Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества

Каждый сотрудник в современной организации является работником «умственного труда», если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результата. Например, это может быть способность производственного предприятия выпускать новую продукцию или увеличивать свою долю на данном рынке или способность больницы предоставлять лучший уход за пациентами и т.д. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться к исполнению приказов. Он должен нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен, но если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за достижения своей организации.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечнососудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по производственным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам.

Работниками интеллектуального труда можно назвать тех руководителей и отдельных специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы своей организации. Однако среди работников умственного труда таких немного. Как и во всех других областях, в интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и неквалифицированный труд. Тем не менее, такие работники составляют весьма значительную долю занятых умственным трудом. Вряд ли для кого-нибудь теперь является секретом тот факт, что специалисты, способные принимать теоретические решения, так же важны для процветания организации, как и знающие свое дело управляющие. Однако далеко не все сознают, сколько людей, работающих в самой обычной современной организации, будь то промышленное предприятие, правительственное учреждение, лаборатория или больница, наделены ответственностью выносить решения, имеющие важное значение и необратимый характер. Ведь авторитет знаний также важен, как и авторитет занимаемого положения. Более того, эти решения являются разновидностью решений высшего руководства. Даже самый мелкий администратор способен выполнять функции президента компании или руководителя правительственного учреждения, иными словами, может планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Горизонты его деятельности могут быть весьма ограниченными, но в пределах своей сферы он выступает как настоящий работник умственного труда.

7 стр., 3219 слов

«Социальный аспект совершенствования организации труда»

... организаций - социальным аспектом. 1 Социальная среда Управление социальным развитием организации – Факторами социальной среды организации являются потенциал организации, социальная инфраструктура, условия и охрана труда, материальное вознаграждение трудового вклада, социальная ... целом, и на уровне коммерческой деятельности отдельно взятой организации; Во-вторых, определяющим условием экономического ...

1. Понятие интеллектуального труда

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность.

Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд — более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект — интеллектуальный потенциал (силы) — интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» — это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

13 стр., 6100 слов

Особенности изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной ...

... 1989, 1993, 2000). Традиционно, еще со времен Э.Сегена и М.Монтессори изобразительная деятельность широко использовалась в обучении глубоко умственно отсталых детей, что нашло свое отражение в работах Г.В. Цикото, Р.Д. ...

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания. Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

Интеллектуальный труд — это труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии. Продуктом интеллектуального труда является изложенная на бумаге мысль (идея) для передачи другим, или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т.д.).

В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект — вещь, энергия и т.д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность (человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии — умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника, гравера и т.д.).

Главный критерий разделения — рабочий орган, производящий продукт, — мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.

Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.

Во-первых, результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Произведения науки и техники — это определенные системы научных и технических понятий или категорий. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. Разумеется, указанные категории и образы обозначаются (выражаются во/вне) буквенными, цифровыми и иными знаками, символами, изобразительными или звуковыми средствами и зачастую существуют на определенных материальных носителях (бумаге, пленке, камне, холсте и т.п.).

6 стр., 2926 слов

Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения

... земного достоинства человека. Психологические идеи средневековой Европы В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика ... ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь ... было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом ... мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в этот ...

Однако от этого сами они не перестают быть идеальными объектами. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально.

Во-вторых, право не может прямо воздействовать на мыслительные процессы, протекающие в головном мозге человека. Процессы мыслительной деятельности остаются за пределами действия правовых норм. Тем не менее, не имея возможности непосредственно влиять на создание результатов интеллектуальной деятельности, право в состоянии позитивно воздействовать на этот процесс путем выработки правовых форм организации научно-технической и иной творческой деятельности и закрепления в дефинитивных нормах условий охраноспособности ее результатов.

При всей важности знаний как общечеловеческого ресурса, они никогда ранее не имели столь приоритетного значения, не могли стать полноценным экономическим ресурсом. Знание уникально по своей сути, обладает безграничностью в своем воспроизводстве и предопределяет особенности труда и форм его проявления. Все это, в свою очередь, предполагает теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития, ее принципов, к числу которых следует отнести интеллектуализацию труда.

Анализируя категорию «интеллектуализация труда», необходимо дифференцировать некоторые понятия: интеллект, знание, опыт, информация. «Интеллект» — специфическая категория человеческого труда, близка по значению к понятию «человеческое мышление». По Ожегову, «интеллект» — это мыслительная способность, умственное начало у человека.

Понятие «интеллект» тесно связано с понятием «знание», поскольку глубина знания определяет уровень интеллекта, а интеллект является средством познания. Следовательно, знание можно рассматривать как одну из характеристик интеллекта. С понятием «знание» связано понятие «опыт», который отражает сумму накопленных знаний за предшествующие периоды развития интеллектуальной деятельности. Величина этой суммы знаний прямо пропорциональна интеллекту и степени информационной насыщенности. Информацию следует рассматривать в качестве составляющей интеллекта. При этом информация сама по себе, не обработанная человеческим интеллектом, не является фактором экономического развития.

Интеллектуализация труда — это процесс постоянного обогащения знаниями, приводящий к увеличению доли интеллектуального труда в деятельности человека (общества).

Интеллектуальная деятельность, как одна из разновидностей труда, направлена на изменение информации, присущей объектам окружающего мира. Главными условиями интеллектуализации труда являются образование и генетические особенности человека.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех ... и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших ... труде «Рефлексы головного мозга». Другой русский учёный И. П. Павлов построил на высказывании гениального соотечественника учение о высшей нервной деятельности. ...

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается.

Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

2. Значение интеллектуального труда в жизни общества

Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в него непосредственно элементов труда умственного.

Следствием развития науки явилось значительное сокращение интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением. Так, В. Леонтьев в работе «Экономическое эссе» сформулировал положение о том, что экономическую динамику можно рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса и «онаучивания» рабочей силы и труда.

Исторически экономическое развитие стало происходить более быстрыми темпами вследствие технологических изменений, порожденных, в первую очередь, научными открытиями. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества через прогрессивные средства производства и квалифицированную рабочую силу привело к значительному сокращению интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением.

Если ранее научное открытие какого-либо эффекта намного опережало его внедрение в производство, то сегодня регистрация открытия сопровождается непосредственным анализом его технических возможностей. Так, если для внедрения в народное хозяйство паровой машины потребовалось примерно столетие, то для электрической энергии — 40 лет, двигателя внутреннего сгорания — 30 лет, а интегральных компьютерных микросхем — всего несколько лет. Сегодня смена поколений компьютеров происходит практически каждые 1-2 года. Если путь от открытия возможности делать фотографии до их производства длился 62 года (1777-1839), телефона — 56 лет (1820-1876), радиоприемников — 35 лет (1867-1902), радаров — 15 лет (1925-1940), то транзисторы были созданы через 5 лет после открытия эффекта.

14 стр., 6657 слов

Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей

... особенности интеллектуальной деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей сохранен, ...

Рост производства в настоящее время носит экспоненциальный характер. Прирост знаний пропорционален объему ранее накопленных знаний.

Экспоненциальный рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой наукоемкости продукции подтверждается на практике деятельностью высокотехнологичных компаний Microsoft, Google, Nokia и т.д.

В последнее время интеллектуальный труд делят на креативный и эвристический.

Под креативным трудом понимают преобразующий труд, совершаемый группой людей, коллективом лиц (совокупностью интеллектуальных систем) с помощью посредников (технических систем) и в результате которого создается инновационный продукт. В свою очередь, эвристический труд — это преобразующий труд, может совершаться отдельной личностью (индивидуально-интеллектуальной системой) с помощью посредников (технических систем) и в результате которого создается инновационный продукт. Однако и в том, и в другом случае интеллектуальный труд предназначен для того, чтобы создавать нечто новое.

Что касается инновационности интеллектуального труда, то она обнаруживается в создании потребительной стоимости, то есть когда результатом труда выступает благо, обладающее полезностью. Создаваемые интеллектуальным трудом блага (знания, технические усовершенствования и т.п.) не могут быть оценены по затратам, поскольку в данном случае результаты многократно превышают затраты. Главная функция труда — создание прибавочного продукта, так как именно в нем проявляется превышение результатов труда над затратами.

Каким же образом достигается это превосходство результатов деятельности над ее предпосылками? Обычно на первое место ставят специфику человеческой познавательной деятельности, благодаря которой люди превосходят существующую действительность, конкретную ситуацию сначала идеально — в виде создаваемого образа будущего результата и цели, мобилизующей волю человека на ее достижение. У Ж.-П. Сартра этого рода превосходство выражается в создаваемом человеком проекте, понимаемом как стремление выдвинуться, «броситься» вперед. Даже самое примитивное поведение, по его словам, детерминируется не только обуславливающим его отношением к имеющимся факторам, но и отношением к определенному будущему объекту, который он стремится вызвать к жизни. В этом отношении сказать о человеке, что он есть, значит сказать, что он может. Конструирование социального объекта вначале выступает в виде отношения к своим возможностям, ограниченным условиями существования. Превосходя данные условия в направлении поля возможностей и реализуя одну из них, индивид объективирует себя и тем самым принимает участие в создании истории.

В концепции А. Турена историчность человеческой деятельности тоже связывается с познанием, культурной моделью. Знание, по его мнению, образует исходную составляющую историчности, ее наиболее прямое и наименее социально организованное выражение. Эта модель неотделима от труда, посредством которого общество воспроизводит себя, она свидетельствует о материальной стороне этого воспроизводства.

Наиболее четкое и практически измеряемое выражение превосходства результатов над затратами в познавательной деятельности можно найти в воспроизводственном подходе, который предлагается в рамках экономической социологии. Если исходить из закона стоимости, то никакое развитие и производство нового доказать невозможно: основная стоимостная парадигма экономики основывается на эквивалентном обмене, то есть затраты обратимы в результаты и наоборот. В этом случае любой результат труда равен затратам труда на достижение этого результата. Потребительная же стоимость является разницей между трудом, затраченным на производство и трудом, который высвобождается. Интеллектуальная, творческая составляющая труда приводит к результатам многократно превышающим затраты на их достижение. Здесь же выявляется критерий оценки эффективности развития — разница между полученным эффектом и затратами в единицах сэкономленного труда. Таким образом интеллектуальному труду, создающему потребительную стоимость, присуща инновационность.

8 стр., 3975 слов

Права на результаты интеллектуальной деятельности

... положена создававшаяся трудами многих отечественных ученых концепция субъективных имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (на интеллектуальную собственность) как прав исключительных. Они являются разновидностью абсолютных гражданских прав, но отличаются от права собственности и других вещных прав своим нематериальным ...

В качестве критерия здесь должна выступать общественная полезность блага, которой может являться и инновационный фактор производства. Именно с этих позиций можно правильно оценить социальное значение инновационной интеллектуальной деятельности, роль научных знаний, их место в обществе, а также то, как результаты производства, полученные посредством инноваций и имеющие характер потребительной стоимости, приходят в противоречие с затратами, измеряемыми стоимостью, иначе говоря, многократно их превосходят.

Во избежание субъективизма, предлагается объективный критерий — высвобождение трудовых сил человека с повышением производительности этого труда. Разница между высвобождаемым и затраченным трудом будет характеризовать величину полезности. Получается, что общественная производительность труда измеряется величиной сэкономленного, не затраченного обществом труда в производстве. Этот подход позволяет поставить оценивание социального развития на новый критерий — постоянное превосхождение предшествующих результатов последующими, способность человека посредством своей деятельности превзойти достижения других.

Идеальная природа результатов интеллектуальной деятельности отнюдь не свидетельствует о ее малозначительности или оторванности от производства необходимых людям вещей и иных ценностей человеческого общества. Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах человека. Литература, искусство, дизайн играют большую роль в формировании его духовного мира и эстетического уровня.

В условиях рынка своевременное и широкое использование результатов умственного труда способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности, качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Исключительные права, прежде всего, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие виды обозначений товаров являются важной составной частью нематериальных активов предприятий. Наряду с другими ценностями эти права могут инвестироваться в предпринимательскую и другие виды деятельности. Имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности могут также служить вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, осваивая материальные и культурные ценности, созданные до него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляя продукты труда, проявляя свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.

6 стр., 2589 слов

Строение психической деятельности человека

... к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты. 2. Общественный труд как вид психической деятельности человека Многие отечественные ... людей связаны с речевой деятельностью. Эта деятельность, слово помогают человеку осознавать свои действия, участвуют в регуляции поведения и деятельности человека, помогают оформить с помощью слов задачи ...

3. Производительность интеллектуального труда и для чего её необходимо повышать

Производительность интеллектуального труда (ПИТ) — это индекс, который измеряет выход относительно вложений.

Учитывая, что интеллектуальный труд — это решение умственных задач в соответствии с целями, то производительность интеллектуального труда в моём понимании должна выражаться как отношение количества выполненных задач к затратам ресурсов на их выполнение:

ПИТ = Количество выполненных задач/Количество работников (человеко-часов)

Выход — это выполненные задачи.

Затрачиваемые ресурсы — это работники либо время работников.

К затратам ресурсов можно отнести количество человек, количество трудозатрат в человеко-часах и т.д. Тогда производительностью интеллектуального труда будет, например:

  • количество выполненных задач на одного работника;

количество выполненных задач на человеко-час

Производительность интеллектуального труда может быть вычислена для отдельного работника, подразделения или для всей организации.

Таким образом, производительность интеллектуального труда — это количество задач, сделанных работником, подразделением или оргнизацией в целом за единицу времени.

Но почему именно выполненная задача взята за выход интеллектуального труда? Почему количество выполненных задач берётся в числитель формулы расчёта производительности интеллектуального труда? Почему бы не взять за выходы результаты выполнения задач? Или что-то ещё?

Нам легче будет понять, что надо делать для повышения производительности интеллектуального труда, если мы будем понимать что такое труд вообще, и интеллектуальный труд, в частности.

Есть общее определение, где труд — это:

целесообразная

деятельность

человека

Целесообразность означает соответствие каким-либо целям. Цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего человека. Цель — это желаемый предвосхищаемый в сознании результат деятельности: то, что хочется осуществить; желательное состояние, которого необходимо достигнуть. Результат — это последствие деятельности, выраженное качественно или количественно.

Деятельность — это активность, а, именно, ряд актов — действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах, направленных на преобразование среды в соответствии с поставленной человеком целью.

Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами или путями, действие выступает как решение задачи. То есть деятельность — это решение задач.

Задача — это осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данными) и требованиями (целями).

3 стр., 1430 слов

Культура умственного труда

... задачами той или иной учебной работы. Структура интеллектуального компонента культуры умственного труда Уровень культуры умственного труда определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие ... ёт задача овладения накопленным социальным опытом ... словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется ...

Решение задачи обычно требует определённых знаний и размышлений. Отсюда — понятие «озадачить»: это значит «заставить задуматься».

Задача порождается проблемами (от греч. problema — преграда, трудность), то есть встречей потребности с сопротивлением, препятствием.

Проблема — это противоречивая ситуация, не имеющая однозначного решения, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы не известен.

Решение проблемы заключается в поиске алгоритма достижения конечного состояния. Найденный алгоритм — это есть задача, т.е. ситуация с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен.

Алгоритм известен — это задача, не известен — проблема.

Таким образом, если отбросить промежуточные понятия (цель, результат, деятельность, задача), то труд — это:

решение человеком осознанных проблемных ситуаций, путём выполнения ряда действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах, направленных на преобразование среды (коротко: решение задач).

в соответствии с предвосхищаемыми последствиями действий, выраженными качественно или количественно (кратко: в соответствии с целями)

А если обобщить, то труд — это решение задач в соответствии с целями.

Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».

Соответственно, эти две категории неразрывны, как две стороны одной медали. Не зная что, нужно достигнуть, мы не можем определить, какими действиями это можно сделать, как решить задачу.

Отсюда, нет целей и задач — нет труда. Человек трудится лишь тогда, когда он решает задачи в соответствии с целями.

Но, всякая ли активность человека есть труд?

Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще (т.е. нет проблем), не нужен труд, так как НЕ надо формулировать и решать задачи. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу сопротивления (наличия проблем), возникает необходимость в активности, то есть в труде.

Любой труд связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма.

Система движений, направленных на предмет с целью его изменения, называется действием. Действие — это проявление какой-либо энергии, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время.

Самыми простыми действиями являются предметные. Человек учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Пример этой метаморфозы: ребёнок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов. Палочки считаюся в уме. Объектом оперирования становится информация — образы и символы: слова и числа.

Овладение умственным трудом приводит к тому, что прежде, чем приступить к внешним действиям, направленным на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.

Формирование разнообразных умственных действий образует умственный труд на достигнутом человеком уровне опыта:

  • Внешняя активность направляется умственными действиями. Происходит реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

— Внешняя активность контролируется внутренним планом действий. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий есть механизм, который позволяет сравнить реальный результат с желаемым и внести коррективы, направленные на достижение окончательной цели. Это аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

Данный процесс и представляет собой интеллектуальный (умственный) труд.

Рост объёма перерабатываемой информации (он удваивается в мире каждые 10-12 лет) ведет к увеличению интенсивности и значимости интеллектуального труда, так как уплотняется информация, которую человек должен усвоить в единицу времени.

Не сегодня, умственный труд охватывает широкий диапазон различных по характеру и содержанию активностей. К их числу относятся: труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; труд руководителей и специалистов и т.д.

При этом по своему содержанию и характеру умственный труд делится на творческий и нетворческий. Творческий труд характеризует продуктивную активность, изменяющую существующую практику. Нетворческий труд — характеризует репродуктивную активность, воспроизводящую существующую практику.

Заключение

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд — более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений «Интеллект — интеллектуальный потенциал (силы) — интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» — это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы «интеллектуально-трудовой деятельности», которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/temaa-trudovaya-deyatelnost-i-intellekt/

умственный труд интеллектуализация

1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. — 236 с.

2. Скоблякова И.В. Инновационные системы и венчурное финансирование. М., 2006.

3. Ельмеев В.Я. Социальная экономия труда. СПб., 2007.

4. Савина М.В. Креативный класс в российской экономике // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Интеллектуальный капитал современной организации: сущность, функциональные формы и эффективность использования». М.: РГСУ; Дашков и К, 2007. 276 с.

5. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.

6. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. — 2-е издание., испр. и доп. — Минск: Дикта, 2007. — 228 с.

7. http://ecology-portal.ru/publ/1-1-0-153.

8. http://abc.informbureau.com/html/eioaeaeooaeuiue_odoa.html .

9. http://www.samoupravlenie.ru/38-05.php.

10. http://potokzadach.ru/.