обычных условиях жизнедеятельности организма уровень АКТГ в крови служит и регулятором его секреции гипофизом. При увеличении содержания АКТГ в крови его секреция автоматически затормаживается. Но при напряженной физической нагрузке система автоматической регуляции изменяется. Интересы организма в период адаптации требуют интенсивной функции надпочечников, которая стимулируется повышением концентрации АКТГ в крови.

Адаптация к физической нагрузке сопровождается и структурными изменениями в тканях надпочечников. Эти изменения приводят к усилению синтеза кортикоидных гормонов. Глюкокортикоидный ряд гормонов активирует ферменты, ускоряющие образование пировиноградной кислоты и использование ее в качестве энергетического материала в окислительном цикле. Одновременно стимулируются и процессы ресинтеза гликогена в печени. Глюкокортикоиды повышают и энергетические процессы в клетке, освобождают биологически активные вещества, которые стимулируют устойчивость организма к внешним воздействиям.

Гормональная функция коры надпочечников во время мышечной работы небольшого объема практически не меняется. Во время большой по объему нагрузки происходит мобилизация этой функции. Неадекватные, чрезмерные нагрузки вызывают угнетение функции. Это своеобразная защитная реакция организма, предупреждающая истощение его функциональных резервов. Секреция гормонов коры надпочечников меняется при систематической мышечной работе в целом по правилу экономизации. Повышенная продукция гормонов мозгового слоя надпочечников способствует росту энергопроизводства, усилению мобилизации гликогена печени и скелетных мышц. Адреналин и его предшественники обеспечивают формирование адаптивных изменений и до начала действия физической нагрузки. Таким образом, гормоны надпочечников способствуют формированию комплекса адаптивных реакций, направленных на повышение устойчивости клеток и тканей организма к действию физических нагрузок. Надо сказать, что этим прекрасным адаптивным эффектом обладают только эндогенные гормоны, т. е. гормоны, выработанные собственными железами организма, а не введенные извне. Использование экзогенных гормонов не имеет физиологического смысла. В функциях мозгового и коркового слоев надпочечников в процессе адаптации к физическим нагрузкам складываются новые соотношения взаимной коррекции. Так, при увеличенной продукции адреналина — гормона мозгового слоя надпочечников — увеличивается и продукция кортикостероидов, сдерживающих его мобилизующую роль. Иначе говоря, создаются условия для оптимального и адекватного нагрузке изменения продукции гормонов мозгового и коркового слоев надпочечников.

1.4 Статическая и динамическая работа

Мышечная деятельность человека отличается чрезвычайным разнообразием. По характеру мышечного сокращения работу мышц принято делить на статическую и динамическую.

Статическая работа (статическое усилие) — это деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев или удержание какого-либо груза.

В механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей в изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю, т.е. внешняя работа отсутствует. Но при статической работе мышца расходует энергию, которая тратиться на поддержание напряжения мышцы.

Между тем для большинства видов мышечной деятельности характерен ауксотонический режим работы, в которой сочетается и сокращение и расслабление. Именно в ауксотоническом режиме мышцы выполняют динамическую работу, т.е. работу, при которой мышечная сила приводит в движение части человеческого тела.

Статическая работа мышц совершается при поддержании положения тела и характеризуется непрерывным сокращением скелетных мышц с целью удержания тела или его частей. При статической работе незначительно увеличивается потребление кислорода и минутный объем крови. При этом существенно возрастает ЧСС, АД, ЧД и общее периферическое сопротивление сосудов. Физиологические реакции сердечно-сосудистой системы при статической работе зависят от силы и продолжительности сокращения мышц. В случае работы до сильного утомления при равных величинах относительных усилий эти реакции мало зависят от размеров работающих мышц.

Динамическая работа совершается при движениях тела. Этот вид работы характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей в пространстве, а также выполнения определенных рабочих действий.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель исследования

Определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом.

2.2 Задачи исследования

1. Изучить приспособительные реакции организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя у девушек и юношей 20-21 г.

2. Изучить приспособительные реакций организма после однократной статической нагрузки у девушек и юношей 20-21 г..

3. Сравнить по средним показателям адаптационный потенциал юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, в состоянии относительного мышечного покоя и после статической нагрузки у

2.3 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам:

1) анализ литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/adaptatsionnyiy-potentsial-po-baevskomu/

2) педагогический эксперимент;

3) педагогическое наблюдение;

4) медико-биологические исследования;

5) антропометрический метод;

6) метод математической статистики;

2.3.1 Анализ литературных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/adaptatsionnyiy-potentsial-po-baevskomu/

В ходе проведения эксперимента при написании курсовой работы было проанализировано 20 источников научной методической литературы по изучаемым вопросам:

  • Основные положения теории адаптации Селье-Меерсона
  • Адаптационные изменения
  • Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в процессе адаптации
  • Статическая и динамическая работа

2.3.2 Педагогический эксперимент

В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования был проведён педагогический эксперимент (сравнительный).

Педагогический эксперимент проводился для оценки изменения адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек).

Эксперимент состоял в том, что студенты выполняли однократную статическую нагрузку («Лодочка»-И.п. лежа на животе, держа руками голени, по сигналу максимально прогнуться и удерживать положение в течение 30 сек.)

2.3.3 Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение осуществлялось на практическом занятии по спортивной физиологии. Это позволило собрать первичную информацию для исследования, а так же следить за правильностью выполнения упражнений.

2.3.4 Медико-биологический метод

В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:

  • ЧСС
  • АД

2.3.5 Антропометрический метод

В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения:

  • Рост (см)
  • Вес (кг)

2.3.6 Методы математической статистики

Полученный экспериментальный материал был подвергнут обработке. Рассчитывались следующие статистические показатели:

  • АП (Адаптационный потенциал)
  • среднее арифметическое;

Для этого использовались следующие формулы:

АП (в баллах) = 0,011 (ЧСС)+0,014 (САД)+0,008 (ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)- -0,009 (Р)-0,27

Где:

В-возраст (в годах),

САД и ДАД — систолическое и диастолическое давление (в мм рт ст.),

ЧСС – частота сердечных сокращений,

МТ — масса тела (в кг)

Р – рост (в см).

2.4 Организация и порядок проведения экспериментальных

Исследование проводилось в СГУТиКД на улице Макаренко 8 «А» в кабинете №111. В эксперименте приняли участие студенты (юноши и девушки) третьего курса, факультета физической культуры. Регистрация всех результатов тестов осуществлялась наглядно и при помощи ростомера, медицинских весов, секундомера, тонометра, фонендоскопа. Во время проведения упражнений были собранны результаты, позволяющие рассчитать АП и определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек).

Для отнесения испытуемых к тому или иному классу функционального состояния используется следующая шкала:

1. Удовлетворительная адаптация — АП не более 2,1 балла.

2. Напряжение механизмов адаптации — от 2,1 до 3,2 балла.

3. Неудовлетворительная адаптация — от 3,21 до 4,3 балла.

4. Срыв адаптации- 4,31 и более.

Глава 3. Результаты и их обсуждение

В данном эксперименте приняли участие 10 человек. Из них 5 юношей (3 из них не занимается спортом, а 2 занимаются спортом) и 5 девушек (3 из них занимается спортом, а 2 не занимается).

В ходе исследования были получены следующие данные:

Таблица 1 Показатели адаптационного потенциала (АП) у девушек 20-21 г. в состоянии относительного мышечного покоя

Занимающиеся спортом

АП(балл)

Не занимающиеся спортом

АП(балл)

Месс Юлия

1,83

Мукаева Наташа

2,45

Яковенко Саша

2,33

Семенко Таня

1,52

Жибуль Яна

2,04

Среднее арифметическое

2,06

1,98

*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента

По полученным данным видно, что у девушек занимающихся спортом:

Месс Юлия -Удовлетворительная адаптация.

Жибуль Яна — Удовлетворительная адаптация.

Яковенко Александра — Напряжение механизмов адаптации.

У девушек не занимающихся спортом:

Мукаева Наташа -Напряжение механизмов адаптации.

Семенко Таня — Удовлетворительная адаптация.

Девушки занимающиеся спортом . = (1,83+.2,33+2,04)/3=2,06 балла

Девушки не занимающиеся спортом = (2,45+1,52)/2=1,98 балла

При проведении исследований установлено, что уровень адаптационного потенциала у девушек, не занимающихся спортом, выше, чем у девушек, занимающихся спортом, на 0,08 балла. (р>0,05)

Глава результаты и их обсуждение 1

Рис 1. Сравнительная оценка адаптационного потенциала (АП) в состоянии относительно мышечного покоя у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом

Таблица 2 АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей 20-21 г.

Занимающиеся

спортом

юноши

АП (балл)

Не занимающиеся спортом

юноши

АП (балл)

1. Бондаренко Женя

2,03

1. Удовенко Андрей

2,24

2. Семин Леша

1,8

2. Гололобов Максим

2,4

3. Глазунов Артем

1,75

Среднее арифметическое

1,92

2,13

*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента

По полученным данным видно, что у юношей занимающихся спортом:

Бондаренко Женя – Удовлетворительная адаптация.

Семин Леша – Удовлетворительная адаптация.

У юношей не занимающихся спортом:

Удовенко Андрей – Напряжение механизмов адаптации.

Гололобов Максим — Напряжение механизмов адаптации.

Глазунов Артем — Удовлетворительная адаптация.

Юноши занимающиеся спортом . =(2,03+1,8)/2=1,92

Юноши не занимающиеся спортом =(2,24+2,4+1,75)/3=2,13

Глава результаты и их обсуждение 2

Рис 2. Разница АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей занимающихся и не занимающихся спортом

В результате эксперимента выявлено, что уровень адаптационного потенциала у юношей, занимающихся спортом, выше, чем у юношей, не занимающихся спортом на 0,21 балла. (р>0,05)

Таблица 3 АП после однократной статической нагрузки у девушек20-21 г.

Девушки, занимающиеся спортом

АП (балл)

Девушки, не занимающиеся спортом

АП

(в баллах)

1. Месс Юлия

2,07

1. Мукаева Наташа

2,44

2. Яковенко Саша

2,08

2. Семенко Таня

2,46

3. Жибуль Яна

2,37

Среднее арифметическое

2,17

2,45

*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента

По полученным данным видно, что у девушек, занимающихся спортом:

Месс Юлия — Удовлетворительная адаптация.

Яковенко Александра – Удовлетворительная адаптация.

Жибуль Яна – Напряжение механизмов адаптации.

У девушек, не занимающихся спортом:

Мукаева Наташа — Напряжение механизмов адаптации.

Семенко Таня – Напряжение механизмов адаптации.

Среднее значение адаптационного потенциала у девушек, занимающихся спортом, составило =(2,07+2,08+2,37)/3=2,17 балла

Среднее значение адаптационного потенциала у девушек, не занимающихся спортом, составило =(2,44+2,46)/2=2,45 балла

Глава результаты и их обсуждение 3

Рис 3. Среднее значение адаптационного потенциала (АП) после однократной статической нагрузки у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом

На Рис 3 видно, что уровень адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у девушек, занимающихся спортом, выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, на 0,28 балла. (р>0,05)

Таблица 4 АП после однократной статической нагрузки у юношей 20-21 г.

Занимающиеся

спортом

юноши

АП

(в баллах)

Не занимающиеся спортом юноши

АП

(в баллах)

Бондаренко Женя

2,5

Удовенко Андрей

2,7

Семин Леша

2,4

Гололобов Максим

2,6

Глазунов Артем

2,2

Среднее арифметическое

2,45

2,5

*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента

По полученным данным видно, что у юношей занимающихся спортом:

Бондаренко Женя – Напряжение механизмов адаптации.

Семин Леша – Напряжение механизмов адаптации.

У юношей, не занимающихся спортом:

Удовенко Андрей – Напряжение механизмов адаптации.

Гололобов Максим — Напряжение механизмов адаптации.

Глазунов Артем — Напряжение механизмов адаптации.

Юноши, занимающиеся спортом . =(2,05+2,4)/2=2,45

Юноши, не занимающиеся спортом =(2,7+2,6+2,2)/3=2,5

Глава результаты и их обсуждение 4

Рис 4. Разница АП после однократной статической нагрузки у юношей, занимающихся и не занимающихся спортом

На Рис 4 видно, что уровень адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у юношей занимающихся спортом выше, чем у юношей, не занимающихся спортом, на 0,05 балл. (р>0,05)

Выводы

1.Изучены приспособительные реакции организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя у девушек и юношей 20-21 г. Выявлены различия приспособительных реакций организма. Установлено, что у девушек занимающихся спортом:

Месс Юлия — Удовлетворительная адаптация.

Жибуль Яна — Удовлетворительная адаптация.

Яковенко Александра — Напряжение механизмов адаптации.

У девушек, не занимающихся спортом, выявлено:

Мукаева Наташа — Напряжение механизмов адаптации.

Семенко Таня — Удовлетворительная адаптация.

У юношей занимающихся спортом выявлено:

Бондаренко Женя – Удовлетворительная адаптация.

Семин Леша – Удовлетворительная адаптация.

У юношей не занимающихся спортом, выявлено:

Удовенко Андрей – Напряжение механизмов адаптации.

Гололобов Максим — Напряжение механизмов адаптации.

Глазунов Артем — Удовлетворительная адаптация.

2. Изучены приспособительные реакции организма у юношей и девушек 20-21 г. после однократной статической нагрузки. Выявлены различия приспособительных реакций организма после однократной статической нагрузки. Установлено, что у девушек, занимающихся спортом:

Месс Юлия — Удовлетворительная адаптация.

Яковенко Александра – Удовлетворительная адаптация.

Жибуль Яна – Напряжение механизмов адаптации.

У девушек не занимающихся спортом:

Мукаева Наташа — Напряжение механизмов адаптации.

Семенко Таня – Напряжение механизмов адаптации.

У юношей занимающихся спортом:

Бондаренко Женя – Напряжение механизмов адаптации.

Семин Леша – Напряжение механизмов адаптации.

У юношей не занимающихся спортом:

Удовенко Андрей – Напряжение механизмов адаптации.

Гололобов Максим — Напряжение механизмов адаптации.

Глазунов Артем — Напряжение механизмов адаптации.

3. При сравнении адаптационного потенциала в состоянии относительного мышечного покоя у юношей и девушек установлено, что приспособительные реакции по средним показателям у девушек в состоянии относительно мышечного покоя, не занимающихся спортом, выше, чем у девушек, которые занимаются спортом, на 0,08 балла (не достоверно).

У юношей, не занимающихся спортом, приспособительные реакции в состоянии относительно мышечного покоя по средним показателям ниже, чем у юношей, занимающихся спортом, на 0,21 балл (не достоверно).

Дана оценка среднего показателя адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом. Установлено, что приспособительные реакции у девушек, не занимающихся спортом, после однократной статической нагрузки по средним показателям ниже, чем у девушек, которые занимаются спортом, на 0,28 балла (не достоверно).

У юношей, не занимающихся спортом, средний показатель адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки ниже, чем у юношей, занимающихся спортом, на 0,05 балла (не достоверно).

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/adaptatsionnyiy-potentsial-po-baevskomu/

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.- 477 с

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — 197 с.

3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998, № 7, с. 41-54.

4. Волков Н.И. Биология спорта на пороге ХХI века: Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, т.1. — М.: ФОН, 1998. — с. 55-60.

5. Гаркави Л.Х.,Е.Б. Квакина, М.А.Уколова. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1977. — 109 с.

6. Журавлёва А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура/Руководство.- М.:Медицина.-1993.-432 с.

7. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия с основами спортивной морфологии. — М.: Медицина, 2003.-223 с.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977. — 248 с.

9. Матвеев Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ.1964,№ 4.

10. Меерсон Ф.З.,М.Г. Пшенникова. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.

11. Павлов С.Е, Т.Н.Кузнецова. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании-М.:ФОН, 1998.

12. Селуянов В.Н., Е.Б. Мякинченко, В.Т. Тураев. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов//Теория и практика физической культуры. 1993, № 7, с. 29-33.

13. Цепкова Н.К. Адаптация внутренней среды организма спортсменов к лабораторным нагрузкам // Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. М., 1982, с. 83-86.

Приложение

Таблица 5

Ф.И.О.

Возраст

Вес

(кг)

Рост

(см)

Чсс

(уд/мин)

САД

мм рт ст

ДАД

мм рт ст

АП

(балл)

Месс Ю.

20

60

165

58

110

70

1,83

Яковенко С.

20

54

157

80

110

70

2,33

Жибуль Я.

20

57

167

72

118

72

2,04

Семенко Т.

20

59

175

68

90

60

1,52

Мукаева Н.

20

72

175

90

130

70

2,45

Бондаренко Ж.

20

94

178

50

120

80

2,03

Семин А.

21

68

174

54

110

75

1,8

Удовенко А.

21

76

170

65

130

70

2,24

Гололобов М.

20

75

180

80

130

80

2,4

Глазунов А.

20

60

173

60

110

70

1,75

Показатели в состоянии относительно мышечного покоя у девушек и юношей 20-21г.

Таблица 6

Ф.И.О.

Возраст

Вес

(кг)

Рост

(см)

Чсс

(уд/мин)

САД

мм рт ст

ДАД

мм рт ст

АП

(балл)

Месс Ю.

20

60

165

102

100

60

2,07

Яковенко С.

20

54

157

114

90

60

2,08

Жибуль Я.

20

57

167

114

110

70

2,37

Семенко Т.

20

59

175

114

120

70

2,46

Мукаева Н.

20

72

175

99

125

65

2,44

Бондаренко Ж.

20

94

178

82

130

60

2,5

Семин А.

21

68

174

93

130

70

2,4

Удовенко А.

21

76

170

96

134

69

2,7

Гололобов М.

20

75

180

96

120

80

2,6

Глазунов А.

20

60

173

77

130

70

2,0

Показатели девушек и юношей 20-21г. после однократной статической нагрузки