Сенсорные системы

Придерживаясь когнитивного подхода к описанию психики, мы представляем человека как некую систему, обрабатывающую символы при решении своих задач, то можно представить и важнейшую черту индивидуальности человека — сенсорную организацию личности.

Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.

Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.

Главная особенность сенсорной организации человека — это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.

Что мы знаем о мире и о себе? Откуда получаем эти знания? Каким образом? Ответы на эти вопросы идут из глубины веков из колыбели всего живого.

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов

В данной работе мы раскроем основные физиологические особенности сенсорной системы.

Древние говорили, что «человек есть то, что он ест». Уже неоднократно отмечалось, что пища обеспечивает животный организм тремя жизненно важными потоками: вещества (необходимого для воспроизводства новых клеток), энергии (для обеспечения жизненно важных процессов жизнеобеспечения и борьбы за существование) и информации (как необходимого условия оставаться частью природы).

4 стр., 1874 слов

Человек как биосоциальная система

... к деятельности. Личность как социально типическая характеристика людей прошла, как известно, определенную ... личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью ... человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное ...

Все живое на Земле для осуществления своей жизнедеятельности нуждается в пище. Многочисленными научными исследователями доказано влияние питания на здоровье человека и продолжительность жизни. Это было известно и в глубокой древности. Древние медики (Гиппократ, Авиценна) уделяли большое внимание лечению питанием, лекарственными растениями.

В данной работе мы познакомимся с основными требованиями, которые необходимо предъявлять к пище, чтобы она способствовала укреплению организма и сохранению трудоспособности.

  1. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Сенсорные системы — это специализированные подсистемы нервной системы, обеспечивающие ей восприятие и ввод информации за счёт формирования субъективных ощущений на основе объективных раздражений. Сенсорные системы включают в себя периферические сенсорные рецепторы вместе со вспомогательными структурам (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и сенсорные нервные центры (низшие и высшие).

Низшие нервные центры трансформируют (перерабатывают) входящее сенсорное возбуждение в выходящее, а высшие нервные центры наряду с этой функцией образуют экранные структуры, формирующие нервную модель раздражения — сенсорный образ.

Можно сказать, что сенсорные системы — это «информационные входы» организма для восприятия им характеристик окружающей среды, а также характеристик внутренней среды самого организма.

Виды сенсорных систем

1. Слуховая. Адекватный раздражитель — звук.

2. Зрительная. Адекватный раздражитель — свет.

3. Вестибулярная. Адекватный раздражитель — гравитация, ускорение.

4. Вкусовая. Адекватный раздражитель — вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).

5. Обонятельная. Адекватный раздражитель — запах.

6. Кинестетическая = осязательная (тактильная) + температурная. Адекватный раздражитель — давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).

7. Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморасположение частей тела в пространстве, ощущение своего тела).

Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.

8. Мышечная (проприоцептивная).

Обеспечивает ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель — мышечное сокращение и растяжение сухожилий.

9. Болевая. Адекватный раздражитель — повреждение клеток, тканей или медиаторы боли.

1) Ноцицептивная (болевая).

2) Антиноцицептивная (обезболивающая).

10. Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т.п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза, и при этом она не обязательно порождает какие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.

Восприятие — это перевод характеристик внешнего раздражения во внутренние нервные коды, доступные для обработки и анализа нервной системой (кодирование), и построение нервной модели раздражителя (сенсорного образа).

11 стр., 5495 слов

Анализаторы виды, структура. Сенсорные системы человека

... Вывод: Сенсорная система = анализатор + система регуляции. 3) Сенсорные рецепторы Сенсорные рецепторы – специфические клетки, настроенные на восприятие различных раздражителей внешней и внутренней среды организма и обладающие высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Адекватный раздражитель – это раздражитель, дающий ...

Восприятие позволяет строить внутренний образ, отражающий существенные характеристики внешнего раздражителя. Внутренний сенсорный образ раздражителя — это нервная модель, состоящая из системы нервных клеток. Важно понять, что эта нервная модель не может полностью соответствовать реальному раздражителю и всегда будет отличаться от него хотя бы в некоторых деталях.

И.П. Павлов создал учение об анализаторах. Это упрощённое представление о восприятии. Он делил анализатор на 3 звена:

  • Периферическая часть (отдаленная) – это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.
  • Проводниковый отдел – это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.
  • Центральный отдел – это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.

Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.

Понятие сенсорная система шире, чем анализатор. Она включает в себя дополнительные приспособления, системы настройки и системы саморегуляции. Сенсорная система предусматривает обратную связь между мозговыми анализирующими структурами и воспринимающим рецептивным аппаратом. Для сенсорных систем характерен процесс адаптации к раздражению.

Адаптация – это процесс приспособления сенсорной системы и ее отдельных элементов к действию раздражителя.

Отличия между понятиями «сенсорная система» и «анализатор»

1. Сенсорная система активна, а не пассивна в передаче возбуждения.

2. В состав сенсорной системы входят вспомогательные структуры, обеспечивающие оптимальную настройку и работу рецепторов.

3. В состав сенсорной системы входят вспомогательные низшие нервные центры, которые не просто передают сенсорное возбуждение дальше, а меняют его характеристики и разделяют на несколько потоков, посылая их по разным направлениям.

4. Сенсорная система имеет обратные связи между последующими и предшествующими структурами, передающими сенсорное возбуждение.

5. Обработка и переработка сенсорного возбуждения происходит не только в коре головного мозга, но и в нижележащих

6. Сенсорная система активно подстраивается под восприятие раздражителя и приспосабливается к нему, т. е. происходит её адаптация.

7. Сенсорная система сложнее, чем анализатор.

2. ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего нас материального мира и внутренней среды организма. Органы чувств — это «окна», через которые внешний мир проникает в наше сознание. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация как самых примитивных, «животных» функций нашего организма, так и высших познавательных психических процессов человека, дающих ему неограниченную власть над природой.

Физиологическую основу ощущений и восприятий составляет деятельность сложных функциональных систем, включающих в себя периферические и центральные части нервной системы и называемых анализаторами.

17 стр., 8373 слов

Сенсорные системы человека

... частей сигнала. - Кодированием информации называют совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму - код. В сенсорной системе сигналы кодируются двоичным ... органов чувств (анализаторов), имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения соответственно требованиям окружающей среды, но и для полноценного развития человека. Органы ...

Сенсорная информация, которую мы получаем с помощью органов чувств (анализаторов), имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения соответственно требованиям окружающей среды. Сенсорная информация является и важным фактором развития ребенка.

В экспериментах на животных было показано, что их содержание в условиях сенсорного голода, т. е. в условиях ограниченного притока информации из окружающей среды, не только приводит к недоразвитию нервных клеток и мозговых структур, но и задерживает развитие организма в целом.

Один из крупнейших нейрофизиологов современности X. Дельгадо писал, что если развивающегося ребенка в течение нескольких лет лишать сенсорных раздражителей, то «такое существо было бы полностью лишено психических функций. Мозг его был бы пуст и лишен мыслей; оно не обладало бы памятью и было бы не способно понимать, что происходит вокруг. Созревая физически, оно оставалось бы интеллектуально столь же примитивным, как и в день своего рождения»

Многочисленные примеры из практики дефектологии показывают, что нормальное развитие ребенка, имеющего дефекты в развитии некоторых органов чувств, возможно только при самоотверженном труде педагогов, владеющих специальным образованием.

Важное значение в процессе обучения и воспитания детей с дефектами органов чувств имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся органов чувств. Известно, что у слепоглухих детей повышена чувствительность вкусового и обонятельного анализаторов. С помощью органов обоняния слепоглухие могут хорошо ориентироваться на местности и узнавать родственников и знакомых. Особое значение у таких детей и подростков приобретает кожный и двигательный анализаторы. Нервные импульсы от рецепторов кожи и мышц, возникающие у слепоглухих детей при ощупывании предметов руками, являются для них ведущим способом познания окружающего мира. Следует также отметить, что кожные и двигательные ощущения, т. е. осязание, имеют важное значение и для нормальных детей. Именно эти ощущения необходимы при выполнении сложных и тонких трудовых операций. Особую роль при этом играет рука, важное значение которой в познании окружающего мира было отмечено И. М. Сеченовым. «Рука не есть только хватательное орудие,— писал он,— свободный конец ее, ручная кисть, есть тонкий орган осязания и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение. Ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов — слепые читают по выпуклым буквам рукою; а двигатели руки, подобно двигателям глазного яблока, дают величину и положение покоящихся предметов относительно нашего тела, равно как пути и скорости двигающихся» .