Криминальное значение психической патологии

На протяжении веков во всем мире невменяемость сама по себе и ее правовое преломление приковывали внимание юристов, психиатров, философов и рядовых граждан. И по сей день тема не теряет своей актуальности. Непрерывное развитие юриспруденции и медицины дает все новые и новые критерии для определения психических расстройств и их влияния на ответственность за уголовно наказуемые деяния. Проблематика невменяемости относится к комплексным междисциплинарным проблемам науки и практики, в которой можно выделить как минимум уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный и судебно-психиатрический аспекты.

Невменяемость служит одним из основных показателей того, совершило ли лицо преступление или его действия не несут преступной нагрузки. По мнению известного общественного деятеля и исследователя дореволюционного уголовного права Н.С. Таганцева, «понятие о невменяемости есть разновидность понятия о дееспособности, играющее, однако, в уголовном праве большую роль на том основании, что всякое преступное деяние есть конкретное юридическое отношение, порождающее права и обязанности, а потому его субъектом может быть только лицо, способное проявлять себя в реальных явлениях жизни». В данном аспекте следует подчеркнуть: нельзя проводить аналогий между невменяемостью и недееспособностью. Это совершенно различные правовые категории, направленные на решение отличных друг от друга задач. Признание лица недееспособным всегда относится к будущему и означает лишение его возможности вступать в какие-то правоотношения. Признание лица невменяемым имеет в виду ранее совершенное конкретное общественно опасное деяние. В первом случае решается вопрос о лишении лица определенных прав, во втором — необходимо установить наличие или отсутствие состава преступления.

Вменяемость — одна из составляющих вменимости субъекту содеянного. Вопрос о его вменяемости может решаться не только двояко, то есть вменяем он или невменяем, но и посредством третьего состояния — ограниченно вменяем. В данном контексте термин «вменяемость» употребляется лишь как противопоставление «невменяемости», хотя вменяемость, в конечном счете, призвана решать ту же задачу, что и невменяемость: обеспечить уголовную ответственность и наказание только тех лиц (совершивших общественно опасные деяния), которые по состоянию психического здоровья способны и должны нести такую ответственность; она является самостоятельной проблемой уголовного права и имеет специфические черты.

8 стр., 3883 слов

Уголовная ответственность

... судимость [18] . Называются также следующие обязательные признаки уголовной ответственности [19] : Уголовная ответственность основана на нормах уголовного права, устанавливающих её основания и границы. Субъектом, применяющим уголовную ответственность, является государство, использующее репрессивные (принудительные) методы воздействия. ...

Социально-психологическая характеристика вменяемости выражается в уровне интеллектуального развития, в наличии у лица определенных волевых качеств, в эмоциональных чертах характера. Все это имеет важное значение для психического состояния личности и должно учитываться при определении вменяемости в каждой цивилизованной

Теоретическое значение изучения проблемы признания гражданина невменяемым заключается в том, что избранная для рассмотрения проблема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объект исследования — патология в уголовном праве.

Предмет исследования – особенности ее нормативно –правового регулирования. Целью исследования является изучение выбранной темы с точки зрения новейших отечественных исследований по данной проблематике.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

1. Изучить теоретические аспекты и сущность темы ;

2. Сказать об актуальности данной проблемы в современных условиях;

3. Обозначить тенденции развития этой тематики;

4. Проанализировать криминальное значение психической патологии.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы и приложение. Основой проведенной работы явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

1. Проблема, сущность психической патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход 1 .

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).

10 стр., 4899 слов

Память как психический процесс

... впоследствии, воспроизводится человеком. Эти процессы становятся возможны благодаря такому психическому процессу как память. Что же такое память? Память - это особая ... так называемой чистой памяти, то есть памяти, на которую не влияют процессы мышления. Для этого он ... механизма ассоциаций. Так Эббингауз сделал вывод, касающийся процесса запоминания. Этот вывод получил название «эффект края». ...

Память — форма психического отображения действительности, заключающаяся в запоминании, удержании, воспроизведении, забывании.

Существуют следующие виды памяти: мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая, произвольная, непроизвольная, опосредованная, непосредственная и др.

Различают такие расстройства памяти: амнезия: фиксационная, антероградная — помнится всё в прошлом, далее не запоминается, ретроградная — всё забывается в прошлом, ретро- антероградная – забывается и прошлое и настоящее; гипомнезия, гипермнезия, парамнезия: конфабуляция (обманы памяти, заполнение вымышленным), псевдореминисценция (нарушение хронологии), крипомнезия (присваивание чужих мыслей себе).

Мышление- процесс опосредованного и обобщённого познания реальности. Мышление является одним из основных познавательных процессов, его считают высшей степенью познания. Именно мышление представляет собой ядро интеллектуально- творческого потенциала личности, его активную составную. Как часть интеллекта, мышление есть процесс непосредственного оперирования образами, идеями, символами, представлениями, понятиями.

Во время процесса мышления человек воспринимает информацию, перерабатывает ее, делает выводы и объединяет их в предположения относительно ситуации, в которой он находится. Для создания адекватных ситуации выводов и предположений нормальный (общепринятый) процесс мышления должен соответствовать нескольким условиям:

1) способы восприятия и переработки информации должны быть адекватны объективной ситуации;

2) выводы должны делаться в соответствии с законами формальной логики;

3) содержание мышления должно оцениваться человеком в соответствии с общепринятыми эмпирическими основаниями;

4) процесс мышления должен быть организован по принципу системной регуляции;

5) мышление должно быть сложно структурированным и отражать в развернутой системе понятий общепринятую структуру мира2 .

Нарушения способа восприятия и переработки информации (основные когнитивные расстройства) влияют на качество мышления. Например, при неустойчивом внимании, нарушенной памяти, плохом зрении человек получает неадекватные сведения о ситуации, в которой он находится, делая неправильные выводы и предположения. Так, при аутизме человек в большей мере отдает предпочтение внутренним импульсам, тогда как внешние источники информации о ситуации могут игнорироваться. В результате человек делает неправильные выводы и прогнозы относительно ситуации, в которой находится. При задержках умственного развития некоторые виды информации не могут быть адекватно восприняты и учтены в выводах и предположениях, что не позволяет мышлению выполнять свою основную функцию обобщенного отражения существенных сторон реальности. При повреждениях височных областей мозга изменяются процессы памяти, что влияет на распознание необходимых аспектов ситуации, дезорганизует восприятие раздражителей и не позволяет их категоризовать. Изменения на клеточном уровне искажают поступающую информацию (например, при шизофрении или болезни Альцгеймера), давая неверные сведения о реальности, из чего следуют неадекватные ситуации решения.

3 стр., 1308 слов

Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека

... человек из памяти, представляют собой сжатый вариант ранее полученной информации, сохраняя при этом ее первоначальную структуру [5]. По мнению А. А. Вербицкого, «процесс визуализации ... основывается наше сознательное мышление и процесс принятия ... визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ...

Нарушения формы мышления возникают чаще всего при психозах. При этом человек перестает соблюдать базовые логические законы упорядочения информации, что приводит его к нереалистичным умозаключениям. К формальным нарушениям относят бессвязность мыслей, их разорванность (связь между мыслями сохраняется в течение непродолжительного времени, а потом под действием случайных факторов мышление начинает протекать в другом направлении и на других основаниях), ассоциативность мыслительных процессов (отсутствие внутренней структуры, ориентация мысли только на внешние признаки ситуации, внешнее сходство) .

Содержательные расстройства заключаются в том, что одна информация приобретает большую ценность по сравнению с другой, при этом в качестве критерия истинности утверждения берется произвольный субъективный конструкт. Здесь нарушается не сам процесс обработки информации, а объяснение событий. Причиной этого могут быть слабая селекция внешних раздражителей и восприятие нерелевантной информации (из-за слабости системы восприятия), придание преувеличенного значения событиям и содержанию памяти в ущерб актуальной информации .

Недостаточная системная регуляция (метакогниция) касается систематического обращения к предшествующему опыту и личностному опосредованию процесса мышления. Сюда включается, например, одновременная обработка нескольких аспектов проблемы, создание общего плана мышления, поиск подходящей информации из разных источников, координация мыслительных усилий, обращение к самому себе с вопросами с одновременным представлением себя как стороннего человека, не занятого сиюминутным решением проблемы (умение увидеть себя над проблемой, абстрагироваться от конкретных мешающих условий).

Недостаточная системная регуляция может быть обусловлена травматическими и токсическими поражениями, опухолями, воспалительными процессами лобных долей мозга. Системная регуляция мыслительных процессов также нарушается под влиянием сильных эмоциональных перегрузок.

Степень когнитивной структурированности мышления определяет то, как человек воспринимает, категоризирует, помнит и использует в своих действиях и поступках информацию о внешнем мире.

Содержательную сторону мышления у человека выражает речь. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь является средством общения, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Хотя речь и связана с мышлением, отставание в развитии речи не следует смешивать с отставанием интеллектуального развития. Только дети с серьезными речевыми расстройствами относятся к группе риска развития интеллектуальной недостаточности. Однако проблемы с речью становятся базой для последующего возникновения расстройств коммуникативных и учебных навыков.

15 стр., 7374 слов

Мышление в младшем школьном возрасте

... путь развития мыслительных процессов. В связи с выше сказанным гипотезой работы является следующее предположение: при организации учебной деятельности младших школьников педагогам необходимо учитывать индивидуальные качества мышления для успешной школьной ...

Выделяют четыре вида расстройств речи:

  • специфическое расстройство речевой артикуляции;
  • расстройство экспрессивной речи;
  • расстройство рецептивной речи;
  • заикание