Общечеловеческое и национальное образование

Контрольная работа

Одно из ведущих мест в педагогической науке конца 19-20 веков занимало теоретическое осмысление взаимоотношений общечеловеческих и национальных приоритетов образования. В социально-политической и философско-религиозной мысли получили отражение, с одной стороны, тенденции европеизации русской жизни, и с другой- пробуждение национального самосознания народа. Модернизация России, распространение школьного образования, возрастающее влияние западноевропейских достижений способствовали усилению влияния западной педагогической культуры и связанной с ней гуманистической тенденции в отечественном образовании и педагогике. В то же время сохранение авторитарно-православной традиции в массовой воспитательной практике крестьянства, критическое отношение к европейским ценностям, рост национального самосознания определяли поиск самобытных педагогических идеалов и практических путей их реализации. Характер, перспективы и пути дальнейшего развития страны являлись предметом острой идейной борьбы между представителями разных направлений в отечественной науке и духовной культуре.

2. Общечеловеческое образование. Идея образования Пирогова.

Пирогов, известный хирург, педагог, обратил на себя внимание современников, высказав свою идею общечеловеческого воспитания, в которой он выступал против ранней специализации в обучении детей, считая, что человека сначала нужно воспитать. Пирогов видел цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором. В 1858 году была опубликована его статья «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?», в которой он рассматривал телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее вред его нравственности, приучающее к повиновению, основанному не на осмыслении своих поступков, а на страхе. Он считал, что наказание не должно пугать и унижать ребенка, а должно воспитывать. Пирогов считал необходимой реорганизацию всей системы образования, на основе отмены принципа сословности в ее построении. Но своими предложениями он вызвал раздражение современников.

Современные школы ориентируются на общечеловеческие ценности. Ведь школа должна не только давать знания в области наук, прививать навыки, но и формировать характер ученика с помощью нравственных ценностей. Сейчас в школах не только заучивают факты и данные, а развивают у детей способности и навыки применять полученные знания на практике. Морально этическое воспитание осуществляется на уроках, классных часах, во время внеклассной работы. Все дети проводят время вне школы: играют на улице, занимаются в спортивных секциях, кружках, посещают музыкальные и художественные школы. И даже во время этих занятий выявляются ценности. Например, при занятии спортом дети учатся помогать друг другу, работать в команде. В школьные предметы так же внедрены общечеловеческие ценности. Например, при изучении истории дети не только заучивают факты и даты, но и рассматривают каждое историческое событие через призму общечеловеческих ценностей, выражают свое отношение к ситуации. Но в настоящее время многие люди забывают о тех качествах которые делают их настоящими людьми, т.е забывают о общечеловеческих ценностях. Поэтому многие педагоги считают, что нужно внедрять изменения в образовательный процесс, создавать новые нравственные ориентиры. Для воспитания в детях чувства свободы, для формирования их личности и индивидуальности нужно увеличивать количество предметов, где можно проявить себя творчески, развить вкус, чувство прекрасного. Это, например, рисование, музыка, театральное искусство. Сейчас эти предметы считаются второстепенными, несмотря на то, что они являются мощным рычагом в развитии общечеловеческих ценностей. Для подростков будут полезны уроки этики и психологии, необходимые для построения нормальных отношений со сверстниками. Нужно воспитывать в детях гармонично развитую личность. Ведь в человеке должно быть все прекрасно: и ум, и душа, и тело.

16 стр., 7579 слов

Социально-психологическая адаптация ребенка-дошкольника к школе

... ребенка дошкольника на начальном этапе обучения. Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе 1.1 Образ «Я» ребенка-дошкольника Для российской системы образования ... ребенка к школе. Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе. ... возбуждений, переоценка ценностей. 5. Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношений ...

3. Национальное образование.

Идея народности в русской педагогике возникла в основном как реакция на слепое подражание западноевропейской педагогике. «Начавшись идеями универсальными, общечеловеческими, педагогическое движение быстро перешло в западноевропейское, в широкое заимствование у западных народов их школьного и вообще педагогического опыта». Естественно, в противовес этому должны были возникнуть следующие вопросы. Всё ли можно заимствовать у иностранцев, — ведь они придумывали это для себя? Неужели мы ничего не можем создать сами? Какие основные идеи должны определять особенности русской педагогики?

Очевидно, что работы немецких педагогов оказали серьёзное влияние на развитие взглядов многих педагогов России того времени. Однако на фоне временного общего подражания, многие из них вполне критически освоили достижения немецкой педагогики и выразили к ней своё отношение. Сейчас отечественные школы ориентируются на укрепление своеобразия и самобытности. Во всех сферах духовной культуры общества, особенно в сфере образования и воспитания, происходит сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций. Национальные ценности являются своеобразными ориентирами педагогической практики и теории. Основные национальные ценности образования можно выделить в отдельные группы:

1. Национальные ценности культуры, изучение которых предусмотрено учебными планами школ.

2. Традиции в области воспитания и обучения детей.

3. Учебные книги, дидактические и методические разработки и пособия.

4. Правовые и законодательные акты, определившие реформы в области образования.

13 стр., 6104 слов

«Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования»

... этапы, составляющие цикл работы: Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания. Планирование работы. Реализация плана (выполнение работы). Анализ и оценка результатов работы. После этого можно ... процессе образования. Она должна ориентироваться на следующие цели: внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; определение результатов обучения; планирование ...

5. Памятники отечественной педагогической культуры и народного творчества, получившие отражение в произведениях фольклора.

6. Ведущие идеи, теории выдающихся педагогов, отраженные в научных трудах, оказавших влияние на педагогическую практику.

7. Система обучения и воспитания, сложившаяся в отдельных учебных заведениях и повлиявшая на практику образования.

Национальные особенности имеют глубокие корни в народной педагогике и связь с материальными национальными ценностями. Со временем многие национальные ценности теряют свою актуальность, но некоторые из них обновляются и дополняются в процессе исторического развития, сохраняя при этом свои традиции, и могут дать толчок для развития науки.

4. Идея народности воспитания К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.

Ушинский считал, что важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании». Он говорил, что воспитание должно быть народным, потому что оно создано самим народом и основано на народных началах, и имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных в идеях заимствованных у другого народа. Воспитание он рассматривал как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимы для осуществления педагогом своей деятельности. Ушинский считал, что в процессе воспитания и обучения человек становится человеком, ведь воспитание это целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества.

Он выделял несколько направлений воспитания, но главную роль отдавал нравственному воспитанию, считая его центром педагогической концепции. Воспитание лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

  • формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений.
  • развитие нравственных чувств, в частности и эстетических.

— воспитание навыков и привычек поведения. Дети должны быть умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

13 стр., 6237 слов

Идеи народности в педагогическом наследии Ушинского

... язык, народная школа, женское образование). 4. Обобщить результаты исследования, сделать соответственные выводы. Основными методами исследования были, Глава 1. Творческое наследие К.Д. Ушинского 1.1 Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории Ушинского К.Д В педагогической ...

Ушинский считал, что воспитание должно иметь народный характер. Народность это воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, выраженное в стремлении народа сохранить свое национальное «Я». История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа ,а подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан так же и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа. К.Д.Ушинский считал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения.

Ушинский критиковал тех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и насаждал европейскую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно»

Русское же дворянство подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание сохранилось лишь в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное — язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе.

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом, поэтому его невозможно перенести их на чужую почву. Но Ушинский не изолировал Россию от культуры других государств мира. Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. Можно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. В развитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любым народом, но есть различия в системах народного образования разных народов. Эти различия определяются особенностями исторического развития. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания.

14 стр., 6868 слов

Педагогическая теория К.Д. Ушинского

... целью реферата поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского. 2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского. 3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского ...