- Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
- Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
- Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.
Педагогика как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:, А) общие основы педагогики;, Б) тория обучения (дидактика);, С) теория воспитания;, Д) школоведение (управление образовательными системами).
Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.
История воспитания и педагогической мысли
... назвал его К. Маркс. Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит ... человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. До 7 лет все дети воспитывались в семье, ... зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений ...
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Термин «дидактика» в переводе с греческого означает «поучающий», «изучающий». Это понятие впервые ввел в науку немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Поэтому, дидактика- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. В.И. Андреев считает, что дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Дидактика как наука имеет свой предмет – это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.
Частные дидактики изучают
Как наука дидактика занимается разработкой проблем:
- для чего учить (цели
образования, обучения); - кого учить (субъекты обучения)
; - какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);
- чему учить (содержание образования, обучения);
- как организовать обучение (формы организации обучения);
— какие необходимы средства
— что достигается в процессе обучения (критерии и показатели, характеризующие процесс
— как проконтролировать и
Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А. С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека.
Процесс воспитания
Для процесса воспитания характерны следующие специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов.
Теория обучения в педагогике
... и общества в целом. Иногда дидактику определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение - как «путь образования». В образование, трактуемое так, воспитание не ... что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые в научный обиход его ввел немецкий педагог В. Ратке (1571 -1635), ...
Самовоспитание
Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов:
Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания → определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств воспитания → анализ результатов воспитания.
Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных частей:
отдельных самостоятельных научных дисциплин.
возрастная педагогика.
Предшкольная (ясельная) педагогика, Дошкольная педагогика, Педагогика школы
педагогики высшей школы
Педагогика взрослых и андрогогику
Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.
военная педагогика
производственная педагогика.
Исправительно-трудовая педагогика
К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.