Организация труда практического психолога

Вопрос 1. Рабочее место психолога

Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики. Он должен состоять из нескольких комнат:

1. Рабочего кабинета психолога с сейфом для хранения материалов. Рабочее место психолога должно быть автоматизировано: персональный компьютер с программным обеспечением; фонд психологических методик; закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера; учебно-методические материалы (психологический календарь, почтовый ящик психолога, психологические советы дня — рекомендации для педагогов, родителей и учащихся разного возраста); тематический стенд по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии, обобщенные результаты работы — плакаты.

2. Операторского зала, куда помещают всю аппаратуру, обслуживающую сеансы психотерапии (аудиотехника; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционная аппаратура; проекционные материалы психотерапевтического характера; специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия).

3. Психотерапевтического зала — комнаты психологической разгрузки, для проведения психологической релаксации; снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки; индивидуального и группового психологического консультирования; психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; работы пункта, почты или телефона доверия. Это помещение должно быть оформлено в постельных тонах, успокаивающих оттенках зелёного и голубого в сочетании с тёплым бежевым либо желтым цветом. Плавные линии, не яркий свет, шумоизоляция. Всё это помогает клиенту отстраниться от текущих забот и расслабиться.

Не мало важную роль в кабинете психолога играют температура (оптимальной считается температура от 20єС до 22єС), наличие мебели, способствующей расслаблению (например мягкие удобные кресла с высокой спинкой), а так же интерьера, создающего иллюзию открытого пространства.

Однако наличие рабочего кабинета не означает, что большую часть рабочего времени психолог будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.

4 стр., 1860 слов

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

... ученых присоединить к физиологическому объяснению психологическое — особенно, когда предметом этого ... в-третьих, потому, что этой мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку ... роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. И. М. ... системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как ...

Вопрос 2. Планирование работы психолога

Прежде чем приниматься за работу, важно составить продуманный план действий. А чтобы составлен он был не на ровном месте, любой психолог должен провести все необходимые исследования и диагностику и иметь в голове детальную картину того, с чем придется работать. Это касается и детских психологов, и психологов на предприятиях, и тех, кто работает с семейными парами или индивидуально.

Существуют общие положения, касающиеся планирования работы психолога и относящиеся к специалистам узкой квалификации. Наиболее подробные планы касаются работы психологов педагогов, специалистов, занимающихся коррекцией детского и подросткового поведения. Вместе с тем каждый психолог может вносить в готовый план индивидуальные правки или самостоятельно разработать его с нуля на основе личных наблюдений и результатов исследований. Если план психолога включает такую составляющую, как мониторинг, то пункты его плана могут меняться в соответствии с новыми данными, получаемыми по завершении отведенного периода времени.

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана.

Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы учреждения: цели и задачи психологического сопровождения; выявление психологических причин трудностей; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами учреждения (школа, детский сад), представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения.

Календарные планы помогают практическому психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы.

В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы с учетом нормозатрат рабочего времени, предусмотренных нормативными документами. План должен включать следующие разделы:

  • название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа);
  • название форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы);
  • сроки их выполнения;
  • ответственные лица;
  • предполагаемые результаты.

Важно учесть как можно больше факторов и деталей, поскольку от грамотного планирования зависит эффективность работы и, что немаловажно, популярность психолога внутри коллектива.

Вопрос 3. Школьный психолог и его позиции

Выполняя функцию оптимизации совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса в школе, психолог занимает место посредника в системе взаимоотношений между ними. Он должен диагностировать состояние этой системы, улавливать вопросы, касающиеся условий ее функционирования, принимать определенные решения, строить стратегию и тактику их воплощения в жизнь. Это требует от психолога гуманистической позиции, ориентированной на человека и признающей ценность совместной деятельности. Являясь также участником этой деятельности, психолог гуманизирует ее, вносит свой специфический вклад — ориентирует на ребенка как на цель деятельности. Исходя из этой позиции, он строит свои отношения с окружающими, демонстрирует образцы ориентированного на ребенка поведения взрослого человека, реализует доверительный стиль общения, обменивается с участниками совместной деятельности «личностными вкладами».

4 стр., 1934 слов

Психика и деятельность

... психолога принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, ... в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность ...

Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Задачи, которые должен решать школьный психолог:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе.

Специфика задач и форм работы школьного психолога зависят от типа образовательного учреждения и актуальных проблем, стоящих в данный момент перед учреждением.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.

8 стр., 3848 слов

Использование проективных методик в работе с детьми.

... возможных агрессивно-авторитарных тенденций, а у ребенка - пассивно-оборонительных. Особого внимания в работе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известные техники «нарисуй дерево», « ... след временных, преходящих впечатлений. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого ...

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения.

Вопрос 4. Особенности организации практической деятельности психолога

Практическая психология — отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта.

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

10 стр., 4882 слов

Условия установления контакта психолога с клиентом

... с другой, – о готовности взять ответственность за собственную жизнь. В данном реферате я попробую разобрать проблему установления контакта психолога с клиентом, так как она является не маловажной для работы над проблемой клиента ...

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании, которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога. Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия. Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога.