Соотношение знания и мудрости в философии

Верхнесалдинский торгово-экономический техникум

Контрольная работа

Тема: Соотношение знания и мудрости в философии

Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия — “любовь к мудрости” (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость).

Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке — в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности.

Изначала термин «философия» означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Причем знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, знатоки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяло выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Следовательно, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Источниками философии являлись миф, религия, наука, жизненная мудрость, искусство.

Миф — одухотворение всего существующего. С духами (богами) связаны успех или неудача в деятельности людей, они добрые и злые. Форма существования и выражения мифов — сказания, которые содержали стремление человека, причины природных процессов, деятельность и поступки людей. Мифы закрепились в обрядах, верованиях, которые формировали традиции, обычаи, нормы поведения.

Религия — вера в существование идеальных, духовных сил, отделенных от природы и человека, управляющих ими. Способ существования религиозного мировоззрения — вера в бога как творца всего существующего, а также настроение характеризующее внутреннее состояние человека. Форма проявления религии — культ в виде ритуалов, обрядов.

Наука — теоретический метод исследования с помощью логического инструментария для обоснования определенного положения с целью освоения действительности. Науки: математика, физика, биология, химия и т.д. исходят из повседневного житейского опыта и социальных экспериментов (опыт имеет пределы), а философская мысль рассматривает мир за пределами человеческого опыта. Л. Фейербах «Философия — мать науки».

11 стр., 5373 слов

Философия управления человеческими ресурсами

... - управление внутри организации, управление человеческими ресурсами - на уровне «выше фирмы» (локальный / местный, региональный, национальный, международный). Кроме того, УП направлено на конкретного человека или человеческую группу, УЧР - на человеческие ресурсы, т.е. человеческие возможности. управление менеджмент человек ...

Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей (прекрасное, гармоническое, возвышенное, безобразное, комическое, трагическое), которые отражают эстетические потребности и способности, деятельность по их воплощению и освоению, эстетическое воспитание.

Житейская мудрость — набор оценок, правил, норм поведения, общения с другими людьми, возникает из наблюдений за окружающей действительностью, из опыта.

Основные темы философии являются: Бытие, человек, познание, ценности.

Бытие — совокупность объективная и субъективная реальность, все существующее в многообразии природных, духовных и социальных форм.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытие». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями как «действительность», «реальность».

По способу существования бытие разделяется на два мира: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира — могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны.

Физический, материальный, природный мир существует объективно независимо от сознания и воли людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, т. к. зависим от воли и сознания людей.

Человек — биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить, трудиться.

Человек обладает самыми разными признаками — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение, и ещё многое другое. Но какой из этих признаков отличительный? Платон в своих диалогах утверждает: человек — это «двуногое животное без перьев». Человек действительно, не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду основное — сущность человека. Как заметил Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда он теряет перья. А, по словам Ф.М. Достоевского, «… самое лучшее определение человека — это: существо на двух ногах и неблагодарное». Самый отличительный признак для человека — труд. Труд не просто отличительный, а сущностный признак человека.

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствие со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и самого начала выступает как коллективный, социальный. Каждый, как пчела в улей, должен пополнять своим вкладом материальные и духовные богатства общества. И. Фихте считал, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества. Человек есть воплощённый дух и одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи.

12 стр., 5597 слов

Проблема познания мира в философии

... познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Пример оптимистического взгляда на познание - позиция Г. Гегеля, выраженная в ... философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в ... полным сознанием скромности, ... проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания ...

Ещё Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым, подчёркивая наличие в нём двух начал: биологического и социального. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Итак, человек, представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Познание — процесс получения знания в целях обеспечения успеха практической деятельности.

Познание в самом общем виде можно интерпретировать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение действительности в его сознании. Конечным результатом такой деятельности является постоянно пополняющееся знание о мире. Познание человеком реальности осуществляется в различных видах. Наиболее значимые виды познавательной активности в настоящее время — обыденное познание, научное познание, а также философское и художественное. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. В основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

Концепции познания

* Материализм. Познание — это активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей;

  • Агностицизм (греч.- отрицание, gnosis — знание) — отрицание полностью или частично возможности познания мира;
  • Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс.

Ценности — понятия, обозначающие положительную или отрицательную значимость для человека каких — либо явлений природы, общества, идей, принципов или норм взаимоотношений в отличие от факта их существования (прекрасное — безобразное, добро — зло).

Философия — первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение понятийного мышления — мышления, которое оперирует понятиями, категориями.

В самом общем смысле философия — это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории — более общей теории не существует.

12 стр., 5813 слов

Философия объективного идеализма Г. Гегеля (1770–1831)

... метода познания, Гегель и создает свою философскую систему, в которой он воспроизводит процесс саморазвития объективной идеи и объективного духа. В силу этого и диалектика, и система философии, и ... идеальному миру. В этом сущность объективного идеализма философии Гегеля. Если бы этим исчерпывалась философия Гегеля, она бы была только мистической. Заслуга Гегеля заключается в том, что он, анализируя ...

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем.

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию — учение о бытие, гносеологию — учение о познании, аксиологию — учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря — материалистический и идеалистический.

Идеализм — учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая — объективный идеализм.

Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая — субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм — направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление — вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

Существует две разновидности философии: философия, как теория и философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания преобразования бытия и сознания.

Таким образом «философия» означала совокупность теоретических и практических, бытовых знаний, накопленных человечеством, которые охватывали не только практические наблюдения и выводы но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяло выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

философия познание материализм идеализм

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sootnoshenie-znaniya-i-mudrosti-v-filosofii/

18 стр., 8613 слов

Основные направления философии

... философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, ... атомистическое учение Левкипа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. ...

1.Основы современной философии. Ред. М.Н. Росенко. С-Пб:1997.

2.Филатов В. Научное познание и личность человека. М. 1989.

3.Философия. Губин В.Д. Т. Ю. Сидорина, П. П. Филатов. М. 2001.