Ораторское искусство как социальное явление

Наше время — время активных, предприимчивых, деловых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. красноречие ораторский риторический общество

Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить», — писал талантливый педагог В. А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Целью данной работы является изучение ораторского искусства именно как явления социального, то есть имеющего значение для развития общества.

Для достижения поставленной цели выполним следующие задачи:

  • рассмотрим что такое ораторское искусство;
  • познакомимся с историей зарождения ораторского искусства;
  • изучим особенности ораторского искусства и структуру ораторской речи.

1. Что такое ораторское искусство

Термин ораторское искусство античного (латинского) происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Убедительность и красочность — обязательные признаки речи. Убедительность создается системой доказательств. А выражение эмоций и эффектные приемы подачи материала оживляют речь, обеспечивают поддержание внимания аудитории, а значит, и усиливают воздействующее влияние слова.

12 стр., 5600 слов

Ораторское искусство

... выделить следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род в ораторском искусстве- это часть красноречия, характеризующаяся общностью ... развитие способствует становлению настоящего оратора. В практике ораторского искусства, считал Луначарский, необходима психология воздействия на слушателей: "Каждое слово ...

Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.

Ораторское искусство неоднородно. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия:

1. социально-политическое. К нему относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры; дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, парламентские речи;

2. академическое, помогающее формировать научное мировоззрение. К нему относят учебные вузовские лекции, научные доклады, обзоры, сообщения, научно-популярные лекции;

3. судебное. К данному виду красноречия относят речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым;

4. социально-бытовое. Приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

5. духовное, или церковно-богословское, — это проповеди для прихожан или официальные речи, адресованные самим служителям церкви (например, на Соборе).

2. История зарождения ораторского искусства

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

4 стр., 1625 слов

Политическое красноречие

... -богословское). социально-политическое. Темой нашего реферата является социально-политическое красноречие. Приведем несколько его определений. Политическое красноречие – ораторские речи, произносимые в палатах западно-европейских государств и касающиеся государственного правления [Словарь иностранных слов]. Политическое красноречие – один из видов ораторского искусства. ...

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся.

Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Рассмотрим особенности ораторского искусства как явления социального.

3. Особенности ораторского искусства как социального явления

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство — явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

И еще одна существенная особенность, ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Ораторское искусство или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать. По целям своим, ораторская речь может служить интересам государства (политическое красноречие), обвинению или защите (судебное красноречие), религии (духовное или церковное красноречие): это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли ораторское искусства.

11 стр., 5472 слов

«Детский танец как вид танцевального искусства» проект

... танцев Раскрыть специфику детского танца Изучить особенности музыки для детского танца При выполнении реферата мы использовали следующие методы теоретического исследования : отбор изучение и анализ литературы [Электронный ресурс ... музыкальных играх, хороводах, песенных импровизациях, а также приобщение детей к танцевальному искусству. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая ...

Кроме того, различают еще военное красноречие, похвальные речи, школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды ораторского искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в ораторском искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности сложилось убеждение, что ораторское искусство не составляет врожденного таланта.

Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Рассмотрим структуру ораторской речи.

4. Структура ораторской речи

Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение) и заключения. Психологи утверждают (и это доказано многочисленными экспериментами), что, в соответствии с так называемым «законом края», лучше всего усваивается то, что содержится в начале и в конце сообщения. Поэтому вступлению и заключению необходимо уделить особое внимание.

Функция вступления состоит в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, ее значение для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Вступление должно быть кратким.

Заключение по продолжительности не должно превышать 1,5-2 минут. Здесь оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи. Народная мудрость утверждает: «Конец — делу венец». Поэтому убедительное и яркое заключение оставит хорошее впечатление от всей речи, неудачное — погубит даже неплохое выступление.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Работая над своим выступлением, учтите следующие рекомендации:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не разъясните предыдущий.

7 стр., 3277 слов

Риторика Сократа, Платона и Аристотеля и риторика софистов

... делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия – риторика. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон ... доказательствами. Слушатели должны принимать на веру то, что выскажет им в эмоциональной речи оратор. „Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что ...

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений.

* Не повторяйтесь. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Если считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что Вы это делаете намеренно.

* Не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

* Следуйте принципу усиления, суть которого заключается в том, что значимость и убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Заключение

Итак, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/oratorskoe-iskusstvo-kak-sotsialnoe-yavlenie/

1) Ваганова Д.Х. Риторика в обществе: [Электронный ресурс] учебное пособие/ Д. Х. Ваганова. — М.: МИИТ, 1994. — 275 с.;

2) Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения [Электронный ресурс] / Т.Г. Винокур. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2003. — 503 с.;

3) Зверева Е.Н. Основы культуры речи: [Электронный ресурс] Теоретический курс. — М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. — 219 с.;

4) Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика. [Электронный ресурс] Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1998 г.— 576 с.