Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
Мотивация педагогической деятельности, как и в целом, мотивация поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и немало значимых тем. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Чтобы определить, что именно влияет на выбор педагогической профессии и понять, какие факторы влияют на выбор профессии больше всего, был проведен анализ. Выяснилось, что на первом месте интерес к учебному предмету — 27,2%. Так же не маловажный фактор стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%.Далее желание обучать предмету — 16,2% , желание иметь образование — 13%, представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2%, осознание педагогических способностей — 6%, сложившиеся обстоятельства — 4%, стремление к материальной обеспеченности — 2,2%.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов. Вот выдержка из сочинения Н.А.Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: «Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение — все, что нужно для этого трудного дела… Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога… Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества…» [1].
Влияние самооценки подростков на мотивацию выбора их будущей профессии
... деятельности формирующейся и взрoслой личности, изучаeтся как динамичное образованиe, иерархически организoванная систeма, развивающаяся на протяжeнии жизнeнного пути пoд влиянием различных факторов (Е.П. Ильин) [8]. Обоснованы взаимoсвязи мотивации профeссионального выбора ...
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом во многом предопределяет и мотивы учения. Например, познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление выделиться среди сотрудников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны вышестоящих сотрудников, желание заслужить похвалу, получить повышение в должности в будущем.
Мы можем подразделить мотивы на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), а так же внешние и внутренние мотивы. Если цель деятельности и мотив совпадают, то педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а, следовательно, и продуктивно. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно, тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно они не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Например, учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые «держат» учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.
Развитие личности учителя в системе педагогического образования
Сегодня более тщательней рассматривают противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности будущих педагогов к выполнению ими своих профессиональных функций. Также необходимо понимать разницу между типовой системой подготовки и индивидуально-творческим характером деятельности учителя. На резкое снижение социального статуса и престижа педагогической профессии сильно влияет отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика, несоответствие системы подготовки учителя общественным потребностям и обострение образовательных проблем.
Что же необходимо для улучшения значимости профессии педагога и для качественного развития личности учителя? Направить обучение в образовательных учреждениях на более углубленное изучение культурно-образовательных потребностей личности и общества. Учитывая изменения экономики и рынка труда, стоит повысить гибкость общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования. Именно такие цели ставит многоуровневая структура педагогического образования.
Профессиональная деятельность и личность педагога
... своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии ... они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде "образа профессии", возникающего на ...
Многоуровневое педагогическое образование, которое предоставляет разные по срокам и содержанию обучение, реализует решение важных задач. Первая задача позволить личности (студенту) самостоятельно выбрать содержание и уровень получаемого образования и профессиональной подготовки удовлетворяющих личные, интеллектуальные, социальные и экономические потребности. Вторая задача в короткие сроки предоставить квалифицированного специалиста для общества (системе образования, школе).
Третья задача, для преподавательского корпуса (факультета, колледжа, университета, института) реализовывать научные и профессионально-педагогические возможности с большей полнотой.
Получение педагогического образования согласуется со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, которое достигается при условии овладения соответствующими программами. Многоуровневая структура педагогического образования позволяет каждому обучающемуся при необходимости приостановить обучение по достижении любого уровня, и затем продолжить на следующем уровне в любом учебном заведении аналогичного профиля.
Одной из первых целей педагогического образования, после введения многоуровневой структуры, является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.
Общекультурный блок, составляющий 25 % учебного времени, обеспечивает развитие мировоззрения учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения. Основываясь на общем образовании учителя овладеть практической педагогикой. Углубленное изучение учителем культуры, языков, искусства, различных способов деятельности требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-
Психолого-педагогический блок, составляющий 18% учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный.
Предметный блок, занимает наибольшую часть обучения ,это 57% учебного времени. Он ориентирован на более глубокое и расширенное изучение научного знания для развития личности учащихся, общения с ними, и для развернутого понимания общечеловеческой культуры. Этот блок содержит такие модули как общий, связанный с определенным направлением научных знаний (гуманитарные знания, естествознание и др.); интегрированный, объединяющий в единое целое те или иные отрасли научного направления; специальный — в конкретной области научного знания (узкий или широкий профиль).
Стержнем, проходящим через всю систему педагогического образования, является практическая деятельность студентов. Основываясь на практике, в обучении общечеловеческие и профессиональные ценности, становятся неотъемлемой частью личности учителя. Такого результата невозможно достичь только познавательной деятельностью. В каждом блоке многоуровневого образования существуют практические части. Каждый практикум различается своим содержанием. Они позволяют более углубленно, разнообразно и усиленно понять как применять полученные теоретические знания в различных ситуациях связанных непосредственно с педагогической деятельностью.
Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя
... педагогического руководства и их влияние на эффективность педагогического процесса. 2. Определить стиль педагогического руководства учителя. Методы исследования, База исследования – Глава 1. Зависимость педагогического процесса от стиля педагогического руководства учителя 1.1. Понятие педагогического общения и педагогического руководства., Позиция педагога Педагогическое ...
Реализация нового содержания педагогического образования требует решения задач, связанных с внедрением новых технологий обучения. Основу таких технологий составляет отход от массового, валового обучения. Основным условием развития аналитического, творческого мышления становится непременное участие студентов в научных исследованиях, разработке реальных психолого-педагогических проблем.
Для студента важно четко представлять цели и задачи своей деятельности. Он должен ясно видеть пути своего профессионального становления. Современное педагогическое образование способствует этому. Также оно помогает повысить роль студента в освоении своей профессии.
Современные методы обучения в системе педагогического образования повысили уровень готовности будущих педагогов к выполнению ими своих профессиональных функций. Так как многоуровневая система образования направлена на развитие мировоззрения учителя, педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, и практическую деятельность, будущие педагоги высоко квалифицированны и подготовлены к своей деятельности.
3.Профессиональный потенциал педагога
Профессиональный потенциал (от лат. potencia — обобщенная способность, возможность, сила) — главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств. (Смотреть приложение.)
4. Педагогическое мастерство.
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — учительское мастерство. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что (абсурдных определений нет) в любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
«Психолого-педагогическое образование родителей школьников ...
... в вузах – новые специальности их подготовки. Одной из профессиональных функций данных специалистов, в частности педагогов-психологов, является психолого-педагогическое образование родителей в новых социально-экономических условиях. Недостаточное, а порой ...