Социальная работа по месту жительства

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА:

НОРИЛЬСКИЙ ВАРИАНТ

Н. Клименко

(Россия)

Создание норильской модели системы социальных служб началось с педагогического осмысления опыта социального воспитания и привело к разработке основных направлений будущего эксперимента в микрорайоне № 5 г. Норильска.

Первоначальная программа деятельности социальных педагогов, их дислокация, содержание и формы деятельности, должностные обязанности были сориентированы на диагностические, организационные задачи.

Анализ практических усилий в предыдущие годы, организационно-методическое обеспечение будущей экспериментальной работы, серьезное изучение опыта ведущих педагогов страны (в частности, опыта А. С. Макаренко) применительно к условиям Крайнего Севера, наработки современных практиков в области социальной педагогики позволили в 1988-89 учебном году начать наш эксперимент.

Основным побудительным мотивом эксперимента послужило прежде всего осознание необходимости усиления педагогического влияния на социальную среду как (пока) стихийного, неорганизованного воспитательного фактора, особенно в плане оказания практической помощи семье в воспитании социально-деятельной, творческой личности. При этом было важно преодолеть имевшее место некоторое отчуждение общества и школы от семьи, включить её в воспитательный процесс через создание разнообразных открытых социальных структур по месту жительства.

Эксперимент преследовал цель создать семейно-соседскую общность жителей дома, двора для оказания реальной помощи семье вместе с повышением её ответственности за воспитание детей через развитие системы самоуправления по месту жительства.

Эксперимент был начат в довольно сложных условиях. Из 24 домов микрорайона 13 домов подлежали сносу, на их месте планировалось построить многоэтажные дома. Поэтому миграционные процессы, начавшиеся в микрорайоне, существенно осложнили экспериментальную работу. В новые дома переехали семьи со всего города, заново формировались семейно-соседские коллективы, группы общения ребят, разновозрастные объединения в домах.

Одновременно решалась задача создания коллектива социальных педагогов. Специалистов такого уровня педагогические вузы и училища прежде не готовили, поэтому необходимо было, делая упор на научно-методические семинары, деловые игры, самообразование, готовить социальных педагогов в процессе самого эксперимента.

Особой проблемой в развертывании экспериментальной работы было полное отсутствие какой-либо материальной базы. Возможно легче было бы сначала создать надлежащие условия, решить вопросы материально-технического и кадрового обеспечения и лишь потом начинать эксперимент в микрорайоне. Но мы пошли другим путем: обоснование идеи — её организационно-методическая проработка и практическая реализация.

16 стр., 7866 слов

Специфика работы социального педагога в детском доме

... жизни) в детских домах. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в детском доме 1.1 Характеристика образовательной системы детских домов Современное состояние детских домов ...

Уже в первые месяцы работы в результате проведения тщательной проверки микрорайона, изучения его воспитательных условий были обнаружены 18 использовавшихся не по назначению помещений. Для получения этих помещений были привлечены исполком, ремонтно-эксплуатационное управление, депутатская группа, родительская общественность и актив школьников.

Этот процесс одновременно явился для воспитателей, родителей, общественности микрорайона школой реального участия в управлении социальными процессами в микрорайоне.

Для более успешного развертывания различных форм социальной работы по месту жительства были созданы два клуба, что дало возможность дифференцировать и специализировать социальную работу. Молодежный клуб «Контакт» охватывал подростков и молодёжь микрорайона и был нацелен на осуществление коллективной программы деятельности школы совместно с базовым предприятием. Клуб «Радуга» ориентировался на различные формы работы с младшими детьми и их родителями. Социальная работа постепенно завоевывала свои права и авторитет у детей и семей, общественности, депутатов. О социальной работе в микрорайоне стали говорить как о важном и перспективном эксперименте города.

Вместе с тем мы видели, что потенциальные возможности социума были использованы лишь частично. Не удалось еще решить вопросы создания управленческих и координирующих структур, отработать взаимосвязи в социуме. Полностью отсутствовало взаимодействие школы и социальных педагогов. До формирования чувства единомышленников было далеко. Эта разобщенность создавала много проблем и сложностей.

Особенно трудно давалось финансирование и материально-техническое обеспечение. Выделенные исполкомом за два года эксперимента деньги из средств от квартплаты и аренды помещений не позволили должным образом развернуть работу.

Поэтому сама жизнь потребовала создания самостоятельного учреждения нового типа — Центра социального воспитания, который и был утвержден в 1990 году решением Норильского горисполкома.

Создание Центра социального воспитания позволило перевести эксперимент в иное качество.

Предстояло целенаправленно задействовать на решение задач социальной работы весь потенциал микрорайона, где проживает около 22 тысяч норильчан, работает 2 предприятия, 19 профессиональных воспитательных учреждений, 39 предприятий службы здравоохранения, быта и торговли, 12 культурно-досуговых, спортивных центров.

Социальными педагогами были разработаны проекты и программы, конечной целью которых в комплексе ставилось создание системы социальных служб в микрорайоне.

Эти программы предусматривали создание альтернативных воспитывающих структур: мини-детских садов и профильных дошкольных групп, школы социальной реабилитации для ребят с девиантным поведением, формирование нравственно-эстетического и физкультурно-оздоровительного комплексов, развитие самодеятельных формирований и трудовых объединений, кооперативных и коммерческих групп, а также информационной службы микрорайона. В разработке программ принимали участие небольшие исследовательские коллективы социальных педагогов. В программы были включены и вопросы научно-методического, организационно-кадрового, материально-финансового обеспечения.

15 стр., 7225 слов

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект ...

... Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре. Предметом дипломной работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах. Цель работы - показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. Поставленная ...

Стержневой линией программ было создание педагогически целесообразной системы помощи семье и личности.

Успешной реализации всех поставленных задач в значительной степени способствовал созданный коллектив социальных педагогов с довольно высоким образовательным уровнем. В этот коллектив входили более 70% социальных педагогов с высшим образованием, более 50% — с педагогическим.

В ходе эксперимента произошла определенная дифференциация в нашей социальной деятельности, так выделились:

  • социальный педагог семейного типа, организатор деятельности различных видов для населения (культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, производственной) и социальный работник управленческого звена.

С открытием школы социальной реабилитации добавился и социальный работник, специализирующийся по профилю работы с группами риска.

В качестве положительного фактора в нашей работе следует признать создание широкого актива добровольцев в жилых домах, что дало возможность включить в социальную работу практически всех жителей микрорайона как взрослых, так и детей, хорошо узнать семьи и оказывать им конкретную психолого-педагогическую и правовую помощь.

Признавая приоритетность семейного воспитания, его воздействия на процессы формирования личности, социальные педагоги начинают свою деятельность с диагностики семейно-бытовой микросреды, каждого дома. По специальным методикам они определяют асоциальные и функционально несостоятельные семьи, программируют возможные пути включения их в нормальную жизнедеятельность. К сожалению, в работе с трудными семьями не хватает еще профессионализма, специальных знаний и методик, недостаточны возможности административных, психолого-педагогических и правовых служб.

Определенных успехов удалось все же достичь в вовлечении социально благополучных семей в различные сферы деятельности по месту жительства. Созданные

в 35 домах микрорайона советы домов организуют участие взрослых жителей микрорайона в разнообразных мероприятиях. Формы такого участия очень разнообразны: это — семейные клубы, конкурс альбомов «Наша семья», праздники мам, пап, спортивные соревнования и др.

Постепенно расширялись и усложнялись функции социальных педагогов и социальных работников. Им приходилось с помощью местных властей решать и вопросы, например устройства ребенка из малообеспеченной семьи в детский сад, или установки телефонов инвалидам и больным.

Социальные педагоги находили благоприятные возможности для развития личности ребенка, реализации его интересов и способностей в неформальных условиях. Зачастую «серенькие», незаметные в школьных коллективах ребята именно в социуме проявляли себя как лидеры, как активные, творческие участники разнообразных дел, клубов, любительских объединений. Участие многочисленных добровольцев из жителей микрорайона позволили Центру социального воспитания создать более 80 кружков по интересам для детей различного возраста.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... из многодетной семьи; - изучить опыт социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в Орловской области на примере Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова. 1. Основы социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей, .1 Понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях Многодетной ...

Созданная нами система кружков отличается от обычно принятой во внешкольных и в ведомственных досуговых учреждениях тем, что мы предоставили возможность заниматься любимым делом всей семье и исходим при этом из потребностей жителей микрорайона. Родители вместе с детьми могут приходить на занятия кружка технического конструирования или кройки и шитья, они вместе учатся вязать, вышивать, мастерить, ухаживать за комнатными растениями и т. п.

Создаваемая нами модель социальных служб фактически включила в единую педагогически целесообразную систему как традиционные, так и альтернативные социальные институты, обеспечивающие комплексное воздействие на личность и семейно-бытовую среду в интересах жителей.

Постепенно в исследовательском коллективе созрела идея создать альтернативные формы дошкольного воспитания в микрорайоне. Появилась эта идея от сознания заорганизованности, малой эффективности, шаблонности воспитания в традиционных государственных дошкольных учреждениях.

Изучив мнение родителей, существующую систему дошкольного воспитания, ее положительные и отрицательные стороны, мы пришли к заключению, что альтернативный детский сад должен быть прежде всего приближен к месту жительства семьи. При этом наполняемость группы не должна превышать 7—8 малышей (группа разновозрастная, где вместе воспитывались бы дети из одной семьи).

Режим пребывания детей для удобства родителей может быть гибким. В основу работы группы детей были положены авторские воспитательные программы. Все исходные теоретические положения вошли в документ о комплексе детских садов по месту жительства, в котором были разработаны научно-методические, организационно-структурные, содержательные и финансовые аспекты создания и функционирования такого типа детских учреждений.

Существенно у нас изменилась и деятельность учреждений народного образования и культуры в результате объединения профессиональных возможностей и ориентации всей деятельности этих учреждений на удовлетворение эстетических интересов, потребностей семьи и личности в социуме. Фактически был основан нравственно-эстетический комплекс микрорайона, предусматривающий создание целенаправленной, целостной системы взаимосвязанных и взаимозависимых организаций. Это позволило начать поиск новых форм и методов культурно-эстетического воспитания детей, молодежи и взрослого населения микрорайона для более эффективного формирования и развития личности, ее творческих дарований в различных областях художественной деятельности. Опыт помог раскрыть большие резервы, необходимые для выявления способов укрепления и развития народных культурно-эстетических традиций через объединение усилий семьи, школы, неформальных объединений и творческих организаций.

В северном Норильске, где среднегодовая температура не превышает — 1°С, где 45 суток в году длится полярная ночь, часто свирепствуют бури, где на густонаселенный город сбрасываются тонны вредных веществ и копоти, приходится серьезно думать о здоровье людей. Совсем недавно норильчане узнали, что город занимает печальное первое место в списке экологически неблагоприятных регионов и городов страны.

Высокий уровень производственной деятельности жителей города сочетается с низкой двигательной активностью, большим количеством простудных заболевании, что усугубляет развитие патологических форм состояния организма. Поэтому не требует доказательств тот факт, что занятия физкультурой и спортом помогают укреплению защитных функций человека в условиях Крайнего Севера.

10 стр., 4765 слов

Отношение к детям в семье: от древности до наших дней

... отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям ...

Снизить влияние экологических и климатических факторов на здоровье и физическую активность детей — эта проблема, требующая пристального внимания со стороны социальных работников. В этих целях нами была разработана специальная программа деятельности физкультурно-оздоровительного, спортивного комплекса микрорайона. Одной из важных задач этого комплекса является—привить жителям навыки и привычки самостоятельно заниматься физкультурой, содействовать укреплению здоровья детей во внеурочное время, превратить спорт из дела избранных и наиболее способных в массовое движение за здоровый образ жизни.

Социальная работа в микросоциальной среде

Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.