Основные направления в разработке теории конфликта

2. Чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее конфликт.

3. Чем меньше мобильность между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт.

4 . Чем больше обнищание подчиненных переключается с абсолютного на относительный уровень сравнения, тем насильственнее является конфликт.

5. Чем меньше конфликтные группы способны приходить к соглашениям, тем насильственнее конфликт.

6. Чем острее конфликт, тем больше он вызовет структурных изменений и реорганизаций.

7. Чем насильственнее конфликт, тем выше темпы структурных изменений и реорганизаций.

Конфликтный функционализм Льюиса Козера.

Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликта, остроту конфликта, длительность конфликтам функции конфликта.

Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может «функционировать» чтобы сохранить «социальный организм». Основные подходы к конфликту Козера:

1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;

2. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт).

При определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее «приспособляемость » к окружающим условиям.

Видно, что определение конфликта и его функций Козером во многом схоже с понятием конфликта Зиммеля.

На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Зиммель, Козер считает, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Козер выделяет «причинные цепи», описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: нарушение интеграции составных частей социальной системы приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что в свою очередь, вызывает временную дезинтеграцию системы. Это делает социальную структуру более гибкой, усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому, что система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.

18 стр., 8821 слов

История становления и развития системы органов социальной защиты ...

... II .Развитие социальной защиты в Советский период 2.1 Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 20–30 годы. 2.2 Социальное обеспечение в СССР в 40–80 гг. III . Современный этап развития социальной защиты. ...

Подробно описав функции конфликта, Козер излагал односторонний подход, не обращая внимания на разрушительные последствия насильственного, деструктивного конфликта.

Рассматривая причины конфликта, Козер приходит к выводу, что они кроются в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровень взаимной нелояльности, необходимой для сохранения целостности системы.

определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами. по Козеру:

1. Чем больше осуществляется условий, вызывающих возникновение конфликта, тем он острее

2. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее

а) Чем больше участников конфликта связывают первичные (тесные) отношения, тем больше эмоций он у них вызывает

  • чем меньше первичные группы, в которых происходит конфликт, тем сильнее его эмоциональный накал
  • чем больше связи между участниками конфликта являются первичными, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем сильнее она проявляется в конфликтных ситуациях

б) Чем больше вторичных (менее тесных) связей между участниками конфликта, тем фрагментарнее их участие в нем, тем меньше они вовлечены в него эмоционально

  • чем больше вторичных отношений, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее
  • чем крупнее вторичные группы, тем конфликты чаще, а их эмоциональный накал слабее

3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические ( объективные) интересы, тем мягче конфликт

а) чем больше группы, принимающие участие в конфликте, преследуют свои реалистические интересы, тем выше вероятность того, что они попытаются найти компромиссные способы реализовать свои интересы

  • чем больше различия в распределении власти между группами, принимающими участие в конфликте, тем меньше вероятность того, что они попытаются отыскать альтернативные средства;
  • чем более жесткой (негибкой) является система, в которой происходит конфликт, тем меньше в ней альтернативных средств.

4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт

а) чем в большей мере конфликт происходит из-за нереалистических проблем, тем сильнее эмоции его участников, тем острее конфликт

б) чем острее были предыдущие конфликты между данными группами, тем сильнее их эмоции по поводу

в) чем более жесткой является система, в которой происходит конфликта тем выше вероятность того, что конфликт окажется нереалистичным

г) чем дольше длится реалистический конфликт, тем больше возникает нереалистических спорных проблем

3 стр., 1476 слов

Конфликты между детьми и родителями

... 4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может ...

д) чем в большей мере возникновение конфликтных групп было обусловлено целями конфликта, тем менее реалистичны последующие конфликты

5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровне, тем острее конфликт

а) чем в большей мере группа едина в идеологическом отношении, тем дальше выходят конфликты за пределы личных интересов

  • чем выше идеологическое единство группы, тем большее распространение получают в ней ее общие цели, тем больше они выходят за пределы личных интересов
  • чем выше идеологическое единство группы, тем лучше осознаются конфликты тем дальше они выходят за пределы личных интересов

6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее

а) чем более жесткой является структура, в которой происходит конфликта тем более вероятно, что возникновение конфликта связано с самыми основными ценностями и проблемами

б) чем больше эмоций вызывает конфликт, тем выше вероятность того, что его возникновение связано с самыми существенными ценностями и проблемами

Самостоятельно: по теориям Зиммеля Дарендорфа и Козера подготовить вопрос «Факторы влияния на остроту конфликта» (описать факторы остроты конфликтам разработать рекомендации руководителю по снижению остроты возможного конфликта)

Длительность конфликта зависит от ясности целей конфликтных групп, степени их согласия по поводу смысла победы или поражениям способности лидеров к трезвым оценкам своих действий и возможных результатов. Эти переменные, влияющие на длительность конфликта, были введены Козером впервые.

Таким образом, основателями теории конфликта являются Козер, Зиммель, Дарендорф, и некоторые ученые называют Маркса, Вебера, Коллинза, Рекса. Эти теоретики разбились на два лагеря и развивали два течения — диалектическую и функциональную теорию конфликта. Общими недостатками всех рассмотренных теорий является:

  • не определено понятие конфликтам, что является конфликтом, а что им не является;
  • понятие «конфликт» распространялось и на иные процессы (любые острые столкновения интересов)
  • причины и функции конфликта представлены односторонне, неполно и часто размыто
  • теории имеют общий абстрактный уровень, не рассматривают специфические типы конфликтов.

Согласно бихейвиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп, с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.

Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликта, поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.

То есть а) определяя конфликт, отождествляют конфликт с состоянием «согласие-несогласие». Чем выше степень разногласия, тем выше конфликтность

21 стр., 10151 слов

Конфликты в сфере управления

... типовых ситуаций конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи: – рассмотреть сущность и правовое определение конфликта интересов на ... службе, законодательстве о противодействии коррупции и в нормативных правовых актах, относящихся к разным сферам государственного управления и корпоративной деятельности [21, с. 31 ...

б) выделяют участников — лица или группы в организации

в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников

г) в качестве предмета конфликта называют — согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения: конфликт — это не только разногласия, конфликт — это не только деятельность по утверждению своей позиции и отрицанию чужой, не раскрыта стадия разрешения конфликта и позитивная деятельность участников конфликта по согласованию точек зрения.

2. «Социология труда» под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины. Конфликт — «любые виды борьбы между индивидами, цель которых — достижение (либо сохранение) средств производства экономиче ских позиций, власти или других ценностей, а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника». То есть:

  • а) определяя конфликт, оперируют понятиями борьба противник;
  • б) участники – индивиды;
  • в) конфликт рассматривается через поведение участников в различных формах борьбы;
  • г) предмет конфликта — достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника.

Недостатки: конфликт — это не только борьба, подчинение — не раскрывают стадию разрешения конфликта

3. Филиппова, Липинский, Князев.

Конфликт — «противоречия и разногласия,* возникающие между индивидами из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений, а также борьба, взаимное противодействием противоборством активное столкновение личностей».

Недостатки: на первое место ставят — взаимное противодействие, а потом уже разногласия (должно быть наоборот) — конфликт — не всегда активное столкновение.

4. В. Смольков: «Конфликт — осознанное столкновением противоборство людей, групп, их взаимно противоположных несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп»

То есть: а) конфликт определяется через категории осознанная деятельность и противоборство

б) участники — личности и группы

в) конфликт проявляется через внешние формы поведения

г) предмет конфликта — преодоление противоречий в потребностях, интересах, целях.

Недостатки: Конфликт — не всегда «осознанное столкновение», конфликт — не всегда возникает по поводу «взаимно противоположных взаимоисключающих» интересов.

Вывод.

Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Конкуренция — это особый тип противоборства, цель которого получением выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель, конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

13 стр., 6276 слов

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

... характер. Несмотря на особое внимание законодателя к проблемам конфликта интересов, постоянной работе над совершенствованием законодательства, до сегодняшнего времени не сформированы ... правового регулирования вопросов борьбы с коррупционными проявлениями необходимо определить основные термины, понятийный аппарат. Актуальность и значимость исследований конфликта интересов обусловлена тем, что ...

Соперничество — это борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых* престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы, цели соперничества.

Враждебность — это фиксированная психологическая установкам готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, а также как и не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис — это состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризис — это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике, культурен взрыва массового недовольства. Кризису часто предшествуют и сопровождают конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис.

Противоречие – объективное, не всегда осознаваемое внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликта в отличие от противоречия внешняя форма проявления противоречиям противоборствующее поведение по поводу противоречия.