Специфика философских проблем

1. Философия как особая форма мировоззрения. Миф, религия, философия и наука. Специфика философских проблем

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

  • космоцентризм;
  • теоцентризм;
  • антропоцентризм.

Космоцентризм — мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога.

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Миф — священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется как устроен мир.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека;
  • деятельность человека и его достижения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
  • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф.

Основными мировыми религиями являются:

10 стр., 4652 слов

Философия как форма мировоззрения

... понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире. Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества зародилась около ... философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия глобальных проблем. Предмет философии По определению Платона, философия ...

  • христианство;
  • ислам;
  • буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

  • синтоизм;
  • индуизм;
  • иудаизм.
  • Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
  • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
  • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Наука — это форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, это такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, теории, законы, а также методы исследования.

Философская проблема — знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию.

Определяющие черты проблем философии:

  • всеобщность и предельность;
  • вечность, постоянство

Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени — не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено:

  • уровнем научного знания,
  • культурно-историческим этапом развития общества: на каждом этапе развития философская проблема решается в той степени, в какой это возможно.

Философский результат решения проблемы — это, прежде всего:

  • создание нового смысла, новой интерпретации;
  • развитие философского знания сопровождается расширением категориального словаря (за счёт появления новых понятий),
  • изменением содержания имеющихся понятий и категорий,
  • появлением новых специальных терминов.

2. Предмет и методы философии, ее основные функции. Структура философского знания

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (учение о познании);
  • человек;
  • общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

  • диалектика;
  • метафизика;
  • догматизм;
  • эклектика;
  • софистика;
  • герменевтика.

Диалектика — метод исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений и т.д.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
  • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
  • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
    8 стр., 3758 слов

    Системный подход как метод познания мира

    ... систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира. Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и ...

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций.

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

  • мировоззренческая (связана с понятийным объяснением мира);
  • методологическая (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
  • прогностическая (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
  • критическая (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
  • аксиологическая (от греч.

axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

  • социальная (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Структура философии (традиционная сегодня):

  • онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего — бытия);
  • гносеология (теория познания);
  • эпистемология (методология научных исследований);
  • философская антропология (человековедение);
  • аксиология (учение о ценностях);
  • праксиология (учение о человеческой деятельности — взаимодействии с миром);
  • социальная философия (учение об обществе и культуре).

3. Формирование и историческое развитие философии: основные идеи, школы и направления

Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII-II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

14 стр., 6825 слов

Философия древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения

... искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию. 1.1 Китайская философия Китайская философия сложилась на рубеже V11-111 в. ... софистов вытекал из их релятивизма - учения о том, что все в мире относительно; в гносеологии релятивизм означает, что истина относительна, что она полностью зависит от условий, ...

Основные школы:

Античность

  • ранняя философия (досократики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э.;
  • античная или классическая философия (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в.

до н.э.;

  • эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Средневековье

  • апологетика (II-III вв. н.э.) — доказывание того, что вера шире и могущественнее разума («верую — ибо абсурдно»);
  • патристика (IV-VIII вв.

н.э.) — разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую — чтобы понимать»);

— схоластика (IX-XIV вв. н.э.) — религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов с самостоятельными философскими факультетами. Главная проблема схоластики универсалии: средневековые мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, — «номиналисты».

Возрождение

  • гуманистический (XIV в. — первая половина XV в.): гуманизм и индивидуализм, антропоцентризм, культ природы и чувственности;
  • неоплатонизм (вторая половина XV в.): человек — микрокосм;
  • натурфилософский (конец XV — XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).

Новое время

Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (общественных предрассудков — «идолов рода, пещеры, рынка и театра»).

Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) — критерий истины в сознании (факт «я мыслю» — образец достоверности), признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого метода приобретения знаний.

Атомистическая программа (Гассенди и Бойль) — мир из микроэлементов и их сочетаний.

Механистическая программа (Ньютон) — мир большой механизм, познаваемый через опыт, индуктивное выведение законов и дедуктивные выводы, проверяемые на практике.

Главными идеями древней философии были:

  • материализм;
  • идеализм;
  • синкретизм

Основные направления:

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

  • материализм (направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.);
  • идеализм (направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух)
  • дуализм (существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
  • деизм (сторонники Бога, считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание);

гносеологической (познавательной) стороны:

5 стр., 2402 слов

По философии «Общественное сознание» » Мы с АГНИ

... непонятной современникам. В общественное сознание входят формы и методы социального познания. Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. ... того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выявляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания. Обыденное сознание охватывает и ...

  • гностицизм (мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом);
  • агностицизм (мир непознаваем);
  • эмпиризм (сенсуализм);
  • рационализм (истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта).

  • иррационализм (мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом);
  • экзистенциализм (философия существования).

4. Сознание как объект философского анализа. Философская теория познания (гносеология)

Сознание — сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) — способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге _ нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:

  • субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум — субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум — проявление Мирового Разума;
  • функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание — функция нервной системы и мозга, чувства — источник сознания;
  • экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;
  • социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание _ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

Гносеология — теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности. Термин якобы появился в 1832 г., но день и точное время не указаны.

В античности уже была оппозиция (противопоставление) знания (эпистемы) и мнения (доксы), а также представление о подчиненности знания объективному порядку космоса. (Гносеология подчинена онтологии.)

В средневековье познание в рамках веры, но разум иногда признавался самостоятельным источником Божественных истин. (Гносеология подчинена теологии.) философия мировоззрение религия сознание

В новое время познание — это соотношение объекта и субъекта. Представление об истине наукообразно: она универсальна, неизменна и абсолютна. Единство всей природы — гарантия познаваемости мира и достоверности познания. Достаточно освободиться от пристрастий, чтобы все познать точно. (Здесь якобы гносеология свободна, но истина попала в зависимость от научных открытий.)

5 стр., 2329 слов

Философия сознания

... концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии. Философия сознания имеет не только теоретическое значение. Во-первых, ... также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания. В классическом виде психофизическая проблема была сформулирована французским мыслителем XVII ...

Неклассическая гносеология признает познание совместным продуктом объекта и субъекта. Здесь: знания исторически изменчивы, относительны (релятивные) и ангажированы; абсолютное никому не доступно.

Центральные проблемы гносеологии: познаваемость мира, соотношение субъект-объект, структура познавательного процесса, истина и ее критерии.

Познание ориентируется на:

1) решение конкретных жизненных проблем,

2) выявление устойчивых сущностных связей мира,

3) накопление собственного духовного опыта (самосознание).

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

5. Социальная философия: предмет, ключевые понятия и подходы

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.

В социально — философском знании такими общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.

В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии:

  • мировоззренческие;
  • методологические.

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

  • социологией;
  • политэкономией;
  • политологией;
  • юриспруденцией;
  • культурологией;
  • искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками.

Социальной философии помогает развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др.

Социальная философия — это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную логику философских размышлений и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.

При изучении социальной философии необходимо знать, по крайней мере, две узкие и непродуктивные в целом стратегии исследования:

1) натуралистскую, которая стремится редуцировать общество к биологическим проблемам;

2) социологизаторскую, которая абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека.

В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним.

Самые распространенные подходы:

Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада).

4 стр., 1520 слов

Современные тенденции социального развития общества

... тенденциях социального развития общества, необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что из себя представляет социальное развитие как таковое. Поняв это, мы сможем говорить о параметрах, определяющих современные тенденции социального развития общества. ... Далее разберемся с самими тенденциями, представленными в нескольких сферах ...

Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности.

Цивилизация — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая, длительно существующее, самодостаточное, сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Формация общественно — экономическая — исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

— Социальная эволюция — это медленный, продуманный, постепенный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, более совершенную, происходящий без излишних разрушений прошлого, человеческих жертв, с сохранением всего положительного в новом обществе. Примером социальной эволюции можно считать становление буржуазного социализма в странах марксовского капитализма в XX в. Социальная эволюция — это стихийный процесс, носящий сознательный характер на каждом отдельном этапе. Поэтому социальную революцию можно назвать прагматичной трансформацией общества.

Социальная революция — это быстрый, стихийный, радикальный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, происходящий с излишними разрушениями старого (до основания), многочисленными человеческими жертвами, обновлением общества на противоположное. Социальная революция — это стихийный процесс, носящий сознательный характер только по отношению к конечной цели, но подчиняющийся также прагматизму на каждом отдельном его этапе. В результате этого социальная революция носит вид социального эксперимента, задуманного ее вождями. Именно поэтому социалистическую революцию все думающие люди считали экспериментом