Самостоятельная работа
по педагогике (специализация)
на тему:
«Содержание воспитания»
Лекция на тему: «Содержание воспитания»
Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов — содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если содержание образования — это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания.
Там же, где о нем говорится, содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами». Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта — совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно — он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей. Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием его сущности, его целью. Если цель воспитания — «всестороннее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание». Подобное толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического подхода к теории воспитания.
Начертим формальную схему видов воспитания:
Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум — этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро — медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания — обучение. Задачи умственного воспитания:
«Проблема семейного воспитания в истории педагогики»
... мысли. тема курсовой работы Объектом курсовой работы, Предмет курсовой работы:, Цель курсовой работы задачами курсовой работы - ознакомиться с проблемами семейного воспитания в истории педагогики; - ознакомиться с проблемой семейного воспитания в психолого- ... государственным общежитиям [11, с.57-58]. Наиболее полное описание системы государственного воспитания в Спарте мы находим в жизнеописании ...
- развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей;
- воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;
- усвоение определенного объема знаний;
- формирование научных мировоззрений.
Социальное назначение знаний — благо на пользу обществу.
Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.
Отсюда определяем задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Трудовое воспитание — целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания — это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи:
- формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;
- формирование нравственного поведения и его оценивания;
- когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества;
- формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.
В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Роль языка в формировании личности
... огромной роли, которую в воспитании, формировании личности играет язык, неразрывно ... В данном реферате рассмотрено, какова роль языка в становлении личности, какие функции выполняет язык и какими средствами происходит формирование личности. РОЛЬ ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ... функционирования в речи. Представление о роли языка в жизни ... формирования языка и затем постоянно проявляется вместе с развитием ...
Эстетическое воспитание — целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:
- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала;
- овладение культурным наследием;
- формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;
- формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
- включение в эстетическую творческую деятельность.
воспитание личность учащийся поведение
Семинар к теме: «Содержание воспитания»
Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, поло-ролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).
Задания студентам:
1. Изучить основные понятия и категории.
2. Заполнить таблицу на основе изученного материала.
3. Что такое целостный процесс воспитания?
4. Постараться дать определение «содержание воспитания».
Вывод: Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы. Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью:
- на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности;
- на привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость.
При этом важно обеспечить единство общественного и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекции возникающих отклонений в развитии личности и поведения.
Тест для семинара
Из предложенных ответов выберите правильный; верных ответов может быть несколько.
1. Воспитание — это:
1. Процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры.
2. Процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых в целях развития тех и других.
3. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, накопленных человечеством.
2. Цель воспитания — это:
1. Умный, образованный человек.
2. Всесторонне гармонически развитая личность.
3. Физически развитый индивид.
4. Активный, трудолюбивый человек.
3. Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:
1. Физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Умственное воспитание.
4. Целенаправленное воздействие на ребенка и взаимодействие с ним, с целью развития у него умственных способностей, формирования мировоззрения — это:
1. Физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Умственное воспитание.
5. Научно-организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее физическое развитие организма — это:
1. Физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Умственное воспитание.
6. Целенаправленный процесс формирования нравственного отношения к труду, развитие личности — это:
1. Физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Умственное воспитание.
7. Целенаправленное воздействие на личность, с целью формирования ее творчески активной, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, природе, социуме — это:
1. Физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Умственное воспитание.
8. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром — это:
1. Принцип ориентации на ценностные отношения.
2. Принцип субъектности.
3. Принцип принятия ребенка как данность.
9. Установление связи между объектами и образами на уровне вербализации, выведение нормы отношения через слово — это:
1. Механизм идентификации.
2. Механизм драматизации.
3. Механизм осознавания.
4. Механизм сублимации.
10. Внутренняя переработка образов на уровне отреагирования и переживания — это:
1. Механизм идентификации.
2. Механизм драматизации.
3. Механизм осознавания.
4. Механизм сублимации.
Таблица для заполнения к теме «Содержание воспитания»
Воспитание |
Определение и задачи |
Методы, свойства, формы, отношения |
Эффективность и издержки |
Связь с другими видами воспитания |
|
1. Физическое воспитание |
|||||
2. Нравственное воспитание |
|||||
3. Семейное и поло-ролевое воспитание |
|||||
4. Правовое воспитание |
|||||
5. Трудовое воспитание |
|||||
6. Экологическое воспитание |
|||||
7. Умственное воспитание |
|||||
8. Художественное воспитание |
|||||