Дошкольное детство

Контрольная работа

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

58 стр., 28723 слов

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста ...

... работы учителя по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Раскрыть методику игровой деятельности, направленной на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Составить сборник игр, направленных на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Проверить на практике ...

2.Кризис 3-х лет

Основным психологическим новообразованием, которое возникает в процессе совместной предметной деятельности ребенка и взрослого к концу раннего детства, является формирование целостного, интегрированного феномена «Я сам». Со становлением этого психологического новообразования распадается старая социальная ситуация развития. С его формированием связаны основные проявления кризиса трех лет (негативизм, упрямство, своеволие, эгоцентрическое стремление к установлению контроля над окружающим, протестные реакции со стремлением эмансипации от взрослого).

Если при кризисе первого года, ребенок стремился к физической самостоятельности, то при кризисе трех лет он стремится к определению своих требований, к утверждению права на самостоятельность своих намерений, т.е., таким образом, утверждается выделение личности. Это кризис вычленения «Я», когда ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающим миром, в основе которых лежит не столько взаимодействие с предметами, сколько взаимодействие с окружающими людьми. Основной задачей, которую необходимо решать в этот период, прежде всего, родителям, является нахождение определенного баланса между предоставлением ребенку самостоятельности, автономности и поддержкой ребенка. Острота протекания этого кризиса развития не является отрицательным показателем. Наоборот, яркое проявления самоутверждения ребенка в новом качестве говорит о том, что в психике ребенка сложились необходимые новообразования возраста для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

3.Особенности дошкольника

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимый для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих фактов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

3.1 Ведущая деятельность

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от 3-х до 6-7 лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметноманипулятивных и символических досюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видах деятельности: труда и учения. Определенный этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младших дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет).

5 стр., 2334 слов

Внутренние и внешние факторы развития ребенка

... начинают поощрение умственного развития ребенка. Роль семьи трудно переоценить в формировании и развитии человека. Роль педагога в воспитании ... теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности ... разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта»: от 1−2 до 120. Такое ...

Такое деление иногда проводится с возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения в психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят 1-2 года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторных играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между детьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, — это, как правило, и семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей).

Исполнителями роли в игре могут быть люди, взрослые и дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети устанавливают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, в воображении и представления.

3.2 Социальные институты и их влияние на развитие личности

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до 3-х лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информацию. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи.

14 стр., 6969 слов

Предпосылки развивающей работы с детьми дошкольного возраста

... работы с детьми дошкольного и возраста Обсуждая различные формы развивающей работы, необходимо остановиться и на таком аспекте проблемы, как предпочтение неадекватных естественному ходу развития ребенка ... детей на первых этапах адаптации к школе, которую учитель реализует в процессе учебного и внеучебного общения с детьми. ... психологи. Вместе с тем представляется, что, кроме игровой, эта работа может ...

3.3 Психологические новообразования дошкольного возраста

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать , что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и другом направлениях проходит все этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющийся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может — как стратегическая цель и система специальных методических приемов — быть использован при обучении иностранным языкам.

4.Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе — это психического созревания и развития позволяющий начать систематическое обучение ребенка к школе; определяется его соотнесением с разработанными возрастными стандартами.

37 стр., 18177 слов

«Развитие творческого воображения»

... 3. Определить возможности уроков изобразительного искусства в развитии творческого воображения младших школьников. 4. Выявить уровни развития творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства. 5. Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства. Методологической ...

Имеющиеся эпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6 — 7 -летнего возраста к обучению в школе , показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью ещё готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребёнка — дошкольника, т. е. в границах 5 — 6 — летнего возраста. Если такому ребёнку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьёзный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдёт не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно — психологического развития. Если напротив, те же самые тестовые задания предложить ребёнку в игровой, внешней и внутренне привлекательной форме, то по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

5.Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/yi-doshkolnoe-detstvo/

1. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Р.С. Немов. -4-е изд. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -631с.

2. Н.В. Вострокнутов, Н.К.Харитонова, Л.О. Перегожин, А.С. Худяков, В.П. Колосов, А.Ю. Лесогорова. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации.: руководство для школьных и клинических психологов.- Москва, 2003. — 239с.

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн. 2./ Р.С. Немов. — Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496с.