Исторический аспект воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
Борьба с преступностью несовершеннолетних — дело исключительной государственной важности и всегда представляло одну из острых социальных проблем решавшихся по-разному в различные исторические периоды.
Перед тем как начать свое повествование об истории становления воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, считаю необходимым немного осветить и историю становления самих мест, в которых содержались несовершеннолетние правонарушители.
Идеи и первые попытки организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей принадлежат Западной Европе и относятся к XVI веку. В этот период предпринимаются шаги к организации особых заведений для таких детей.
Эти заведения, по сути, были смешанными сиротскими домами, где содержались дети сироты, ни совершившие, ни чего предосудительного (их называли непорочными), дети порочные, т.е. совершившие различного рода проступки, и дети “преступные”. Первые, такие заведения были открыты в Голландии в 1547 г.; в 1595г. в Германии. Дети всех перечисленных категорий в таких домах содержались вместе, что, по моему мнению, являлось неправильным с одной стороны, ибо помогало (совместное содержание) появлению в мире большему количеству криминально зараженных детей, но с другой стороны нельзя отрицать и влияния детей с положительной направленностью на малолетних правонарушителей, т.к. в процессе общения происходит обмен большим количеством информации, в том числе и позитивной.
В некоторых странах создавались заведения для их раздельного содержания (в Голландии, Бельгии, Дании и Швеции).
Однако, количество их было весьма незначительным. Далее в XVII веке характер этих заведений изменился: из них были удалены порочные и преступные дети, и заведения стали просто сиротскими домами. Как ни странно в XIX веке в Голландии и Германии подобных заведений не осталось, но, зато они появились в Англии, во Франции, в Италии, Швейцарии, Испании Португалии, Швеции, Норвегии, Дании, Америке, Новой Зеландии.
Первые шаги к организации заведений воспитательного характера для детей-правонарушителей были сделаны Песталоцци (1775 г. Швейцария).
В основу своей работы по воспитанию с малолетними преступниками И. Песталоцци положил любовь к ним, заботу об их интересах, а также труд (который используется и поныне в пенитенциарной системе в работе со всеми категориями осужденных).
Роль дошкольного образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка
... формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе. Актуальность темы ... ДОУ. Рассмотреть современные модели дошкольного образования в России. Глава 1. Роль ДОУ в образовании и воспитании ребёнка 1 Дошкольный период детства Обычно выделяют младший дошкольный возраст (3 - ...
В исправительном заведении Песталоцци воспитанники осваивали ремесла, работали, обучались грамоте.
Таким образом, можно сказать, что именно, И. Песталоцци была предпринята первая попытка по созданию тех принципов воспитательной работы с осужденными, в частности с несовершеннолетними, которые и используются, и по сей день в пенитенциарной педагогике: соединение обучения и профессионального труда. Идеи Песталоцци, несомненно, оказали немаловажное влияние на деятельность аналогичных учреждений в других странах. Так в 1824 году профессор Грикк учреждает в Северо-Американском Союзе убежище для преступных детей. А в 1826 году папа Лев XII в Риме основал исправительное заведение для преступных и порочных детей. С течением времени подобные заведения открылись и во многих других странах Европы, при чем нельзя не отметить тот факт, что они открывались по частной инициативе. Далее в работе исправительных заведений стали принимать участие государства и правительства. По существу, имеющиеся заведения получили законодательное закрепление. Во Франции такой закон был принят в 1850 году, в Англии в 1854 году, в Германии в 1878 году.
Данный опыт формирования исправительных заведений повлиял и на их становление в России в середине XIX века.
До революции несовершеннолетние осужденные в большинстве своем отбывалинаказание в тюрьмах, арестных домах, колониях и приютах часто совместно свзрослыми преступниками. На пример, для арестных домов это было общим правилом, а в тюрьмах около 43% содержалось вместе с взрослыми. Пользовались обучением в арестных домах менее 3% несовершеннолетних. Рост преступности в царской России, при отсутствии единой педагогической системы воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей, порождал неуверенность в целесообразности существования детских исправительных заведений. В них подростки нравственно портились больше, чем до осуждения.
В России первые заведения для несовершеннолетних правонарушителей возникли в начале 19 века, т.е. значительно позже, чем на Западе. Поэтому вполне естественно, что при их создании в основу деятельности был положен западный опыт. Первые попытки организации таких заведений принадлежали прибалтийским губерниям, где сильнее обнаруживалось влияние Германии. В 1828 году граф Скарбек основал близ Варшавы приют для брошенных на произвол судьбы детей.
Позднее на его основе была основана колония. В1839 году недалеко от Риги было открыто заведение нравственно испорченных детей и нищенствующих, но не совершивших преступлений. В его устройстве принимал участие доктор Вихерн, основатель подобного заведения в Германии — “Суровый дом”. По его образцу и подобию было создано Рижское заведение. Первые его воспитанники были взяты из “Сурового дома”. Это новое заведение просуществовало более 50-ти лет.
Таким образом, опираясь на зарубежный опыт работы, с несовершеннолетними преступниками в России открывались исправительные заведения с уклоном на различные виды полезной деятельности.
В основном было два направления: ремесленные приюты и земледельческие колонии. Нередко эти две системы смешивались, образуя ремесленно-земледельческие колонии или ремесленные приюты со школами садоводства, огородничество, пчеловодство. Так, ремесленными заведениями были Руковишниковский приют, Киевская колония. К земледельческим системам относились Санкт-Петербургская Фидлеровская колония. В числе смешанных заведений были Роденпойская, Владимирская, Черниговская и Нижегородская колонии, а также Саратовский приют.
Воспитательные колонии
... заведения для несовершеннолетних правонарушителей возникли в начале 19 века. В основном было два направления: ремесленные приюты и земледельческие колонии. В 20-х годах ХХ века наблюдается свертывание воспитательной ... 1547 г.; в 1595г. в Германии. 1 Первые шаги к организации заведений воспитательного характера для детей-правонарушителей были сделаны Песталоцци (1775 г. Швейцария). В основу своей ...
По моему мнению, необходимо осветить деятельность двух людей, посвятивших себя работе с несовершеннолетними преступниками: Н.В. Руковишников и А.Я.Герд. Н.В. Руковишников сделал огромный вклад в исправление несовершеннолетних преступников. С его приходом в Московский государственный исправительный приют характер заведения несколько изменился, т.е. из приюта для подследственных детей он стал ремесленно-исправительной школой. В воспитании детей огромную роль играло личность Руковишникова. Он искренне и глубоко любил каждого воспитанника, любил, как нежная мать любит своего ребенка, их радость была его радостью, их горе его горем. Воспитанники видели это; их поражала и трогала нравственная атмосфера созданная в приюте Руковишникова.
Сила его любви размягчала их затвердевшие души. Они его полюбили, но слово его было для них законом. Воспитанники сами стали удерживать друг друга от чего-либо дурного, ибо знали, что это не понравится директору. Всецело отдавая, себя приюту Руковишников сам учил их грамоте, наблюдал за обучением мастерству.
Главным результатом было общее почти поголовное исправление поступивших порочных детей, их полное нравственное перерождение.
С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об это свидетельствует, изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918года «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. На основании этого Декрета все несовершеннолетние осужденные были освобождены из мест заключения, а также исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста. 1
Так, СНК РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем
говорилось: «если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передаётся в народный суд». Таких подростков по решению суда помешали в трудовые дома.
В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Целью трудовых домов было обучение квалифицированным видам труда, морально-нравственное воспитание, а также духовное и интеллектуальное развитие детей. Но мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные навыки, готовя из них кустарей. И поэтому в 30-х годах их реорганизовали в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В связи с повышением уровня преступности среди несовершеннолетних 31 мая 1935года было принято Постановление СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которое установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.
В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних. Согласно Положению в ИТК содержались преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от14 до 16 лет. Срок содержания в колонии зависел не столько от приговора суда, сколько от фактического достижения цели перевоспитания и обучения воспитанника рабочей специальности.
Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих ...
... роль психологической службы в процессе отбывания осужденными наказания в местах лишения свободы; Выявить влияние заключения на формирование психологических особенностей осужденных в местах лишения свободы; Изучить психологические особенности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы; Обосновать необходимость учета психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при ...
Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 году отдел трудовых колоний.
15 июля 1943 года СНК СССР издал Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством, безнадзорностью и хулиганством». В 1948 год в трудовые колонии направляли всех в возрасте до 18-ти лет, осуждённых к лишению свободы.
В 1956 году были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись ИТУ для несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы.
Таким образом, была создана встроенная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.
Образование такой системы сделало руководство этими учреждениями более оперативным, обеспечило условия для непосредственного контакта с управляемыми объектами, повысило ответственность за состояние дел в этих учреждениях, позволило сосредоточить внимание на наиболее важных проблемах, более правильно организовать процесс исправления перевоспитания воспитанников ВТК и предать процессу большую психолого-педагогическую направленность.
Вся деятельность ВТК основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.
В колониях были созданы проф. тех. училища с учебно-производственными мастерскими, средние образовательные школы, необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.
2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего осужденного на современном этапе
Личность преступника, в частности и несовершеннолетнего, — это совокупность социально-демографических, нравственных и правых свойств, признаков связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление.
Личность несовершеннолетнего преступника ещё не сформирована и находится в процессе своего дальнейшего развития.
В подростковом возрасте (от 12 до 16 лет) происходит перестройка всего организма в связи с процессом биологического созревания, идёт активное формирование личности, закладываются основы мировоззрения, растёт самосознание и качественно изменяется вся психическая деятельность. 1 К этому времени при нормальном развитии завершается формирование абстрактного мышления, появляется способность к проведению формальных логических операций, к осознанию и объективной оценке своих поступков и поведения окружающих, к сознательной регуляции поведения сообразно социальным и правовым нормам, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира. В этом возрасте качественно и резко изменяется содержание мотивационной сферы, появляется ориентация на участие в социально значимых областях деятельности, осуществляется планирование долгосрочных программ на будущую жизнь. Всё это позволяет сделать вывод о том, что в подростковом возрасте происходит подлинное становление личности. Проявление у подростков 14-16 лет черт, характерных для более ранних возрастных периодов, свидетельствует о задержке психического развития. К концу подросткового периода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда. Зависимости от того насколько развиты эти чувства, зависит способность человека, осознавать, оценивать и контролировать свои поступки.
Профилактика аддиктивного поведения у подростков
... было сказано выше, аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка. Трудности и низкая эффективность профилактики и преодоления употребления психотропных ... И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень ...
Проблемой развития личности несовершеннолетних преступников занимались такие учёные как: П.Г. Ганнушкин; Т.И. Юдин; Г.Е. Сухарева; О.В. Кербиков; Г.В. Морозов и другие. К основному спектру типологических нарушений (акцентуаций) характера относят следующие типы: эпилептоидный (возбудимый), шизоидный (экспансивный, эмоционально-тупые, сензитивные), гипртимные (с повышенной активностью), эмоционально — лабильные (неустойчивые, циклоидные, истероидные), паранойяльные, психостенические, астеноневротические, смешанные. При, чём учёные выявили зависимость между типом акцентуации и совершённым преступлением. Например: подростки эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного типов совершают тяжкие преступления, а также являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции.
Эпилептоидный тип. Основными чертами таких подростков являются аффективная взрывчатость, склонность к возникновению злобно — тоскливого настроения с чувством внутренней раздражённости, недовольства окружающим (дисфории).
Эти эпизоды возникают беспричинно или под влиянием незначительных ситуационных и обычно сопровождаются актами агрессии, направленной во вне. Подобные состояния наиболее часто служат основой преступного поведения. Многим подросткам этого типа свойственны усиление инстинктивных влечений, ослабление контроля над собой, несдержанность. Хулиганские выходки таких подростков отличаются особой жестокостью и дерзостью, драки — причинением серьёзных увечий. Часто выявляются такие черты, как мстительность и злопамятность.
Шизоидный тип представляет сборную группу, разнящуюся по определённым признакам. Наиболее общими чертами этого типа являются внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность от окружающих. Особенности эмоциональной сферы проявляются в сочетании холодности, эмоционального отчуждения, отсутствии чувства сопереживания, неспособности вжиться в духовный мир других. Часто эти качества причудливо переплетаются с парадоксально повышенной чувствительностью и обидчивостью.
Экспансивно — шизоидные. Как правило, подростки с явным преобладанием рассудочной деятельности над эмоционально — инстинктивной сферой. Это внешне холодные, не по возрасту рассудочные и рациональные юноши, у которых отсутствует игра эмоций, азарт. При внешней контактности и видимом общении, носящей крайне формальный, поверхностный характер, эти подростки остаются замкнутыми, несклонными делиться внутренними переживаниями. В силу их волевой направленности они занимают роль лидера, пользуются уважением сверстников. Их поведение в ВК носит весьма своеобразный характер: при видимой отгороженности от окружающих они неуклонно стремятся к лидерству, всем своим видом и поведением подчёркивают превосходство над остальными; со слабыми подростками и лицами оказывающими активное сопротивление, они жестоко и скрытно расправляются.
Динамика личности осужденного и воспитательный процесс
... влияют на перестройку личности осужденного и т. д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. ... (работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной привязанности. ...
Эмоционально- тупые шизоиды. Особенностью этой группы является выраженный дефицит эмоциональной сферы, часто сочетающийся с признаками умственной отсталости. У таких лиц отсутствует богатство внутренних переживаний, мышление, интересы крайне примитивны, нет склонности к абстрактным построениям. Как правило, обнаруживаются снижение критических способностей, отсутствие адекватного осмысления окружающей обстановки, явления психической и физической незрелости. Эти лица малоконтактны, замкнуты, их отгороженность обусловлена отсутствием внутренней потребности к общению. В группе сверстников такие подростки ведомы, подчиняемы, часто при совершении преступления являются «орудием» более сильных.
Гипертимный тип. Основные особенности его выражаются в постоянной активности, высоком жизненном тонусе, энергии, часто повышенном настроении. Такие подростки всегда оживлены, подвижны, разговорчивы, не дают перебить себя. В компании стараются заразить разговором, привлечь к себе внимание, отличаются находчивостью, остроумием, не терпят противоречий, стремятся к лидерству, стараются подчинить себе сверстников. Они мало задумываются о последствиях своих поступков, поверхностны в своих суждениях, крайне опрометчивы, любят риск, азарт, легко поддаются асоциальным влияниям. В колонии гипертимные личности сохраняют свой оптимизм, легко переносят условия режима, часто нарушают его.
Паранояльный тип. Выражается в склонности к образованию сверхценных идей, которые, раз образовавшись, остаются стойкими с малой тенденций к обратимости оказывая влияние на поведение. Хотя в общей массе несовершеннолетних осуждённых их количество невелико (5-7%), однако, совершаемые ими преступления относятся к наиболее тяжким. У подростков встречаются следующие разновидности сверхценных образований: 1) сверхценная идея неполноценности или переоценки собственной личности; 2) Синдром дисморфофобии (недовольство своей внешностью, идеи мнимого уродства); 3)Сверхценные привязанности или неприязнь; 4) идеи (иных) чужих родителей, иного происхождения; 5) Сверхценные переживания обиды с упорной тенденцией реализации мести; 6) Сверхценный страх после реальных событий (нападение, угроза жизни или изнасилования); 7) Сверхценный характер увлечений.
Эмоционально — лабильный и циклоидный типы. Для них характерны частые смены настроения. Высокая предрасположенность к депрессивным состояниям. Выражено проявляются суточные колебания настроения, чувство вины, тоска, суицидальные намерения, отсутствие устойчивых мотивов поведения, побуждений, влечений, интересов, повышенной внушаемостью и подчиняемостью.
У циклотимов проявляются такие черты как высокая активность, повышенное настроение, появление расстройств влечений и психопатободобном поведении с асоциальными тенденциями.
Неустойчивый (безвольный) тип. Для этих подростков характерны внушаемость, подчиняемость и безволие. Они легко попадают под влияние окружающей среды, подражают более сильным, перенимают их привычки и нравы. Им свойственны быстрые смены настроения. К совершённым преступлениям может колебаться от беззаботно-безразличного до мрачно-подавленного с чувством вины и самобичеванием.
Адаптационные процессы в социальной работе и методы их регулирования
... так и завершающим этапом в процессе исправления и перевоспитания (ресоциализации) осужденных. Цель данной работы: определить роль и место адаптационных процессов в социальной работе с воспитанниками ИТУ и ... его скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процесс социальной адаптации как активной личности. Глава II. Социальная работа с воспитанниками ИТУ 2.1 Особенности старшего ...
Истеричный тип. Подростки этого типа отличаются эгоцентризмом, склонностью к псевдологии и фантазированию, отсутствием настойчивости, целеустремлённости, и организованности в действиях. У них прослеживается к демонстрации и подражанию. Преступления совершают в основном имущественного характера, проявляя богатую фантазию. Эмоциональная сфера отличается незрелостью, поверхностью и непостоянством.
3. Пути демократизации, гуманизации и педагогизации деятельности воспитательных колоний
Пенитенциарная система России находится сегодня в стадии завершения своего реформирования. Вся система исполнения уголовных наказаний становится более открытой, менее формализованной, а главное — ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
Вполне очевидно, что подросток, попадающий в воспитательную колонию, имеет гораздо больше отрицательного, чем положительного жизненного опыта. К сожалению, значительная часть сотрудников и отдельные педагоги видят в нем только преступника. Процесс педагогического воздействия на такого подростка зачастую строится без учета особенностей его характера и поведения. Это в значительной степени осложняет взаимодействие, которое должно строиться на взаимном уважении и вере в неиспользованные возможности и резервы оступившегося подростка, интересе к его личности, искреннем желании помочь ему в преодолении негативных последствий деликвентности.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки таким подросткам. В результате они оказываются одиноки и психологически беспомощны на фоне утраченных связей со старшим поколением и более благополучной частью своих сверстников. Профессиональная группа лиц, работающая с несовершеннолетними преступниками (начальники служб, начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, психологи, педагоги, медицинские работники) нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию с целью координации усилий, направленных на ресоциализацию таких подростков и возвращение в социум физически и морально здоровых, полноценных граждан, устойчивых к негативному влиянию криминогенной среды.
Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацией этого процесса, специальной подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных, правозащитных, религиозных и других для решения основной задачи пенитенциарного процесса — исправления осужденных. «Сила наказания в его неотвратимости, — утверждает Президент России В.В. Путин. — Сильный не должен быть жестоким. Государство обязано сделать все необходимое, все возможное для того, чтобы отечественная уголовно-исполнительная система стала цивилизованной».
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ...
... младших школьников; 5.выявить методы, развивающие эмоциональную отзывчивость младших школьников в процессе работы над содержанием школьной песни; 6.проанализировать опыт применения методов развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе работы над содержанием школьной песни. Гипотеза ...
Однако даже наиболее цивилизованная пенитенциарная система не сможет решить поставленные перед ней задачи, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников и других сотрудников.
Как уже отмечалось, одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики — исправление осужденных. Исправление — противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе исправления такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.
Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осужденного привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и направлены на конкретную личность. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на учебный процесс и воспитательные воздействия, на самих педагогов и воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление их исправлению. Разрешение этого противоречия — в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Решить эти вопросы была призвана реформа уголовно-исполнительной системы, начавшаяся в начале 90-х гг. прошлого века и до настоящего времени не завершенная.
Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Сосредоточение криминогенной части подростков в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Предпринимаемые попытки оградить несовершеннолетних осужденных от влияния взрослой криминальной среды (содержание в следственных изоляторах для несовершеннолетних), приносит определенные положительные результаты. Тем не менее, полного искоренения влияния уголовной субкультуры на несовершеннолетних осужденных избежать не удается. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню педагогов и воспитателей, их педагогическому мастерству.
Противоречия в воспитательном процессе и их решение
... в современных условиях. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Противоречивость воспитательного процесса молодежный социализация воспитание ...
Следует учитывать, что воспитательное воздействие на личность несовершеннолетнего осужденного носит сугубо индивидуальный характер. Это обусловлено различной степенью социальной дезадаптации и целым рядом индивидуальных особенностей каждого из них.
ресоциализация
Проблемы обучения и воспитания несовершеннолетних в воспитательной колонии, лежащие в плоскости пенитенциарной педагогики, постоянно находятся в центре внимания пенитенциарных работников и отраслевой науки. Правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних сформулированы в документах ООН, среди которых центральное место занимают: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.) ; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985 г.); Руководящие принципы ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Рияд, 1990г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Конвенция о правах ребенка (1990 г.).
Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом — гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педагогизации воспитатательно-реабилитационного процесса, демократизации деятельности самостоятельных организаций воспитанников, расширения и углубления участия в этом процессе родителей, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов и других общественных институтов.
Реформа уголовно-исполнительной системы продолжается и в настоящее время. И, безусловно, одним из основных направлений реформирования системы является гуманизация условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными с широкой открытостью и привлечением общественности к пенитенциарному процессу.
В этой связи первоочередными задачами воспитательных колоний становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого воспитанника, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению. Решение этих задач возложено на педагогические коллективы школ воспитательных колоний во взаимодействии со всеми подразделениями и службами учреждения. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего как специфику пенитенциарного учреждения, так и психологические особенности личности несовершеннолетнего осужденного. Однако в организации процесса обучения и воспитания в воспитательной колонии существуют определенные проблемы, требующие своего разрешения.
4. Основные направления воспитательной работы с несовершеннолетними в УФСИН России по Ярославской области.
Основным видом учреждения, в котором проводится воспитательная работа с несовершеннолетними в УФСИН России по Ярославской области, является следственный изолятор (тюрьма), то есть самый тяжелый режим наказания.
Следственный изолятор предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Тюрьма — замкнутая система с высокой концентрацией социально-деформированных индивидов. Здесь возможности человека. его коммуникативные, познавательные, а тем более этические и эстетические потребности находятся в состоянии депривации, резкого ограничения. Ограничивается сама личность. Блокирована даже его двигательная потребность. И это уже само по себе наказание, кара, приносящая страдание, нервно-психическую деформацию. Об этом свидетельствует массовые проявления аутоагрессии. Психические срывы заключенною «вознаграждаются» лишь ужесточением условий содержания. И заключенный нередко готов проглотить гайку, кусок стекла или металла, лишь бы получить две недели послеоперационного лежания на больничной койке.
Особенно жестоко тюрьма травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Ограниченность поля возможностей для развития и самореализации личности особенно пагубна для подростков. Но еще более пагубна для них ранняя криминализация. Уже на «входе» в систему ИУ в следственном изоляторе на несформированную еще личность обрушивается шквал тяжких испытаний: ритуал «прописки», испытание на выносливость, сообразительность, толерантность. Все это сразу вскрывает перед подростком значимость криминальной субкультуры. Личность самым грубым способом «обращается в новую веру», приобщается к традиционным криминальным нормам и ценностям. Индивид вступает на путь совершенствования своей криминальной квалификации, стремится наилучшим образом отвечать ожиданиям криминальной среды. Криминальная субкультура обеспечивает устойчивую криминализацию личности, ее десоциализацию. Особенно сенситивна, восприимчива по отношению к ней часть подрастающего поколения с акцентуированной возрастной оппозицией, возрастным нигилизмом и негативизмом. Многие проявления криминальной субкультуры оказывается релевантными (значимыми) для слабо социализированной части молодежи, и особенно подростков. Криминальная субкультура включает в себя ряд поведенческих норм: цинизм, жестокость, дерзость, запирательство в уголовном процессе, необходимость обязательного реагирования на оскорбления и т.п. Однако сила, жестокость и цинизм высоко ценятся в среде «вульгарных» преступников. В среде организованной преступности более высоко ценится интеллект, расчет, решительность, многоопытность. Криминальная субкультура — это наложение на кальку нормальных социальных связей антисоциального содержания. Эта субкультура и определяет, направляет поведенческие схемы, как на свободе, так и в условиях тюремного содержания. Следует заметить, что ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в следственном изоляторе (начальном этапе) воспитательной работы.
5. Основные формы и методами организации воспитательной работы и общеобразовательного обучения с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в следственном изоляторе
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103 ФЗ несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются в учреждении условия для получения общего среднего образования.
В 2006 году в целях реализации Постановления Администрации Ярославской области от 29.11.2005 №326 «Об утверждении Положения о порядке обучения детей, находящихся на лечении в больницах, проходящих лечение в санаториях не туберкулезного типа, проходящих реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, находящихся в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Ярославской области» между учреждением и образовательной школой № 22 г. Ярославля заключен договор об организации обучения несовершеннолетних, содержащихся в следственном изоляторе. Для проведения занятий назначено 15 преподавателей образовательной школы. Занятия проводятся в двух классах в две смены по 4 урока.
Вывод несовершеннолетних в учебные классы для проведения занятий осуществляется ежедневно в две смены по 6-8 человек с соблюдением требований изоляции. Помещения для проведения занятий размещены в режимном корпусе № 6 и отвечают противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Площадь учебных классов 23 кв.м и 15 кв.м
Несовершеннолетние имеют возможность пользоваться библиотекой. Библиотечный фонд составляет 9000 книг. В помещениях для проведения занятий имеется 250 учебников. Школьно — письменные принадлежности, необходимые для организации процесса обучения, выдаются по мере необходимости. Учебники предоставлены учреждению Департаментом образования Ярославской области. Письменные принадлежности приобретаются за счет собственных средств учреждения.
Работа по разъяснению необходимости получения общего среднего образования проводится с несовершеннолетними арестованным в течение всего периода пребывания в следственном изоляторе.
В период пребывания несовершеннолетних принимаются меры к изучению его личности. Данные, характеризующие подростка, полученные во время его пребывания в следственном изоляторе, фиксируются в его личном деле и карточке воспитательной работы.
Для проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними назначены воспитатели с достаточным опытом работы. Работа организуется в соответствии с планами, включающими как индивидуальные, так и групповые мероприятия. Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними проводится ежедневно с использованием разносторонних методов. Для организации культурного досуга проводятся лекции по истории, искусству, литературе, естествознанию. Проводятся конкурсы, организуется просмотр телепередач и видеофильмов, турниры по игре в шашки и шахматы. Для укрепления здоровья несовершеннолетних и поддержания их физической формы проводятся спортивные мероприятия в форме соревнований и тренировок в специально оборудованном помещении площадью 23 кв.м. и специально оборудованном прогулочном дворе площадью 20 кв.м.
Совместно со священнослужителем Ярославской Епархии проводится работа по духовно — нравственному воспитанию несовершеннолетних. Проводятся лекции по вопросам религиозного воспитания, духовно-нравственные и просветительские беседы, православные обряды в специально оборудованной молебной комнате.
Несовершеннолетние регулярно получают помощь психолога, который помогает разрешить конфликтные ситуации и создает позитивные установки поведения в условиях изоляции. Проводятся следующие мероприятия:
- дополнительные разъяснительные беседы о необходимости получения образования и условиях процесса обучения по форме самообразования с последующей аттестацией в общеобразовательном учреждении;
- тренинговые занятия с несовершеннолетними направленные на повышение степени адаптации к новым социальным условиям;
- тренинговые занятия с несовершеннолетними направленные на повышение внутренней мотивации к получению образования.
В целях улучшения перспективы на успешную социальную реабилитацию несовершеннолетних, поддержание физической формы, повышения культурного уровня, а также формирования навыков правопослушного поведения следственный изолятор включен в областную целевую программу «Профилактики безнадзорности правонарушений и защиты прав несовершеннолетних» на 2007-2008 г.г. В соответствии с Программой в 2007 году выделено денежных средств в размере 25000 рублей на приобретение спортивного инвентаря для проведении спортивно-оздоровительной и культурно — массовой работы, а также денежных средств в размере 25000 рублей на приобретение оргтехники для организации учебного процесса несовершеннолетних, содержащихся в учреждении. В 2008 году выделены денежные средства в размере 25000 рублей на приобретение спортивного инвентаря для проведения спортивно-оздоровительной работы среди несовершеннолетних.
6. Меры по совершенствованию воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными — планомерное и целенаправленное воздействие на несовершеннолетних, решение задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.
«Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии внешних раздражителей. Являясь этапом и элементом познания окружающего мира, восприятие тесно связано с психикой человека, его ощущениями, мышлением, памятью, регуляции поведения, формирования отношения к действительности отдельных индивидов и социальных групп». 1
Организуя воспитательную работу с несовершеннолетними, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, с точки зрения физиологии и психологии рассматриваемая категория (несовершеннолетние) самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, в самоконтроле. Несовершеннолетним присуще обостренное чувство самоутверждения среди сверстников, преувеличение представления о своих возможностях. Данная категория спецконтингента характеризуется, как правило, тем, что у большинства из них снижен интерес к учебе и труду, не сформированы навыки и умения в учебной и трудовой деятельности. Культурный, образовательный и интеллектуальный уровень весьма низкий, отсутствуют элементы нравственного общения.
Во-вторых, время осуждения несовершеннолетних совпало с важным периодом их жизни — формированием личности, социальным становлением. Следственный изолятор (далее воспитательная колония) для подростков, оказавшихся оторванными от важнейших институтов социализации на свободе (школа, семья, досуговые учреждения и др.), должны превращаться в подобный институт (как бы это парадоксально ни звучало) на то время, пока они находятся в местах лишения свободы.
В-третьих, в подростковом возрасте активно проходят процессы психофизиологического и физического развития организма. В этот период центральная нервная система человека отличается пластичностью и восприимчивостью. Поэтому в силу возрастных особенностей на несовершеннолетних осужденных более эффективное воздействие, по сравнению со взрослыми, оказывают воспитательные и психолого-педагогические методы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/osobennosti-vospitatelnoy-rabotyi-s-nesovershennoletnimi-osujdennyimi/
1.Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985г.
2 «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних», М-.2000г. Тюремная библиотека выпуск 10.
3 Беляева А.И. «Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (Середина XIX века начало XX века)». М-1995г
4 Хомлюк В.И. Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия. Учебное пособие ‘Под обшей редакцией Ю.И. Калинина. М.: Минюст России, 2000.