Понятие культуры. Специфика социологического подхода к явлениям культуры

Нет, пожалуй, другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе имеется множество определений понятия «культура».

Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука — философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология — находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества.

Данная тема актуальна в настоящее время. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

Объектом исследования является понятие культуры. В качестве предмета исследования выделяется социологический подход.

Целью работы является: раскрыть понятие «культура» и проанализировать специфику социологического подхода к явлениям культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • Изучить понятие «культура»;
  • Охарактеризовать материальную и нематериальную культуру;
  • Проанализировать социологическую классификацию культуры и закономерность ее развития;
  • Описать сущность социологического подхода.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Контрольная работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 15 наименований.

Глава 1. Культура и ее функции

1.1 Определение понятия «культура»

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

14 стр., 6591 слов

Гендерная педагогика, основные понятия и подходы

... гендерного воспитания детей в образовательных учреждений России. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1.1. ПОНЯТИЕ ... гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход ... давно установили относительность представлений о «типично мужском» или « ...

Культура — исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «culturа» обозначало возделывание земли, воспитание, образование, войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Существует несколько различных значений слова «культура», обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М. 2002. С. 356.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Воскресенской Н.О. М. 2008. С.473.

Исходя из этого, выделяются следующие основные функции культуры:

  • человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);
  • гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
  • информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего;
  • коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
  • ценностно-ориентационная, т.е.

культура ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

  • нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М. 2002. С. 187.

Далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием «культура». Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества и материализован в их сознании, а также может быть передан последующим поколениям. Вместе с тем каждый индивид может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

8 стр., 3546 слов

Культура, общество, человек

... общество в целом как продукт взаимодействия людей, как среду, создаваемую трудом человека и формирующую его как целостную личность. Однако подобному пониманию культуры противостоят многочисленные определения культуры в современной российской и западной философии и ...

1.2 Понятие материальной и нематериальной культур

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Воскресенской Н.О. М. 2008. С.478.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

9 стр., 4092 слов

Общество в социологии

... общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии. Таким образом, исходный элемент структуры социологического ... влияние на западную социологию оказали взгляды известного французского ученого О. Конта, считавшего общество функциональной системой, которая покоится на разделении труда и ...

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой — некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М. 2008. С. 278.

Глава 2. Специфика социологического подхода к явлениям культуры

2.1 Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии. Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура, всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы).

16 стр., 7971 слов

Исследование взаимосвязи психологической культуры и поведения сотрудников. Часть

... понятие психологической культуры в рамках этнической психологии, считает область этого понятия «предметом психокультурологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. ... главе I Обзор исследований по проблеме исследования взаимосвязи психологической культуры и поведения сотрудников в конфликтных ситуациях в организации в ...

Профессиональную культуру нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

По видам культуры принято выделять материальную культуру (культура производства материальных благ, культура быта и др.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, культуры и т.д.).

Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

  • Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.
  • Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

  • Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни (в экономике); б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
  • Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

  • появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;
  • изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;
  • современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.);

— Cоциологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» человека играет сегодня то, что он прочтет на афише, увидит в кино или по телевидению, почерпнет из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М. 2002. С. 196..

2.2 Сущность социологического подхода

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии, как уже говорилось в данной работе, рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения, с помощью которых формируется коллективная солидарность — основа социетальности.

31 стр., 15066 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... обусловили выбор темы дипломного исследования: «Методические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ... воспитанию культуры поведения в семье. Практика показывает, что в дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания культуры поведения, ...

Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т. Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Торопков В. Основы социологии. М. 2004. С.145.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А.Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру — «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

К предметному пониманию культуры примыкают также трактовки известных западных социологов Н.Смелзера и Э.Гидденса.

Н.Смелзер определяет культуру как систему «ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни».

Культура определяет специфику человеческого поведения, которое в отличие от поведения животных не обусловлено инстинктами и не запрограммировано генетически, а является результатом научения и обучения.

К данной трактовке близка точка зрения Э.Гидденса, который рассматривает культуру как систему ценностей, которых придерживается данная группа людей, норм и которым следуют ее члены, и материальных благ, которые они создают.

Итак, культура устанавливает ценностные, нормативные и символические рамки или пределы их родовой жизни. Следовательно, ее назначение состоит в обеспечении участников и субъектов социальной жизни средствами социокультурной регуляции.

В социологии функциональный анализ разрабатывается наряду с институциональным исследованием общества и социальных явлений. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б.Малиновский. Функциональный анализ — это такой анализ, «в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью — базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты».

Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. «Чтобы решить какую-то задачу, достигнуть какой-либо цели, человеческие существа должны организоваться… Организация предполагает некоторую очень определенную схему или структуру, главные факторы которой универсальны». Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».

33 стр., 16410 слов

Социология : сущность, предмет, этапы развития

... ”(Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров). “Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, ...

Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) к исследованию культуры особенно наглядно прослеживается в определениях, предложенных Б.Малиновским: она определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев»; в другом же случае культура понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов». Она интегрирована рядом институциональных признаков: общность крови, кооперация, специализация деятельности, применение власти как механизма политической организации.

Итак, культура с точки зрения функциональной концепции Б. Малиновского может быть разложена на конкретные институты, интегрированные в единое целое на основе определенных факторов и рассматриваться как средство для удовлетворения потребностей человека и достижения его целей. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М. 2008. С. 145.

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации.

1. Культура — тип социальной памяти общности — народа или этноса (функция консервации).

Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и др. Среди отечественных исследователей такой позиции придерживаются Ю.М.Лотман и Б.Успенский, Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. Для первых из них понятие «культура» обозначает наследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. С точки зрения Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной, культура есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям развития общества.

2. Культура — форма трансляции социального опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация» «комплекс образцов поведения» и др. Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Например: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У.Самнер, А.Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К.Янг); культура является программой социального наследования (Н.Дубинин).

3. Культура — способ социализации людей. Данный срез воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах (Т.Парсонс).

В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).

Недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры можно свести к одному достаточно распространенному в социологическом сообществе суждению: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений. Одним словом, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивая при этом роль социальных детерминант, недооценивая «внутреннее» содержание этого сложного феномена.

7 стр., 3127 слов

Культура как социальная реальность

... дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры. Этнография и этнология должны сосредотачиваться на ... Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в ...

Неполнота социологического анализа культуры в какой-то мере дополняется или компенсируется антропологическим подходом. Прежде всего, оба подхода различаются методологическими позициями исследователей.

Как метко заметил К.Леви-Строс, социология стремится создать науку об обществе с точки зрения наблюдателя, а социальная антропология пытается конструировать знание об обществе с точки зрения наблюдаемого.

Различие же между антропологическим и социологическим подходами к изучению культуры с точки зрения преобладающих установок или ориентаций уже приведено нами в ряде других работ. В самом общем виде разделительную грань между ними можно провести при помощи следующих дихотомий: стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы (формы социального взаимодействия) в социологии или с точки зрения ее содержания в антропологии; приоритетное познание традиционных культур в антропологии и культуры современных обществ в социологии; ориентация на изучение «иного» (чужих культур и обычаев) в антропологии и исследование «своего» (собственной культуры); исследование общинности или общинной культуры в антропологии и познание культуры больших социальных групп в социологии; акцент на изучении институциональных аспектов культуры в социологии и приоритет в познании внеинституциональных явлений культуры в антропологии; исследование “системной” организации культуры, а также ее специализированных форм в социологии и изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни в антропологии и пр.

Среди приведенных выше различий в теоретических подходах социологии и социальной антропологии особенно важное значение играет взгляд на человека и его культуру сквозь призму содержания или формы его деятельности. Данное различие фиксирует в себе едва уловимую и трудно постигаемую грань, которая разделяет между собой культуру и социальность.

Учитывая ограниченность того или иного подхода к изучению культуры, необходимо выработать такой подход, который бы позволил объединить познавательные возможности философии, антропологии и социологии как основных областей знания о культуре.

Таким образом, современное знание о культуре располагает множеством подходов к исследованию культуры и социологический (социология культуры) относится к числу наиболее разработанных подходов. Социологический подход нацелен на изучение социетальных связей и закономерностей культуры, а также на определение ее основных социальных функций — реализации социальной памяти общества, трансляции социального опыта, социализации и т.д.; при этом социологи используют преимущественно предметный, функциональный и институциональный методы анализа. Фролов С.С. Социология. М. 1994. С. 149.

Заключение

Из изложенного материала можно сделать следующие выводы.

7 стр., 3149 слов

Классический период развития социологии (XIX – начало XX)

... позитивная. Современный этап в развитии экономической социологии. Крупным вкладом в развитии индустриальной социологии было проведение в течение 1924-1932 гг. так называемого Хоторинского в социологии. Классический этап На протяжении ... государственные формы на три неправильных формы правления. Средние века. С точки зрения средневековых теологов, познание имеет одну цель (Бог, истина), но два ...

Культура — многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме и первоначально обозначал возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре).

Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Современное знание о культуре располагает множеством подходов к исследованию культуры и социологический (социология культуры) относится к числу наиболее разработанных подходов. Социологический подход нацелен на изучение социетальных связей и закономерностей культуры, а также на определение ее основных социальных функций — реализации социальной памяти общества, трансляции социального опыта, социализации и т.д. При этом социологи используют преимущественно предметный, функциональный и институциональный методы анализа.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsiologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-kulturyi/

1. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М. 2008. С. 416.

2. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. М.: КноРус. 2008. С. 512.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М.: Проспект. 2008. С.648.

4. Дробачева О. Социология в России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №8. С. 36-38.

5. Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280.

6. Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312.

7. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. С. 640.

8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Воскресенской Н.О. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. С.743.

9. Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31.

10. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. С. 407.

11. Сутягин В. Социальный конфликт // Конфликтология. 2008. №1. С. 36-39.

12. Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316.

13. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245.

14. Фролов С.С. Социология. М.: Наука. 1994. С. 256.

15. Экономический словарь / Под ред. Архипова А.И. М. Проспект. 2007. С. 624.