Конфликт: понятие, сущность, структура

Ведение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. Этот всевозрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью в практической помощи разрешения конфликтов.

Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации.

Разногласия в коллективе могут привести к неприятным последствиям, таким как увольнение опытного специалиста. Кому как не нам, менеджерам по управлению персоналом, следует уметь разрешать конфликтные ситуации, сводить на нет все разногласия для сохранения кадрового состава предприятия.

В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить.

актуальность

Цель контрольной работы: понять, что же представляет собой конфликт и конфликтные ситуации.

Задачи данной контрольной работы: изучение типов конфликтов и причины их возникновения.

1. Конфликт: понятие, сущность, структура

Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое Дорофеева, И.Л, Менеджмент, Учебник/ И.Л. Дорофеева, М.: Москва, 2009.- 108с..

Другие понятия гласят, что конфликт это:

  • столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей;
  • это такое взаимодействие между субъектами, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок);

— это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть как конкретные лица, группы, так и организации в целом, причем это несогласие между сторонами приводит к тому, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

4 стр., 1813 слов

Основные направления в разработке теории конфликта

... именно: причины конфликта, остроту конфликта, длительность конфликтам функции конфликта. Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может "функционировать" чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера: 1. в любой ...

Всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без определенной напряженности и без столкновения между позициями, представленными в ней, между группировками людей.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента — и конфликт может начаться.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, — непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер.

Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда «существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей». В таком случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия, вступать в открытое конфликтное взаимодействие.

3 стр., 1183 слов

Динамика протекания конфликта

... конструктивными, положительными, способствующие перемене дел к лучшему, внедрению полезных инноваций. Чаще последствия конфликта бывают одновременно и позитивными и негативными. ... в людей. И у себя, а иногда чувство самоутверждения, гордости за свою моральную устойчивость и принципиальность, осознание полезности опыта, лицо приобрело во время конфликта. Однако конфликт имеет ...

Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон — участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.

Позитивные функции конфликта.

1. Разрядка напряженности между сторонами.

2. Сплочение коллектива перед внешним врагом. Широко известно, что дружить легче против кого-то.

3. Несомненно, внешний враг может помочь усилению консолидации членов группы.

4. Получение новой информации об оппоненте и окружающей социальной среде.

5. Большая расположенность к сотрудничеству в будущем.

6. Снятие синдрома покорности у подчиненных.

Негативные функции конфликта.

1. Большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте.

2. Рост неудовлетворенности, плохое моральное состояние.

3. Снижение производительности труда, рост текучести кадров.

4. Представление о второй стороне как о враге.

5. Уменьшение сотрудничества после завершения конфликта.

6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф» конфликта).

7. Усиление тенденции к авторитарному руководству.

В конфликте можно выделить следующие компоненты:

1) участники (оппоненты) с их несовпадающими целями;

2) посредник (может отсутствовать);

3) объект (предмет конфликта);

4) предконфликтная ситуация;

5) инцидент;

6) конфликтные действия оппонентов;

7) фаза конфликта;

8) меры по разрешению конфликта;

9) завершение конфликта.

Основными причинами конфликтов являются:

1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

2) взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий и ответственности;

3) плохие коммуникации;

4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы;

5) психологическая несовместимость;

6) разный уровень образования, непрофессиональность;

7) низкий уровень исполнительской дисциплины;

8) несбывшиеся ожидания;

9) неодинаковый вклад в дело;

10) плохой морально-психологический климат в коллективе;

11) нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения);

12) нарушение трудового законодательства.

2. Причины конфликтов в организации. Типы конфликтов

Взаимодействие людей в организации может быть как кооперативным (объединение человеческих усилий), так и конфликтным. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. В ранних трудах по управлению конфликты рассматривались как очень негативное явление. Однако сегодняшние исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации — не только невозможное явление (хотя бы потому, что люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т. д.), но и не желательное. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. И задача менеджера — решая конфликт, извлечь пользу для дела. А для этого необходимо знать природу конфликта в организации, его причины, закономерности его протекания, типы, последствия, методы разрешения.

6 стр., 2902 слов

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

... воспитанников ГПД. К проведению воспитанниками ГПД внеурочной образовательно-воспитательной работы в рамках ВГОС могут привлекаться родители учащихся, педагог-организатор, учителя-предметники; к дополнительному образованию в ГПД — библиотекарь, педагог-психолог. Целью организации ГПД в школе ...

Все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.

Заметим, что в основе конфликта лежит отсутствие согласия между сторонами (лигами, группами), выражаемое в виде явного столкновения.

B жизни организации имеют место как конструктивные, так и деструктивные конфликты. Конструктивные стимулируют развитие организации, способствуют предотвращению застоя, вскрывают источник разногласий и тем самым позволяют его устранить, сплачивают людей перед лицом внешних проблем и трудностей, позволяют приобрести опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. Это функциональные (позитивные) последствия конфликта. Для отдельной личности функциональные последствия состоят в том, что изживается внутренняя напряженность, разрушается страх открыто высказывать свое мнение и т д.

Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными. Соответственно бывают организационные, производственные и межличностные конфликты Смирнова, Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие студентов экономического колледжа/ Г.Б. Смирнова. -М.: Дашков и К, 2002. — 183с..

Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свою работу, нарушает трудовую дисциплину и т п.).

Организационный конфликт может возникнуть и в результате не качественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей. конфликт спорный покорность

Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морaльно устаревшее оборудование, плохоe помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квaлификация работников и т. д.

Межличностные конфликты в основном происходят из-за несовпaдения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т. п. Эти конфликты могут происходить как при нaличии, так и при отсутствии объективных организационных или внутрипроизводственных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь.

Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон. Межличностный конфликт, как правило, принимает более жесткую форму протекания и носит более затяжной характер.

18 стр., 8920 слов

Организация системы менеджмента дошкольного образовательного учреждения

... в своей работе для дополнительного образования дошкольников. Данное предприятие по своим масштабам относится к средней организации, так как в этой организации ... должным уважением к руководству организаций Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся ... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Краткая информационная справка Муниципального дошкольного образовательного учреждения ...

В теории менеджмента исследованы несколько типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.

Внутриличностный конфликт — своеобразная разновидностью конфликта, которая как бы не соответствует данному выше определению конфликта. Но если рaботник получает противоречивые или взаимоисключающие задачи, то у него возникает внутренний конфликт.

Бывают и другие формы внутриличностного конфликта. Например, он может возникнуть в ситуации, когда цель или же способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. В этом случае достижение цели, удовлетворение значимой потребности сопровождаются негативными переживаниями, угрызениями совести. Вообще при внутриличностном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности (борьба мотивов) и т. п. Переживаемое тягостное эмоциональное состояние, раздражительность формирует почву для эмоционально взрыва, поводом к которому может послужить любой пустяк. Внутриличностный конфликт нередко является предвестником межличностного конфликта.

Межличностный конфликт — самый распространенный вид конфликтов. Причины его разнообразны и могут имeть производственную или организационную основу или быть чисто психологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т д.

Этот вид конфликта также может проявляться как столкновение личностей, когда люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями не в состоянии лaдить друг с другом. Такие люди совместно работают плохо, затрачивают много времени на развитие этого конфликта и победу над «противником».

К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Анализируя такой конфликт, необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте.

Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид конфликта, могут быть следующие: руководитель приходит в подразделения со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам:

  • если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует;
  • если в коллективе есть неформaльный авторитетный, уважаемый лидер, который по общему мнению должен быть формальным руководителем, а «сверху», вопреки мнению коллектива, назначают другого человека;
  • если стиль стиль и методы управления нового руководитeля резко отличаются от методов работы прежнего руководители.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Как известно, неформaльные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют соблюдения от них норм, правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту.

Межгрупповой конфликт может пагубно сказаться на результатах деятельности организации, нанести фирме большой урон, поскольку в этот конфликт вовлечены представители структурных подразделений, отделы, руководители разных уровней, творческие группы и т. д. Эти противоборствующие группы могут включать значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована.

10 стр., 4912 слов

Конфликты — как их избежать

... конфликта: конфронтация; сотрудничество; стремление избежать конфликта; приспособленчество; компромисс. Конфронтация предполагает, что одна из сторон желает удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на ... деятельности. Традиционный менеджмент (принятие решений, ... группы. Глава I. Особенности конфликтов и способов их разрешения на КХЗ. 1.1 Понятие конфликта. Конфликт ...

Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые нaдо делить, различия в целях, в ценностях, представлениях, различия в уровне образования, манере поведения участников организации и т д.

Вопрос о причинах конфликта — один из важных и сложных, ибо чaсто на главную причину конфликта наслаиваются второстепенные, побочные и разобраться в проблеме бывает нелегко.

Всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.

По направленности конфликты бывают трех типов Смирнова, Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие студентов экономического колледжа/ Г.Б. Смирнова. -М.: Дашков и К, 2002. — 186с.:

1) горизонтальные — вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении;

2) вертикальные — участвуют лица, находящиеся в подчинении друг друга;

3) смешанные — представлены «вертикальной» и «горизонтальной» составляющими.

Логика развития конфликтов типична, что позволяет контролировать его протекание и успешное разрешение.

Заключение

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть — приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/suschnost-konflikta-i-ego-struktura/

1. Вачугова, Д.Д. Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. — Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 2009. — 512с.

2. Вачугова, Д.Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Т.Н. Березкина, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. — Москва: Высшая школа, 2007. — 367с.

3. Виханский, О.С. Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия,

18 стр., 8508 слов

Оценка деловых качеств в менеджменте

... списка использованной литературы. ГЛАВА 1.ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 1.1.Характеристика и оценка деловых качеств в менеджменте. Оценка деловых качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, ... Искусство управления во многом определяется личностью менеджера, присущими ему деловыми качествами. Основными качествами, присущими современному менеджеру, являются умение управлять собой, ...

организация, процесс, Учебник/ О.С. Виханский, О.И. Наумов, М.Академия, 2003 г.-383 с.

4. Дорофеева, И.Л, Менеджмент, Учебник/ И.Л. Дорофеева, М.: Москва, 2009.- 192с.

5. Лапидус, В.А., Титов Р.А. Высшему руководству о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте/Нижний Новгород: Приоритет, 2005.-207с.

6. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Н.И Кабушкин,- 5-е изд.: Новое знание, 2002.-421 с.

7. Мескон, М.Х. и др. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон,- М.: «Дело», 2001. — 354с.

8. Радугин, А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов/ А.А. Радугин. М.: Центр, 2000. — 432с.

9. Смирнова, Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие студентов экономического колледжа/ Г.Б. Смирнова. -М.: Дашков и К, 2002. — 352с.

10. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Учебное пособие для начального профессионального образования/ В.Д. Сухов, С.В. Сухов. — М.: Академия, 2004 г. -с.192.

11. Ходеев, Ф.П. «Менеджмент», /Серия «Учебники и учебные пособия», П.Ф. Ходеев, Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2002. — 224с.