Сходство и различие диалектики К. Маркса и Г. Гегеля

Введение

«Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития явлений природы, общества и мышления. Важно отметить, что диалектика — как материалистическая, так и идеалистическая, — есть методологический базис системного подхода, это философия современного системного подхода».

«В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых — суть понятия, умение оперировать которыми — большое искусство. «Традиционно диалектика в ее наиболее общем виде определяется как учение, рассматривающее все сферы реальности в движении, развитии, а предметы, явления реальности — как взаимосвязанные между собой. Диалектический взгляд на мир, таким образом, позволяет представить этот мир в качестве постоянно меняющегося; фрагменты его находятся в состоянии беспрерывного становления, взаимодействия, возникновения и исчезновения».

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

  • античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);
  • немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;
  • материалистическая, основы, которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т. к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая — материалистической диалектикой. В чем сходство и в чем различие между диалектикой Г. Гегеля и К. Маркса? На этот вопрос я постараюсь ответить в данной работе.

1. Диалектический метод Гегеля

Диалектическая философия Гегеля — первый этап развития диалектической философии. «Диалектика Гегеля выступает основополагающим пунктом философской методологии. Природа субъекта и объекта в познании является главной в гегелевской «Феноменологии духа», где персональный, олицетворенный дух предстает в форме общественного сознания, воплощение которого в научном виде может быть достигнуто путём его опредмечивания и снятии в объекте самого духа. Гегель рассматривает соотношения духа и созданного им исторического мира как разные стадии развития одного начала — субъекта познания. Благодаря этому субъект выступает как объективный дух, формой которого является активно развивающаяся историческая культура, т.е. рассматривая трансцендентальный субъект исторически, в гегелевской философии по существу рассматривалась история человечества в целом. В основе гегелевской методологии лежит диалектическое развитие духа, как субъекта через полагание им объекта и последующего снятие. В понятии объективного духа, формы которого предстают как искусство, религия, философия; и заключается главная идея — субъектом познания является не эмпирический индивид, а общество как носитель форм общественного сознания.

28 стр., 13998 слов

Становление и основные этапы развития философии

... характеризуется древнегреческая философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.). В ее многообразных формах в зародыше имелись ... в деталях, но в своей сущности полностью согласуется с научными взглядами космогонии XX в. Диалектика ... н.э.) Большими являются заслуги древних греков в развитии математики. Б. Рассел писал, что «искусство ... возникают и гибнут. Саму жизнь и дух первые греческие фило­софы рассматривали ...

Такая актуализация субъекта позволяет дать анализ всего разнообразия культурно-исторических форм как результата деятельности такого субъекта, выражающий свою неповторимость и своеобразие в предметах материальной и духовной культуры». Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. «Наука логики», основополагающее произведение Гегеля, многообразие и глубина содержания которого требуют неослабного внимания и осмысления и в немалой мере заслоняют выдающееся значение других его сочинений, непосредственно не связанных с проблематикой диалектической логики. Это, прежде всего «Философия права» и «Философия истории», в которых Гегель, философ, предпочитающий спекулятивную метафизическую тематику (об этом он заявляет в одном из своих писем), выступает как политический мыслитель, создатель собственной политической философии.

Исследователи философии Гегеля обычно цитируют его афоризм: «Сова Минервы вылетает только в сумерки». Смысл этого образного выражения таков — философия выступает на историческую авансцену лишь тогда, когда существующий общественный строй клонится к упадку или даже сходит с арены истории. Тем самым напрашивается вывод: философия не участвует в исторической борьбе, она лишь подводит итоги совершающемуся (или уже совершившемуся) историческому процессу. Философия, предвосхищая новое, способствует его становлению и утверждению.

Познание совпало с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано.

«Гегелевская диалектика — есть логика преобразующего отношения человека к окружающему миру. Говоря о мышлении, необходимым условием которого выступает возможность мыслительного акта, необходимо рассматривать характер взаимодействия между природой субъекта познания и окружающей средой, где непосредственно существует основание для всеобщего круговорота».

«Рассматривая соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, её инобытием или её иным воплощением».

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в её основе. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики:

11 стр., 5112 слов

Гегель о философии права

... праве. Метод философии права Гегеля В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, ... не является в учении Гегеля предметом философии права. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, ...

— Закон количественных и качественных изменений. Этот закон определяет, что любой предмет или явление существует в определённых количественных пределах (граница меры).

Как только эти пределы нарушаются предмет или явление переходит в новое качественное состояние. Дом, например, останется тем, чем он есть, вне зависимости от того будет ли он больше или меньше, также как и красное останется красным, будет ли оно светлее или темнее.

— Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон определяет, что в любом предмете, явлении, процессе, существуют противоположные стороны, противоречия. Например: «Северный полюс в магните не может быть без южного, а южный полюс соответственно не может быть без северного. Вообще противоположность имеет в качестве противостоящего себе не просто некое иное, но своё иное».

— Закон отрицания отрицания. В процессе развития, когда одна из противоположных сторон усиливается до границы меры и объект переходит в новое качественное состояние, это новое состояние отрицает прежнее, на новом уровне развития вновь возникают противоположности, одна из них усиливается, доходя до границы меры, вновь происходит переход к новому качественному состоянию, которое отрицает предыдущее. Тем самым происходит двойное диалектическое отрицание. Таким образом, развитие происходит по спирали. На каждом новом уровне сохраняются основы всех прежних уровней развития.

2. Диалектический метод Маркса

«Методология К. Маркса представляет собой комплексную систему методов. В основе методологии К. Маркса лежит им же разработанная материалистическая диалектика. Как известно, в основе идеализма лежит утверждение о первичности идеи, духа, сознания по отношению к бытию, материи; в основе материализма — соответственно, первичность материи, бытия по отношению к духу, идее, сознанию.

Материалистическая диалектика Маркса основана, в отличие от диалектики Гегеля, на аксиоме «общественное бытие определяет сознание», а не «сознание определяет бытие». В основе метода единства исторического и логического, используемого К. Марксом, с одной стороны, лежит диалектика Гегеля, с другой — материалистический тезис самого К. Маркса «общественное бытие определяет сознание»».

Диалектический метод К. Маркса в определениях диалектической философии есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций, но по своему существу диалектическим не являющийся.

Диалектический метод К. Маркса — специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам.

«К. Маркс также использует такие методы формальной логики, как индукцию и дедукцию, анализ и синтез, метод научной абстракции, а также сравнение, аналогию, гипотезу, доказательство и др. Приоритет диалектики позволяет усилить методы формальной логики, подчинить их диалектике».

6 стр., 2936 слов

Философия Г. Гегеля

... представлением о Боге. Диалектика Гегеля Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, ... в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии ...

Метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. К. Маркс дает концептуальное определение своего метода следующим образом: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно… В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…».

Итак, если важнейшим, глобальным итогом диалектики Маркса является диалектика буржуазного общества (не капитализма в целом), то основанием и, одновременно, содержанием ее являются:

  • диалектический метод Маркса,
  • основы материалистической теории познания,
  • основы диалектического материализма.

3. Сравнение

Диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской философии дана извращённая, мистифицированная картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Ценность гегелевской диалектики определялась содержащимися в ней гениальными мыслями о мире как саморазвивающемся поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего сущего.

Гегель не вмешивается в политику, Маркс же «замыкает» философию на классовую борьбу. В своей работе «К критике гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, — призывал Маркс, — как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».

Таким образом, диалектический материализм — это философское мировоззрение пролетариата, которое в корне противоположно гегелевскому диалектическому идеализму — мировоззрению буржуазии.

Применение диалектического материализма и вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, — вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку.

Заключение

диалектический гегель материалистический

11 стр., 5279 слов

Идея развития в философии. Диалектика. Маркс

... выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции и биологии. Конечно, идею развития нельзя рассматривать в отрыве от целей человеческой индивидуальности. В истории философии и ... множество противоречий при допущении развития. В познании противоречий проверяется мера соответствия человека требованиям Разума. Сложно объяснить способность человека к развитию. Развитие не есть что-то ...

Центральное место в немецкой классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно-обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.

Гегель же положил в основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд — Иммануил Кант.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/razlichie-gegelevskoy-i-marksistskoy-dialektiki/

1. А.В. Давыдов «Субъект познания в диалектике Гегеля», 2009, журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», г. Москва, С.58-61.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.: Проспект, 2003. с.137.

3. Ю.А.Фомина «Исследование теории К. Маркса», Москва, 2004, С. 22.

4. Давыдов О.Б. «Диалектика тождества и различия субъективности в философии Г.В. Гегеля», Журнал: «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики», 2011, г. Тамбов, С.77-79.