Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений, способом познания других людей и мира в целом. Для детей старшего дошкольного возраста общение, в силу активности познавательных процессов, стремления к совместным действиям, является основным видом деятельности.

Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном детстве, используются впоследствии в течение всей жизни. Многие психологи и педагоги (Н.О.Арапова, Л.И.Божович, И.И.Гончарова, С.А.Лебедева, А.К.Макарова, Е.Б. Пискулова, A.M. Шахнарович) отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми. Так, у одних детей отмечаются нарушение норм и правил поведения, дети становятся развязными, фамильярными, подчас грубыми; другие теряются, замыкаются в себе, стараются как можно меньше общаться. В связи с этим в этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный для общающихся положительный контакт), их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств.

Важное значение в этом процессе принадлежит обучению речевому этикету. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить разработанность данной проблемы. В середине I начале веков ученые (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, М.А.Рыбникова, Н.Г.Тумим) отмечали, что говорить, выражать свои мысли, быть в словесном общении с другими — является естественной потребностью детей. Задачу речевого образования ученые того времени видели в том, чтобы сформировать у ребенка умение сообщать другим свои мысли и чувства, т.е. умение общаться.

На современном этапе речевого образования и воспитание детей данная проблема также занимает большое место в теории и практике дошкольного обучения. В работе таких ученых, как Н.Е.Богуславская, В.В. Гербова, В.И.Капинос, Н.С.Карпинская, Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, В.И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения.

4 стр., 1644 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

... по исследуемой проблеме, а также изучение массовой и инновационной педагогической деятельности. Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями 1.1. Понимание речи, ее значения и функций в научной литературе ...

Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного и школьного образования.

Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов.

Практики отмечают, что дети, владея первоначальными знаниями в области речевого этикета, не умеют пользоваться ими, что, в частности, связано с несформированностью умения ориентироваться в ситуациях общения, предвидеть их. Поэтому важно не только дать детям знания формул речевого этикета, но и научить ребенка ориентироваться в условиях общения. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования: «Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».

Проблема исследования: каковы условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи исследования:

  • дать теоретическое обоснование изучаемой проблемы;
  • рассмотреть понятие «речевой этикет»;
  • изучить особенности проявления речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, содержание работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников;
  • разработать методические рекомендации по формированию речевого этикета у дошкольников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за особенностями проявления речевого этикета у детей; опрос; методы математической и статистической обработки фактического материала.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященные этическим проблемам общения (Т.И. Бабаева, С.В. Петерина, Я.Л. Коломинский и другие).

1. Психолого-педагогические основы формирования культуры речи иобщения у дошкольников

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду, С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение (24, с 16).

Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников (Н, Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, JLФ. Островская, С. В. Петерина и др.), в которых она рассматривается как «совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» (28, с. 6).

6 стр., 2766 слов

Речевой этикет учителя

... педагога, его культуры мышления, но одновременно является могучим средством формирования личности. Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения -- ... ребенка, такой «маски» недостаточно. Дети, как никто другой, чувствуют искренность и фальшь в общении. Особого внимания заслуживает речевой этикет учителя в рамках учебной деятельности. Придя в ...

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа — свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции.

Культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.

Кроме того, культура общения предполагает формирование навыков речевогоэтикета. Она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.д.) (16, с. 73).

В науке нет единой точки зрения на проблему культуры общения. С одной стороны, культура общения как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта и передачей их старшим поколением младшему. В то же время культура общения выступает в качестве результата воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой.

В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Педагог ДОО должен осуществлять профессиональную деятельность по формированию речевой культуры в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий(ОК 9)

Детство представляет собой период информационной чистоты и готовности к познанию мира, характеризуется бесстрашием, не обремененностью стереотипами. К тому жедошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой (Н. И. Лепская, М. И. Лисина, Е. Н. Медынский, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и другие).

Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия(ОК 16)( 7, с. 45 )

С.В. Петерина отмечает, что необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения

23 стр., 11402 слов

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей ...

... передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Структура В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, её компоненты и их ...

Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет: формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций.( 16, с. 67 )

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить культуру речевого общения дошкольников как выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту (28, с. 6).

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое нужное качество ребенка, как общительность (28, с.7)

Культура общения обязательно предполагает и культуру речи, которая предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, тактично, сохраняя спокойный тон.

Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

Методика работы по воспитанию культуры речевого общения рассмотрена в работах С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Т.В. Черник и других. Воспитание культуры речевого общения — проблема, которая имеет социальную значимость.( 3, с. 67 )

О.С. Ушакова отметила большую роль взрослого в процессе воспитания культуры речевого общения и приобретения нравственного опыта, что возможно лишь при учете единства и целостности воспитательных процессов, то есть взаимосвязи задач, методов приемов, применяемых в обучении и воспитании, а также при соблюдении педагогических условий, к которым относят: позитивный настрой; пример взрослых, прежде всего воспитателя, который организует собственную деятельность определив методы решения поставленных задач может оценить качество решения намеченных задач.(ОК 2)

И.Н. Курочкина подчеркивает, что в обучении дошкольников правилам речевого общения выделяют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу (22, с. 14).

2 стр., 914 слов

Роль речевого общения в развитии речи детей

... правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже ... речевого развития; общение способствует исправлению дефектов, возникших у ребенка в результате неправильного воспитания. Выделено несколько типов средств общения, посредством которых осуществляется взаимодействие детей ...

Формирование основ культуры речевого общения проходит своеобразный цикл, который включает:

Знание правила.

Понимание его разумности и необходимости.

Умение его применять.

Эмоциональное переживание его выполнения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ними.

Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание(основа вежливости), свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения.

2. Понятие «речевой этикет»

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV—XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете (24, с. 5).

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека (31, с. 69).

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

10 стр., 4600 слов

Этикет и поведение человека

... Внутренняя нравственная культура предполагает также развитое чувство собственного достоинства и добрую волю, т.е. готовность поступать нравственно без давления и принуждения, бескорыстно. Внешняя культура поведения предполагает знание правил и норм этикета, ...

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения — его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе (23, с. 3).

Н.И. Формановская отмечает, что речевой этикет — это широкая зона единицязыка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства,которые накопились в каждомобществе для выражения неконфликтного,нормального отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного (31, с. 69).

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые не строятся заново каждый раз, когда надо их употреблять, а используютсяготовые, отложившиеся в языковом сознании.

Таким образом, речевой этикет — это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

13 стр., 6496 слов

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

... ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей нужно использовать следующие средства: общение взрослых и детей ...

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

И.Н. Курочкина отмечает, что владеть речевым этикетом — значит:

  • знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;
  • осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
  • обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;
  • соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Сформированностъ речевого этикета как части речевой этической культуры проявляется в умении устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договоренности, в изменении содержательной стороны общения (обсуждение прочитанных книг, проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала).

Таким образом, основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения,в том числе и речевого этикета. В широкомсмысле «этикет» — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений).

В узкомсмысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение,приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания(ОК 7)

Чем раньше начнется этическое воспитание ребенка, тем больше возможностей будет для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями

3. Условия формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

К проблеме воспитания речевого этикета у детей обращались такие ученые, как Т.А. Ладыженская, А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская, И.Н. Курочкина. Они рассматривают речевой этикет как формулу хорошего тона, обеспечивающую комфорт в общении и способствующую установлению доброжелательных взаимоотношений.

А.Г. Арушанова отмечает, что усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится (5, с. 3).

Т.М. Юртайкина отмечает, что введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет оказывать влияние на духовный мир ребенка (10, с. 56).

17 стр., 8064 слов

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

... детьми по воспитанию безопасного поведения его в любой дорожной ситуации 2. Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний. 3. Анкета для родителей «Я и мой ребенок ... перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и ...

Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение.

Развитие речевого этикета определяется И.Н. Курочкиной «как процесс овладение ребенком нормами и правилами речевого поведения в различных ситуациях речевого общения, выражающееся в расширении круга формул речевого этикета, используемых детьми, в соответствии используемых формул речевой ситуации, снижении числа лексических, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, допускаемых в этикетных выражениях, в речи детей» (23, с. 34).

Под обучением речевому этикету понимают процесс, направленный на формирование потребности в установлении положительных контактов, воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

По мнению А.Б. Венецкой обучение детей речевому этикету предполагает:

  • введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов;
  • формирование умения выбиратьнужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);
  • формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е.уметь говорить и слушать других(16, с. 74-75).

И.Н. Курочкина отмечает, что содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.

Автором предложены основные правила речевого этикета, с которыми знакомят дошкольника:

  • Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад;
  • всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.

При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.

Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел.

Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.

В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.

6 стр., 2961 слов

Реферат по психологии речевой этикет

... разрешить). 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определённые манеры поведения и требует использования ... пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнёра по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый ...

В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.

Говорить людям комплименты — добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.

Стараться не обижать людей злыми словами: ты — плохой; ты — злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется.

Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

Это основные правила речевого этикета, с которыми надо знакомить дошкольника.

Педагогическими условиями эффективного формирования речевого этикета у старших дошкольников являются:

  • педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической коммуникативной направленностью;
  • создание педагогических ситуации, направленных на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
  • использование образцов этикетной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой;
  • применение культуросообразных методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих).

Основными способами педагогического воздействия на детей являются:

Приучение: детям дается определенный этикетный образец, например, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяется то или иное действие.

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению правил общения, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил общения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5—8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить (22, с. 17).

И.Н.Курочкина отмечает, что обучать детей правилам культуры общения нужно на специальных занятиях по основам этикета, главным содержанием которых являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. — все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует не только их усвоению и употреблению в речи, но и познанию их значения. Дети начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи.

И.Н. Курочкина отмечает, что место детской литературы в обучении правилам этикета определяется содержанием произведений. Написанные о детях и для детей, они заставляют дошкольника проникнуть в глубину человеческих отношений. Правила этикета не раскрываются впрямую, тем не менее, размышляя над событиями, описанными в произведении, переживая их эмоционально, ребенок осознает разумность поведенческих правил.

Включая в педагогическую работу произведения разных литературных жанров, воспитатель делает эту работу значительно более эффективной: яркой, эмоциональной, действующей на умы и сердца воспитанников. Например, известный рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова «пожалуйста», закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову «пожалуйста», чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми.

При освоении правил речевого этикета педагогу важно определить, что ребята поняли, усвоили, насколько этикетные правила стали для них основой в поведении. Один из способов — беседа с детьми. С.В. Петерина подчеркивает, что если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки; педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений (28, с. 22).

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Это очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Другой путь — обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям можно предложить следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует.

Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, поблагодарить за подарок, произнести комплимент и т.п. Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

Развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если у ребенка будет сформировано:

  • осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям;
  • умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и в соответствии с этим применять речевые нормы общения.

Таким образом, проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его использования в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками. Обучение речевому этикету мы понимаем как процесс, направленный на воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, формирование стремления и потребности в установлении положительных контактов, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

Кроме того, следует отметить, что занятия по обучению речевому этикету должны соответствовать возрастным особенностям. Планируя эту работу с детьми необходимо:

  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при проведении занятий по формированию речевого этикета; (ОК 3)

осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для организации общения детей; (ОК 4)

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности в рамках организации ОД детей; (ОК 5)

строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих; (ОК 11)

постоянно заниматься самообразованием, для того, чтобы методично организовать и распределять роли в сюжетно — ролевых. (ОК 8)

осуществлять профилактику травматизма, охрану и укрепление здоровья детей.(ОК10)

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение.

И.Н. Курочкина отмечает, что этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание.

Осваивая правила речевого этикета, дошкольники осознают красоту и величие слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, почему слова, заключенные в речевые конструкции, надо говорить обязательно, и почему слова, которые дети могут охарактеризовать как злые, дурные, мешающие речи, говорить не следует. Так постепенно убирают из детской речи слова-паразиты, грубые и матерные выражения.

4. Обучение старших дошкольников правилам речевого этикета

В марте 2017 года нами была проведена работа, направленная на обучение детей исследуемой группы правилам речевого этикета, что предполагало:

  • введение в их активный словарь достаточного количества этических формул;
  • формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);
  • формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других.

Четко определяли тему и цель каждого занятия, обеспечивали постепенное усложнение речевых заданий, в занятия включали разнообразные игровые и дидактические упражнения. (ПК 3.1)

Много времени уделяли этой работе во время проведения режимных моментов, во время общения с детьми. В своей работе мы использовали различные методы и приемы. Во-первых, личный пример. Не дожидаясь, пока некоторые дети поздороваются, первыми здоровались сами, находили, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату (даже если не видят воспитателя).Обращались и к игровым приемам. Например, Олег Б., зайдя в группу, сразу направился к игрушкам. Говорили ему: «Ой, Олег, ты что-то потерял». Мальчик остановился, осматривает себя: «Нет, ничего не потерял».— «Ну, тогда забыл дома». (Дети заинтересованно смотрят, подходят ближе.) «Ничего не оставил». «Ну, тогда, наверное, это слово за дверью спряталось. Иди, Олег, найди его». Мальчик, конечно, догадывается, что это за слово, весело бежит в раздевалку, возвращается и здоровается. В результате у многих ребят выработалась привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.

Много раз говорили детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решили упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашали кого-нибудь зайти в группу, но вначале напоминали ребятам: «Что нужно сказать?» Показывали, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки-гости (мишки, куклы, Петрушка).

Постоянно проверяли, как дети усвоили те или иные правила. Например, роняли предмет и делали вид, что не заметили. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили».

Большое внимание уделяли показу образцов культурного поведения в различных ситуациях. Такой прием давал возможность своевременно предупреждать конфликты, закреплять положительное во взаимоотношениях детей.Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Например, Сереже нужно пройти в умывальную комнату, а на его пути Саша играет с машиной. Сережа молча толкает Сашу, настойчиво пробирается вперед. Останавливаем его и говорим: «А я бы попросила Сашу: «Пропусти меня, пожалуйста».Саша подвинулся, и я прошла. Попробуй, Сережа, сделать так же».

Самой трудной оказалась работа по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень не нравился нам недоброжелательный тон некоторых детей. Здесь большое значение имеет хороший пример.Ребенок по собственной воле будет подражать человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя мы сделали такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.

Детям часто говорили о том, что если немного подумать, то можно обойтись без конфликта. Например, в раздевалке Антон занял место у шкафчика Ани. Девочка его выталкивала, сердилась, начала жаловаться. Мы предложили: «Давай проверим силу «волшебного» слова, только его нужно сказать ласково. Я уверена, что Антон сразу же уступит тебе место».

Для закрепления правил речевого этикета и культуры поведения использовали различные упражнения. Например, напомнили детям правило: «Разговаривай вежливо, приветливо с товарищем». Далее предложили послушать рассказ В. Осеевой «Девочка с куклой». После прочтения задали ребятам следующие вопросы: «Почему лейтенант одобрительно похлопал по плечу мальчика? Что он сказал при этом?». «Кому еще Юра уступил место в автобусе? Как он вел себя при этом?». После беседы обобщили ответы детей: «Вы все должны быть вежливыми, а мальчики должны быть внимательны к девочкам, ведь вы будущие мужчины. Как вы можете выразить свое внимание к девочке? Уступить место, пропустить ее вперед, заступиться за нее — это долг мужчины».

Детям очень нравились и специально организованные игры. Так в игре «Вкусный мандарин», которую проводили после полдника, мы делили мандарин на дольки и угощали детей. Следующий мандарин делил ребенок и раздавал другим детям.Каждый, получая дольку, говорил слова благодарности. Дети учились правильно и красиво есть фрукт, благодарить за угощение.

В игре «Лучшее знакомство» детям раздали открытки, разрезанные пополам. Те, у кого оказались половинки одной открытки, показывают свой способ знакомства. В конце игры выбиралась лучшая пара. Мы старались выделить достоинства каждой знакомящейся пары.

Нами был проведен и цикл занятий. Каждое занятие было построено по принципу сценария, включалоразличный дидактический материал и носило игровой, занимательный характер.

На занятии «Зачем нужны правила?» (приложение 4) формировали у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять, познакомили с понятием самооценка, этика. Мы поведали детям о том, что много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культура. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей. Правила этики — это правила взаимоотношения людей друг с другом. Рассказали о том, как ведет себя культурный человек, познакомили с некоторыми правилами поведения. Дети послушали песню из мультфильма «День рождения Леопольда», посмотрели фрагмент мультфильма. После увиденного мы провели обсуждение темы «У кота Леопольда день рождения». В конце занятия мы вспомнили с детьми те правила, которые они усвоили на данном занятии.

В процессе занятий «В мире вежливых слов» и «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает» у детейформировали представления о положительных качествах личности, раскрыли перед детьми сущность понятия вежливость. Мы также систематизировали правила вежливого поведения, помогали детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, учили быть вежливыми и воспитывали уважение к окружающим — взрослым и сверстникам. Для этого мы использовали разыгрывание сказки на фланелеграфе с фигурками куклы Маши и зверей. Дети помогали Маше добраться до дома. Для этого они учили её вежливо и по доброму обращаться за помощью к животным, которые встречались на её пути.

С детьми посмотрели диафильм по стихотворению А.Л. Барто «Медвежонок-невежа» и обсудили поступки Медвежонка, дали ему советы, объяснили, почему он поступает неверно. На занятии дети усвоилиправила вежливости: «Пользуйся словами вежливого обращения», «Будь приветлив и вежлив со всеми», «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор» и другие. Кроме того, дети разыгрывали различные ситуации и практически отрабатывали навыки правильного поведения. Например, «Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?», «Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?» и т.п. (приложение 4).

Занятие (Тема: «Гостям всегда рады! Мы принимаем гостей») было направлено на формирование навыков доброжелательного общения, воспитание радушия у детей. Поговорили о правилах поведения в гостях и поиграли в сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, культура речевого поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Руководя поведением детей, мы старались творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество проявлялось в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия; в способности определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы. В любом случае мы старались предвидеть реакцию ребенка на избираемый метод воздействия. Детей застенчивых (Дима М., Марина В.) подбадривали, терпеливо напоминали о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить»; «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждались в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости.

Формирование навыков культурного речевого поведения осуществлялось нами в процессе различных видов деятельности детей: во время режимных моментов, на занятиях, в игровой деятельности, на прогулке. Обучая детей, мы использовали различные методы и приемы: показ, объяснение, указание, напоминание, контроль, оценку, художественное слово, педагогические ситуации.

Большая работа проведена нами на специальных занятиях. При подготовке материала занятия мы учитывали требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решений. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно. На каждом занятии мы знакомили детей с правилами речевого этикета и формировали их, учили видеть недостатки в поведении и исправлять их. Воспитывали любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, бережное отношение к культурным ценностям и родному языку.

На занятиях мы не увлекались убеждениями и определениями в их однозначном варианте, мы давали детям возможность понимать и высказаться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Для воспитания речевого этикета использовали и произведения художественной литературы (В. Осеева, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак и др.).

Художественная литература способствовала возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, героям, к окружающим людям, к действительности. Готовясь к беседе по прочитанному произведению, мы продумывали вопросы, которые задавали детям. Эти вопросы пробуждали у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Мы помогали детям разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.При чтении, помимо задач воспитания речевой культуры и эстетических представлений, как правило, решались и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, интереса к литературе вообще.

Включая в жизнь детей новые правила мы неусыпно следили за неуклонным их выполнением, выявляли и устраняли причины отрицательных проявлений и поступков детей, корректировали их поведение.

Задачи, которые мы перед собой поставили, не могли быть решены без помощи семьи. Поэтому мы предусмотрели и работу с родителями.Провели родительское собрание на тему «Как знакомить детей с нормами поведения», ряд консультаций. В результате родители заинтересовались проблемой формирования у детей культуры поведения и проводили дома соответствующую работу (приложение 4).

Таким образом, проведенная работа была направлена на формирование у испытуемых этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Это позволяет каждому ребенку без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

В результате проведенной работы познакомили ребят с правилами речевого этикета: вежливое обращение, употребление в речивыражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться отнеуместных в данной обстановке действий, слов. Развивали коммуникативные качества детей, некоторым ребятам (Марина В., Дима М.) помогли преодолеть застенчивость при общении.

педагогический речевой этикет коммуникативный

Заключение

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

Речевой этикет рассматривается в литературе как одна из существенных сторон культуры диалогического общения. В дошкольном возрасте дети начинают овладевать правилами речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения в русском языке выделяется несколько: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, соболезнование, сочувствие, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент.

В теоретической части мы рассмотрели психолого-педагогические основы формирования культуры речи и общения у дошкольников, проанализировали понятие «речевой этикет», изучили условия формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-педагогическая работа проводиласьна базе МАДОУ, центр развития ребенка-детский сад №31 ст. Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Диагностика, проведенная на первом этапе, была направлена на выявление особенностей речевого этикетного поведения у детей исследуемой группы. Нами были использованы следующие методы диагностики: наблюдение за особенностями поведения испытуемых в различных ситуациях и опрос испытуемых.

Полученные данные позволяют сделать вывод об уровне сформированности речевого этикета у испытуемых. Высокий уровень выявлен у 30% испытуемых, средний уровень обнаружен у 40%, низкий уровень выявлен у 30% детей исследуемой группы.

Для решения данной проблемы мы сделали подборку игр и упражнений, педагогических ситуаций, составили конспекты этических занятий. Работу по обучению старших дошкольников правилам речевого этикета проводили в различных видах деятельности детей. Много времени уделяли этой работе во время проведения режимных моментов, во время общения с детьми, на специальных занятиях по основам этикета, через взаимодействие с родителями.

В результате работы, проведенной нами совместно с воспитателями группы, у детей наблюдались положительные сдвиги в овладении навыками культурного речевого поведения. Большинство детей усвоили намеченную нами программу, практически все дети старались выполнять нормы и правила общения.

Предложенный практический материал (конспекты занятий по основам этикета, разработка родительского собрания) может быть использован в практике работы по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, в ходе исследования была достигнута поставленная цель и решены основные задачи.