Введение
Общение в наши дни стало предметом специального изучения в целой группе наук; для социально-психологической теории категория «общение» вообще является базовой.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Цель работы – раскрыть сущность общения как социального
Задачи работы:
- дать определение понятию «общение» как социально-психологической категории;
- рассмотреть виды, структуру процесса общения;
- проанализировать особенности общения как процесса взаимодействия социальных субъектов.
- Понятие об общении
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом [13, с.112].
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.
Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»
... – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого ... просмотренном спектакле. Это пример: 1) игры 2) общения 3) учения 4) труда 8. Оценка человеком своих возможностей, способностей – это: 1) талант ... 1347 14- 2 б. 61253 61352 15- 1 б. труд цель Чаcть III 16 – 5 б. «Гений – это один процент ...
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации [14, с.69].
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле выделяют три функции общения – информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную [1, с.183].
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
- Социальные: организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль.
- Психологические: обеспечение психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в общении, функция самоутверждения.
Общение, будучи сложным социально-
- Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
- Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
- Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм–хм», «э-э-э» и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% [16, с.246].
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
- Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
- Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание.
- Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
- Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.
- Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
- Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают.
- Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Психология делового общения с клиентами сервис
... сервиса не только нужно знать общую психологию, но и психологию процесса обслуживания потребителя. В наст.вр. большое внимание уделяется ... Психология сервиса – одна из отраслей психологии. В сфере услуг общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение ... функциональными ролями в пространстве рыночного обмена. Отбор этических принципов в процессе своих отношений с клиентами ...
- Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
- По содержанию оно может быть:
- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
- когнитивное (обмен знаниями),
- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
- По целям общение делиться на:
- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),
- социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида),
- По средствам общение может быть:
- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки),
- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий),
- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения),
- косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Также выделяют и такие виды общения:
- «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромости, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
- Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
- Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
- Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
- Духовное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
- Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7 стр., 3423 слов
Проблема точности восприятия в процессе общения
... в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик: перцептивной - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; информационной - процесса обмена информацией; интерактивной - процесса взаимодействия людей в общении. В ... и т.п.) в зависимости от особенностей собеседника. 5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. ...
- Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
- Общение как взаимодействие социальных субъектов
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу [12, с.70].
Диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы.
Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом – инициатором общения; б) субъектом – партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Важно подчеркнуть, что для взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии
Психические процессы как формы деятельности
... е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. ... выступает в качестве средства общения. Общаясь друг с другом люди применяют слова и ... ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и ... уступают друг другу. Таким образом, мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так ...
- Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса.
- Равное признание активной коммуникативной роли друг друга.
- Психологическая поддержка друг друга.
Вступая в общение как в систему социального взаимодействия, субъект сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Заключение
Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Структура общения может быть охарактеризована путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.