Общение, как социально-психологическое явление

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты мне не интересен».

Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок.

В то же время роль безымянного винтика перестает удовлетворять человека, все сильнее и настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, то есть обнаруживается то, что А. Б. Добрович обозначил как «коммуникативная беспомощность».

В большой степени эта беспомощность характерна и для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных подразделений, которые должны максимально эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот в их постинтернатной жизни.

Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана.

Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными – это говорит о наличии коммуникативных проблем.

Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.

Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.

Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

10 стр., 4659 слов

Коммуникативная сторона общения

... Коммуникативные барьеры Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику межличностного общения. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии ... вмешиваются негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие барьеры ...

Цель работы: Изучить феномен общения, как социально-психологическое явление.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «общение», его виды и структуру.

2. Разработать памятку для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе»

Объект: межличностное взаимодействие.

Предмет: общение, как социально-психологическое явление.

1. Феномен общения в современной психологии

О бщение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Анализируя научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. [1; с. 30]

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общее как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

3 стр., 1467 слов

Общение как межличностное взаимодействие

... некоторый результат - изменение поведения в деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во ...

Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное деятельностью свободное общение».

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение, как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп – межгрупповое, в коллективе – межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.

А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

Точка зрения А.А.Леонтьева на « общение как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л.И.Анцыферовой и Л.С.Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.

Проблему общения исследовали и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П.Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта».

В.С.Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В.М.Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».

Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения. [2; с. 257]

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:

1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

3) общение – взаимодействие субъектов.

Многообразие научных подходов к феномену общения побуждает рассмотреть его с социологической и психологической сторон. Это даст нам возможность определить социально-педагогический статус общения как фактора формирования личности.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества.

8 стр., 3630 слов

Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера ...

... бытийной правде существования личности на земле. 1.1. К одной из таких книг относится и произведение Камю «Посторонний», о котором уже ... связь с другими Мерсо выбирает отрешенность, отделяется от общества, становится «чужаком». Его рассудок, кажется, поддернут легким туманом, ... формы, если она усложнена, «разорвана», значит это модернист, а если проста, если присуща ей некая цельность-реалист. ...

Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения.

Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. [4; с. 136]

2. Общение, как коммуникации

вербальную