Общение как социальный феномен

Введение

Общение в наши дни стало предметом специального изучения в целой группе наук; для социально-психологической теории категория «общение» вообще является базовой.

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Цель работы – раскрыть сущность общения как социального феномена.

Задачи работы:

  1. дать определение понятию «общение» как социально-психологической категории;
  2. рассмотреть виды, структуру процесса общения;
  3. проанализировать особенности общения как процесса взаимодействия социальных субъектов.
  4. Понятие об общении

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом [13, с.112].

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.

7 стр., 3362 слов

Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

... – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого ... просмотренном спектакле. Это пример: 1) игры 2) общения 3) учения 4) труда 8. Оценка человеком своих возможностей, способностей – это: 1) талант ... 1347 14- 2 б. 61253 61352 15- 1 б. труд цель Чаcть III 16 – 5 б. «Гений – это один процент ...

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации [14, с.69].

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле выделяют три функции общения – информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную [1, с.183].

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

  1. Социальные: организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль.
  2. Психологические: обеспечение психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в общении, функция самоутверждения.

Общение, будучи сложным социально- психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от лат. «устный», «словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
  3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм–хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% [16, с.246].

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
  • Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.
  • Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  • Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают.
  • Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

9 стр., 4303 слов

Психология делового общения с клиентами сервис

... сервиса не только нужно знать общую психологию, но и психологию процесса обслуживания потребителя. В наст.вр. большое внимание уделяется ... Психология сервиса – одна из отраслей психологии. В сфере услуг общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение ... функциональными ролями в пространстве рыночного обмена. Отбор этических принципов в процессе своих отношений с клиентами ...

  1. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

  1. По содержанию оно может быть:
    • материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
    • когнитивное (обмен знаниями),
    • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
    • мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
    • деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
  2. По целям общение делиться на:
    • биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),
    • социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида),
  3. По средствам общение может быть:
    • непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки),
    • опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий),
    • прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения),
    • косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Также выделяют и такие виды общения:

  1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромости, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    7 стр., 3423 слов

    Проблема точности восприятия в процессе общения

    ... в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик: перцептивной - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; информационной - процесса обмена информацией; интерактивной - процесса взаимодействия людей в общении. В ... и т.п.) в зависимости от особенностей собеседника. 5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. ...

  7. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
  1. Общение как взаимодействие социальных субъектов

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу [12, с.70].

Диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой – как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание – личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом – инициатором общения; б) субъектом – партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Важно подчеркнуть, что для взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны

4 стр., 1666 слов

Психические процессы как формы деятельности

... е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. ... выступает в качестве средства общения. Общаясь друг с другом люди применяют слова и ... ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и ... уступают друг другу. Таким образом, мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так ...

  1. Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса.
  2. Равное признание активной коммуникативной роли друг друга.
  3. Психологическая поддержка друг друга.

Вступая в общение как в систему социального взаимодействия, субъект сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Заключение

Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Структура общения может быть охарактеризована путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.