Психология детей с ДЦП

Данная работа посвящена психологическим особенностям детей с ДЦП, проблемам, которые могут возникать при их социализации, воспитании и обучении.

Актуальность данной проблемы достаточно высокая как для России, так и для всего мира в целом. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек, пораженных церебральным параличом. В течение последних 40 лет во всем мире увеличивается численность детей, родившихся с диагнозом ДЦП. Нужно отметить, что в России эти цифры увеличиваются значительно быстрее, чем в западных странах. Если в США, согласно официальной статистике, на 1000 новорожденных отмечается 1-2 случая заболевания ДЦП, то в Российской Федерации этот показатель может достигать 6-8 случаев и более на 1000 родов.

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей с ДЦП. Определить специфику психолого-педагогической работы с дошкольниками страдающими ДЦП.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме ДЦП.

  2. Выявить причины возникновения ДЦП.

  3. Проанализировать психологические особенности детей с ДЦП.

  4. Определить направления психолого-педагогической работы с дошкольниками, страдающими ДЦП.

Для написания работы был использован опыт отечественных педагогов, психологов: М.Н. Назаровой, И.А. Смирновой, О.П. Раменской, Л.М. Шипицыной.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности).

4 стр., 1700 слов

Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

... факторов развития самосознания характерно не для всех старших дошкольников, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду - кризису семи лет. «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется ...

Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде).

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией. У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска.

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование речи.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется:

9 стр., 4123 слов

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной ...

... формирования, что может привести к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка, страдающего церебральным параличом. Кроме того, наличие двигательных дефектов создает предпосылки для особенностей развития познавательной деятельности детей, так как чувственное познание формируется ...

1. Неравномерно сниженным запасом сведений и представлений об окружающем. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДДП существенно нарушены.

2. Неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности, т. е. нарушением одних интеллектуальных функций, задержкой развития других и сохранностью третьих.

3. Выраженностью таких психоорганических проявлений как замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, у одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительно место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает

положение и движение органов артикуляции и конечностей.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.

4 стр., 1952 слов

Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

... 3. Определение исходных параметров социально-педагогического проекта и построение его оптимальной модели. Социально-педагогическое проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных ...

2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДЦП

Целями психолого-педагогической работы с детьми при ДЦП являются:

1. оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.

2. обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Коррекционная работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом психоречевого развития.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В раннем возрасте (от) года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от до 7 лет) — игровая деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

3 стр., 1456 слов

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего ...

... развития русских подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст ... поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической и специальной ...

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения.

  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия)

  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений

  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения)

  • формирование математических представлений

  • подготовка к овладению письмом

  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский церебральный паралич — это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что он не нуждается в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.

Система помощи детям с ДЦП в нашей стране предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы.

7 стр., 3163 слов

Педагогические условия экономического воспитания младших школьников

... исследования: изучение педагогических условий экономического воспитания младших школьников. Объект исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников. Предмет исследования: процесс экономического воспитания младших школьников в ... младших школьников основам экономики ориентировано на современный уровень развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей ...

В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. Создана сеть специализированных учреждений образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologicheskaya-diagnostika-detey-s-dtsp/

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989.

  2. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой, // Издательский дом «Академия» 2008.

  3. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.СПБ, 2003.

  4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. Составитель И. А. Смирнова / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1995.