Методы обучения дошкольников

обучение дошкольник образовательный

Стиль взаимодействия педагога и детей м. б. различным: авторитарным, демократическим и даже либеральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно-ориентированная модель. Эти основные модели отличаются целями, задачами, содержанием и методами обучения.

Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя пед. технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от соц. контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель — помощник, советчик, старший друг.

1. Методы обучения дошкольников

1.1 Понятие о методах и приемах обучения

Метод (гр. — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

38 стр., 18830 слов

Использование сюжетно-дидактических игр при обучении счету детей ...

... показали эффективность сюжетно-дидактических игр и игровых приемов для практического применения в обучении счету. Новизна курсовой работы заключается в том, что можно использовать разработанный нами проект «Домик для ... развитие дошкольника в целом. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому ...

Метод обучения — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Прием — часть метода, его конкретный элемент.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. Таблицу ).

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е. Я.Го-лант, С. И.Петровский).

Наглядные — наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

  • Словесные — объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Практические и игровые — упражнение, игровые методы влементарные опыты, моделирование

1.2 Классификация методов и приёмов обучения дошкольников

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

  • I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. Д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. Д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

  • А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
  • Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
  • В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изо -деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части;
  • может быть полным или частичным;
  • Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

5 стр., 2055 слов

Особенности обучения одарённых детей в странах Европы

... через классы, прохождение обучения по отдельным предметам в старших классах и в университетах. Итак, рассмотрим подробнее состояние дел по проблеме одаренных детей в отдельных европейских ... деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять [1, 2]. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми ...

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. Д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

3. Практические методы: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

  • Упражнение — многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.
  • Моделирование.

Модель — это предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

В дошк. педагогике для звукового анализа слова разработаны специальные модели Журовой(фишки разного цвета — гласные, ударные, безударные и т.д.).Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

По ознакомлению детей с трудом взрослых — Крулехт. Опыты и эксперименты относятся к практическим методам.

4.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации. В результате исследований Комаровой и Николаевой были предложены следующие виды ИОС.

  • ИОС с игрушками-аналогами;
  • ИОС с литературными персонажами — ИОС типа игр-путешествий.

1.3 Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе

Методы воспитания

  • способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

  • совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

  • часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение — умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

4 стр., 1735 слов

По психологии «: Особенности организации обучения детей ...

... угнетенное настроение и нежелание посещать школу. 3. Обучение детей с СДВГ У детей с СДВГ повышенная активность проявляется очень ярко. С началом обучения в школе, выясняется, что мальчик/девочка не ... хочет подчиняться нужным требованиям. рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания: 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, ...

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

* показ способов

действий;

  • показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/metodika-vospitaniya-i-obucheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Приемы

* вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

  • указание (целостное и дробное) ;
  • пояснение;
  • объяснение;
  • педагогическая оценка;

* беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

* внезапное появление объектов;

* выполнение воспитателем игровых

действий;

  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования;
  • создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование — это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).

В основе — принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком).

28 стр., 13611 слов

Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ...

... определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва». Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному ...

Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

  • содержания учебного материала;
  • возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам;
  • в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов;
  • в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
  • формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
  • оснащенности педагогического процесса;
  • личности воспитателя

Средства воспитания и обучения:

Средства воспитания

  • система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

  • игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

  • книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

  • явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

  • это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

  • закономерностей и принципов обучения;
  • общих целей обучения, воспитания и развития;
  • конкретных образовательных задач;
  • уровня мотивации обучения;
  • содержания материала;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • объема и сложности материала;
  • уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
  • возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
  • материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

особенностей личности педагога, его квалификации.

Заключение

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

12 стр., 5937 слов

«Обучение детей с ОВЗ в условиях школы

... процесса. Глава 1. Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» ...

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/metodika-vospitaniya-i-obucheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

1. А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика — Синтез» 2004 г.

2. А.П. Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.

3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие. — М., 2005. — 76 с.

4. Лысковская В. Игра как метод обучения и воспитания// Учительская газета. — 2002. — № 4. — С.6

5. Матюхина М.В., Михальчик Г.С. и др. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.

6. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996 г.

7. С.А. Козлова, Г.А. Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.