В своей деятельности человек повсюду и всегда подвергается различным опасностям, угрожающим ему самому, его близким или его имуществу, опасностям, непредвидимым по источнику своего возникновения и неравномерным по своим последствиям. Иначе говоря, человек постоянно подвергается тому или иному риску. Так, например, во время царствования вавилонского царя Хаммурапи (годы правления: 1792-1750 г.г. до н. э. ), участники торговых караванов заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. Это не единственный пример. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения или от других опасностей, подстерегавших мореплавателей, заключали между собой купцы Финикии.
Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39).
Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.
С 1993 года в нашей новая модель здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.
Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан.
Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав медицину.
Переход к медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области.
Охрана прав и защита интересов детей
... гарантиях прав ребенка в РФ" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, ... детьми; состояние здоровья детей; состояние репродуктивного здоровья женщин; состояние питания детей; образование, в том числе начальное профессиональное образование, воспитание и развитие детей; обеспечение дошкольного присмотра детей; организация досуга детей ...
1. Медицинское РФ
Медицинское представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных фондов. Величину фонда и его необходимый резерв рассчитывают на основе вероятности наступления так называемого рискового случая заболевания. Величина разового взноса зависит от состояния здоровья человека, принимаемого его возраста, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни пациента. При этом также учитывают динамику и степень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственные и бытовые условия, экологическая обстановка и т.д.).
При медицинском организационно закрепляется статус территориального аккумулирования средств и ресурсов фондах, определяются условия и порядок финансирования лечебно-профилактической помощи. Система медицинского предусматривает административно-хозяйственную самостоятельность лечебно-профилактических учреждений, бездефицитность их финансирования и обеспечение социальных гарантий при оказании медицинских услуг социально незащищенным слоям населения. В качестве основного звена финансирования здравоохранения выступают территориальные фонды медицинского
Эти фонды действуют как экономически самостоятельные некоммерческие вступающие в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физические лица), либо с предприятиями, учреждениями и организациями (юридические лица, страхователи), медицинскими компаниями а также объектами здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения).
Территориальные фонды медицинского контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи населению.
Все хозяйствующие субъекты, находящиеся на данной территории, непосредственно участвуют в формировании ресурсной базы территориального фонда медицинского Местные органы власти выступают в качестве для неработающей части населения, проживающего на этой территории. Финансирование медицинской помощи для неработающего населения осуществляется за счет средств местного бюджета.
случаем в медицинском понимают не столько появление заболевания, сколько сам факт оказания медицинской помощи по поводу заболевания. возмещение здесь приобретает форму оплаты оказанной медицинской помощи населению, состоящей из набора конкретных медицинских услуг (диагностика, лечение, профилактика).
Медицинское проводится за счет отчисления от прибыли предприятий или личных средств населения путем заключения соответствующих договоров. Договор о медицинском представляет собой соглашение между страхователем медицинской организацией. Последняя обязуется организовать и финансировать предоставление контингенту медицинскую помощь определенного вида и качества (или иных услуг в соответствии с программами обязательного или добровольного медицинского
Существует 2 модели медицинского обязательное и добровольное.
В РФ обязательное медицинское носит всеобщий характер, где гарантируется гражданам необходимый объем, качество и условия оказания лечебно-профилактической помощи. Добровольное медицинское дополняет обязательную форму. Через добровольное медицинское обеспечиваются дополнительные (сверх установленных) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия.
Медико социальная помощь
... на медико-социальную помощь; изучить виды медицинской помощи в России; проанализировать программу государственных гарантий в области здравоохранения Российской Федерации. Актуальность исследования Данная работа ... реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, ...
при обязательном медицинском выступают органы государственного управления (для неработающего населения), предприятия, учреждения и организации (для работающих), а также лица, занятые предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий.
При добровольном медицинском в качестве выступают граждане, обладающие гражданской дееспособностью. Каждый застрахованный гражданин получает полис. медицинские организации выступают в качестве юридического лица, осуществляющего медицинское согласно имеющейся у них лицензии. Учредителями медицинских организаций не могут быть органы управления здравоохранения и отдельные лечебно-профилактические учреждения. медицинская организация контролирует объем, сроки и качество предоставляемой медицинской помощи в соответствии с условием договора. Тем самым страховая медицинская организация защищает интересы
Взаимоотношения между страхователем медицинской организацией реализуются через страховые взносы. По обязательному медицинскому они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ медицинского и обеспечивающих рентабельную деятельность медицинской организации. взносы по обязательному медицинскому неработающего населения вносят соответствующие органы управления. Добровольное происходит за счет прибыли, доходов предприятий или личных средств граждан. Условия добровольного медицинского подробно оговариваются в заключаемом договоре. При этом размеры добровольных взносов устанавливаются по соглашению сторон[
2. Обязательное медицинское (ОМС)
Обязательное медицинское является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь.
В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС.
Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации взносов и предоставления за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. ОМС является частью системы государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным и страхованием по безработице. Также благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям финансирование здравоохранения и оплаты медицинских услуг. Необходимо отметить, что возмещение заработка, потерянного за время болезни осуществляется уже в рамках другой государственной системы – социального и не является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах
Государственные социальные внебюджетные фонды
... 24 источника. 1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые ... граждан на пенсионное обеспечение, социальное социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь [2]. Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов ...
Федерации. Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно правовой формы при любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств федерального бюджета (дорогостоящие виды медицинской помощи и лечение в федеральных медицинских учреждениях) или бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (лечение в специализированных диспансерах и больницах, льготное лекарственное обеспечение, профилактика, скорая медицинская помощь и др.).
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей различных категорий
Управление собранными средствами осуществляют специально созданные для этих целей самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения – федеральные и территориальные (по субъектам РФ) фонды ОМС.
В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС — это некоммерческие финансово-кредитные учреждения. При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.).
Непосредственно предоставлением в рамках ОМС занимаются медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС и заключившие соответствующие договоры с территориальными фондами ОМС. Они призваны осуществлять оплату предоставляемых гражданам медицинских услуг за счет средств, выделяемых им на эти цели территориальными фондами, и контролировать правильность и размеры оказываемой медицинской помощи.
обязан заключить договор обязательного медицинского в пользу конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового соглашения.
Ответственность за уклонение от заключения договоров обязательного медицинского определяется ст. 27 Закона «О медицинском граждан в Российской Федерации». Требовать от исполнения возложенной на него обязанности по заключению договора ОМС
С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому перед работником прекращаются и переходят к другому в зависимости от нового статуса (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.).
Идея справедливости в здравоохранении и медицине
... медицины системами обязательного медицинского страхования и национально-государственного здравоохранения, обнаруживая, что нравственная идея справедливости, проникнув в область здравоохранения, ... и социального статуса. 1. Идея справедливости и формы организации здравоохранения Вопрос о том, как должна быть организована охрана здоровья граждан в стране, относится не только к компетенции медицинского ...
Органы государственного управления, выступающие неработающего населения, обязаны заключить договор обязательного медицинского при наличии двух условий:
- гражданин не должен работать;
- гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших ситуации.
Обязанность органа государственного управления прекращается:
- при поступлении гражданина на работу;
- при перемене гражданином постоянного места жительства;
- в случае смерти гражданина.
- гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского
— органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 9 Закона РФ «О медицинском граждан в Российской Федерации» обязан заключить договор обязательного медицинского со страховой медицинской организацией, вносить страховые взносы (платежи) в порядке, установленном законом и договором медицинского За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам взносов применяются финансовые санкции.
обязан вносить взносы на ОМС в порядке, установленном действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. Механизм принудительного взыскания взносов предусмотрен Законом «О медицинском граждан в Российской Федерации» и установлен «Положением о порядке уплаты взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского утвержденным Постановлением
На обязательное медицинское работодатели ежемесячно направляют средства в размере 3,6% от (фонда оплаты труда).
Средств обязательного медицинского (3,6% от фонда оплаты труда) достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить бесплатной для граждан медицинскую помощь в полном объеме, необходима компенсация недостающих средств из государственного и местных бюджетов. Ст. 17 Закона РФ «О медицинском граждан в Российской Федерации» предполагает компенсировать недостающие средства страховыми взносами за неработающие население, которые должны перечисляться в фонды местными администрациями, органами государственного управления республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению, из-за недостатка средств в бюджете эта часть статьи закона не выполняется.
3. Добровольное медицинское (ДМС)
ДМС аналогично обязательному и преследует ту же социальную цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем финансирования. ДМС является дополнением к обязательному Осуществляется оно на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. По договору ДМС застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.
Социальная работа в здравоохранении
... Структура социальной работы в системе здравоохранения предопределена особенностями системы, а технологии социальной работы обусловлены проблемами различных категорий граждан стоящих на учете в учреждениях здравоохранения. Методы исследования: Исходя из цели и поставленных задач, данная курсовая работа ...
Участие в программах ДМС не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.
С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая.
По обще мировым стандартам МС покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием: затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу; потерю трудового дохода, вызванного невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности.
покрытии медицинских расходов страховщик возмещает фактические издержки, связанные с осуществлением лечения и восстановлением способности к труду. Таким образом, страхование медицинских затрат является ущерба и защищает состояние клиента от внезапно возникающих расходов.
покрытии потери дохода страховщик выплачивает денежное возмещение за день болезни. Размер возмещения и дата начала его выплаты согласуются в договоре и зависят от получаемого трудового дохода и дня, установленного трудовым законодательством или действующей системой социального до которого потеря трудового дохода в результате заболевания покрывается либо работодателем, либо обязательны медицинским
В законе РФ «О медицинском граждан в Российской Федерации» основная цель медицинского сформулирована образом:
«..гарантировать гражданам при возникновении случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».
Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального до максимально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее современных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лечения; осуществление тех видов лечения, которые включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям».
4. Социально-правовые аспекты новой системы медицинского страхования
Медицинское подразделяется на обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское осуществляется не только работодателями, но и государством. Добровольное медицинское является одним из видов финансово-коммерческой деятельности — так трактуют авторы публикации. Понятие «Добровольное медицинское говорит само за себя: вам нужно — страхуйтесь, и, как любое — платите деньги.
Изучение материалов, связанных с введением в нашей стране обязательного медицинского позволяет обратить внимание моменты в ее реализации:
1. Нужна ли вообще система обязательного медицинского в нашей стране.
Опыт других вопросе — разный и другие страны не похожи на Россию, — так что ссылаться только на практику внедрения этой системы за рубежом неубедительно.
При сохранении государственной системы здравоохранения (прежней или усовершенствованной) можно было бы:
- ввести для всей работодателей медицинский налог в бюджет государства.
- величина налога могла бы быть дифференцированной в зависимости, например, от численности работающих (в том числе по всем видам договоров) и оборотов или прибыли (лучше от оборотов, так как прибыль научились скрывать).
8 стр., 3734 слов
Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения
... направления социально-медицинской работы Здравоохранение представляет собой важнейшую отрасль социально-культурной деятельности, основной целью которой является осуществление мер по охране здоровья населения. Отечественная система здравоохранения состоит из государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. К государственной системе здравоохранения ...
- направление налога должно быть только в Федеральный бюджет: единая власть при едином финансировании. Распределение налога должно осуществляться по отработанной схеме по территориям.
2. При введении только государственного здравоохранения, как альтернативу, или в дополнение к ней можно создать добровольную систему медицинского по типу бывшего этом будет надежда и уверенность граждан не бояться этой системы, как когда-то мы не боялись
гражданин был уверен, что при наступлении несчастного случая — оплатят и искать агентов не нужно. Они стучались в каждый дом, люди их знали и доверяли.
Добровольное медицинское позволило бы любому предприятию независимо от его организационно-правовой формы и подчиненности своих работников (по их желанию).
Кроме того, каждый человек независимо от его статуса (работающий или неработающий) только по своему желанию мог бы просто и без мытарств (как при Госстрахе) свое здоровье. Ведь существующая система Госстраха и альтернативных компаний предусматривает же риски, связанные с причинением вреда здоровью и т. п.
Так пусть же этим займется которая назовется «Добровольное медицинское Конечно же, здесь возможны варианты.
Обоснованием этих предложений является следующее:
1. Введение системы обязательного медицинского наряду с существующей Государственной системой здравоохранения не изменило целей: обе системы имеют цель обеспечить здоровье граждан.
2. Усложнилась системы здравоохранения: государственная осталась, но она маломощна и уже непонятна гражданам; негосударственная — через систему медицинского неэффективна.
Почему же неэффективна негосударственная система здравоохранения, которой официально будто бы нет, но в завуалированном виде — «обязательное медицинское она есть. Основными показателями ее неэффективности являются:
- не достигается основная генеральная цель — обеспечение здоровья граждан.
Как известно, смертность в настоящее время возросла по сравнению с 80 годами.
— существующее финансирование в медицинских учреждениях и оплата труда мед. персонала явно недостаточны для обеспечения основной (генеральной) цели. Данные по оплате труда медицинских работников: оплата труда медицинских работников понизилась в 1,5 — 2 раза по сравнению с концом 80- х годов.
— психологическое отношение граждан к новой системе — никакое, так как они видят только обнищание здравоохранения, ухудшение отношения врачей (некоторые врачи совершенно откровенно говорят больному, как мал их заработок и как им плохо — будто бы больному от этих слов становится лучше).
Кроме того большинство граждан со будущего здравоохранения — что же будет потом, если уже сейчас такое.
— загруженность и трудоемкость системы ОМС, что проявляется: в сложной структуре системы, множестве взаимосвязей, большей занятости в ней работников, громоздкой системе документирования и документооборота (в т.ч. отчетности), необходимости содержания на федеральном и территориальном уровнях специального контрольного аппарата для проверки деятельности органов ОМС, в отвлечении всех граждан от работы, своих личных целей и планов для оформления полисов или магнитных карт и т. д.
Методы гигиенического обучения и воспитания населения
... Школы и клубы здоровья Уроки и часы здоровья Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов ... к системе здравоохранения. -Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации. -Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных ...
Отвлечение граждан для процедуры оформления полисов и магнитных карт — это отдельный вопрос. Он связан с неудовлетворительной организацией этой процедуры в некоторых поликлиниках, так как почему-то именно они стали местом оформления названных документов.
Таким образом, есть серьезная проблема и в организации процедуры оформления документов в диалоге система ОМС — гражданин.
Как же организовать эту процедуру так, чтобы граждане России просто бы имели эти полисы (или магнитные карты)? Может быть целесообразнее было бы организовать медицинское работающих граждан непосредственно на их работе, неработающих — через ЖЭКи, ГРЭПы, РЭУ, службы занятости, органы социального обеспечения. Ведь сама процедура должна быть максимально проста: необходимо, чтобы кто-то заполнил типовой бланк полиса (или магнитной карты) и передал этот документ гражданину. Но возникает самый главный вопрос — зачем нужен гражданину этот документ, если в стране введено обязательное медицинское Ведь в основе ОМС лежат следующие основные принципы:
1. Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг.
2. Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи.
3. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. При этом средства ОМС находятся в государственной собственности.
Тогда зачем гражданину какой-либо медицинский документ, если всюду, куда бы он ни обратился за медицинской помощью, ему обязаны оказать бесплатную медицинскую помощь. В этом смысле направленность медицинского уже непохожа на соцстрахование.
Возможно, когда нашими специалистами изучались модели медицинского в других странах, какие-то элементы не были изучены до конца или не были учтены особенности нашей страны при реализации выбранной или вновь созданной модели. Однако есть проблемы, есть недостатки (видимые и невидимые) действующей системы медицинского и внимание к ним должно быть самое пристальное.
Но все же мировой опыт показывает, что эффективность использования средств в страховых системах выше, чем при бюджетной системе их распределения. В условиях рынка доходы работников здравоохранения целиком зависят от того, насколько удовлетворен клиент и обратится ли он по тому же адресу в когда ему понадобится медицинская помощь. В случае медицинского обслуживания значение имеет не только, характер лечения, но качество обслуживания пациента. У пациента появляется гарант качества медицинской помощи — страховая медицинская организация, которая контролирует не только суммы затрат, но и качество оказанной медицинской помощи. Отмахнуться медицины даже самые закоренелые консерваторы сегодня не могут — это грозит расторжением выгодного контракта.
Основой введения системы медицинского явилось создание предпосылок для отказа от остаточного принципа финансирования здравоохранения. Основополагающим принципом организации сферы здравоохранения в условиях рыночного хозяйства является многоукладность экономики здравоохранения и многообразие форм организации медицинского обслуживания населения. Существование альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит основной гарантией свободы выбора места и условий работы для медицинских работников и свободы выбора врача и методов лечения для пациента.
Медицинская помощь и лечение
... социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т.д. Глава 1. Медицинская помощь и лечение 1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья ...
Необходимость с новых позиций рассмотреть современные проблемы развития медицинского в России с учетом международного опыта, социально-экономических факторов, определяющих состояние здоровья и качество жизни населения, а также на основе анализа опыта работы субъектов медицинского выработать рекомендации по совершенствованию системы здравоохранения — таковы проблемы данного исследования, которые и определяют его актуальность.
Социальные отношения, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечении различных групп населения, оказавшихся в критическом положении, представляет собой систему социальной защиты населения, которая в условиях рынка должна базироваться на социальном .
Социальная защита населения дает возможность реализовать конституционное право граждан на материальное обеспечение в старости, и случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы.
Организация социального базируется основных принципах: всеобщность обеспечения граждан по социальному причем в наибольшей мере за счет средств предприятии, организаций и государства, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального и управление последними через организации трудящихся.
Медицинское как форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья представляет собой гарантии обеспечения медицинской помощью в случае потери здоровья по любой причине, в том числе в связи с болезнью или несчастным случаем. Оно обеспечивается мерами по формированию особых страховых фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи в рамках программ.
Объектом медицинского является страховой риск, связанный с финансированием оказания медицинской помощи при наступлении случая. Медицинское основано на принципе общественной солидарности в распределении рисков: богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого. Действует принцип следующим образом: заболел — «выиграл», остался здоровым — «проиграл». В последнем случае выигрывает посредник
Медицинское развивается как форма социальной защиты населения, дополнительная к существующему бюджетному здравоохранению.
Последнее продолжает существовать и выполнять свои функции. Во всех развитых государственному здравоохранению придается огромное значение. Государство берет на себя основные функции охраны здоровья населения. В первую очередь, это противоэпидемическая работа и выявление методами неинфекционной эпидемиологии причин преждевременного возникновения и распространения болезней, вызванных средовыми воздействиями.
Государство берет на себя финансирование медицинской помощи при ситуациях. В оказании плановой медицинской помощи государство в большинстве случаев отдает полную инициативу частному бизнесу, или иным самостоятельно хозяйствующим организациям (больничным кассам, обществам поддержания здоровья).
При этом государство контролирует стандарты качества медицинских услуг, уровень подготовки кадров, а также развитие принципиально новых направлений в медицине.
Представляется, что реформирование системы медицинского в России должно следовать богатейшему мировому опыту решения данной проблемы.
Анализ мировой практики применения различных систем управления и финансирования здравоохранения позволяет выделить несколько основных типов таких систем: от полностью децентрализованного, основанного на чисто рыночных регуляторах (например, в США) до централизованной государством монополии на охрану здоровья (например, в бывшем СССР).
Итогом изучения этапов развития является констатация принципиальной возможности опираться на зарубежный опыт, так как он содержит множество действующих вариантов финансирования и управления здравоохранением степенью участия государства в системе охраны здоровья населения. Без такого участия (в той или иной степени) не работает ни одна из существующих систем здравоохранения. Современное государство не может оставить без внимания такую важную социальную сферу как охрана здоровья граждан. Поэтому в государственной сфере осуществляется сбор информации о здоровье населения, проводятся мониторинга силами независимых организаций, осуществляется контроль за оборотом денег в системе рыночных отношений, правовым урегулированием возникших споров.
Коренные отличия системы регулируемого здоровья от частной платной системы страхования выглядят следующим образом. В странах Европы в здравоохранении утвердился принцип социальной солидарности, а в США продолжает господствовать философия индивидуализма и жесткой конкуренции.
Регулируемый характер страхования здоровья обусловлен принятыми в XIX — XX столетиях законами о базисном страховании населения европейских странах в обязательном здоровья не участвует только элитарная высоко оплачиваемая часть населения. В США же страхование здоровья — частное дело каждого (исключение составляют контингента, обслуживаемые по государственным программам “Медикер” и “Медикейд”); при этом незастрахованными остаются значительные группы населения с низким доходом.
Социальная солидарность, основанная на профсоюзном и социал- демократическом движениях, религиозной благотворительности, привела европейские что объем медицинской помощи, оговоренный в базисных программах, стал значительно выше, чем в США. Так, при регулируемом здоровья от доплат за лечение освобождаются лица с низким доходом, хронически и тяжело больные. Системы предусматривают оплату подавляющей части расходов на лекарства (во Франции — на 95 %), очки и протезы (80 — 95 % ), лабораторные анализы (80 -90 %).
В Германии, Швеции,
Бельгии возмещаются расходы на транспортировку больных (в пределах установленных сумм), а также на их долечивание в санаториях. В США пакет базовых страховых услуг остается стабильно низким в течение долгих лет, нередко даже уменьшается.
Высокий уровень страхования, большой объем медицинской помощи застрахованным в европейских значительными правительственными субсидиями, а также порядком перераспределения фондов между компаниями.
Система регулируемого здоровья чаще всего обеспечивает каждому застрахованному возможность обращения к любому врачу, в любую больницу сравнительно простым методом оплаты за полученную медицинскую помощь. В США в 80-90-е годы получила распространение система найма врачей в Общества поддержания Здоровья; при этом пациент может обращаться только к этим врачам. Таким образом, в странах регулируемого расширяется свобода пациента относительно выбора врача, метода лечения, больницы.
В европейских система сдерживания цен за медицинские услуги. Закон и установившаяся практика переговоров между страховыми компаниями и врачебными ассоциациями (иногда прямые, иногда с участием правительственных чиновников) помогают удерживать цены на достаточно низком уровне, учитывая, впрочем, уровень инфляции. В США же отмечается безудержный рост цен и беспомощность правительства в их сдерживании.
Вышеперечисленные отличия обуславливают сравнительно большую удовлетворенность населения и правительств европейских системами здоровья, по сравнению с Соединенными Штатами Америки.
Итог проведенного сравнения — не в пользу частной системы страхования здоровья. Преимущество следует признать за системой регулируемого здоровья, разработанной в течение столетий развитыми
5. Особенности организации медицинского в России в условиях социально-экономических реформ
В начале 90-х годов российское здравоохранение встало перед необходимостью коренных преобразований во всех сферах деятельности. В основу этих преобразований лег принцип перехода к системе медицинского Смысл введения системы медицинского в России в новых экономических условиях заключается
- осуществлении демонополизации и децентрализации управления системой здравоохранения. Главенство государственной администрации на всех уровнях порождает монопольную которая руководит и производством и потреблением медицинских услуг. Монополия пренебрегает интересами потребителя, попирает права человека. Поэтому, главной мерой предупреждения возрождения монопольной системы является разделение администраций, осуществляющих кредитование производителей медицинских товаров и услуг, и посредников, обслуживающих потребителя, а также граждан, покупающих эти медицинские товары и услуги;
- постепенной передаче сферы управления лечебным делом (первого элемента здравоохранения, способного перейти на внебюджетное финансирование) нарождающемуся частному сектору.
Государственное здравоохранение должно сохранять за собой контроль за состоянием медицинской помощи принятыми в мировой практике методами экономического регулирования текущей деятельности и контроля за ходом реформ в указанной сфере. Это осуществляется путем создания целевых фондов, финансируемых программ, а также введением регулирующих льгот или санкций;
- ускорении самоорганизации равноправных участников (субъектов медицинского цивилизованных рыночных отношений в деле оказания населению качественной медицинской помощи: самостоятельно хозяйствующих производителей услуг, посредников, выражающих интересы и полноправных организованных потребителей. Полезность посредничество — арбитражной деятельности иных организаций оценивается способностью грамотно представлять интересы сторон, содействовать заключению справедливых договоров и сделок, установлению рациональных нормативов, систем контроля качества и прочих элементов самоуправления;
- изменении хояйственно-управленческой роли государственных органов и властей всех уровней в вопросах предоставления населению лечебно-профилактической помощи. Государственное руководство должно свестись к контролю за балансом сил и возможностей субъектов медицинского с целью не допустить диктата одних над другими. В первую очередь, медицинское призвано устранить унаследованное от государственной монополии игнорирование интересов гражданина-потребителя медицинских услуг;
— высвобождении сил государственной медицинской администрации и имеющихся бюджетных средств здравоохранения всех уровней власти для осуществления деятельности, заключающейся в выработке и осуществлении политики массовых мер, направленных на повышение уровня общественного здоровья, увеличение средней продолжительности и качества жизни населения.
Существующие концепции развития здравоохранения России довольно часто являются продолжением теории «количественного роста», то есть необходимости увеличения либо бюджетных, либо страховых фондов, выделяемых обществом на цели охраны здоровья населения. Именно в этой просматривается желание через медицинское получить добавку к бюджетному финансированию.
Однако, в ходе начавшейся бюджетные ассигнования на здравоохранение были сокращены в больших размерах, чем собираемая сумма страховых взносов. Тем самым, в финансовом смысле переход на медицинское во главу угла поставил проблему выбора приоритетов инвестиций в здравоохранение. Произошедшее перемещение финансирования в более выгодную лечебную сферу вызвало сужение деятельности в области профилактики заболеваний населения. Вместе с тем, выход из демографического кризиса согласно мировому опыту зависит в первую очередь от инвестиций в профилактические программы и в гораздо меньшей степени — от вложений в лечебный сектор.
Предоставителями медицинских услуг реформа воспринята в целом положительно, и это нетрудно понять: изменение источников финансирования носит пока что чисто формальный характер. Для всех руководителей, которых реформа распределила между бюджетом здравоохранения и бюджетами ОМС в рамках базовой программы поменялись только сроки поступления авансов , порядок ведения новой отчетности по проведенным затратам. При этом повысилась четкость поступления средств по договорам, возникли штрафные санкции за нарушение сроков финансирования, стороны научились оперировать тарифными соглашениями, выпиской счетов-фактур, почувствовали зависимость между количеством проделанной работы и суммой зарабатываемых средств. Однако, больших сдвигов в повышении престижа организации, ее финансовых, ресурсных и кадровых возможностей реформа пока не