Власть как предмет философского анализа

В обществе любые человеческие отношения действуют по иерархическим законам, что, соответственно приводит к возникновению механизмов господства и подчинения. Господство и подчинение, как отношения имеют тесную взаимосвязь, и объединяет данные понятие лишь одно – власть. Например, если кто-то господствует, то, кто-то обязан подчиняться, здесь мы и говорим о властвовании, господстве или, наоборот, о подчинении. Власть выступает правом или возможностью распоряжаться чем-либо или кем-либо, оказывать решающее влияние на деятельность и поведение окружающих людей, используя , принуждение, убеждение или силу. На сегодняшний день существует более 350 определений понятия власти и каждое из них соответствует определенному предмету изучения или исследования. Исследования господства и подчинения проходят в рамках различных научных дисциплин, таких, как философия, политология, социология, политическая и социальная психология и во многих других. Интерес к исследованию и изучению механизмов, структуры и содержания власти, господства и подчинения все возрастает в современной науке.

Несмотря на значительный интерес к проблеме власти как предмета философского анализа, в настоящий момент не существует единого подхода к пониманию сущности, определения данного феномена. В связи с этим тема данной работы «Власть как предмет философского анализа».

Цель – изучить структурно-содержательные характеристики власти как предмета философского анализа.

Задачи работы:

  • Дать определение термину «власти»;
  • Рассмотреть теоретические подходы к пониманию содержания данного феномена;
  • Рассмотреть власть с точки зрения предмета философского анализа.

Понятие власти прочно вошло в общественное сознание. Она расценивается как основная сила, обеспечивающая регуляцию различных процессов и в группах разной численности. Благодаря наличию властных структур общество сохраняет целостность и единство.

Что такое власть? Это регулятивно-контрольное, организационное и центральное начало политики, это проблема политического знания, культуры и человека, известная с древнейших времен. Власть, определение которой мы рассматриваем, понимается по-разному. В одной из основных трактовок она определяется как специфические отношения, возникающие между различного рода социальными субъектами. Возможна она только там, где есть социальные отношения, при которых одна из сторон зависит от другой. [5]

12 стр., 5513 слов

Философское отношение к вере

... установка человека в его отношении к миру. Соотношение веры и разума рассматривалось в различных философских концепциях в зависимости ... стремлению заменить мистические связи между явлениями и предметами каузальными естественно-научными закономерностями. В свою очередь, ... авторства библейских текстов, на их филологический и литературоведческий анализ и т.д., отвлекаясь от так называемой проблемы “ ...

Зависимость – важный фактор. Г. Лассуэлл утверждал, что власть является специфическим средством улучшения жизненных условий. Также он называл ее самоцелью, которая позволяет получать удовольствие от обладания ею. Как указывает определенные люди в нашем обществе обладают необычайно сильной потребностью во власти и господстве над другими людьми. И, при этом обладают всеми необходимыми для этого качествами. Здесь же автор указывает, что господство является некоторой личностной ценностью и человек испытывает потребность в обладании ею. В соответствии с теорией господство предопределяет стремление всех политических лидеров к власти.

В соответствии с и семантическими свойствами понятия господства — это власть, возможность распоряжаться, преобладание над чем-либо или кем-либо. Следуя этимологии слова господство, оно происходит от существительного господь. В большом словаре , господство — преобладание, власть. Как указывает , господством является обладание полнотой власти. В целом, можно сказать, что господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. [2]

Проблема господства и подчинения, так или иначе, затрагивалась в работах представителей различных научных направлений. Данные понятия напрямую исходят из определения власти. Существует множество исследований власти, например, работы и других.

К примеру, указывает, что власть является не только способом воздействия на кого-либо, но и выступает, как полноценный процесс, направленный на изменение чего-либо.

В соответствии с концепцией которая носит название компенсаторная теория власти, суть которой заключается в том, что у каждой личности в раннем детстве формируется комплекс неполноценности. Такой комплекс появляется в связи с тем, что ребенок оказывается слабым и . В связи с этим психика ребенка создает так называемые барьерные заграждения. Но зато в мире психической реальности ребенок не только ни в чем не уступает окружающим, но даже превосходит их. Это оказывается возможным благодаря тому, что в его душе в качестве компенсаторного средства возникает сильнейшее стремление к власти и превосходству. В самом общем виде два этих психических процесса — ощущение слабости, беспомощности, зависимости, с одной стороны, и стремление к превосходству — с другой, образуют отмеченный выше комплекс неполноценности [4].

Достаточно широкое определение власти дается в теологических трактовках. В них она понимается не только явлением, которое возникает в человеческой среде, но и тогда, когда люди начинают взаимодействовать с окружающим миром: и человек управляет миром, и мир человеком. Т. Парсонс определял это понятие как способность системы к принуждению элементов к определенной деятельности, позволяющей добиться конкретных целей. Да, точки зрения в данном случае действительно отличаются друг от друга. Основной вывод можно сделать следующий: нельзя рассматривать власть как исключительно природное или политическое явление. В первобытнообщинном строе она имела общественную направленность. Ее основой тогда был авторитет старейшин. Со временем указанный выше строй развалился, а авторитет старейшин пал. С появлением государства власть стала публичной. Начали появляться аппараты, а также специальные принудительные учреждения, которые имели полномочия применять различного рода санкции к лицам, не желавшим выполнять властные требования авторитетных лиц. [6]

5 стр., 2433 слов

Психология господства и подчинения

... власти, господства и подчинения все возрастает в современной науке. Объект работы – психология власти; Предмет – психология господства и подчинения. Анализ исследований, посвященных психологии власти и подчинения позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания определения сущности и структуры данного феномена. Как указывают ...

Политический характер власти появился именно в тот момент, когда образовалось государство. Без таких отношений и самой власти его существование было бы просто-напросто невозможным. Описываемый термин часто понимают, как социальные отношения, которые выражаются в способности конкретного индивида или их группы принимать какие-либо решения за других лиц. В таких случаях речь часто заходит об управлении. Власть и управление имеют много общего. Данные понятия иногда отождествляют. Такой подход неверен, так как разница все же имеется. Первое по смыслу и содержанию шире, второе же вытекает из него. Понятие «власть» является более абстрактным, чем понятие «управление». Подводя итоги, хочется сделать акцент на то, что власть действительно важна. Только она позволяет поддерживать порядок в обществе, которое всегда нуждается в управлении. Организация – важный элемент развития, без нее наступает хаос. В идеале лица, наделенные правом воздействовать на поведение других людей, должны действовать обдуманно, а их целью должно быть достижение каких-то общественных благ. Такое случается не всегда, так как людям свойственно использовать властные полномочия по большей части для достижения собственных целей.

Господство, как мы выяснили ранее, является стремлением преобладать над кем-либо или чем-либо. Как отмечают политологи, социологи и психологи, формой общественной организации власти является господство. Господство здесь определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующую и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанций между ними, выделение особого . К таким социальным институтам можно отнести армию, семью, государства или любые другие сообщества. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Максом Вебером были выделены типы господства, ниже представлено их перечисление и содержание.

Легальное господство; Традиционное господство; Харизматическое господство [6].

Как показал анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, существуют множество концепций, определяющих причины и содержание господства и подчинения личности в обществе.

Нормативно-формалистическая концепция (основополагающим является наличие норм); Органистическая концепция; Субъективно-психологическая концепция. Здесь основополагающим понятием является врожденное и инстинктивное поведение, а также возможность использования агрессивного поведения. Бихевиористская теория власти и господства. Данная теория ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти — сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения. Индивидуалистская-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов — личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту «игру» обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил «политической игры» и т. д. Реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т. д.[1]

18 стр., 8561 слов

Феномен власти в жизни общества философия

... в их свете проследить историю возникновения власти. Власть в обществе во всех ее разновидностях, и сами проявления власти, связаны своим происхождением прежде всего с социальным организмом, его спецификой, состоящей в регуляции жизни ... эта легкость компенсируется тяжестью подчинения вождю в исполнении решений не ... в той или иной мере власти всех видов. В свою очередь, уже в самой власти как феномене, ...

ЛебонГ. занимался изучением господства и подчинения в группах. В основном автор активно рассматривал психологию толпы, психологию господства и подчинения толпы, механизмы работы. Например, Лебон отмечает, что толпой нельзя руководить посредством правил, однако она очень легко внушаема и как следствие легко подчиняется лидеру. Также в данной теории можно отметить утверждение о том, что толпа слепо подчиняется порыву. указывает, что существует врожденное стремление личности к свободе и инстинктивное стремление к подчинению. Данный феномен был подробно рассмотрен им в своей книге Бегство от свободы. Психологи задаются вопросом, что побуждает человека испытывать ненасытную потребность к власти или наоборот к подчинению[2, 6].

Согласно другому подходу, власть и господство сопряжено с понятием насилия. отмечает, что сущность власти заключается в насилии над кем-либо. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать — значит налагать свою волю на волю других. Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Выделяются универсальные свойства власти:

Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим — государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти:

  • экономическая и политическая;
  • светская и церковная;
  • законодательная, исполнительная и судебная;
  • центральная, региональная, местная;
  • государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т. д. [7]

Переходя к вопросу о подчинении, необходимо отметить, что в психологии выделяются несколько форм и видов подчинения. Например, в социальной психологии можно выделить следующие формы подчинения:

внушаемость – некритическое подчинение мнению большинства, приводящее к полному согласию и изменению собственных оценок, конформность (conformity) – изменение поведения в ответ на давление большинства, уступка (compliance) – удовлетворение просьбы другого человека вести себя определенным образом подчинение авторитету (obediencetoauthority) – выполнение распоряжений индивида, формально наделенного властью.

14 стр., 6822 слов

Власть и социальные патологии в современном обществе

... обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений. В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны. ...

Например, при изучении власти и влияния выделяются также категории принятие (следствие влияния, в отличие от подчинения – следствия употребления власти); личное принятие (изменение личной установки вследствие открытого или скрытого влияния), публичная уступчивость (изменение наблюдаемого поведения в нужном направлении при необязательном изменении личной установки); идентификация (подчинение, основанное на влечении к другим людям), самопрезентация (акт самовыражения, направленный на создание благоприятного образа в глазах других людей) и др.

Рисунок, представленный ниже, характеризует области индивидуального подчинения власти.

Власть как предмет философского анализа 1

Данный рисунок позволяет сделать вывод о том, что подчинение является понятием намного шире, чем это было представлено ранее. Здесь мы видим, что власть, оказывая воздействие на индивида, приобретает характер личного выбора и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. 2]

Проведенный нами теоретический обзор литературы показал, что история определения власти весьма богата. Она представлена широким спектром концепций, каждая из которых рассматривала власть с той или иной стороны.

Так, например, Дж. Локк определяет власть как возможность создавать законы. Парсонс отмечает, что власть – это способность личности, заключающаяся в управлении обществом и мобилизацией его ресурсов. Аналогичную точку зрения принимает Макс Вебер, отмечая, что власть – это также способность, но несколько иного плана, она позволяет выполнять определенные функции в пользу социальной системы, общества, взятого в его целостности. Группа зарубежных авторов придерживается подхода о том, что власть – это отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролирующие единицы).

Несмотря на различные подходы ученых к определению сущности власти, можно выделить и общие её характеристики. Власть всегда связана с понятием господства и подчинения. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения.

Феномен власти приобретает свою актуальность и значимость в юридической сфере. Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех обще­ственных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

Вебер Макс. Типы господства. Из книги: Перевод . — Макс Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с. Власть, личность, общество: исторические, политологические и . Серия Грани науки. 2011. Выпуск 2 Сборник статей опубликован издательством «Сизиф «», Барнаул, 2011, 64 с. очинения в 2 т. Т. 1 Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. . — М.: Мысль, 1989. — 622 c. сихопатология и политика Монография / Пер. с англ. , — М. Издательство РАГС, 2005 — 352 с. Ушаков словарь русского языка . Москва: Альта-Принт, 2005. — 1216 с. Федяй власти в истории русской философии (Конец XIX — начало XX вв.) Монография. – Бишкек. КРСУ, 2005. – 254 с. Шевченко власти Ялта, 2014. — 15 с.

9 стр., 4150 слов

Теория социальной стратификации М. Вебера и марксистская теория ...

... социальными классами). В реферате рассмотрены два подхода, две базовые классические теории выдающих немецких социологов Карла Маркса (марксистская теория классов) и Макса Вебера (теория социальной стратификации), ... социальным признаком и занимающая более или менее сходные положения. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. ...

Власть как предмет философского анализа 2