Теоретическая и практическая деятельность специалиста в настоящее время, в современных социальных условиях требует применения психологических познаний как при анализе психологических аспектов правовых явлений, — правосознания и правотворчества, так и в следственной и судебной деятельности, при проведении мероприятий по профилактике преступности и ресоциализации лиц, совершивших преступления.
Понимание закономерностей человеческой психики позволяет специалисту более эффективно организовать деятельность, психологически грамотно построить взаимоотношения с людьми, уяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Кроме того, ряд норм закона требует специального применения психологических знаний для анализа правозначных ситуаций.
Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности.
Сегодня ясно, что профессионально-психологическая подготовленность сотрудника — не просто желательная добавка к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального мастерства. Профессиональное мастерство сотрудника органов внутренних дел, как человека искушенного в юридических делах, органически включающих в себя человека и его психологию, складывается не только из специальной юридической обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. Если у него нет такой подготовленности, нет и подлинного мастерства.
Целью данной работы является изучение психологических аспектов в деятельности сотрудников ОВД.
1. Психологические особенности действий и деятельности
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно — отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Следует отметить, что об эмоциях как разновидности управляющих состоянием человека механизмов говорит не только А.Н. Леонтьев. Об этом писали 3. Фрейд, У. Кэннон, У. Джеме, Г. Ланге.
Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.
Особенности составления психологического портрета сотрудника ...
... Психологический портрет составлен профессионально, когда сотрудник изначально ориентируется на то, чтобы придать ему определённые характеристики, свойства. Для этого существуют некоторые правила. - Правило биографическое исходит из того, что психология человека на ...
Известно, что о личности мы судим по деятельности и поведению человека. Однако, как мы уже выяснили, деятельность человека зависит от обусловливающих ее мотивов. Поскольку деятельность человека характеризуется полимотивированностью, то мы можем говорить о существовании системы мотивов. Причем система мотивов одного человека будет отличаться от системы мотивов другого человека, поскольку люди отличаются друг от друга своей направленностью в деятельности. Система мотивов человека имеет иерархическую структуру. Эта структура у разных людей будет различна. В одном случае у человека будет один жизненно важный ведущий мотив. В других случаях может быть один, два и более ведущих мотивов. Ведущие мотивы могут различаться не только по своей сути, но и иметь различную силу. Для характеристики личности важно, какие мотивы используются в качестве фундамента всей системы мотивов. Это может быть всего один эгоистический мотив или целая система мотивов альтруистической направленности и т. д. Таким образом, мотивы, выступая в качестве источника деятельности человека, характеризуют его личность [1].
Другой вопрос — это вопрос о том, как образуются новые мотивы. При анализе деятельности единственный путь — это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, — в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Так, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей и притом, в основном, органических. Но в процессе деятельности круг потребностей, а, следовательно, и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены. В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм — это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив).
Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.
Из приведенного выше описания механизма формирования мотивов следует весьма значимый вывод в отношении развития психики. Если мы на предыдущих примерах показали, что мотив является побуждением к деятельности, т. е. формирует направленность деятельности и определенным образам ее регулирует, то можно сделать вывод о том, что мотив определяет и своеобразие личности, поскольку о человеке мы судим исходя из его поступков и результатов деятельности. Но если появление, или рождение, новых мотивов, определяющих закономерности проявления личностных черт, связано с деятельностью, то из этого следует, что деятельность влияет на развитие личности. Таким образом, характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его дальнейшего развития, т.е. мы приходим к основополагающей формулировке диалектического материализма о том, что бытие определяет сознание. Именно на этих принципах и строится психологическая теория деятельности [1].
психологический правоохранительный компетенция полиция
Существует еще один аспект деятельности, о котором мы не говорили, но именно он сыграл огромную роль в том, что психологическая теория деятельности на протяжении десятилетии являлась ведущей в советской психологии. До сих пор мы говорили лишь о практической деятельности, т.е. видимой для сторонних наблюдателей, но есть и другой вид деятельности — внутренняя деятельность. В чем состоят функции внутренней деятельности? Прежде всего, в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.
Индивидуальные качества и стиль деятельности человека
... мотивирована, кажущаяся не мотивированность деятельности означает лишь, что мотив скрыт. Говоря о деятельности человека необходимо отметить, что стиль деятельности любого человека зависит от его индивидуальных качеств. Индивидуальный стиль деятельности человека - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, ...
Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.
Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т.е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат [6, c. 58].
2. Психологическая структура правоохранительной деятельности
Психологическая структура правоохранительной деятельности может быть представлена в различном сочетании следующих основных компонентов:
1. Познавательно-прогностическая подструктура. Здесь основная роль принадлежит следующим сторонам — поисковой, реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления; вторая — текущий и завершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие; третья сторона — удостоверительная — это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму — протокол, постановление и т.д.
2. Коммуникативный компонент профессиональной деятельности юриста заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также, при необходимости, в оказании психотехнических воздействий. Многочисленные контакты работников правоохранительных органов с другими участниками деятельности и с третьими лицами представляют собой одно из основных средств достижения целей и решения задач правоохранительной деятельности, являются основой профессионализма сотрудника. Эти контакты называются профессиональным общением. Общение в работе органов правоохраны как особый вид профессиональной деятельности приобретает самостоятельный характер (например, выступление прокурора в суде).
3. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности следователя состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач (например, следственно-оперативной группой), а также в волевых действиях по самоорганизации и проведению конкретных следственных действий. Работник правоохранительных органов является центральной фигурой, главным действующим лицом в процессуальной деятельности. Решение о проведении тех или иных действий и деятельности в целом он принимает самостоятельно, несет полную ответственность за их законность и своевременность. Все остальные участники являются помощниками, выполняют действия по заданию и поручению следователя, но в пределах своей компетенции [1, c. 44-46]. Организаторские способности предполагают умение планировать процесс выполнения действий, предвидеть их результаты, сохранять самообладание в любых ситуациях и брать на себя ответственность за принимаемые решения организаторского и тактико-психологического характера.
Психологические аспекты деятельности органов прокуратуры
... вертикали"; б) осуществление профессиональной деятельности и взаимодействие с другими правоохранительными органами и судом; в) ... деятельности органов прокуратуры как важнейшего государственного института, признание ее особой социальной значимости и ценности могут выступать побудителем и мотиватором определенных действий ... что касается участия в них прокуроров и убедительности доказательной базы; ...
4. Социально-воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста выражает актуальность роли данной деятельности в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т.д. Основная цель следствия — не покарать за преступление, а перевоспитать человека. Поэтому воспитательное воздействие является неотъемлемой и обязательной функцией правоохранительной деятельности. Сила воспитательного воздействия определяется поведением самого сотрудника правоохранительных органов, подающего пример того, как необходимо действовать и находить правильные решения в сложных и неожиданных ситуациях. Здесь работник органов правоохраны личным примером побуждает остальных участников данного вида деятельности к добросовестному отношению при выполнении своих служебных обязанностей. Важным фактором, положительно влияющим на процесс воспитательного воздействия, является проявление вежливости в отношениях с людьми. Грубость, черствость, высокомерие, предвзятость, пренебрежительный тон отрицательно влияют на процесс воспитательного воздействия и недопустимы в данном виде деятельности [1, c. 48].
Социально-психологические особенности правоохранительной деятельности и особенности ее структуры позволяют более взвешенно, обоснованно и с четко обозначенной степенью достоверности подойти к решению практических вопросов профессионально-психологической подготовки специалистов для правоохранительных органов.
3. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел, К социально-психологическим особенностям профессиональной деятельности
1. Строгая правовая регламентация профессиональной деятельности. Ни один вид профессиональной деятельности не регламентирован так строго правовыми и моральными нормами, как деятельность органов правоохраны. Все профессиональные действия сотрудников этих органов имеют серьезные правовые и нравственные последствия, связанные с ущемлением конституционных прав граждан (например, задержание, проникновение в тайны их личной жизни, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).
Действия подобного рода непосредственно регулируются действующим законодательством, подзаконными актами и инструктивными материалами. Все это придает правоохранительной деятельности самостоятельный правовой характер, отличает от других видов профессиональной деятельности и предопределяет ее социально-психологическое содержание и своеобразие.
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она ...
Ненадлежащее выполнение сотрудником правоохранительных органов своих профессиональных действий или невыполнение их вообще является нарушением закона и влечет за собой повышенную ответственность (дисциплинарную, уголовную) за это. Поэтому каждый шаг, любое действие должны быть соотнесены с требованиями правовых и моральных норм, которыми регулируется данная деятельность, где установлен порядок проведения отдельных действий [4, c. 124].
Противодействие заинтересованных лиц — особая черта правоохранительной деятельности. В данной сфере деятельности подобное противодействие встречается довольно часто. Определенная группа людей, в отличие от большинства граждан, сочувственно относится к правонарушителям и их действиям, а потому заинтересована в неудаче проведения действий работниками правоохранительных органов по пресечению правонарушений, задержанию, разоблачению и наказанию виновных лиц. Такая заинтересованность проявляется чаще всего у правонарушителей, свидетелей, потерпевших, родственников и знакомых данных лиц и просто граждан, поведение которых не соответствует успеху в работе сотрудников правоохранительных органов.
Основной мотив поведения в подобной ситуации — боязнь мести со стороны правонарушителей и их пособников, нежелание ввязываться в процесс расследования.
Самым заинтересованным лицом является сам правонарушитель, который всеми силами старается оказать противодействие процессу его разоблачения и наказания. Арсенал средств и способов его противоборства ничем не ограничен. Он пускается на всевозможные хитрости, махинации, авантюры, подкуп, угрозы, на совершение новых, порой более тяжких, преступление. Тем самым он старается запутать следствие. Чтобы снизить и ликвидировать такую активность заинтересованных лиц, работнику правоохранительных органов необходимо иметь высокий уровень рефлексии и умение пользоваться рефлексивным управлением. Он обязан думать за себя и за других участников, знать и понимать их психические переживания, ход их мыслей и принимаемых решений, предвидеть их поступки и действия и с учетом этого использовать необходимые приемы, средства и способы регулирующего воздействия с целью корректировки их поведения и деятельности.
2. Властный характер профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Властные полномочия сотрудников правоохранительной деятельности — это предоставленное им право в необходимых случаях в целях охраны прав и законных интересов граждан, государства и общества вторгаться в личную жизнь людей, включая интимные ее стороны, входить в жилище и другие помещения, знакомиться и изымать корреспонденцию и иную письменную продукцию, накладывать арест на имущество и т. д. Все эти полномочия изложены в законе, основаны на законе и направлены, прежде всего, на защиту интересов и прав граждан.
3. Сохранение служебной тайны. Закон прямо предусматривает принятие мер к тому, чтобы не были разглашены выявленные обстоятельства интимной жизни участвующих в деле лиц (ст. 170 УПК РФ).
Ст. 139 УПК РФ указывает, что данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора в том объеме, в каком они признают это возможным. Эти меры предусмотрены потому, что разглашение данных может принести моральные и физические страдания людям, опорочить их в глазах других людей, причинить личные горести и другие тяжелые последствия и переживания. Ст. 310 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение данных предварительного следствия. Строгое соблюдение правил, обеспечивающих сохранение служебной тайны, является профессиональной обязанностью всех работников правоохранительных органов.
Методическая деятельность в профессиональной школе
... педагогического мастерства. Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность педагогов профессиональных школ. Задачи: 1) Рассмотреть сущность деятельности педагога; 2) Рассмотреть виды методической работы; 3) Определить уровни и формы осуществления методической работы. 1. Сущность методической деятельности педагога Методическая деятельность в полной мере ...
4. Разнообразный и творческий характер профессиональной деятельности. Вопросы и задачи, решаемые сотрудниками правоохранительных органов, носят самый разнообразный характер и относятся к различным сторонам общественной и личной жизни людей: это служебные, производственные, профессиональные, семейные и просто человеческие взаимоотношения. Приходится сталкиваться с людьми различной степени общей и профессиональной образованности, различным уровнем интеллектуального и культурного развития, неодинакового социального положения.
5. Экстремальный характер профессиональной деятельности. Экстремальный характер правоохранительной деятельности заключается в следующих основных моментах.
Во-первых, в дефиците времени, обусловленном требованиями закона оперативно вмешиваться в ситуацию правонарушения, быстро и полно исследовать обстоятельства дела, изобличить виновное лицо, придать его суду и подвергнуть наказанию. Закон предусматривает конкретные сроки выполнения отдельных следственных действий, мероприятий. Одновременно в производстве у следователя находится сразу несколько дел, которые требуют принятия неотложных мер: заканчиваются установленные законом сроки производства по делу — необходимо их продлить; истекает срок содержания под стражей — необходимо избрать другую меру пресечения или предъявить обвинение и т.д.
Кроме того, необходимо оперативно реагировать на сообщения граждан (например, о месте нахождения преступника, о нарушении порядка и т.д.).
Во-вторых, сотруднику правоохранительных органов приходится действовать в неблагоприятных внешних условиях (зной, стужа, снег, гололед и т.д.).
Эти условия оказывают воздействие, прежде всего на эмоциональную сферу сотрудника, активизируют ее, отрицательно влияют на процесс и результаты деятельности. Чтобы снизить вредные последствия влияния экстремальных факторов, необходима научно обоснованная организация труда, продуманная гигиена труда и отдыха [5, c. 69].
В-третьих, следователю нередко приходится сталкиваться с проявлениями агрессивных действий со стороны представителей преступного мира, с угрозами, что естественно вызывает у него опасения за свою жизнь и жизнь близких, ведущие к повышенной эмоциональной напряженности.
Перечисленные особенности профессиональной деятельности юриста являются фундаментальными, на основе которых производится структурно-психологический анализ и детализация процесса деятельности правоохранительных органов в целом.
4. Профессиограмма сотрудника полиции
Общие сведения о профессии. Обязанности: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта в условиях осложнения оперативной обстановки, а также при чрезвычайных событиях и в условиях чрезвычайного положения.
Психология характера
... к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера – ... структуру взглядов на психологию характера и выделить определённую типологию человеческого характера. Определенной научной значимостью отличаются выводы и положения курсовой работы, касающиеся основных проблем характера ...
Содержание деятельности. Содержание основных задач: обеспечение личной, имущественной, общественной безопасности граждан и правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, предупреждение и пресечение правонарушений; участие в раскрытии преступлений; оказание, в пределах своих полномочий, помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов; участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористами, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
Составляющие профессиональной деятельности: прогностическая (прогнозирование развития событий в напряженной и экстремальной ситуации, разработка плана, направленного на успешное задержание преступников), поисковая (наблюдение, подготовка, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, обнаружение, задержание и обыск подозреваемых), коммуникативная (беседы и убеждения нарушителей общественного порядка и участников массовых беспорядков), организационная (организация наблюдения, задержания подозреваемого в преступлении).
Общая и специальная подготовка: среднее специальное, среднее образование.
Профессиональное мастерство:
а) кроме знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, необходимы знания: правовых основ, принципов, приемов и методов проведения силовых операций; правил и инструкций, регламентирующих деятельность по задержанию подозреваемых и преступников;
б) необходимые умения: успешно решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; вступать в силовое (включая огневое) единоборство с преступниками; сохранять рабочее состояние в эмоционально напряженных условиях; принимать решения в условиях дефицита времени, информационной неопределенности, угрозы для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения; следить за сохранностью штатного оружия, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, состоянием специальной техники.
Социально-психологические факторы деятельности. Мотивационные аспекты: эффективность обусловлена стремлением работать в специальном подразделении милиции; выражено: чувство состязательности и активности в профессиональной деятельности; устойчивость к непрерывному поддержанию высокого уровня самоконтроля и самодисциплины. Социально-психологическая и профессиональная адаптация зависит от развития самоконтроля и саморегуляции. Ошибки в деятельности: незнание или пренебрежение мерами личной безопасности, пассивность и бесконтрольность в деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения.
Динамика психических состояний. Значительная динамика, возможность возникновения неблагоприятных психических состояний, выраженная зависимость результативности деятельности от психических состояний, а так же экстремальной подготовленности и комплексной социально-психологической защищенности [5].
Психологическая сущность маркетинга как особого вида социальной ...
... время она функционирует не очень активно, либо найдите промежуток временного затишья в деятельности выставки среди рабочего дня. Когда Вы будете показывать продавцам или агентам свой ... два важных аспекта процесса сбыта и постоянно помнить о них в своей деятельности. Вы предлагаете не просто свой товар или услугу, а предлагаете самого себя, ...
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
¦ грубость, невоспитанность;
- ¦ несамостоятельность в принятии решений;
- ¦ некритичное отношение к себе;
- ¦ импульсивность;
- ¦ раздражительность;
- ¦ агрессивность, враждебность;
- ¦ неумение хранить тайну.
Заключение
Специфика полицейской службы такова, что сотрудники нередко оказываются в экстремальных ситуациях. В определённом смысле — это норма. Хотя трудно считать нормой нахождение в непрерывном напряжении. Но приходится длительное время выполнять служебные обязанности в таком состоянии. Нередко бывает так, что сотрудник ОВД идёт на работу, зная, что его жена и дети остаются дома без защиты, а у задержанного им накануне бандита на свободе много подельников. Становится привычным садиться в машину и думать: а не заложена ли в ней взрывчатка, идти по улице и оглядываться, чтобы не воткнули в спину нож. Такую эмоционально-психологическую нагрузку могут выдержать только сильные духом люди, люди с крепким нравственным стержнем.
Таким образом, защищая других, сотрудники полиции ставят под угрозу свою жизнь, жизнь своих семей и всеми способами стараются служить на благо родины и государства.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psiholog-v-pravoohranitelnyih-organah/
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М.: -СПб: Питер, 2010.
2. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Экспериментальная юридическая психология. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология / Под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудника правоохранительных органов. Учебное пособие. — М.: Щит-М, 2004.
5. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.Н. Психология оперативно-розыскной деятельности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
6. Энциклопедия современной юридической психологии / Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко, 2002 г.
7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/05.php