Введение
Проективные методики находят применение сейчас во многих областях общей и прикладной психологии. Вместе с тем вопрос об их теоретической обоснованности до сих пор остается дискуссионным.
Интерес к проективной теории и методологии, как и постановка проблемы обоснования проективного экспериментирования, объясняется историей развития проективной техники. Методики создавались в разное время, на протяжении почти пятидесяти лет, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных концепций. Кроме того, их возникновение было связано с потребностями сугубо клинической психологии, т.е. отвечало довольно узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности. Последнее означает не столько направленность проективных методик на выявление тех или иных аномалий личности, сколько способность методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности.
Со временем, однако, методики начинают использоваться более широко как средства диагностики, прежде всего индивидуальных особенностей личности. Такая переориентированность, расширение сферы применения проективных методик с необходимостью повлекла за собой процесс их теоретической и методологической рефлексии: поиск наиболее общих принципов и понятий, анализ категориальной системы с целью доказательства ее внутренней непротиворечивости и т.д. Решение этих задач и составляет содержание исследований, направленных на обоснование проективного метода.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие проективной техники
Проективные техники — методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция — особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Можно говорить о трех источниках проективного метода:
- холистической психологии,
- психоанализе
- и экспериментальных исследованиях New Look.
Из категориального аппарата этих направлений проективная психология заимствовала свои основные понятия, под их влиянием складывались общие принципы проективного исследования и частные схемы анализа результатов. Вместе с тем это обусловило и определенный методологический эклектицизм проективной психологии, недостаточную четкость, приблизительность многих ее постулатов. Цель последующего изложения как раз и состоит в том, чтобы выявить вклад указанных психологических направлений в формирование понятийной системы проективного метода.
Изучение проблем личности в социальной психологии
... – методики исследования проблем личности. Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии; исследовать проблемы личности в социальной психологии; изучить ...
Проекция как психологический феномен
Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894).
Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением, и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с З. Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму проекции. Основоположник психоанализа в своей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать (выделено мною — Л.Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.
Точности ради отметим, что в работах З. Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также «принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Однако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».
Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической проекции. В этой работе Дж. Халперн оценивал испытуемых по специально созданной шкале, определяющей «защищенность» от полового возбуждения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать «самого неприятного». На следующем этапе обследуемым были предложены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного «неприятного субъекта» по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возникновение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на неприятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого человека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека.
«Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет З. Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекцией». Прав Т. Шибутани, писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.
Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя наличие негативных черт, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение.
Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому не случайно некоторыми психологами полагается в качестве единственно обоснованного.
Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. «Артистической проекцией» было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.
Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит оправдание. Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности. Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г=0,62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например, недисциплинированности. Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают».
Проективные методики, их виды и характеристика
Д. Холмс, подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие-отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции (см. табл. 1).
Таблица 1. Виды проекции и их классификация по двум измерениям
Осознание субъектом проецируемой черты |
Наличие у субъекта проецируемой черты |
Отсутствие у субъекта проецируемой черты |
|
Субъект не осознает собственную черту |
Симилятивная проекция |
Проекция Панглосса или Кассандры |
|
Субъект осознает собственную черту |
Атрибутивная проекция |
Комплементарная проекция |
|
Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию, но, по Д. Холмсу, строгого экспериментального подтверждения не получила (действительно, очень трудно доказать, что обследуемый не имеет представления об определенных, ему присущих чертах личности).
Проекция, названная в честь Панглосса и Кассандры, может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». (Это результат работы одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению способа поведения, противоположного вытесненному стремлению. Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.)
Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем, агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. Еще раз подчеркнем, что экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция — приписывание имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты.
Роль стимула в проективных методиках
спецификой проективных методик
Из классических психологических исследований хорошо известно, что восприятие не может быть исключительно связано со стимулом. В разработке и использовании проективных методов, особенно на ранних этапах, полагалось, что неструктурированные стимулы способствуют в наибольшей степени проявлению индивидуального в восприятии. Из этого делался вывод о том, что чем менее структурирован стимул, тем ярче в процессе его интерпретации проявляется личность. С таким пониманием проективного процесса возможно встретиться и сегодня. Однако нельзя признать состоятельной попытку «подключить» личность в качестве единственного фактора в проективных методиках. Исследования показывают, что результаты, получаемые с помощью проективных методик, зависимы от используемой стимуляции. Известно немало работ, показывающих, что наиболее часто встречающиеся ответы на роршаховские таблицы, а также сходные темы в рассказах по картинкам ТАТ обусловлены прежде всего особенностями стимуляции и не имеют личностного значения. В связи с этим интересны и показательны результаты изучения сопутствующего значения стимулов методики Роршаха с помощью семантического дифференциала. Оказывается, что каждая таблица-стимул обладает особым значением.
Табл. I — уродливый, грязный, жестокий, огромный, сильный, грубый, активный, гневный.
Табл. П — счастливый, сильный, активный, быстрый.
Табл. III — хороший, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый.
Табл. IV — плохой, грязный, жестокий, сильный, тяжелый, медленный, очень жестокий, мужского типа.
Табл. V — легкий, активный.
Табл. VI — большой по размеру.
Табл. VII — хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, хрупкий, нежный, миролюбивый, женственный.
Табл. VIII — чистый, активный.
Табл. IX — сильный, активный, горячий.
Табл. X — хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, активный, быстрый.
Таким образом, отдельные стимулы вызывают у испытуемых специфические сопутствующие реакции. Однако мы не можем сказать, какие именно свойства стимула обусловливают те или иные реакции испытуемых. Наконец исследования, связанные с модификацией стимула (напр., изменение цвета) и особенностями его предъявления (напр., тахистоскопическое предъявление), также говорят о том, что существует зависимость между ответами испытуемого и свойствами стимула, которую нельзя не учитывать.
1.2 Развитие психодиагностики в 1950-е гг.
Таблица 1
Дата |
Автор (авторы) или организация |
Основные события |
Краткое содержание событий |
|
1955 г. 1958 г |
Векслер Р. Кеттелл |
шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру Культурно-свободный тест для измерения интеллекта |
Шкала была стандартизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до 64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географического местоположения и принадлежности к городской или сельской местности. Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неоднократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, независимый от культуры и образования |
|
1956 г |
Служба занятости США тест GATB (General Aptitude Test Battery) |
Широко используется службами консультации и профотбора |
Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в 1970-е гг. будут собраны данные по обследованию примерно 25 000 работников разных профессий, а также учащихся. |
|
1953 г |
Дж. Тейлор |
Шкала проявлений тревожности |
Тревожность впервые изучается не в качестве ситуативного явления, а как личностная особенность. |
|
1956 г |
Ганс Айзенк |
новый личностный опросник, предназначенный для диагностики двух мерений — нейротизма и экстра-интроверсии. |
Он получил название Моудслейского личностного опросника и разрабатывался в соответствии с теоретическими воззрениями его автора |
|
1956 г. |
X. Гоух |
Калифорнийский психологический опросник |
Был предназначен для обследования лиц, страдающих психическими заболеваниями В основном он базировался на заданиях из MMPI, но был предназначен для обследования нормальных индивидов. 18 шкал опросника были предназначены для идентификации качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. |
|
1957 г |
Чарльз Эгертон Осгуд |
техника семантического дифференциала |
предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т.д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными с помощью прилагательных, например «контактный-замкнутый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные психодиагностические методики, нашедшие широчайшее распространение в психологических исследованиях. |
|
1955 г |
Джордж Александр Келли |
«Психология личностных конструктов». Также была опубликована и новая методика исследования личности — методика репертуарных решеток. |
Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, однако она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, котору заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует определенная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета — все то, что интересует исследователя. Строки матрицы — конструкты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследователем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Анализ репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. |
|
1954 г |
Пол Эверет Мил |
«Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» |
В этой работе сопоставлялась эффективность клинических заключений, относящихся к некоторому множеству тестовых или иных данных и тех заключений, которые могли быть получены с помощью статистических процедур, например уравнения регрессии. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Спорам об эффективности того или иного предсказания была суждена долгая жизнь в психодиагностике, и столкновения полярных точек зрения прослеживаются в соответствующей литературе вплоть до конца XX столетия. |
|
1952 |
Американская психиатрическая ассоциация |
«Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» |
Это была новая классификация психических расстройств, которая не могла не повлиять на разработку психодиагностического инструментария. Впоследствии ряд методик будет разрабатываться как бы под этот классификатор, в первую очередь это относится к тестам, предназначенным для использования в клинике. |
|
1.3 Раскрыть слабые и сильные стороны социометрии
Социометрия
Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892-1974)
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.
Сильные стороны:
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры» (26, 176).
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Слабые стороны:
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Полученные в ходе такого обследования экспериментальные данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности самого поверхностного, непосредственного слоя межличностных отношений и дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества для другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы.
2. Диагностическая часть
проекция самодиагностика феномен измерение
Провести самодиагностику. Определить, какие конкретные «помехи» мешают мне устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми?
Эмоциональные барьеры в межличностном общении (по В.В. Бойко)
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость. (ДА)
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнера (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
(ДА)
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности. (НЕТ)
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим. (НЕТ)
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется. (ДА)
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций. (ДА)
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем. (ДА)
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает. (ДА)
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность. (ДА)
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам. (НЕТ)
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице. (НЕТ)
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной. (ДА)
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат. (НЕТ)
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения. (ДА)
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке. (НЕТ)
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п. (ДА)
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую. (ДА)
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным. (ДА)
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно. (ДА)
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком. (НЕТ)
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку. (ДА)
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины. (ДА)
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д. (ДА)
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать. (ДА)
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему. (НЕТ)
Обработка данных
Итоги самооценки с помощью предложенного ключа.
Таблица 2
№ |
«Помехи в установлении эмоциональных контактов |
Номера вопросов и ответов по ключу |
|
1 |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
2 |
|
2 |
Неадекватное проявление эмоции |
4 |
|
3 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
2 |
|
4 |
Доминирование негативных эмоций |
4 |
|
5 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе |
1 |
|
Сумма набранных баллов: 13
Эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, я подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.
3. Практическая часть
Понаблюдав в течение некоторого времени за жизнью Вашей студенческой группы, произведите экспертное оценивание качества психологической атмосферы в ней.
Студенческая группа — психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
Назначение теста
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Тестовый материал
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Дружелюбие |
* |
Враждебность |
||||||||
Согласие |
* |
Несогласие |
||||||||
Удовлетворенность |
* |
Неудовлетворенность |
||||||||
Продуктивность |
* |
Непродуктивность |
||||||||
Теплота |
* |
Холодность |
||||||||
Сотрудничество |
* |
Несогласованность |
||||||||
Взаимная поддержка |
* |
Недоброжелательность |
||||||||
Увлеченность |
* |
Равнодушие |
||||||||
Занимательность |
* |
Скука |
||||||||
Успешность |
* |
Безуспешность |
||||||||
Обработка и анализ результатов теста
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Психологическая обстановка в моей студенческой группе весьма благоприятна. Присутствует дружелюбие, совершенно отсутствует враждебность, присутствует согласие и взаимная поддержка, теплота, каждый стремится на помощь друг другу, каждый общается на равных, отсутствует негатив.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/proektsiya-kak-psihologicheskiy-fenomen/
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. С. 287 — 299.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2005. С. 250 — 252.
3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. — Самара: «БАХРАХ-М», 2003. С. 131 — 141.
4. Основы психологической диагностики: Учебное пособие / под редакцией К.М. Гуревича и М.К. Акимовой. — М.: УРАО, 2003. С. 41 — 42.
5. Основы психологии: практикум / Ред. — сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 37 — 38.
6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: «Академия», 2003. С. 259 — 261.
7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. — Самара: «БАХРАХ-М», 2003. С. 209 — 219.
8. Психология и этика делового общения / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 382 — 383.
9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. С. 24 — 28.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. — Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. С. 654 — 655.
11. Рогов Е.И. Психология группы. — М.: ВЛАДОС, 2005. С. 420 — 427.
12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2001. С. 410 — 411; 499 — 502.