Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

«Старший дошкольный возраст (5,5 — 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].

Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Воспитание психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание детей старшего дошкольного возраста, воспитывается в играх и на занятиях, проявляются по разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту.

Воспитание личности детей старшего дошкольного возраста, воспитание у него правильного отношения к окружающему — сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств [24].

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека.

Дети старшего дошкольного возраста впервые осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них, но и для других людей деятельность. Дети старшего дошкольного возраста как бы «выпадают» из привычной жизни и применяемой к ним педагогической системы, теряют интерес к дошкольным видам деятельности.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития детей старшего дошкольного возраста и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

«Старшие дошкольники старшего дошкольного возраста начинают осознавать свое место среди других людей, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей потребностям новой социальной роли» [17, с. 56].

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

18 стр., 8825 слов

«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного ...

... усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми. Проблема исследования В работе рассматривается проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это ... условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, ...

Особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что оно обеспечивает именно общее воспитание, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта детей старшего дошкольного возраста в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает воспитанию качеств, свойств психики детей старшего дошкольного возраста, которые определяют собой общий характер поведения, его отношение к себе и ко всему окружающему.

«В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п» [21, с. 29].

Дети старшего дошкольного возраста имеют относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей старшего дошкольного возраста и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту.

Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех старших дошкольников, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни» [13, с. 67].

Основой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

6 стр., 2887 слов

Упражнения в равновесии для детей старшего дошкольного возраста

... результаты у ребенка пяти-шестилетнего возраста возможно при помощи хорошего развития координации тонуса мышц. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия, направленные на развитие равновесия на ... Упражнение на развитие равновесия обеспечивает общеоздоровительный эффект, стимулирует деятельность ЦНС, сохраняет гибкость суставов, укрепляет мышц, способствует развитию, таких качеств ...

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания.

«Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание» [19, с. 186].

Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей старшего дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности [7, с. 57].

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией детей старшего дошкольного возраста); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10-15 минут).

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения. «В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются» [29, с. 164].

Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям старшего дошкольного возраста предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети старшего дошкольного возраста впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Для этой цели пользуются определёнными способами, которые он перенимает от взрослых. Возможности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте уже достаточно велики.

Но даже детям старшего дошкольного возраста еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Дети старшего дошкольного возраста лучше запоминают то, что для них представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления.

4 стр., 1557 слов

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям ...

... идеология семьи и ее особенности в России //ОНС: Обществ.науки и современность.-1997.-№2. С.185. 21. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): Дис. ...

Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Старшие дошкольники в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. «Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения» [27, с. 144]. Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

«В старшем дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности» [27, с. 144].

Одним из основных достижений детей старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что дети старшего дошкольного возраста начинают использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

В старшем дошкольном возрасте происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5-6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности [12].

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей.

В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находиться в непосредственной зависимости от развития речи детей старшего дошкольного возраста. Воображение в этом возрасте расширяет возможности детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности [11].

«Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта» [15, с. 175].

13 стр., 6028 слов

Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного ...

... литературе недостаточно разработана методика развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности. Это объясняется ее сложностью и отличием от традиционных форм, методов и средств обучения составлению повествовательных рассказов детей дошкольного возраста. Решение данной ...

Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.

«Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности» [15, с. 175]. Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

Именно игра вызывает качественные изменения в психике детей старшего дошкольного возраста. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.

Велика диагностическая роль игры. Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, а самое главное — определить его статус в детском коллективе.

Если дети старшего дошкольного возраста отказываются от общих игр или играет второстепенные в детской среде роли — это важный показатель какого-то социально-психологического неблагополучия.

Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет процесс приобщения к социальной жизни детей старшего дошкольного возраста. Здесь они получают представления о правах и обязанностях, учится согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

Развитие пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте достигает высокого уровня. Для детей старшего дошкольного возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей старшего дошкольного возраста указывают на расчленённость образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.