Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты.
В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3-4-х до 7-8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра).
Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.
В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3-4 года; средняя — 4-5 лет; старшая — 6-7 лет; подготовительная — 7-8 лет.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Важной задачей специального дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В системе Министерства здравоохранения России имеются Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей от 2-х до 4-х лет с органическим поражением центральной нервной системы, специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).
Контрольная работа Рекомендации к обследованию детей в специальные учреждения
... умственно отсталых детей от детей с задержкой психического развития. Отбор детей в специализированные учебно-воспитательные учреждения Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями ... детей (2—6 лет) Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико ...
В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписин-дромом, с шизофреноподным синдромом, с нарушениями поведения и др.
Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной зашиты (специальные интернаты для инвалидов детства).
В эти учреждения принимаются дети с 4-х лет и воспитываются до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие навыков самообслуживания, адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков.
В последнее время во многих регионах нашей страны открываются для детей-инвалидов реабилитационные центры. [7, с 13]
2. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с учащимися в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Отбор детей в специальные учреждения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия [3, с. 220].
Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих).
Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.
Основными задачами специальных (коррекционных) школ VIII вида являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять — одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика [7, с. 112].
Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.
Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять — одиннадцать лет.
В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы и приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности — методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно [3, с. 221].
«Коррекционно-практическая направленность обучения естествознанию ...
... учителей коррекционных школ, а так же в работе учителей классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и ... аудиоаппаратура; - диапроектор; - эпидиаскоп; - приборы для наблюдения за погодой. дополнительные пособия - специальные карточки для проверки знаний; - карточки - загадки с ... Это обеспечивает стимуляцию компенсаторных процессов развития детей и формирование у них новых ...
Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально — бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.
Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения.
Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов [7, с. 213].
Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.
Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.
Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий.
К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляют учебные планы для конкретного периода.
Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится очень много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближенны к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. И заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе [3, с. 221].
Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида — это специальное учебное заведение для детей с нарушением умственного развития.
«Коррекционное обучение»
... помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками ...
В специальной (коррекционной) школе VIII вида обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основными задачами таких школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Заключение
Умственно отсталые дети — это дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности определяет три основные группы: 1) дебильность,2) имбецильность, 3) идиотия.
Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Для обучения детей и подростков в России действует широкая сеть специальных коррекционных учреждений.
В коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа.
В этих образовательных учреждениях дошкольникам оказывается комплексная помощь специалистов.
Воспитательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта нравственных качеств, выработку привычек правильного поведения.
Образовательные задачи направлены на формирование системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентироваться в нем.
Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению.
Дети с нарушением интеллекта поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется на основе специального образовательного стандарта.
Основными задачами таких школ является максимальное преодоление недостатков развития у детей, и подготовка их к участию в производственном труде.
интеллект коррекционный воспитание
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sistema-pomoschi-umstvenno-otstalyim-detyam-v-rossii-i-drugih-stranah/
— Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
— Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. — М., 1985.
— Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 400 с.
Готовность детей к обучению в школе, как педагогическая проблема
... готовности ребенка к школе. б) Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи детям. в) Изучить основные проблемы психологической готовности ребенка к обучению, выделить основные показатели психологической готовности к обучению в школе. Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе влияет на дальнейшее обучение ребенка. ...
-Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. -2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
-Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
— Специальное образование в России и за рубпежом./Малофеев Н.Н. — М.: Институт Коррекционной педагогики РАО, 1996.
— Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 2001.
— Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994.