Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. самооценка личность самоуверенность
В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».
1. Понятие «Самооценка»
Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.
Личность и индивид
... знании как условие нормального функционирования и развития современных социокультурных систем. 1.2. Личность, уровень развития в социальной среде Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, ...
По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок».
Но если обобщенная самооценка есть производная от отдельных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же индивид берет эту производную, какие особенности функционирования и строения эмоционально-оценочной системы делают возможной интеграцию частных самооценок в общее чувство положительности или отрицательности отношения индивида к собственной лихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении системы самоотношения. Наиболее простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок. Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект.
Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало.
Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, Р.Уайли пишет, что принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку.
Розенбергом была предложена, так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
2. Развитие личности
Самооценка младших школьников и пути ее формирования
... литературы по самооценке личности. 2. Изучение уровня самооценки младших школьников. 3. Разработка программы, направленной на формирование адекватной самооценки младших школьников. Гипотеза исследования: если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это ...
По литературным данным выделяют три основных понимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные теоретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение:
1) любовь к себе,
2) самоприятие,
3) чувство компетентности.
Эти понятия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различные процессы).
Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другое связано с эмоциональным чувством симпатии в собственный адрес. Самоприятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательно выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассматривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический» процесс, включающий в себя интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциально ориентированных теориях).
В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах. В подходах к самоотношению с точки зрения самоприятие последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Однако важнейшим аспектом этого процесса является чувство или переживание, приводящее к этому оцениванию. Так, например, К.Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие — приятие себя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Р. Уайли отмечает, что развести две эти характеристики в эксперименте крайне трудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно присутствует и общий уровень принятия или непринятия себя.
Однако, механизм формирования этих сторон отношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий. Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлены различные понимания содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое оказывается обладающим сложным строением, включавшим, по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. Наличие двух аспектов в общем самоотношении признается и некоторыми другими авторами — Так, С. Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разными формами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия, представляют из себя дна различных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивного опыта — аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя «хорошими».
Для большинства исследователей аффективный процесс — то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмоции. То есть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности. Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что «положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости». Здесь потенциально выделяются три характеристики самоотношення в качестве элементов его строения. Однако, оказывается, что третья характеристика — «чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) — является производными от общей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента: насколько он импонирует и какова его компетентность».
Особенности формирования самооценки у детей
... и развитие. Задачи: 1. Уточнить понятие самооценки, как составляющей личности в дошкольном возрасте. 2. Рассмотреть структуру и функции самооценки у дошкольников. 3. Раскрыть особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 4. Проанализировать ...
Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей:
Во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе:
Во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок. Но, как это не парадоксально, именно эти положения оказываются наименее эмпирически обоснованными.
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.
Проанализировав вышеизложенные подходы, автор курсовой работы придерживается следующей точки зрения: Существуют два уровня самоотношения — уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура самоотношения сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я». Самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. На формирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка — его семья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке — это частные самооценки.
3. Этапы становления самооценки
I. Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой.
Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...
... дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность ... личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное ... вмешательства взрослых»; досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я ... и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел ...
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.
II. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, то есть на три года меньше.
III. В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
IV. Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого чело-века, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, глав-ным образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.
Самооценка детей дошкольного возраста
... этой проблемы отечественными и зарубежными авторами. Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. ... взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, ...
V. Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста,- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.
Отрочество — как иногда называют подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами, при описании себя и других людей, подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения. Они включают в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека. В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности. По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за-тем черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
4.Самоуверенность
Самоуверенность (уверенность в себе) — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Самоуверенность характеризуется способностью в любой момент, в любой ситуации управлять своим состоянием, восприятием, внутренним согласием, а также убеждённостью в том, что эта способность присутствует в необходимом объёме.
Самоуверенность, как основу адекватного поведения, следует отличать от самонадеянности — чрезмерной, необоснованной уверенности в собственных силах, возможностях и сопутствующей удаче. Самонадеянность может приводить к негативной оценке индивида окружающими, возникновению затруднительных и опасных ситуаций.
Самооценка: понятие, сущность, развитие
... и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики "Я".У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть самодовольство, которое находит свое проявление в ... собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в ...
Основой для формирования оценок, сопутствующих самоуверенности, служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей).
Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т. д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Общая уверенность в себе представляет собой позитивную оценку собственных навыков и способностей и очень близка по смыслу концепту общей самоэффективности Альберта Бандуры. Социальная смелость является противоположностью социальным страхам и выражается в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые, в том числе и новые, социальные контакты. Инициатива в контактах заключается в готовности к такого рода контактам.
Уверенным в себе человек не рождается, уверенность вырабатывается с жизненным опытом, и на нее влияет все — качество окружения, готовность человека самосовершенствоваться и многое другое.
Уверенность в себе — хорошо это или плохо? Если говорить о моей точке зрения, то лучше быть чуть более уверенным в себе, чем неуверенно идти и пугаться всего — ответственности, знакомств, бизнеса, общения, трудностей, новых знаний и новых проблем. Каждое новое начинание, новый проект требуют подготовки и осмысления, оценки ресурсов, оценки знаний, навыков, и начинать проект лучше тогда, когда мы видим соответствие между требуемыми ресурсами и имеющимися в наличии. Точно так же можно оценивать и свои способности в любом деле, без различий в направлениях или процессах. Всегда можно напрячься и сделать чуть больше, чем вы планировали изначально, поэтому можно себе всегда ставить чуть завышенные планки. С другой стороны, если вам надо увеличить уверенность в себе, то постарайтесь реализовать несколько заведомо успешных проектов. После того, как вы с лёгкостью выполните поставленные задачи, ваша уверенность в себе, своих силах, возможностях, знаниях и навыках увеличится, и вы сможете с лёгкостью повысить свою планку, поставить более сложные цели.
Одно из лучших определений уверенности в себе состоит в том, что человек, уверенный в себе обладает некими качествами, навыками и способностями, и позитивно оценивая свои качества, способен к достижению важных для него целей и результатов. Одновременно с этим человек адекватно оценивает свои качества, без переоценки, самодовольства и ложной скромности. То есть человек считает себя способным на определённые действия и действительно на них способен.
Так же самоуверенность — это ложное приписывание себе несвойственных, ложных, выдуманных свойств, навыков или качеств. В данном случае может быть несколько аспектов. Чрезмерная самоуверенность может временно вводить окружающих в ложное представление о человеке, и самого человека вводить в истинное заблуждение относительно него самого. Именно так многие люди пускают пыль в глаза окружающим, а на поверку оказывается, что король абсолютно голый. Для создания впечатления окружающих о лицах публичных и политиках работают целые компании, отделы пиара, уверенность в себе создаётся годами усиленных тренировок и работает только на людях. Распознать таких людей весьма просто. Первая же стрессовая ситуация ввергает их в панику, шок или ступор. Первые же трудности, проблемы — выявляют в человеке все его срытые «червоточинки». мощью которых человек может стать увереннее.
Взаимосвязь черт личности и оценок окружающих людей
... личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности ... приводят к провалу (например, теория "черт лидерства"). Работы Г. Олпорта и его последователей оставили совершенно ... с практической точки зрения и то, что оценка индивида посредством личностных черт в наибольшей степени ...
Уверенный в себе человек будет одинаково действовать и в стрессовой и в обычной ситуации, даже можно сказать, что он будет менее эффективен в обычное время, ввиду отсутствия необходимости применять или прикладывать избыточные усилия. Существует проблемы ложной скромности, когда люде обладая выдающимися возможностями, способностями и знаниями ввиду недостаточной уверенностью в себе, и низкой самооценкой могут быть менее эффективны или признаны в своей профессиональной среде или общественной деятельности, просто в социуме. Уверенность в себе очень сильно связана с самооценкой. Адекватная и правильная самооценка однозначно увеличивают уверенность в себе.
Вывод
Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное — всегда возможен личный выбор человека.
Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:
- Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
- Текущие внушения.
Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
— Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
- Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
- Рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности — самооценка поднимается.
- Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
- Отношение человека к самому себе.
Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
- Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху!
— Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем.
Нравственное сознание, отношение и поведение
... выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Поведение человека ярко характеризует его нравственную культуру. Исходным элементом нравственного поведения является поступок, ...
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/samouvajenie-kak-stepen-samorazvitiya-lichnosti/
1.Дубровина И. В. Психология. — М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 — 157.)
2. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285 — 325.)
3. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 287 с.
4. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 — 403.)
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.