Задание № 2. Междисциплинарные связи психологии управления (общая психология, психология труда, экономическая психология, социология, менеджмент, теория управления).
Психология управления затрагивает деятельность человека во всем ее многообразии, исследуя широкую совокупность факторов, обусловливающих результативность трудовой деятельности работника и коллектива, формирующих поведение человека на производстве. Поэтому психология управления при разработке рекомендаций по использованию человеческого фактора в повышении эффективности производства опирается не только на результаты своих исследований, но и на знания, относящиеся к другим научным дисциплинам — общественным, естественным, техническим, таким как: общая психология, психология труда, экономическая психология, социология, менеджмент и теория управления.
Прежде всего управление человеком в его
Широко используются и положения экономической теории как науки о законах, управляющих производством, распределением и обменом материальных благ в человеческом обществе.
Психология управления тесно связана с экономической психологией, предметом изучения которой является оптимизация труда за счет психологического комфорта работника, общественная организации труда, а также научная организация труда работника, объектом изучения и рационализации которой является трудовой процесс. Это важно с позиций создания условий для высокопроизводительного труда, рационального использования работника по квалификации, сохранения здоровья и развития личности, а так же психической устойчивости.
Психология управления учитывает влияние на человека факторов окружающей среды — влияние на поведение работника окружающих его участников процесса производства и санитарно-гигиенических факторов производственной среды, психологических факторов, влияние двух последних на организм человека, его работоспособность, душевное состояние, здоровье. Все это в конечном счете формирует отношение работника к своей работе, к предприятию, к обществу, в котором он работает. Поэтому в процессе управления персоналом предприятия необходимо опираться на знания и рекомендации в отношении организации трудовой деятельности, разрабатываемые такими научными дисциплинами, как физиология труда, охрана труда, психология труда и др.
Психология труда
... Психология труда объединяет большое число научных работ, имеющих одну общую черту: все они связаны с миром труда и деятельностью профессиональных организаций. Психология труда-- это одна из дисциплин психологии, ... систематизации знаний о человеке и труде для практики управления производством постулировала следующую ... работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы труда ...
Нельзя не отметить связь управления персоналом с социологией и прежде всего с социологией труда, изучающей социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функционирования трудовых коллективов (характер и содержание труда, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, социальные аспекты организации труда, трудовой активности работника, профессиональная и социальная адаптация работника и др.).
Изучение человека в конкретных условиях деятельности базируется на знании законов поведения, сформулированных социальной психологией, объектом исследования которой являются поведение и деятельность людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Знание законов социальной психологии позволяет обеспечить индивидуальный подход в управлении персоналом, ориентируясь на все богатство социально-экономических отношений конкретного человека, задействование формальных и неформальных отношений между работниками.
Изучение и проектирование конкретных видов трудовой деятельности предполагает учет социально-психологических факторов, которые непосредственно и опосредованно влияют на характер и результаты деятельности (социально-психологический климат, отношение работников друг к другу и к общему делу).
Общая психология изучает общие закономерности психической деятельности человека. Общая психология является теоретической и экспериментальной базой психологии управления и выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии а так же ее основные понятия и категории.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности. Она исследует профессионально важные качества человека, необходимые для определенной специальности. Так же психология труда изучает психологические основы организации труда в фирме, коллективе. Так же не стоит забывать о том, что психология труда тесно связана с взаимоотношениями в трудовом коллективе и в трудовых группах, как в отдельных видах социальных групп.
Задание № 22. Власть и управление.
I Власть – это право и возможность влиять на поведение других, управлять ими.
В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, т.к. он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, что бы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения, целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Психология семейных отношений
... Психология и педагогика». Цель и задачи этого реферата «подготовиться» к семейной жизни, понять все тонкости семейных отношений, узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод и т.п. Итак, семье и ... ссоры по поводу распределения власти – кому быть главным, ... возраст будущей пары; - Некоторые молодые люди спешат или вынуждены по разным ... по вопросам разделения труда в семье, ведения ...
Существует несколько видов власти:
- Должностная;
- Политическая;
- Профессиональная;
- Информационно-аналитическая;
- Материально-финансовая;
- Духовно-нравственная;
- Традиционная.
Власть осуществляется при помощи пяти различных инструментов:
- 1. Принуждение – способность оказывать влияние на других, при условии контроля величины или формы наказания, которое может быть к ним применено. К примеру, взять мать и ребенка. Он должен убраться у себя в комнате, либо он будет наказан. Лидер, пользуясь своей властью, принуждает «силой» сделать то, что ему нужно;
- 2. Вознаграждение – основано на вере в возможность вознаградить или отказать в этом. К примеру, руководителя и менеджера, он не получит квартальную премию, если не сдаст отчеты в другие инстанции. Или ребенок не пойдет гулять, пока не сделает все уроки;
- 3. Экспертная власть – осуществляется, когда человек воспринимается как носитель специальных и полезных знаний либо его мнение подкреплено мнением экспертов. Это можно увидеть на примере «пресс-секретарей», которые несут определенную информацию для «народа», для СМИ и т.д. о каком-нибудь деле. Это авторитет знаний;
- 4. Власть связей – обладатель дружескими, родственными или иными, личными связями с нужными или вышестоящими людьми по статусу (или имеющими влияние на других людей) ради исполнения, собственных (чьих-либо) нужд;
- 5. Нормативная власть – основывается на власти (наличии) документов;
- 6.
Референтная власть – обладание настолько привлекательными свойствами для исполнителя, что он хочет быть таким же (пример «кумира»);
- 7. Информационная власть – власть над людьми, нуждающихся в информации.
- 8. Власть закона – Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг – подчиняться им. Он реагирует не на личность, а на должность. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управления людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
По мере того, как способности исполнителя подошли в плотную к способностям руководителя, стала возникать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, что бы иметь возможность на него влиять
Вся история человеческой цивилизации иллюстрирует аксиому: без разделения личностей на отдающих распоряжения и исполняющих их, невозможно возникновения даже минимально цивилизованного общества. Если на заре цивилизации, да кое-где еще и в наши дни, люди отдающие указания, приказы, рекомендации, как правило, являлись старейшими членами племени, с большим багажом знаний накопленных за свою жизнь и полученных от предков, зачастую они же и являлись прародителями и всех потенциальных исполнителей. При таком уровне межличностных отношений, повиновение приказам было в крови, на уровне отец-сын. Противоречия были минимальными и решались в тесном семейном кругу. Ротация власти держащих шла естественным путем. С началом расслоения общества, реальная власть от патриархальной верхушки и временных военных вождей, постепенно стала переходить к более узкой, и в последствии наследственной части племени — прослойке жрецов и вождей. На этом уровне отношений, когда право на власть стало доставаться не естественным путем (умнейший, сильнейший), у людей претендующих на верховную власть в племени появляется потребность в средствах подавления недовольства членов племени, которые по достижении определенного интеллектуального или физического развития, перестали получать своей доли власти.
Общественное мнение и его роль в социальном управлении и жизни людей
... (либеральные системы управления); 3. субъекты власти полностью (естественно, взвешено и с учетом имеющихся возможностей) учитывают предложенные пути решения проблем (демократические общества). Также общественное мнение выступает как институт социального контроля, заставляющий ...
В истории известен лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг «своего», пусть даже авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который всё предвидит и заботится о своих подчиненных.
Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера. Однако такая зависимость обычно бывает обоюдной.
II Управление — это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, что бы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направлено на успех и выживание. В тоже время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством и развитие технологической базы.
В управлении всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действие субъекта управления. Таким образом, основная задача управления – организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что никто им не управляет.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Основными задачами науками управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частым производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема экономики страны. Проведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление – человека также строится на определенных принципов, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.
Задание №31 Сущность информационных потоков, виды. Психологические особенности информационных потоков.
Информационные потоки – это пути передачи информации, обеспечивающие существование социальной системы (предприятия учреждения), внутри которой они двигаются. Это процессы передачи информации для обеспечения взаимосвязи всех звеньев социальной системы. Существует два вида информационных потоков:
1) горизонтальные – между равными по служебному положению и статусу работниками или группами работников, например, между начальниками отделов;
Роль информации и информационных технологий в современной экономике
... обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели . 1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ Любому предприятию, фирме, организации в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, ...
2) вертикальные – между работниками или группами работников, находящимися на различных уровнях иерархии, например, между начальником и подчиненным.
В свою очередь, вертикальные информационные потоки подразделяются на нисходящие (от руководства к рядовым
Каждый вид информационных потоков имеет свои психологические особенности.
Горизонтальные информационные потоки чаще всего имеют неформальный характер. Горизонтальные информационные потоки являются самыми эффективными с коммуникативной точки зрения. В них сохраняется примерно 90% сведений, то есть потеря информации при передаче таким путем минимальна. Объясняется это тем, что людям, находящимся на одном уровне служебной иерархии, психологически легче понять друг друга, ведь они решают однотипные задачи и сталкиваются со сходными проблемами.
Вертикальные нисходящие информационные потоки могут быть и формальными, и неформальными. С точки зрения их коммуникативной эффективности, ситуация выглядит следующим образом: чем больше передаточных звеньев проходит нисходящая информация, тем больше она теряется и изменяется. Идет объективный процесс искажения полученных сведений. В практической работе менеджер должен исходить из того, что каждое передаточное звено «забирает» до 50 % поступающей информации. Парадокс заключается в том, что информация, получаемая сверху, не утаивается, и не искажается кем-то специально или сознательно; просто полноте передачи препятствуют коммуникативные барьеры. При нисходящих информационных потоках наблюдается эффект «испорченного телефона». Содержание информации передается при помощи языка, и при этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.