Творческий потенциал педагога

1. Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель

Личность педагога становится ключевым звеном в школьных изменениях. Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы.

Стратегическая программа совершенствования образования и воспитания ставит перед школой ряд важнейших задач, и среди них — психологическую готовность учителя к работе в новых условиях. она рассматривается в ряду факторов, связанных с установкой каждого члена коллектива на психологическую перестройку, с внедрением передового педагогического опыта, с его развитием. Одной из форм активизации психологической готовности учителя является интенсивность методической работы в школе.

Профессионально — педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно — политической, аналитической.

Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществляется методом моделирования, наблюдения за реальным учебно — воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно — воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого — педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

15 стр., 7489 слов

По биологии(переподготовка учителя биологии)

... методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий ... работы с учебником биологии на уроках. В условиях, когда учитель имеет возможность выбора из большого числа учебников, приходится констатировать факт, что работа с учебником, учебным ...

Эффективный способ работы лучших учителей должны находить распространения в системе подготовки, переподготовки, и повышения квалификации педагогических кадров, которая должна проходить на базе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и имеющих положительный результат. Такое «обучение действиям» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей.

2. Развитие творческого потенциала педагога

Изучение теоретико-методологических источников приводит к выводу, что термины «творческий потенциал личности» и «творческий потенциал педагога» не являются однозначно трактуемыми. Сопоставляя существующие определения, отметим их диапазон: от сведения творческого потенциала к способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик, от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой. Так, творческий потенциал может быть представлен интегративным качеством личности, отражающим развитие творческого мышления, познавательной самостоятельности и познавательного интереса. Или рассматриваться как интегративное качество, отражающее меру возможностей реализации творческих способностей и творческих сил личности в реальной образовательной практике, ориентированной на получение принципиально новых социально значимых, самостоятельно выработанных умений, навыков и способностей к действию и результату их реализации в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Он может оцениваться как совокупность биолого-физиологических показателей (природные задатки, состояние здоровья), психических свойств (нестандартность мышления, способность к самосовершенствованию), профессиональных характеристик (работоспособность, избирательный интерес к деятельности, увлеченность делом), в результате взаимодействия которых возникают одарённость и талантливость. В нём видят сложную интегральную личностно-деятельностную характеристику, присущую человеку, включающую в себя мотивационный, интеллектуальный, саморазвивающийся компоненты, в которых заложена совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления личностью творческой деятельности и достижений высокого уровня. Отражением изменений является саморазвивающийся компонент. Под творческим потенциалом понимают и систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость всему новому), позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Его характерной чертой является избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей, что выступает условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы. Существуют примеры сведения его сущности к единству черт творческой личности: смелость, оригинальность, спонтанность, чувство юмора, эстетическое чутьё, способность к игре, самопринятие, уверенность в своих силах и способностях, наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин, настойчивость в решении проблемы, склонность к самоанализу и др.. Многие исследователи опираются на оценку данной психолого-педагогической категории как динамической структуры личности, включающей комплекс способностей, проявляющихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении её развития. Проведённый анализ позволил нам определить творческий потенциал как составную часть личностного потенциала, демонстрирующую возможность творческой реализации человека в жизни и конкретной деятельности. В ряде указанных исследований подчёркнуто, что выявленные параметры с полным правом могут быть отнесены и к творческому потенциалу педагога, который является частью его личностно-профессионального потенциала, накапливаемого и развиваемого в течение жизни. Мы рассматриваем творческий потенциал педагога как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых профессиональных задач, влияющую на характер педагогической деятельности.

13 стр., 6316 слов

Педагог: профессия и личность

... гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к ... Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Педагогические специальности и ...

Существенную роль в методологическом обосновании играют методологические принципы. Их выбор имеет стратегическое значение. Они «определяют направленность, концептуальность исследований, а в конечном счёте их действенную значимость». Нами использован принцип детерминизма, при этом были учтены разные характеристики детерминации: динамичность, нелинейность и опосредованность детерминационных процессов. Одним из методологических принципов явился принцип историзма, позволяющий познать процессы и явления в соответствии с конкретными историческими условиями, их определяющими, выявить и осмыслить исторические предпосылки нынешнего состояния изучаемой проблемы, понять влияние конкретного исторического момента на содержание творческого потенциала педагога и т.д. Рассматривая историю предмета или процесса, мы сталкиваемся с категорией логического и отмечаем наличие принципа единства исторического и логического, что позволяет увидеть и обосновать закономерность возникновения тех или иных событий и явлений в конкретных исторических условиях, понять их отличительные особенности, выстроить логику исторической преемственности и развития. Учитывая то, что становление и развитие творческого потенциала педагога рассматриваются нами в системе непрерывного педагогического образования, мы включили в методологическое обоснование принципы непрерывности, преемственности, интегративности.

Непрерывный характер образования способствует тому, что не только получают огранку все структурные компоненты личности, но также возникают и начинают работать механизмы самообразования, самовоспитания, саморазвития, способствующие наиболее полному раскрытию индивидуальности каждого. Непрерывность предполагает преемственность, которая выступает как объективная необходимая связь между старым и новым в процессе развития. Принцип преемственности самым тесным образом сопряжён с принципом интегративности, предполагающим создание внутреннего единства и наличие процессов, препятствующих его нарушению. Во внимание принято и то, что отсутствие интегративных свойств непременно приведёт к распаду любой общности. Примером такой общности выступает система непрерывного педагогического образования. Непрерывность, преемственность, интегративность присутствуют и в модели исследуемых процессов, вписанных в профессионально-личностное становление и развитие педагога.

4 стр., 1731 слов

Педагог как субъект педагогической деятельности

... педагога. Глава 1. Педагог как субъект педагогической деятельности Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога ...

Главная стратегическая линия исследования становления и развития творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования — опора на системный подход как общенаучную методологическую основу. Общенаучное методологическое значение имеет и деятельностный подход, представленный нами как субъектно-деятельностный, что дополнительно подчеркнуло значимость субъектность педагога, принятой в качестве одной из ведущих идей разработанной концепции. В работе нами использован комплекс методологических подходов, позволивший расширить представление о сущностных характеристиках исследуемых феноменов. Его составили системный, гуманистический, аксиологический, культурологический, личностно ориентированный, субъектно-деятельностный, технологический и креативный подходы. Каждый из них и все они в своём единстве соответствуют гуманистической парадигме образования — императиву XXI столетия. На основе теоретического анализа и эмпирического опыта мы делаем вывод о том, что творческий потенциал педагога предстаёт как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием учащихся (воспитанников), организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством.

Включение в определение дефиниций «учащийся» и «воспитанник» позволяет отнести его к различным категориям педагогов. Представляемые характеристики творческого потенциала не противоречат профессиональным особенностям разных категорий педагогических работников. Творческий потенциал педагога является динамической личностной структурой, выраженной интеграцией трёх компонентов: ценностного, когнитивного, деятельностного. Не ставя перед собой задачи детализировать в автореферате все выявленные показатели, мы отмечаем ряд моментов. Педагогу, чья деятельность по определению является творческой, необходимо разобраться в ценностной природе самого творчества. Она заключается в возможности описания с позиций творчества (разного по природе, личностно-общественной окраске, масштабности, последствиям, оценке) всех трёх проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое, многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных связей. Процесс описания и представления ценностной картины мира может осуществляться с помощью констатации, переноса в новую реальность и интерпретации. Педагог способен и усиливать значение известных ранее ценностей, и формировать новые ценностные установки.

Креативность педагога проявляется в педагогическом творчестве. Понимание педагогом специфики творчества в своей профессиональной сфере предполагает наличие творчески ориентированного педагогического кругозора. В качестве его составляющих выступает знание: отечественных и зарубежных педагогических концепций, авторских школ, важнейшей компонентой которых является творчество, научных отраслей, связанных с проблемой творчества (креативная педагогика, креативная психология, креативная психопедагогика), творческого педагогического опыта, педагогического инструментария, способствующего творческому решению профессиональных задач. Здесь также правомочно назвать эрудицию, общекультурную и предметную компетентность педагога. творческий потенциал педагог

14 стр., 6910 слов

Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...

... организации занятости учащихся полезной деятельностью, направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ...

Важнейшим показателем творческого потенциала педагога выступают его творческие способности. К ним отнесены: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях схожих, свобода ассоциаций, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, способность к педагогической импровизации, творческие способности в коммуникативной сфере, способность включать обучающихся в решение учебно-воспитательных задач креативного характера, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение творчества педагога в творчестве воспитанника и творчества воспитанника в творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь.

3. Разработка практического задания по теме «23 февраля», КВН «А ну-ка, мальчики!», Вступление:

На страже Родины любимой родная армия стоит.

В бою за счастье человека — она надежный меч и щит.

Нашей Армии любимой День рожденья в феврале!

Слава ей непобедимой! Слава миру на земле!

Девочки.

Здравствуйте, Иван Иванович!

Учитель

Здравствуйте, девочки!

1-я девочка.

Ольга Владимировна, у нас так много гостей! Разве сегодня какой-то праздник?

Учитель

Конечно, девочки, сегодня праздник — День Защитника Отечества. В этот день в 1918 году войска российской армии взяли верх над германскими войсками, вступили в свой первый бой. И с тех пор день 23 февраля считается днем рождения нашей армии. А служить в армии — почетная обязанность. И вот все юноши, достигнув 18 лет, призываются на службу.

2-я девочка

Но мы не пригласили на праздник ни одного защитника. Кого же мы будем поздравлять?

Учитель

Наших мальчиков.

1-я девочка.

Мальчиков?! А их-то за что?

Учитель

А разве вы не знаете? Что 23 февраля поздравляют не только тех, кто служит сейчас в армии, кто раньше был солдатом, но и тех, кто в будущем будет защищать нашу Родину. Так вот сегодня мы будем поздравлять наших мальчишек.

Поздравление от девочек:

1. Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлем свои.

Для поздравленья есть причины

Ура! Защитники страны.

2. Когда на ваши потасовки

На переменах мы глядим,

Мы верим с вашей подготовкой

Страну всегда мы защитим.

3. Пускай под глазом зацветает

7 стр., 3372 слов

Социологическое исследование «Отношение студентов к службе в армии»

... службу солдат к новичкам. 8.Гипотеза исследования. Молодые люди, проходившие военную службу относятся к армии более положительно, считая что армия во многом поменяла их жизненные, взгляды в лучшую ... трудоустройства после службы в армии. Таким образом, в настоящее время Российская армия имеет достаточно много проблем. Молодежь не устраивают условия прохождения военной службы, призывники не видят ...

Синяк пурпурно-голубой.

В ученье тяжело бывает,

Гораздо легче будет бой.

4. Врагам там будет не до смеха:

Так угостят их молодцы!

Что, побросав свои доспехи,

Побегут во все концы.

5. А мы под вашею защитой

Вполне спокойно можем жить,

Пока крепки ваши мускулы,

Нам будет нечего тужить.

6. Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов,

От всех невзгод нас защищайте,

Но только, чур, без синяков.

7. Знаем мы , что вы достойны

Звания мужского- воины.

Для мужчины- дело чести

Защищать свое Отечество!

8. Мы мальчишек поздравляем

И здоровья им желаем.

Чтоб росли большими

И отличниками были

Выступление уч-ся 2 класса (Песня «Бравые солдаты»)

Учитель Сегодня мы проводим КВН между командами мальчиков, посвященный дню защитников Отечества. Командиры, сдайте рапорт о готовности своих команд к конкурсу! (Представление команды: название, девиз, рапорт.)

Конкурсная программа

1-й конкурс:

У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки. Две девочки по очереди зачитывают командам слова. Листы передаются в штаб (жюри), а команды, по очереди, совместно вспоминают и называют слова, которые были прочитаны. Жюри отмечает, все ли слова назвали?

1команде: танк, море, нарушитель, залп, окружение, медаль, капитан, пистолет, мина, победа.

2 команде: корабль, овраг, защитник, выстрел, атака, награда, командир, автомат, бомба, салют.

2-й конкурс:

Без какого специалиста не обходится ни одна армия? Конечно, без повара. И наш следующий конкурс — конкурс поваров. Вызываются по 2 человека от каждой команды. Каждая команда получает тарелку и набор карточек с названиями продуктов: мясо, картошка, капуста, фасоль, свёкла, морковь, лук, соль, сахар, уксус, перец, вермишель. Ваша задача — сварить флотский борщ. Выберите, что из предложенных продуктов, вы используете при приготовлении борща.

3-й конкурс: Шоферы

Известно, что любой мужчина хотел бы водить машину. В армии тоже есть особая категория — военные шоферы. Поглядим, есть ли у вас водительские способности. От каждой команды приглашаются по два участника. На полу ставятся две (четыре) одинаковые игрушечные машинки, к которым привязаны веревки с палочками на конце. По звуковому сигналу под музыку «Песенки шоферов» участники начинают наматывать веревку на палочку. Выигрывает тот, чья машинка первой приедет к финишу.

4-й конкурс:

Следующий конкурс — конкурс авиаконструкторов и летчиков. От каждой команды вызывается по 5 человек. Конкурс состоит из двух частей:

1) все участники обоих команд должны сконструировать свои самолёты. Оценивается скорость изготовления самолётов.

2) летные испытания на дальность и красоту полёта.

Выступают уч-ся 3-4 классов (Стихи)

5-й конкурс:

Приглашаются два участника из каждой команды.

  • Посмотрите внимательно друг на друга.

Встаньте спиной друг к другу.

3 стр., 1287 слов

Личность педагога-дефектолога в системе образования

... уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман. На современном этапе осуществляются попытки составить ... Р. О. Агавелян и др.). Общее представление о педагоге-дефектологе описано у Н. М. Назаровой: Мировоззрение педагога-дефектолога, Личностные качества, Социальная активность:, Требования к состоянию ...

Вам по очереди будут заданы вопросы, на которые нужно ответить.

  • Какого цвета рубашка на вашем сопернике?
  • Сколько пуговиц на пиджаке?
  • Какого цвета у вашего соперника глаза?
  • Что одето на ногах?

6-й конкурс:

7-й конкурс

Меткий стрелок всегда высоко ценился в армии. Поглядим, насколько вы меткие. Участвуют все члены команды. Соревнования по метанию гранат в цель (нужно попасть в ведро комками из газеты).

8-й конкурс:

Мы знаем, что все мальчики помогают своим мамам, вот мы и решили проверить, как у них это получается. Вам нужно завязать бант своей любимой сестрёнке.

9-й конкурс:

В армии каждый военнослужащий имеет воинское звание. Вот у вас, например, звание — капитан. А какие ещё воинские звания вы знаете? Капитаны по очереди называют воинские звания. Выигрывает тот, кто назовет больше.

10-й конкурс: Конкурс «Силачи». (Надо одной рукой сжать газету.)

Выступают уч-ся 3-4 классов (Песня)

Подведение итогов конкурсов и награждение победителей

Завершение праздника

Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех. , Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь: , Говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

Заключение

Нами создана теоретическая модель исследуемых процессов в контексте профессионально-личностного становления и развития педагога в системе непрерывного педагогического образования. Отметим, что в модели данная система представлена взаимосвязанными подсистемами-процессами. В основе модели — вертикаль движения от цели до результата с рядом смысловых компонентов (основные направления, содержание, приоритетные системы и технологии, приоритетные формы организации образовательного процесса, формы, способствующие творческому развитию педагога), соотнесённых с этапами непрерывного педагогического образования. В качестве цели и прогнозируемого результата выступает творческий потенциал педагога как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых профессиональных задач, как основа его творческой самореализации и творческого роста, как динамическая личностная структура, выраженная интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Наука рассматривает потенциал личности как скрытые, неиспользованные в различных областях жизнедеятельности резервы, как основу её гармоничного развития и как предпосылку профессиональной компетентности. Потенциал может быть рассмотрен и с позиции прошлого, и с позиции настоящего. В первом случае он выступает как единство реальных сил, накопленных личностью в процессе её становления и развития, во втором акцент делается на процессе актуализации наличных возможностей их применения. Потенциал личности не является чем-то однородным, скорее, он представляет собой совокупность нескольких потенциалов. Между ними существует взаимозависимость, а ряд элементов присутствует в характеристике каждого из них. Творческий потенциал рассматривается как составная часть личностного потенциала, как основа творческой реализации человека в жизни и конкретной деятельности. Творческий потенциал педагога предстаёт как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых профессиональных задач, творческой самореализации и творческого роста. Творческий потенциал педагога не является возникшим раз и навсегда образованием, он находится в постоянном развитии. Его структура многопланова и включает в себя элементы, отражающие его ценностные, когнитивные характеристики, а также элементы, способствующие переводу потенциала в актуальное состояние и творческой организации педагогом своей профессиональной деятельности. Становление и развитие творческого потенциала педагога — сложное соединение обязательного и вариативного, типичного и присущего только конкретной личности, конкретному человеку. Концепция становления и развития творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования представляет собой совокупность теоретико-методологических обоснований сущности рассматриваемых феноменов и опирается в качестве ведущих идей на идеи ценностной обусловленности исследуемых процессов и субъектности педагога. Становлению и развитию творческого потенциала способствуют активная жизненная позиция педагога, его стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Организуемый на ценностно-творческой основе образовательный процесс и осуществляемая на этой же основе профессиональная деятельность учителей школы, преподавателей вуза и педагогов системы повышения квалификации оказывает положительное влияние на освоение учащимися соответствующего опыта, на становление и совершенствование их как творческой личности, формирование у них творческой профессиональной позиции.

4 стр., 1693 слов

Этический кодекс педагога — психолога службы практической ...

... и действующим Российским законодательством, Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике ... лицам и (или) учреждениям. З. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно ...

Гуманная, инновационно-развивающаяся творческая среда стимулирует становление и развитие творческого потенциала педагога и в целом его становление и развитие как творческой личности. Модель становления и развития творческого потенциала педагога в контексте его профессионально-личностного становления и развития, представленная как совокупность однотипных элементов, конкретизированных под этап непрерывного педагогического образования, где непосредственно происходит их реализация, эффективна в целостной системе непрерывного педагогического образования. Действенности модели содействует учёт выявленных закономерностей, тенденций, принципов, условий исследуемых процессов. Системы работы, направленные на обеспечение становления и развития творческого потенциала педагога, могут быть рассмотрены с двух позиций. Во-первых, как самодостаточные системы, разработанные под конкретный этап непрерывного педагогического образования. Во-вторых, как системы, отличающиеся преемственностью, которая проявляется в принятой основе (гуманистическая парадигма), в целевых установках, в подходах к организации, в используемых средствах, методах, формах, в реализации творческого сопровождения.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/professionalnyiy-potentsial-pedagoga/

1. Н.В. Мартишина, «Становление творческого потенциала личности будущего педагога на этапе допрофессиональной подготовки», «Известия Российской Академии образования», 2006 год.

2. Н.В. Мартишина, «Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога», «Педагогическое образование и наука», 2007 год.

36 стр., 17834 слов

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей ...

... работе педагоги-хореографы. Гипотеза исследования: предполагается, что включение в занятия по современной хореографии элементов импровизации, значительно повысит степень развития творческого потенциала у детей ... танца ("грязных танцев") и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие российское (советское) хореографическое образование ...

3. М. Васильева, Т.О. Юнг, «О развитии творческого потенциала дошкольников», «Воспитание», 2006 год.

4. М.А. Гусакова, «Аппликация» Уч.пособие для студ.учил. по спец. 2002 «Дошкол.воспит.» и 2010 «Воспитание в дошкол.учрежден.», Москва, Просвещение, 2002-2010 гг..

5. Е. Каратаева, «Творческая педагогика», Москва, 2006 год.

6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей» под ред.Л.В. Руссакова, Москва, «Просвещение», 2005 год.

7. Художественное творчество в детском саду под ред.Н.А. Ветлугиной, Москва, «Педагогика», 1999 год.

8. «Эстетическое воспитание молодежи» под ред.Н.А. Ветлугиной, Москва, «Педагогика, 2000 год.