Развитие интеллектуальной активности у старших дошкольников

Содержание скрыть

Специфика развивающего образования в дош­ кольном возрасте определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.А. Петров ский и др.).

Первостепенное значение приобретает процесс развития таких качеств ребенка, которые обеспечивают становление базиса его личностной культуры. В свете этого особую значимость приобретает проблема форми­ рования у дошкольников интеллектуального развития, под влиянием которого он активно стремится к познанию, новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым результатам, не укладывающимся в рамки прежних практических или познавательных схем (Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, ЯЛ. Венгер, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, НЛ. Поддьяков, С.Л. Рубин­ штейн, Г.И. Щукина и др.).

Задачи умственного воспитания детей не сводятся только к

По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.П. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвящения — от дошкольных до университетов — отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, интеллектуального развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожец, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешне, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач.

5 стр., 2329 слов

Умственное воспитания ребенка

... методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда. Умственное развитие и умение мыслить ... Чтобы достигнуть коренного улучшения работы школы над развитием детей, надо раскрыть понятия "умственное развитие", "умственное воспитание", содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ...

В трудах отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божо­

I Теоретические аспекты развития интеллекта старших дошкольников.

Чтобы правильно понять смысл выбранной темы определимся с понятием, что такое интеллект. По определению энциклопедического словаря: интеллект — ( лат. — разумение, понимание, постижение) — разум, способность мыслить, проницательность совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. В современной западной психологи наиболее распространенной является прагматическая трактовка интеллекта как способности справляться с соответствующими знаниями, эффективно включаться в социальную жизнь, успешно приспособляться. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Содержательное определение самого интеллекта зависит от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

Интеллектуальное развитие

В подготовительной группе дети выполняют различные виды деятельности, здесь возрастает роль обучения. Они овладевают умениями заниматься, слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам. Возрастает интерес к коллективным формам трудовой деятельности и отдельным трудовым поручениям, имеющим общественную направленность, в результате чего формируется дисциплинированность и чувство ответственности за порученное дело.

Познавательная деятельность приобретает сложные формы. Восприятие становиться целенаправленным, точным и обобщенным. Развивается наблюдательность детей. Формируется важные сенсорные способности.

Совершенствуется фонематический слух детей, они хорошо различают звуки родной речи, могут правильно выделить их в слове, пользуясь средством интонационной выразительности. Развивается поэтический слух и чувство ритма.

Представления детей о мире становятся шире, разнообразнее и более обобщенными. Дети могут планировать свою деятельность, заранее предвидя ее результаты.

11 стр., 5468 слов

Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего ...

... выбранная для написания курсовой работы тема: «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» - является актуальной и требует дополнительного исследования. Необходимо установить, как влияют дидактические игры на развитие уровня мышления у старших дошкольников. Объект исследования, Предмет ...

В развитии мышления детей большое значение имеет использование схем, моделей. Дети осваивают логические операции, классификации и сериации, используют их для объединения предметов по общим существенным свойствам.

В результате обучения развивается произвольное запоминание и воспроизведение.

Достаточно хорошо овладевают всеми сторонами родного языка. Четко и правильно произносят все звуки, реже допускают грамматические ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов и падежных окончаний, приобретают большой словарный запас. Могут пересказать рассказы, сказки, описать свои впечатления от увиденного и т.д., обнаруживаются художественно-творческие способности; дети могут сами придумать стихи, загадки, сочинить сказку по аналогии со знакомым сюжетом.

Важно учитывать не только то, что 6-летние дети могут усвоить определенные знания и умения, но и то, каких физических и умственных сил от них требует.

В целом интеллектуальное развитие дошкольника предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия — интеллект и мышление — рассматриваются как синонимичные.

Так как одним из критериев интеллектуального развития дошкольника является развитие мышление, несколько слов о развитии мышления в дошкольном возрасте.

Мышление относится к одному из самых сложных психических про­цессов, являющихся предметом исследования ряда наук — от философии и логики до психологии и медицины. Сложность усугубляется и тем, что предметом исследование могут быть не только сами психические процессы, и не столько они, а также конечные результаты, продукты мышления, представленные в виде некоторых генеральных совокупностей на уровне как отдельного человека, так и групп и сообществ в це­лом.

Мышление — это высший психический процесс обобщенного и опо­средованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи).

Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами — восприятием, представ­лением, воображением, памятью, вниманием, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительно­сти.

II ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе развития педагогической науки одной из наиболее актуальных проблем является поиск путей развития, стимулирования и поддержания на достаточно высоком уровне интеллектуальной активности человека. Активность является определяющей характеристикой личности и выступает ведущим фактором в воспитании и обучении человека.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования интеллектуальной активности волновала многих ученых. Существует несколько трактовок данного понятия. Все они являются предметом споров и дискуссий, что говорит о значимости и недостаточной разработанности проблемы.

25 стр., 12006 слов

Исследование интеллектуального развития детей

... интеллектуального развития дошкольников; опираясь на полученные в ходе теоретического исследования знания подобрать методику исследования интеллекта детей дошкольного возраста и провести экспериментальную работу ... диагностики психического развития детей. ... интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. «Связанный» интеллект - это совокупность знаний и интеллектуальных навыков, ... и их развитие» ( ...

Так, в исследовании Л.С.Славиной термин «интеллектуальная активность» возникает в противовес понятию «интеллектуальная пассивность», когда первоклассник идет на любые ухищрения (подглядывает, угадывает), но не выполняет напрямую задания (например, арифметический счет).

В игровой ситуации он справляется с этим заданием успешно, но как только оно выступает перед ним как интеллектуальная задача, ребенок «уходит» от него.

Развитие детского интеллекта, по мнению Ж.Пиаже, осуществляется в процессе индивидуального взаимодействия ребенка с внешним, предметным миром. Встречаясь с новым для себя предметом, ребенок пытается действовать с ним при помощи имеющихся у него схем действий, изменяя, перестраивая и приспосабливая их к этому предмету. Так происходит обогащение содержания интеллекта, т.е. его количественное развитие.

Большое внимание Ж.Пиаже уделяет и качественному развитию интеллекта в онтогенезе, которое выражается в смене четырех периодов детского интеллекта и характеризуется как прогресс психологической обратимости, а также движение по параметру интериоризации. Так, в сенсомоторный период ребенок успешно действует с реальными предметами, в период подготовки и организации конкретных операций — с образами предметов, в период формальных операций — с понятиями, высказываниями.

Как результат взаимодействия ребенка со средой рассматривает развитие детского интеллекта А.Валлон, особо подчеркивая роль социального окружения ребенка в формировании его интеллекта. То или иное изменение внешней среды порождает, по мнению ученого, новые формы деятельности ребенка и способствует качественному развитию его интеллекта. А.Валлон обращает внимание на то, что две линии развития интеллекта — обогащение его содержания и качественные сдвиги (переход ребенка с одной стадии развития интеллекта на другую) — взаимодействуют и обусловливают друг друга. Переход на новый качественный уровень обеспечивает овладение ребенком новыми, специфическими для каждой стадии развития действиями.

Описанные выше подходы к пониманию детского интеллекта позволяют сделать вывод о том, что интеллект — это сложное образование, которое формируется прижизненно в ходе овладения ребенком социальным опытом.

Таким образом, в определении интеллекта основополагающими показателями являются активность субъекта, его деятельное отношение к исходно заданной ситуации, способность к ее преобразованию. Понятие же «интеллект» многие исследователи рассматривают как многомерное явление, которое оценивается по отдельным параметрам, составляющим модель интеллекта.

Анализ проведенных исследований по проблеме интеллектуальной активности человека показывает, что до настоящего времени нет единого мнения о ее содержании и внутренней структуре. Мы рассматриваем интеллектуальную активность детей дошкольного возраста как сложную много-уровневую структуру, важными подструктурами которой являются интеллект и эмоционально-чувственная сфера. В интеллектуальной активности старших дошкольников можно выделить ряд структурных компонентов, каждый из которых имеет показатели, присущие данному возрасту: эмоциональный компонент (положительный эмоциональный фон интеллектуальной деятельности), содержательный (наличие определенного объема знаний об окружающей действительности), мотивационный (сформированность познавательных мотивов интеллектуальной деятельности), процессуальный компонент (владение способами интеллектуальной деятельности).

11 стр., 5449 слов

Структура интеллекта детей с поврежденным психическим развитием

... клинико-психологическую характеристику детей с поврежденным психическим развитием . На основе имеющихся исследований описать особенности интеллектуального развития у детей с поврежденным психическим развитием . Описать и проанализировать основные направления психокоррекции. 1. Понятие интеллекта в детском возрасте ...

Интеллектуальная активность дошкольников развивается и проявляется в различных видах деятельности, но особую роль здесь играет познавательно-практическая деятельность, которая является специфически дошкольной. В процессе такой деятельности происходит непосредственное, естественное столкновение ребенка с предметами и явлениями окружающей среды, в результате чего, с одной стороны, расширяются и углубляются точные знания детей об окружающем мире, с другой стороны, возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, выступающие в форме вопросов.

В этом виде деятельности имеет место своеобразная форма практического размышления ребенка о том, что его окружает. В ходе манипулирования, предметной деятельности, экспериментов дошкольник практическим путем хотя бы на некоторое время удовлетворяет свою жажду познания.

Таким образом, можно говорить, что источником познавательно-практической деятельности служит познавательная потребность — состояние готовности к данной деятельности, которое предшествует ей и порождает ее. В возникновении познавательной потребности большую роль играет противоречие, которое обозначается различными учеными как:

несовпадение мысли о предмете с предметом (C.JI.Pyбинштейн);

  • несоответствие между исходными условиями и требованиями задачи (А.В.Брушлинский);
  • несоответствие используемых привычных способов действия требованиям задачи (А.М.Матюшкин);

две тесно связанные и вместе с тем противоречивые тенденции развития неопределенных знаний в определенные, превращения неясных знаний в ясные (Н.Н.Поддьяков);

несовпадение экстраполируемых характеристик чувственных впечатлений с реально получаемыми (С.Л.Смирнов);

противоречивое несоответствие реального и идеального состояний индивида (Е.В.Субботский).

Разрешение ребенком этих противоречий возможно через включение его в различные формы познавательно-практической деятельности.

Особое место в познавательно-практической деятельности занимает детское экспериментирование, значение которого подчеркивают многие ученые. Оно получило свое название по аналогии с экспериментированием взрослых, где явления изучаются путем их воспроизведения в специально созданных экспериментатором условиях.

В познании старшими дошкольниками окружающего мира велика роль элементарной поисковой деятельности, которую многие исследователи определяют как совместную деятельность взрослого и детей, направленную на решение познавательных задач проблемного характера и предусматривающую наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Ученые обращают внимание на то, что элементарность такой деятельности заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в том, что в процессе такой деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в преимущественном использовании бытового и игрового оборудования.

Все исследователи подчеркивают, что динамика поисковой деятельности проявляется в переходе от простого принятия задачи, поставленной перед дошкольниками, и ее решения с помощью взрослого к самостоятельному решению. Затем происходят самостоятельное выделение детьми задачи из жизненной ситуации и формулирование ее. В этом случае задача решается с помощью взрослого либо сверстников. В результате освоения приемов поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи и, пользуясь усвоенными способами действий, решать их.

18 стр., 8578 слов

Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

... противоречия путем поиска средств, обеспечивающих воспитание детей раннего возраста в предметной деятельности. Проблема исследования: Каковы особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста? Цель исследования:, Объект исследования, ... действий. В первые годы дошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра, рисование, конструирование (а также сходные ...

В ряду средств познавательно-практической деятельности дошкольников компьютер — универсальное информационное устройство, опосредующее интеллектуальный процесс оперирования информацией, необходимой для решения задач данного вида деятельности, которые выступают в качестве ее особых интеллектуальных средств. Следует подчеркнуть, что работа с компьютером дает толчок (импульс) к развитию новых форм и содержания данного вида детской деятельности, обогащает ее.

Как отмечают практики, использование компьютера способствует повышению у ребенка мотивации активного участия в процессе познания, вызывает у большинства детей энтузиазм, поддерживает у них стремление к постоянному улучшению результатов.

Следует отметить, что существуют различные точки зрения на возможности использования компьютера детьми дошкольного возраста.

Многие ученые обращают внимание на тот факт, что при использовании компьютера необходима организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей друг другом, поскольку дети, работая за компьютером, нуждаются в общении. Наиболее удачным оказывается попарно объединение детей.

Заключение.

В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия — интеллект и мышление — рассматриваются как синонимичные. А интеллектуальное развитие зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

К 6 до 7 годам продолжается физическое и умственное развитие ребенка. Наряду с общим ростом заметно усиливается регулирующая роль коры больших полушарий головного мозга, ее контролирующая функция по отношению к работе всех систем. Интенсивно развивается речь и начинает оказывать все большее влияние на деятельность организма и поведение ребенка. В дошкольном возрасте, одним из критериев интеллектуального развития детей, является развитие наглядно-действенного и образно — логического мышления.

Таким образом, взаимосвязь таких форм познавательно практической деятельности, как детское экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, наглядное моделирование, работа с компьютером, будет способствовав развитию у ребенка умений действовать с реальными прел метами, легко и свободно ориентироваться в многообразии окружающего предметного мира. Это позволит детям старшего дошкольного возраста накопить своеобразный житейский опыт, выражающийся в определенных знаниях, умениях, навыках, которые обеспечивают формирование интеллектуальной активности.

19 стр., 9173 слов

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

... эксперимент. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста 1.1 Сущность понятия сенсорное воспитание ребёнка Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание ...

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/razvitie-intellektualnoy-aktivnosti-u-starshih-doshkolnikov/

1. Усова А.П. Обучение в детском саду, М., Просвещение, 1970, с. 67.

2. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное воспитание, 1998, №2, с. 12.

3. Буркова Л. Воспитываем почемучек, Дошкольное воспитание, 1993, № 1, с. 4.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, — М. Просвещение, 1988, с.211.

5. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач. Кл – Дисс. канд. пед. Наук, — Екатеренбург, 1992, с. 145.

6. Костюк Г.С. Избранные психологические труды, М.,1998, с. 205.

7. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник, К,1996 с. 32,95.

8. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 с. 3-6.

9. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М., 1974 — с. 86.

10. ЛитвиненкоИ. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 22-24.

11. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа, К.,1974, с. 312.

12. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7-9.

13. Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975 — с. 8.

14. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996. — с. 176.

15. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К.,Радянська школа, 1985, с. 43.

16. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение,1993, с. 17.

17. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском садик, М., Просвещение, 1975, с. 114.

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1974, с. 65.

19. Ткачук Т. Радость познания, Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.7.

20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред Поддьякова Н.Н., М., 1984, с. 23., Приложение

1. Познавательные задания, используемые для развития познавательной активности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

1. У какого дерева белый ствол?

2. У какого цветка на стебле острые шипы?

3. Назови колючие кустарники.

4. Какие деревья не знают листопада?

5. Какое дерево похоже на ель, в чём их сходство и различие?

6. Какую птицу называют лесным «доктором»?

7. Какая птица любит воровать блестящие предметы?

8. Зачем дятлу нужен длинный клюв?

9. Кто носит на себе иголки?

10.Какой зверь любит лакомиться малиной?

11. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда?

2. Познавательные задания, которые используется на занятиях по грамоте.

1 . Назови слова, у которых один слог К (каша, калина).
15 стр., 7248 слов

Игра как средство воспитания во внеурочное время

... Крупская. Тема моей курсовой работы: «Игра как средство воспитания во внеурочное время», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка ... коллектив Внеурочная деятельность Игра – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к ...

2. Как зовут кошку, если первый звук её имени (М), а последний (А)?

3. Найдите в группе предметы, в названии которых есть звук У, О, И.

4. Составьте предложение из трёх слов. Все слова должны начинаться со звука (М).

5. Кто больше назовёт слов, которые начинаются на звуки Л, М, Н…

6. Какую букву нужно заменить в слове зуб, чтобы получилось название дерева?

7. Как записать словосочетание замёрзшая вода тремя буквами?

3. Познавательные задания, которые используются на занятиях по логике.

1. Кого в зоопарке больше: зверей или обезьян?

2. Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?

3. Во дворе ходили гуси. Саша насчитал у гусей 6 лап. Сколько гуляло гусей?

4. На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?

5. Кто громче замычит – петух или корова?

6. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?

7. Кто быстрее доплывёт до берега – утята или цыплята?

8. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?

Как один из компонентов формирующего эксперимента я использовала сюжетно – ролевые игр, т.к. ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность.

Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Тематика сюжетно – ролевых игр: «Детский сад», «Школа», «Фабрика», «Банк», «Поликлиника», «Армия».

Передовая педагогическая практика доказывает высокую эффективность использования дидактических игр и игровых ситуаций – именно они делают интересным процесс преподнесения и закрепления, предусмотренных программой знаний, облегчает восприятие и усвоение материала.

Дети работают без особенно напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях. В своём эксперименте я использовала некоторые из них.

1. «Что изменилось?»

Цель: учить детей ориентироваться в форме и композиции одновременно, пространственном расположении; воспитывать внимание, наблюдательность.

Материал: объёмные и плоские геометрические фигуры.

Ход игры

Дети стоят возле стола. Воспитатель с их помощью строит на столе постройку из объёмных геометрических фигур или складывает узор из плоскостных фигур. По его предложению ребёнок отходит от стола. Другие в это время изменяют постройку или узор (1-2 фигуры).

По сигналу ребёнок возвращается и определяет, что изменилось, называя фигуры и их пространственное расположение.

28 стр., 13611 слов

Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ...

... эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников ... художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию ...

2. «Разноцветные цепочки»

Цель: учить размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

Материал: флажки разных цветов: 4 красных, 4 синих, 2 зелёных. Таблички, на которых нарисованы в различном порядке круги разных цветов: 2 красных, 2 синих, 1 зелёный. Всего таких табличек может быть 5-7.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого необходимо выбрать 10 детей и поделить на две команды. Воспитатель раздаёт участникам игры цветные флажки: каждая команда получает 2 красных, 2 синих, 1 зелёный. Ребята с флажками стают лицом к воспитателю, проводящему игру. Он объясняет правила игры, согласно которым каждая команда быстро построится так, как нарисовано на картинке. Ведущий показывает детям одну из карточек с нарисованными кругами.

Когда обе команды построятся, воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Выигрывает та команда, которая построилась первой. Далее воспитатель показывает следующую табличку и игра продолжается.

3. «Стройка»

Материал: 1.3 игрушечные машины разных цветов. 2. 5 строительных деталей разного типа (4 куба, 4 бруска, 3 кирпичика, 3 арки и 1 башенка).

3. Схематическое изображение (с прорисовкой всех деталей) постройки (это могут быть ворота, дом, башня…).

4. 15 карточек на каждой из которых схематично изображена машина одного из имеющихся цветов и одна из деталей строительного набора.

Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в стройку. Нужно построить большие ворота. Дети с помощью воспитателя выбирают двух строителей и трёх водителей. Водители садятся каждый возле своего грузовика, а строители идут на строительную площадку. Воспитатель говорит, что сам он будет диспетчером, он будет показывать, какая машина будет ехать за строительным материалом и какую деталь везти строителям. Он показывает карточки с изображением машины. Ребёнок – шофёр, у которого машина совпадает с изображённой на карточке, должен поехать к месту, где лежит строительный материал и привезти строителям деталь, которая изображена на карточке вместе с машиной. Строители получают детали и начинают строить по схеме (схема постройки находится перед ними).

4. «Сочиняем сказку»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов., Материал: разноцветные кружки (по 3 кружка разных цветов на каждого ребёнка).

Ход игры

Дети получают цветные кружки. При первом проведении игры каждому ребёнку можно давать по 2 кружка, а в дальнейшем по 3. Кружки должны быть разных цветов.

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причём каждый придумывает сказку про своих героев. Детям даётся 5-7 минут для придумывания сказки. А затем начинает опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно сказать, соответствует ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересная и оригинальная каждая история, есть ли в ней описание персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в ней события.