Психология общения: виды, сущность, цели, функции

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»

Самостоятельная работа по дисциплине

«Социальная психология в профессиональной деятельности»

Психология общения»: виды, сущность, цели, функции

Выполнил: Бальжинимаев С.Г., ст-т группы В-023

Проверил: Намжилова Э.Р.

Улан-Удэ

2016

Общение —

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

1) фаза взаимонаправленности;

2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

3) фаза взаимоинформирования (собственно действие);

4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

Характеристики общения:

1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать:

  • а) сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа;
  • б) о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении;
  • в) данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т.

п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт;

  • г) информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа);
  • д) знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению);

2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

6 стр., 2987 слов

Общение и общительность

... форма мышления человека. 2. Общение и общительность. Общение и деятельность Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. ... помогает сориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, ...

3) внешняя сторона общения, которая выражается:

  • а) коммуникативной активностью;
  • б) интенсивностью действий;
  • в) инициативностью;
  • г) мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на:

  • а) дружеский;
  • б) подавляющий;
  • в) популистский;
  • г) заигрывающий;
  • д) требовательный;
  • е) деловой;
  • ж) позиционный;
  • з) сдержанный и др.;

6) средства общения;

7) функции общения.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — для очень близких людей; восприятие общение вербальный личностный

2) личностная (один метр до тела человека) — для людей, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) — допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Основные виды общения

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют следующие виды общения:

«Контакт масок»

Примитивное общение, Формально-ролевое общение, Деловое общение, Духовное,, Манипулятивное общение, Светское общение., Материальным, Идеальным, Непосредственным, Вербальным

Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности. Так, например, современные люди постоянно пользуются вербальным и невербальным общением, непосредственным и опосредствованным общением, время от времени обращаясь также и к другим видам общения.

По степени включенности, или, как еще часто говорят специалисты, погруженности в личность партнера по контакту обычно выделяют шесть уровней общения.

необходимое

желательное

нейтральное

нежелательное

Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности.

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на ...

Официальное (ролевое) общение

В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования.

Формальное (ролевое) общение, Деловое (ролевое) общение, Диалогический вид общения

интимно-межличностные,

отношения кооперации

агонистические отношения,

антагонистические отношения

Следует заметить, что диалогические отношения вроде антагонистических часто приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем. Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические, антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.

Сущность общения

В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу различную информацию: добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, единого отношения к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе. В любых условиях общение есть достижение или стремление к достижению чего-то общего необходимого. Без общения людей не могло возникнуть и существовать человеческое общество, без общества — невозможно общение людей. Цели, средства, способы, условия и результаты общения в конечном итоге носят общественный характер. Поэтому анализ реальных процессов и конкретных актов общения должен по необходимости исходить из понимания нами социальной сущности общения. Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

Любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

Содержание человеческого общения может быть весьма многообразным.

Цели общения

Цель общения

биологическое

Биологическое -, Социальное

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,

Личностное, Инструментальное, Целевое —

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения

11 стр., 5245 слов

«Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего ...

... 2. Раскрыть понятие сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать психолого—педагогические особенности работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Раскрыть роль русской народной сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного ...

Функции общения

Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

информационно-коммуникативная функция

побудительная функция —

интегративная функция —

функция социализации

координационная функция —

функция понимания —

регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция

аффективно-коммуникативная функция

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения — слова с закрепленными за ними значениями.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

  • а) кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
  • б) направление взгляда и визуальный контакт;
  • в) выражение лица;
  • г) выражение глаз;
  • д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
  • е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
  • з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.

п.);

2) акустические (звуковые):

  • а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные — связанные с прикосновением:

  • а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  • б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).